Семинар - практикум для родителей "Учимся говорить правильно".
методическая разработка по логопедии

Дудина Наталья Валентиновна

Семинар - практикум для родителей

"Учимся говорить правильно".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей

"Учимся говорить правильно".

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.

Задачи:

  • Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
  • Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Формировать у родителей представление о средствах интонационной выразительности.
  • Дать рекомендации как правильно работать со скороговорками.

Материалы и оборудование:

  • Стулья, столы;
  •  Карточки со стихами на разную интонационную выразительность, памятки.
  • Музыка.

- Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об автоматизации звуков в игровой,  наиболее эффективной форме закрепления и научимся некоторым приёмам.

      Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, что  можно исправить логопедическим массажем и артикуляционными упражнениями.  По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата. Артикуляционные упр. вы должны выполнять дома ежедневно и уже без зеркала, под музыку. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Чтобы научиться красиво, говорить, надо укрепить мышцы  губ, щёк.  

 Сейчас, мы вам  покажем упражнения на мышцы губ, щёк, нижней челюсти, языка.

Демонстрируем с детьми (2-3 человека артикуляционную гимнастику) под детскую песенку.

  1. На этапе закрепления звука и слогов. Переходим на спонтанную речь.

  • Закреплять звуки на разных знакомых песенках – пропеть вместо слов, например: Л, ЛА;
  • С любым движением под музыку  +  перекидывать мячи разной величины;

  1. На этапе закрепления слов, дифференциация слов.
  • В неудобной позе, создать трудную, сложную ситуацию, например, голову, сжать опустить, плечи поднять, руки вытянуть и произносить материал;
  • Дифференцировать поставленные звуки сразу под музыку и с движением, можно на вдохе и  выдохе (слоги, слова);
  • Перекидывание мяча, на качалках  -  петь слова.

- А сейчас мы поговорим о предложениях,  скороговорках.

Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего рода развлечения в кругу семьи. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

  • Прочитайте скороговорку:
  • Проговорим скороговорку беззвучно.
  • Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный голос. Быстро. Быстро-быстро.
  • С движениями рук, ног;
  • Петь под песенку;
  • Очень медленно говорить скороговорку, при этом быстро рисовать солнышко и наоборот;
  1.  Этап самостоятельной речи:

 покупка в магазине, на почте, разговор по телефону, разговор с другом, с сестрой, наблюдение игр с другом, с братом, с сестрой, под контролем мамы.

  1. Контроль звукопроизношения в различных поручениях.

- Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил.

А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.

- Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Возьмите карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1.

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как “робот”.        

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как “весёлый клоун”.        

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “певчая птичка”:        

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “грустный ослик”:        

Постой паровоз, не стучите колеса.

Кондуктор нажми на тормоза…

Я к маменьке родной с последним приветом,

Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как “злой великан”:        

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

- Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.

Дома попробуйте с детьми разучивать стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

               

 Приемов по данной теме очень много, я вас познакомила с некоторыми из них, на мой взгляд, самыми эффективными в домашних условиях.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Учимся правильно говорить"

Автором предложен материал проведения семинара-практикума для родителей старшей группы "Учимся говорить правильно", на котором родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнен...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа ...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приёмам развития речи.Правильная, выразительная речь- звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар...

Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"

Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.Задачи: Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.Обучить родителей правильному выпол...

Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"

Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов....

Семинар-практикум для родителей«Учусь говорить правильно»

Семинар-практикум для родителей с целью повышения компетентности  в вопросах речевого развития детей...