Технологическая карта занятия в старшей группе Домашние птицы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Корсук Анна Владимировна

Развитие представлений о внешнем виде, повадках, образе жизни. Формирование обобщающего понятия Домашние птицы.

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендован для занятий с учителем-логопедом, воспитателем, учителем-дефектологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

Тема занятия:

Тип занятия: подгрупповое

Лексическая: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.

Грамматическая: образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.

Фонетическая: Анализ и синтез слияний гласных звуков.

Подготовка к постановке звуков: Подготовка речевого аппарата к постановке свистящих звуков.

Цель: Развитие представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний, пушистый). Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).

Коррекционно-развивающие. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Планируемые результаты занятия:

Предметные

Личностные

- уточнить и расширить словарный запас детей по теме домашние птицы;

- формировать навык образования слов с помощью суффиксов;

- формировать способность первоначального слогового анализа;

- развивать общую и тонкую моторику;

- развивать способность артикуляционного аппарата к правильному произнесению гласных звуков.

- сравнивать и классифицировать предметы по заданным параметрам.

– развивать способность к самостоятельному составление развернутых предложений;

– проявлять заинтересованность и инициативу  в познании окружающего мира;

– формировать потребность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Форма работы: подгрупповая

Основные ресурсы занятия:

Для логопеда:

– методическое пособие Нищева И. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»

- Технологическая карта логопедического занятия;

– Игра «Птичий двор», предметные картинки с изображениями домашних птиц.

Для ребенка:

- предметные картинки по теме;

- чашечки двух цветов по числу детей;

- контейнер с фасолью и горохом.

Ход занятия:

1. Мотивация деятельности.

Содержание деятельности логопеда

Виды деятельности ребенка

время

1. Организационный момент. [Уточнение произношения в звукоподражаниях.]

Логопед здоровается с детьми и раздает предметные картинки с изображениями домашних птиц.

Логопед. Посмотрите на свои картинки и вспомните, как подают голос птицы, изображенные на них.

2. Сообщение темы занятия. Логопед. Молодцы! Садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о домашних птицах. Посмотрим, как они выглядят. Поговорим о том, какую пользу они приносят.

1-й ребенок. Цыпленок: пи-пи-пи.

2-й ребенок. Курочка: куд-куда.

3-й ребенок. Гусь: га-га-га.

4-й ребенок. Петушок: ку-ка-ре-ку.

2-3 минуты

2. Актуализация необходимых знаний. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1. Игра «Птичий двор». [Уточнение и расширение словаря.]

Логопед раскладывает перед детьми картинки с изображениями взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия. Если дети затрудняются, логопед сам четко произносит названия и просит повторить их.

Логопед. Вспомните, какие из этих птиц умеют плавать, какие — нет.

Логопед. Правильно (достает игровое поле, которое представляет собой изображение пустого деревенского двора, огороженного забором, и фрагмента пруда). Давайте разместим домашних птиц на птичьем дворе. Прикрепите изображения птиц к «липучкам» и расскажите, куда вы их прикрепили.

Логопед. Правильно. Молодцы!

2. Игра «Найди маму». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, ят).]

На наборном полотне находится игровое поле «Птичий двор» с размещенными на нем взрослыми птицами. Логопед раскладывает изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят.

Логопед. Давайте поможем птенцам найти своих мам. Как называются птенцы курицы?

Логопед. Как называются птенцы гусыни?

Логопед. Прикрепите птенцов рядом с их мамами. Расскажите, где находятся птенцы.

Логопед. Молодцы, помогли птенцам найти своих мам.

3. Динамическая пауза.

Подвижная игра «Домашние птицы». [Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.]

Логопед приглашает детей на коврик и просит встать в круг друг за другом.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно —

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]

Логопед предлагает детям сделать уже знакомые им упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Лопата», «Мостик» с опорой на картинки.

4. Игра «Приготовим корм птицам». [Развитие тонкой моторики.]

Логопед ставит на стол коробку с горохом и фасолью. Каждому из детей раздает по две маленьких чашечки.

Логопед. Сейчас мы с вами приготовим корм для домашних птиц. В синюю чашечку вы должны сложить горох, а в красную — фасоль. Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.

Обязательно подводятся итоги соревнования.

По окончании Логопед убирает коробку и чашечки со стола.

8. Упражнение «Слушайте внимательно». [Анализ и синтез слияний гласных звуков.]

Логопед. Я буду петь гласные звуки, а вы будете считать, сколько гласных я спела, и называть их по порядку. Слушайте внимательно! Иа. Сколько звуков я спела?

Логопед. Какой звук первый?

Логопед. Какой звук второй?

Логопед. Молодцы! Правильно.

Аналогично проводится анализ слияния [аи].

Дети. Петух и курица не умеют плавать, а гусь и утка — умеют.

1-й ребенок. Петушок сидит на заборе. ( «сажает» петушка на игровое поле.}

2-й ребенок. Курочка стоит около забора. («ставит» курочку на игровое поле.)

3-й ребенок. Гусь стоит около пруда. (Поступает так же.)

4-й ребенок. Гусыня стоит в воде. (Поступает так же.)

Дети. Цыпленок, цыплята.

Дети. Гусенок, гусята.

Дети по очереди называют птенцов и закрепляют их изображения на игровом поле.

1-й ребенок. Цыпленок около курицы.

2-й ребенок. Цыплята около курицы.

3-й ребенок. Гусенок около гусыни.

4-й ребенок. Гусята около гусыни.

Идут по кругу, вперевалочку, подражая походке

уток

Идут по кругу вытянув шеи и отведя назад руки

Встают в круг лицом друг к другу и хлопают руками-крыльями по бокам

Встают спиной в круг, на носочки и отводят руки назад.

Каждое упражнение выполняется детьми  3—4 раза. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и сглотнуть.

Дети выполняют задание, логопед , при необходимости, помогает им.

Дети. Два.

Дети. И.

Дети. А.

10-12 минут

3. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно было интересно. Обсуждается участие каждого ребенка, с выделением особенно правильных моментов.

Дети вспоминают и помогают оценить работу друг друга.

1-2 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе на тему: «Мосты»

Цель:- расширять представления детей о мостах (их назначении, постройке, основных элементах);- упражнять в построении схем (чертежей) мостов;- упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конс...

Технологическая карта занятия в старшей группе ДОУ «Старая добрая игрушка»

Технологическая карта занятия. В форме игры-путешествия дети знакомятся с народной игрушкой: деревянной Матрешкой, тряпичной куклой, глинянойц свистулькой, соломенной игрушкой. Учатся сами изготавлива...

Технологическая карта занятия в старшей группе "Собери бутерброд"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Василёк» ГО «Жатай» Технологическая карта организации проведения образовательного события в старше...

Технологическая карта занятия для старшей группы «Живая шляпа»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Тема занятия: «Живая шляпа»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: формирова...

Технологическая карта занятия в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»

Технологическая карта занятия  Тема занятия: «Путешествие в страну Весны»Возрастная группа: Старшая группаОбразовательная область: «Развитие речи» В процессе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия в старшей группе. Аппликация "Коврик"

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...