Конспект индивидуального логопедического занятия "Жук Жужжа".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Минченко Наталья Владимировна

В основе конспекта лежит автоматизация звука Ж, а также обогащение словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

«Озорной Жук Жужжа».

«Автоматизация звука «Ж» изолированно, в слогах и словах.

Вид: фонетическое.

Тип: индивидуальное.

Продолжительность: 15 минут.

Занятие рассчитано на ребенка шести лет, имеющего спастическую форму псевдобульбарной дизартрии.

Цель: автоматизация звука «Ж» изолировано, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

• Закрепить правильную артикуляцию звука [ж]

• Закрепить умение произносить звук [ж] изолированно, в слогах, словах.

• Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, словах.

• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

• Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.

• Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц.

• Развивать словесно - логическое мышление на основе сравнения предметов по размеру.

Воспитательные:

• воспитывать навыки самоконтроля;

• воспитывать активность и внимательность на занятии;

• воспитывать потребность в речевом общении.

Предполагаемый результат:

Ребенок научиться правильно произносить звук [ж] в словах.

Ресурсы: игрушка – Жук, воздушный шарик, деревянный шпатель и стерильный бинт для массажа языка, картинки-символы артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, зеркало, предметные картинки со звуком «Ж»

Ход занятия.

Организация деятельности.

Логопед: Посмотри, сегодня к нам на занятие прилетел Озорной Жук Жужжа. Он принес шарик Жуню.                                                       Слайд № 3

Какой первый звук в слове Жуня?

Ребенок: Звук [Ж]

Логопед: Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?

Ребенок: Со звуком [Ж]

Логопед: Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [ж], а поможет нам в этом Озорной Жук Жужжа. Только cначала немного разомнем наш язычок и губки.

Основная часть.

Логопед: А жучок вместе с тобой разомнется.                                Слайд № 4

Лицевой массаж:

• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

• Массаж губ: растирание, разминание, пощипывание от середины губ к углам.

Артикуляционная гимнастика                                                        Слайд № 5

Логопед. Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ж», давай выполним гимнастику, а Жучок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку и повторяй за мной.

Ребенок вместе с логопедом выполняет артикуляционные упражнения.

«Лягушка-хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Логопед: А теперь давай покажем Озорному Жуку Жужже фокусы с шариком Жуней. Какой мы слышим звук в слове Жуня?                  Слайд № 6

Ребенок: В слове «Жуня» слышим звук [ж].

Логопед: Держи шарик перед губами.

Логопед: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко заведи моторчик и подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Положи шарик на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)

Слайд № 5

Закрепление акустического и артикуляционного образа звука [ж]

Логопед: Давай, посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси жжжж.

Ребенок произносит.

Логопед: Что губы делают?

Ребенок: Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Логопед: Что язычок делает?

Ребенок: Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Логопед: Есть ли голосок?

Ребенок: Голос (горлышко) “работает”.

Логопед: Молодец! Все верно!

Произносим вместе с ребенком перед зеркалом звук [ж]

Логопед: Когда Озорной Жук Жужжа летел к нам в гости, он встретил пчелку.

Игра «Пчелка».                                                                                   Слайд №7

Логопед: Посмотри. Вот где он летел.

Логопед показывает ребенку дорожку, по которой летел Озорной Жук Жужжа.

Логопед: Посмотри по той дорожке летел  Жук Жужжа. Помоги Озорному Жуку Жужже. Вставай на тропинку, полетим по ней и пожужжим на пчелку. Давай вспомним, как жужжит пчелка?

Ребенок жужжит вместе с логопедом. Потом  проходит по тропинке туда-обратно и жужжит.

Игра «Заведи пропеллер»                                                                   Слайд №8

Логопед: Жук Жужжа хотел прилететь к нам на вертолете, но у вертолета не завелся пропеллер. Как заводиться пропеллер?

Ребенок:: ЖЖ. Жж.

Логопед: Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот. Давай починим пропеллер: ЖЖЖЖЖ (звук произносится громко, отрывисто).

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Почему Жук Жужжа к нам хотел прилететь не на самолете, а именно на вертолете Жене ?

Ребенок: Потому что мы сегодня работаем со звуком [Ж]

Логопед: Жук Жужжа предлагает тебе поиграть с ним в игру «Эхо», Жук Жужжа будет говорить слоги, а ты их повторяешь.

Жук Жужжа проговаривает слоги, а ребенок повторяет.

Жа-жо-жу, аж-ож-уж, жо-жи-же, ож-иж-еж.

Логопед: А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость.

Логопед загадывает загадки, а ребенок их отгадывает.                    Слайд № 9

Не лягушка, но похожа

Бородавчатая кожа,

Не в воде живёт, а рядом,

Не лягушка - это. (Жаба)

Логопед: про кого была загадка?

Ребенок: Про  Жабу.

Логопед: Молодец, правильно угадал. Следующая загадка.

Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь

Логопед: Кто это такой?

Ребенок отвечает. (жучок)

Логопед: Посмотри в окошко. На улице поднялся ветер.

Ребенок и логопед подходят к окошку.

Логопед. Посмотри, за окошком подул ветер. Давай встанем и посмотрим.

Ребенок вместе с логопедом подходит к окошку.

Логопед. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев. Встанем на цыпочки и покачаем руками, как будто ветки деревьев качаются.

Длительно произнесим звук «Ж».

Ребенок поднял руки и качается, произнося звук «Ж».

Логопед: И последнюю загадку Жуку Жужже подсказал ветерок, послушай.

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками     (Ёж)

Логопед: Кто это был?

Ребенок отвечает. (ёж)

Логопед: Жук Жужжа решил вернуться к себе домой в болото. А дома на болоте ждала мама Жужжелица . Давай, посмотрим, что у Жужжи есть дома.

Логопед показывает картинки с изображением больших и маленьких предметов и проговаривает их с ребенком.                                  Слайд № 10

Логопед: У мамы жужжелицы есть нож, а у Жука Жужжи?

Ребенок: ножик.

Логопед: Маме жужжелице и ежевика пригодится, а Жуку Жужже?

Ребенок: ежевичка.

Логопед: У мамы жужжелицы есть жилет, а у Жука Жужжи?

Ребенок: жилетик.

Логопед: маме жужжелице пригодится жетон, а Жуку Жужже?

Ребенок: жетончик.

Логопед: Посмотри, с чем к нам прилетел  Жук Жужжа?

Ребенок: С мешочком.                                                                   Слайд № 11

Логопед: И принес в нем свои картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ж» (жилет, жокей, ужи, ножи, медвежонок)

Ребенок за логопедом проговаривает слова и крепит их на доску.

Логопед: Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ж» и сложить к нему в мешочек.                                                               Слайд № 12

Жабо, жилет, носки, жакет, кофта, пиджак, шарф, пальто, шуба, шляпа

Ребенок находит и проговаривает слова со звуком [ж].

Игра «Закончи предложение»                                                        Слайд № 13

Логопед: Жук Жужжа на прощание оставил нам интересное письмо, в котором не хватает слова ЖУК. Давай закончим предложение словом      ЖУК

Логопед проговаривает предложения, а ребенок называет последнее слово.

На болоте летает (кто)…. …ЖУК.

Цепкие лапки у  (кого)    … у  ЖУКА.

Стрекоза подлетела к (кому)….ЖУКУ.

Не поймала цапля (кого)….ЖУКА.

Мы наблюдаем за (кем)…ЖУКОМ.

Заключительная часть занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня работали?

Ребенок: Звук [Ж]

Логопед: Как ты думаешь, у нас в гостях Жуку Жужже понравилось?

Ребенок отвечает.

Логопед: А тебе понравилось с Жуком Жужжей  играть?

Ребенок отвечает.

Логопед: Почему?

Логопед: Жуку Жужже очень понравилось, как ты занимался, и она дарит тебе воздушный шарик ЖУНЮ!                                                        Слайд № 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...