Дикие животные наших лесов».
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Дикие животные наших лесов».
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные»;
- Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие просодической стороны речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к живой природе;
- Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование: карандаши, листы с изображением диких животных и их детенышей. Пособие «Помоги найти дом животному» и раздаточный материал к нему, платок, эфирное масло пихта, сосна, ель. Макеты деревьев.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома с изображением диких животных и их детенышей, чтение художественной литературы о диких животных, рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры «Дикие животные и их детеныши»
Методы и приемы:
Словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Логопед приглашает детей в зал, организует приветствие.
Здравствуй, правая рука (протягиваем вперёд)
Здравствуй, левая рука (протягиваем вперёд)
Здравствуй, друг (берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй, друг (берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками)
Логопед. Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин.
Печкин. Здравствуйте ребята! Это детский сад? Это средняя группа?
Дети. (Да)
Печкин. Очень хорошо, еле до вас добрался. Вам телеграмма, распишитесь, получите.
Логопед. Спасибо большое, Печкин.
Печкин. Телеграмму доставил, я пошел дальше письма разносить. До свидания! До свидания!
Логопед. Давайте посмотрим, что за телеграмма и от кого она?
(Логопед открывает телеграмму и читает ее)
«Срочно приходите, Срочно помогите!
Происходят чудеса, Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал, Нас он всех заколдовал. Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть. Выручайте, приходите,
И нас срочно помирите!»
Жители леса.
Логопед. Кто такие жители леса?
Дети. (Это животные, которые живут в лесу.)
Логопед. Ну что, отправимся на помощь к животным?
Дети. Да
Логопед. Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу?
Дети. Заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж.
(по мере называния животных на доске появляются картинки заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж.)
Логопед. Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
Дети. Дикие животные.
Логопед. Правильно, этих животных называют - дикими. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети. Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
- Артикуляционная гимнастика;
Логопед. Хорошо, но прежде чем отправляться в путешествие, нам с вами нужно еще подготовить свой язычок, ведь он нам будет нужен, для того, чтобы помогать животным, расколдовать их.
Присядем за столы, выпрямим спинки, ножки поставим правильно, возьмем зеркала. Ребята, чтоб подружиться с лесными жителями, давайте им улыбнемся.
(логопед напоминает, что после каждого упражнения нужно проглотить слюну)
- Растягиваем наши губы в улыбке, так, чтоб были видны зубки (упражнение повторяется 3 раза).
А теперь, давайте поиграем на дудочке, чтобы зверям было веселее. Вытяните губы вперед трубочкой и потяните их (упражнение повторяется 3 раза).
- Замечательно, ребята, думаю, животным понравится. Наши жители леса очень любят угощения, давайте напечем им блинов.
Кладем широкий, расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживаем его. (под счет
логопеда до 10)
- Молодцы! Я думаю, и гостинцы животным понравятся, но блинчики, то у нас горячие, нужно их остудить. Давайте подуем на них. Замечательно!
-Ну а для белочки, давайте соберем орешки. Ротики наши закрыты, мы будем с вами упираться напряженным языком то в одну, то в другую щеку (упражнение повторяется 3 раза в каждую сторону)
- Основная часть.
Логопед. Молодцы. Мы с вами вспомнили, кто живет в лесу, подготовили свой язычок, и, теперь можем отправляться на помощь жителям леса.
Скажите, ребята, а на чем можно отправиться в лес? -
Дети. На автобусе, на машине, на велосипеде.
Вы все правильно назвали, есть много способов, с помощью которых можно добраться в лес. Но так как мы отправляемся на помощь к животным, и они нас ждут и нам как можно быстрее нужно туда добраться, мы с вами отправимся в лес с помощью волшебного заклинания. Подойдите ко мне, сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два три - в лес ребят перенеси»
(пока дети находятся под платком, используются элементы ароматерапии, запахи леса)
Логопед. Вот мы и в лесу.
- Релаксия.
Присядьте на мягкие пуфики. Закроем глазки и внимательно послушаем звуки леса. (Звучит мелодия «Звуки леса»).
- Что же вы слышите?
Дети. Шум деревьев, щебетание птиц, журчание ручейка.
Логопед. Ребята, какой чудный запах! Вы были когда-нибудь в лесу?
Так пахнет в хвойном лесу.
- Д/и «Кто где спрятался?»
Логопед. Мы с вами в лесу, но где же животные?
Дети. Они все спрятались!
Логопед. Давайте внимательно посмотрим и скажем, где животные от нас спрятались? Только помните, отвечать нужно полным предложением.
(логопед помогает детям наводящими вопросами, если они затрудняются.)
- Где спрятался заяц? - Заяц спрятался за кустом.
- Где спряталась лиса? - Лиса спряталась за деревом.
- Где спряталась белка? - Белка спряталась за деревом.
- Где спрятался волк? - Волк спрятался за бревном.
- Где спрятался еж? – Еж спрятался за кустом.
6 . Д/и «Кто где живет?»
Логопед. Молодцы ребята, нашли всех животных. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Посмотрите, всё ли здесь в порядке?
Что мы для этого можем сделать?
Дети. Поможем животным найти свой домик, соединим каждого животного с его домиком.
(Пособие « Помоги найти дом животному» на нем перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).
- Где живет медведь? –
(Медведь живет в берлоге.)
- Где живет волк?
(Волк живет в логове.)
- Где живет белка?
(Белка живет дупле.)
- Где живет заяц? –
(Заяц живет под кустом
Где живет лиса? – (Лиса живет в норе.)
7. Пальчиковая гимнастика. Су –Джок терапия.
«Лужок»
На лужок пришли
(дети катают Су – Джок между ладонями)
Зайчата, медвежата, барсучата,
Лягушата и енот
(прокатывают по каждому пальчику)
На зелёный на лужок.
Приходи и ты дружок
(поочередно прижимаем левой и правой рукой).
7. Игра «Мамы и детеныши». [Совершенствование грамматического
строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят.]
Логопед помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких
животных, а детям раздает плоскостные фигурки детенышей животных.
Логопед. Лесные мамы потеряли своих малышей, сейчас вы поможете найти их. Я буду показывать лесную маму и называть ее, а тот из вас, у кого ее малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто ее детеныш?
1-й ребенок. У нее лисенок.
Логопед. Это белка. Кто у нее?
2-й ребенок. У нее бельчонок.
Логопед. Это волчица. Кто у нее?
3-й ребенок. У нее волчонок.
Логопед. Это медведица. Кто у нее?
4-й ребенок. У нее медвежонок.
Логопед. Это ежиха. Кто у нее?
5 –й ребенок . У Ежихи ежонок.
Логопед. Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей.
Молодцы ребята! Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики и свою семью.
- Итог занятия.
А наше путешествие в лес закончилось и нам пора возвращаться в группу. Сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два, три – в детский сад перенеси!» Вот мы и в зале.
Логопед. Вам понравилось наше путешествие?
Дети. Да
Логопед. А что мы делали в лесу?
Дети. Помогали диким животным.
Логопед. Кому мы сегодня помогли?
Дети. Диким животным и их детенышам. Перечисляем.
Логопед. Как помогали?
Дети. Мы искали их по лесу, помогли каждому животному найти свой дом, вернули мамам потерявшихся детенышей.
Логопед. Ой, посмотрите, что это такое?
Дети. Посылка
Логопед. Давайте посмотрим что там?
( логопед достает письмо и читает)
Спасибо вам, дорогие ребята, что помогли нам избавиться от чар злого волшебника, мы теперь снова дома, в своем прекрасном лесу и очень рады. Это вам от нас лесные гостинцы.
Логопед. Дикие животные прислали их вам в благодарность за добрые дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)
« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...

Педагогическая копилка учителя-логопеда «Домашние животные и дикие животные наших лесов» (из опыта работы)
Из опыта работы учителя-логопеда....

Перспективное планирование на неделю по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов"
Планирование по теме: "Царство животных - дикие животные наших лесов" на неделю в подготовительной группе...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Календарно-тематическое планирование подготовительная к школе группа «Царство животных – дикие животные наших лесов»
уточнить представления детей о диких животных наших лесов....