Коррекция и развитие речи детей средствами мнемотехники в группе компенсирующей направленности.
рабочая программа по логопедии

Шитикова Наталья Анатольевна

   Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение всех звеньев языковой системы: звукопроизношения, фонематики, словаря, грамматического строя, связной речи. Речевой дефект как правило сопровождается нарушением психическихических процессов: мышление, память, восприятие, внимание, воображение, ощущения. Это вызывает дополнительные трудности при работе с этими детьми и заставляет искать наиболее эффективные методики речевой коррекции.Таким средством является  мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих не только эффективное запоминание, но и развитие речи в целом, всех её структурных компонентов от звука до связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mnemotehniki.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Машенька» г.Сафоново

Программа

«Коррекция и развитие речи детей средствами мнемотехники в группе компенсирующей направленности»

                            Автор-составитель: учитель-логопед Шитикова Н.А.

Сафоново

2024г.

       

   «У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить       то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает 2-х летний лингвист. И если изумителен труд, выполняемый им в это время, ещё изумительнее та беспримерная лёгкость, с которой он этот выполняет. Поистине ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, который, к счастью даже не подозревает об этом».

                                                                                                К.И.Чуковский

Пояснительная записка.

    Речь – сложная функциональная система. В работах Выготского Л.С.,  Леонтьева А.Н., Анохина П.К., Лурии А.Р. речевое высказывание определяется как речевое действие, которое можно представить в виде следующей схемы: мотив-мысль-внутреннее программирование-лексическое развёртывание и грамматическое структурирование-моторная реализация-внешняя речь. У детей с речевой патологией в работе этого механизма происходит сбой. Традиционные виды работы над речью дошкольников не дают нужных результатов в преодолении этого сбоя. Поэтому для таких детей необходимы воспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Таким средством является  мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих не только эффективное запоминание, но и развитие речи в целом, всех её структурных компонентов от звука до связной речи. Речевой дефект как правило сопровождается нарушением психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, ощущений. Это вызывает трудности в работе с этими детьми и заставляет искать наиболее эффективные методики. Именно такой методикой является мнемотехника.

    Цель.

    Развитие и коррекция речи ребёнка дошкольного возраста посредством мнемотехники.

    Задачи.

  • Развивать умение с помощью графической аналогии понимать, заучивать, воспроизводить  структурные компоненты речи при помощи мнемоопор.
  • Развивать психические процессы.
  • Стимулировать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Увеличивать объём памяти через усвоение новых способов запоминания информации.

       

Условия реализации поставленных задач в логопедической работе.

  • Специальный коррекционный обучающий материал.
  • Речевая развивающая среда логопедической группы.
  • Интеграция взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
  • Владение приёмами мнемотехники.
  • Тематический принцип планирования, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
  • Максимальное использование игровых форм в коррекционной работе.

Актуальность программы.

       Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию,            

    Современный ребенок во многом иной: более свободный, непосредственный, самостоятельный. В то же время специалисты отмечают снижение речевых навыков: маленький словарный запас, трудности связной речи (не спонтанной), низкая культура общения, плохое звукопроизношение. Исследования последних лет показали, что нарушения речи имеют более 50% детей 5-6 лет. Поэтому важно использование более эффективных технологий речевого развития. Такой технологией является мнемотехника.    

   Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления. Мнемотехника - это система методов и приёмов,

обеспечивающих эффективное запоминание.

   

 Участники программы: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ОНР 5-6 лет.

   Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение всех звеньев языковой системы: звукопроизношения, фонематики, словаря, грамматического строя, связной речи. Речевой дефект как правило сопровождается нарушениями психических процессов: мышление, память, восприятие, внимание, воображение, ощущения. Это вызывает дополнительные трудности при работе с этими детьми и заставляет искать наиболее эффективные методики речевой коррекции.

 Планируемые результаты речевого развития:

 • фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи;
 • правильно передаёт слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • владеет навыками словообразования;

  • грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;


 • пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ;
 • владеет навыками связной речи: диалогической и монологической.

Показатели, по которым отслеживается эффективность речевой коррекции:

Развитие всех звеньев речевой системы:

  • звукопроизношение,
  • словарь,
  • грамматика,
  • связная речь.

Коммуникативные навыки.

Показатели активной мыслительной деятельности:

  • способен относительно долго проявлять интерес к проблеме;
  • самостоятельно применяет найденные способы её решения в практической деятельности;
  • проявляет интерес к учебной задаче и процессу её решения;
  • умеет мыслить в разных направлениях;
  • выдвигает новую познавательную задачу;
  • замечает и исправляет ошибки у себя и сверстников.

 Направления в работе над программой:

  1. Звукопроизношение и фонематические процессы.
  2. Слово и его слоговая структура.
  3. Предложение.
  4. Связная речь.

Методический комплекс для работы над речевой системой.

Фонетическая символика.

Символы и модели звуков.

Демонстрационный и раздаточный материал.

Игротека «Трудный звук – ты мой друг».

                                              Модели  слов различных категориальных значений(предметов, действий, признаков), различной слоговой структуры, однокоренных, словарных и т.д.

                                             Логопедический тренажёр для моделирования предложений простых и сложных, с предлогами и без.

Система мнемоопор

для работы над различными видами монологического высказывания:

  • действие,
  •  движение;
  • сюжетные картинки,
  • предметные картинки,
  • мнемотаблицы,
  • мнемодорожки,
  • мнемосхемы.

Картотека конспектов коррекционных занятий

Формы реализации программы.

  • Коррекционные занятия
  • Игровая деятельность
  • Коррекционные часы

Перспективное тематическое планирование.

Период

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

3

Овощи

4

Фрукты

Октябрь

1

Осень

2

Деревья, кустарники

3

Перелётные птицы

4

Дикие животные

Ноябрь

1

Домашние животные

2

Части тела

3

Одежда

4

Обувь

Декабрь

1

Зима

2

Зимующие птицы, животные зимой

3

Продукты питания

4

Новый год

Январь

3

Посуда

4

Мебель

Февраль

1

Семья

2

Дом

3

Профессии

4

Транспорт

Март

1

Город, улица

2

Правила дорожного движения

3

Весна

4

Птицы и животные весной

Апрель

1

Труд людей весной

2

Космос

3

Книга, библиотека

4

Школа

Май

1-4

Повторение

Причины успешности методики.

  • Приёмы мнемотехники позволяют концентрировать внимание на главном и планировать речь.
  • При помощи мнемоопор текст воспринимается несколькими анализаторами.     Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, т.к. речевой слух у них сильно нарушен.
  • Эта методика позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ РАЙОННОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПТИЦЫ МОИ ДРУЗЬЯ»

Интеграция областей в дошкольном образовании  - это обязательное условие для успешного обучения дошкольников сегодня. Мы проводим  интегрированную НОД , как итоговые праздники....

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"

НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....

Конспект занятия по развитию речи «Приветы от поэтов» В группе компенсирующей направленности детей 5-7 лет.

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова.Воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.Совершенствовать слуховое восприятие речи....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Случай в лесу», старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, в котором закрепляются лексические темы: Зима, Дикие животные зимой...

Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий». Цель самообразования по теме: Изуч...