Конспект индивидуального логопедического занятия "Жук Жужжа".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В основе конспекта лежит автоматизация звука Ж, а также обогащение словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya._zhuk_zhuzhzha.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие
«Озорной Жук Жужжа».
«Автоматизация звука «Ж» изолированно, в слогах и словах.
Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное.
Продолжительность: 15 минут.
Занятие рассчитано на ребенка шести лет, имеющего спастическую форму псевдобульбарной дизартрии.
Цель: автоматизация звука «Ж» изолировано, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Закрепить правильную артикуляцию звука [ж]
• Закрепить умение произносить звук [ж] изолированно, в слогах, словах.
• Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, словах.
• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
• Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
• Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.
• Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля;
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Предполагаемый результат:
Ребенок научиться правильно произносить звук [ж] в словах.
Ресурсы: игрушка – Жук, воздушный шарик, деревянный шпатель и стерильный бинт для массажа языка, картинки-символы артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, зеркало, предметные картинки со звуком «Ж»
Ход занятия.
Организация деятельности.
Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие прилетел Озорной Жук Жужжа. Он принес шарик Жуню. Слайд № 3
Какой первый звук в слове Жуня?
Ребенок: Звук [Ж]
Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок: Со звуком [Ж]
Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ж], а поможет нам в этом Озорной Жук Жужжа. Только cначала немного разомнем наш язычок и губки.
Основная часть.
Логопед: А жучок вместе с тобой разомнется. Слайд № 4
Лицевой массаж:
• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.
• Массаж губ: растирание, разминание, пощипывание от середины губ к углам.
Артикуляционная гимнастика Слайд № 5
Логопед. Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ж», давай выполним гимнастику, а Жучок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.
Ребенок вместе с логопедом выполняет артикуляционные упражнения.
«Лягушка-хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Логопед: А теперь давай покажем Озорному Жуку Жужже фокусы с шариком Жуней. Какой мы слышим звук в слове Жуня? Слайд № 6
Ребенок: В слове «Жуня» слышим звук [ж].
Логопед: Держи шарик перед губами.
Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко заведи моторчик и подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)
Слайд № 5
Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ж]
Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси жжжж.
Ребенок произносит.
Логопед: Что губы делают?
Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
Логопед: Что язычок делает?
Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
Логопед: Есть ли голосок?
Ребенок: Голос (горлышко) “работает”.
Логопед: Молодец! Все верно!
Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ж]
Логопед: Когда Озорной Жук Жужжа летел к нам в гости, он встретил пчелку.
Игра «Пчелка». Слайд №7
Логопед: Посмотри. Вот где он летел.
Логопед показывает ребенку дорожку, по которой летел Озорной Жук Жужжа.
Логопед: Посмотри по той дорожке летел Жук Жужжа. Помоги Озорному Жуку Жужже. Вставай на тропинку, полетим по ней и пожужжим на пчелку. Давай вспомним, как жужжит пчелка?
Ребенок жужжит вместе с логопедом. Потом проходит по тропинке туда-обратно и жужжит.
Игра «Заведи пропеллер» Слайд №8
Логопед: Жук Жужжа хотел прилететь к нам на вертолете, но у вертолета не завелся пропеллер. Как заводиться пропеллер?
Ребенок:: ЖЖ. Жж.
Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот. Давай починим пропеллер: ЖЖЖЖЖ (звук произносится громко, отрывисто).
Ребенок выполняет задание.
Логопед: Почему Жук Жужжа к нам хотел прилететь не на самолете, а именно на вертолете Жене ?
Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ж]
Логопед: Жук Жужжа предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Жук Жужжа будет говорить слоги, а ты их повторяешь.
Жук Жужжа проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
Жа-жо-жу, аж-ож-уж, жо-жи-же, ож-иж-еж.
Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость.
Логопед загадывает загадки, а ребенок их отгадывает. Слайд № 9
• Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живёт, а рядом,
Не лягушка - это. (Жаба)
Логопед: про кого была загадка?
Ребенок: Про Жабу.
Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.
• Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь
Логопед: Кто это такой?
Ребенок отвечает. (жучок)
Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветер.
Ребенок и логопед подходят к окошку.
Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.
Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.
Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются.
Длительно произнесим звук «Ж».
Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ж».
Логопед: И последнюю загадку Жуку Жужже подсказал ветерок, послушай.
• Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками (Ёж)
Логопед: Кто это был?
Ребенок отвечает. (ёж)
Логопед: Жук Жужжа решил вернуться к себе домой в болото. А дома на болоте ждала мама Жужжелица . Давай, посмотрим, что у Жужжи есть дома.
Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком. Слайд № 10
Логопед: У мамы жужжелицы есть нож, а у Жука Жужжи?
Ребенок: ножик.
Логопед: Маме жужжелице и ежевика пригодится, а Жуку Жужже?
Ребенок: ежевичка.
Логопед: У мамы жужжелицы есть жилет, а у Жука Жужжи?
Ребенок: жилетик.
Логопед: маме жужжелице пригодится жетон, а Жуку Жужже?
Ребенок: жетончик.
Логопед: Посмотри, с чем к нам прилетел Жук Жужжа?
Ребенок: С мешочком. Слайд № 11
Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ж» (жилет, жокей, ужи, ножи, медвежонок)
Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.
Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ж» и сложить к нему в мешочек. Слайд № 12
Жабо, жилет, носки, жакет, кофта, пиджак, шарф, пальто, шуба, шляпа
Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ж].
Игра «Закончи предложение» Слайд № 13
Логопед: Жук Жужжа на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова ЖУК. Давай закончим предложение словом ЖУК
Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.
На болоте летает (кто)…. …ЖУК.
Цепкие лапки у (кого) … у ЖУКА.
Стрекоза подлетела к (кому)….ЖУКУ.
Не поймала цапля (кого)….ЖУКА.
Мы наблюдаем за (кем)…ЖУКОМ.
Заключительная часть занятия.
Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: Звук [Ж]
Логопед: Как ты думаешь, у нас в гостях Жуку Жужже понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед: А тебе понравилось с Жуком Жужжей играть?
Ребенок отвечает.
Логопед: Почему?
Логопед: Жуку Жужже очень понравилось, как ты занимался, и она дарит тебе воздушный шарик ЖУНЮ! Слайд № 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа
Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: - автоматизация звука [л] в слогах и словах-...
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...