« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Багайскова Марина Александровна

« Путешествие в заколдованный лес ».

Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши.

 

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Образование качественных, притяжательных и относительных прилагательных. Изменение существительных по падежам. Предупреждение дисграфии, дислексии.

 Закрепление умения составлять сложносочиненное предложение   с опорой на зрительные символы.

Коррекционно-развивающие цели.
Развитие зрительного и речевого дыхания; фонематического восприятия и фонематических представлений; связной речи, мышления, памяти; артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимической выразительности.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

                          компенсирующего вида второй категории

                                            №3 «Звездочка»

                 

« Путешествие в заколдованный лес »                       Конспект занятия  по развитию речи

                                       Лексическая тема:

        « Дикие животные  наших лесов и их  детеныши»

           (подготовительная  к  школе  группа для детей с ОНР)

                                                                     

                                                                     

Учитель – логопед

                                                              Багайскова  М. А.

                                           

                                           

                                         

                                            г. Зернограда.

                                                      2012 год


« Путешествие в заколдованный лес ».

Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши.

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».

Образование качественных, притяжательных и относительных прилагательных. Изменение существительных по падежам. Предупреждение дисграфии, дислексии.

 Закрепление умения составлять сложносочиненное предложение   с опорой на зрительные символы.

Коррекционно-развивающие цели.
Развитие зрительного и речевого дыхания; фонематического восприятия и фонематических представлений; связной речи, мышления, памяти; артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимической выразительности.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  оборудование:

 компьютер, проектор, экран.  

 демонстрационный и  раздаточный материал: презентация,

 контурные изображения животных, иллюстрации с изображением  животных, предметные картинки , карандаши.  

                           ХОД  ЗАНЯТИЯ

.     Орг. момент.
Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу  улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Я – Марина Александровна, назовите свои имена. Передайте улыбку по цепочки.

Здравствуйте,  мой друзья, всех вас рада видеть я. (легкая музыка)

-Какое  наступило  время года?

Дети .  Весна.

( слайд №1)

Логопед. Какие приметы весны вы заметили ?

Д.-  Ясно светит солнышко. Растаял снег. ( слайд – солнце, тает снег)

Л. Вы любите путешествовать?

Л. У нас  сегодня необычное занятие- мы  отправимся путешествовать  в весенний лес,(слайд №2) познакомимся с лесными жителями, у них, наверное, уже появились детеныши.

А как называются жители леса?

Д.- Дикие животные.

(слайд №3)

- Отправляемся в путь. ( шум ветра)

- Ой, ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шар к нам прилетел,

да здесь письмо. Давайте его прочитаем?

 

 

                                                         ПИСЬМО




Злая волшебница Зима  завалила снегом лес,  жилища диких             животных.  Они не могут выйти наружу  и ждут от вас    помощи.                                              ПОМОГИТЕ  ИМ !





                                                             ВЕСНА




Л.Ребята, дикие животные, к которым мы собирались в гости, попали в беду.     А они так ждали весну!  Вы  хотите помочь лесным жителям?  

Д.Да.

Л.  Закройте глаза и представьте, что попали в зимний лес.

 (слайд №4)

- Идите тихо, на носочках, чтобы ЗИМА не услышала нас.

  - Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже  пройдите под ними.

- Дальше перед нами  глубокая яма - перепрыгните через нее.

- Будьте внимательны, впереди большой сугроб,   обойдем его.

-  Чтобы попасть на лесную поляну,  пройдите  по бревну маленькими шагами, старайтесь  не оступиться,  потому что под  нами  глубокий  овраг.

2. Речевая разминка

Л.Очень холодно в заколдованном лесу.

 Мы замерзли с вами?- Да-да-да.
Мы стучим зубами?- Да-да-да.
Мы хлопаем руками? - Да-да-да.

Мы топаем ногами?- Да-да-да.

(слайд №5)

Развитие речевого дыхания

 - Сдуйте  снежинки с рук направленной, холодной струей, а теперь подышим на руки теплой струей.

Самомассаж.

 -Потрите  руки,  щеки,  разогрейте нос, уши.

Л. - Согрелись?

- Посмотрите как красиво, что вы видите в  зимнем лесу?

- Что это вы нашли?

Д. Шкатулка.

Л. Давайте откроим ее и посмотрим, что там лежит.

Д. - Компьютерный диск. 

( слайд  №6)

Л. Я уверенна, что здесь подсказка.

- Что  нужно  для того, чтобы открыть его?

Д. - Нам нужен компьютер.

Л.- Тогда необходимо быстрее попасть в детский сад.

      - Закройте глаза, сейчас мы будем в детском саду.

      (щелчок)

Л.- Занимайте  места за столом, а я  открою  диск.

         (СЛАЙД  №7+)

     Говорит зима:

 

 Это я,  ЗИМА,

завалила снегом жилища животных.

 Если вы выполните  мои задания, сможете спасти их.

 

Л. - Ребята,  слушайте внимательно, задания ЗИМЫ.

3. Согласование существительных прилагательными.

 (слайд  №8+) 

Л. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

Д.- Белка.

Л. Какие слова помогли догадаться, что это белка?

Д.- Белка питается орехами. Она  быстрая, легко прыгает.

Л. Ребята, перед вами  лежит картинка, переверните ее, найдите на ней белку. Каким  цветам раскрасим ее? Найдите оранжевый карандаш. Раскрасьте хвост белке.

(слайд №9 +)

Зимой - белый, а летом серый,

бегает ловко,

 любит морковку.

 Д. Заяц.

Л.  А что еще можно сказать о зайце?

Д.  Заяц всех боится, он трусливый.

- Найдите зайца на картинке и раскрасьте ему ухо. Каким цветам шубка у него  весной?  Возьмите серый карандаш. Раскрасьте зайцу ухо.

(слайд №10+)

Л. Чей голос вы услышали?

Д.  Это медведь.

Л.   А  вы знаете, почему медведя  называют  косолапым?

Д. Ходит  неуклюже, косолапа.

 

(слайд №11+)

 Л. Маленькую кроху

     Острые иголки

     Защитят надолго.

Д. Ежик.

Л.  Какие слова подсказали  вам, что это еж?

Д.  Острые иголки.

Л. А еще?

Л.  Найдите на картинке ежа, каким цветам его раскрасите? Найдите карандаш раскрасьте ему шубку.

 

(слайд № 12+)

Л. Хитрая плутовка,

     Рыжая головка,

     Хвост пушистый – краса,

     А зовут её?

Д.  Лиса.

Л.  А что значит хитрая?

Д.  Умная. Всех обманывает.

 - Найдите пожалуйста  на картинке лису, какого цвета у лисы шуба? Возьмите оранжевый карандаш  раскрасьте ей  голову.

(слайд №13+)

Л.  Голос, какого животного теперь вы услышали?

Д.  Это  волк.

Л.    Расскажите пожалуйста какой волк?

Д.  Злой, голодный, серый, большой.

Физминутка.

- Ребята подойдите пожалуйста ко мне, сейчас прозвучит музыка, и она подскажет какие движения вам выполнять.

(слайд № 14+)

ЗИМА (голос).

Молодцы!

С первым  заданием   вы справились.

Вот  вам второе задание.

5. Образование притяжательных прилагательных.

(слайд №15)
- Найдите ошибки в изображениях  лесных жителей. Объясните,  какие части тела не принадлежат этому животному.
( слайд,  на которой  изображены  животные  с «чужими» частями тела)

- что неправильно нарисовал художник?

№ 16  - У медведя волчьи лапы, а  у волка  медвежьи лапы.

№ 17 - У лисы заячьи уши, а у зайца лисьи уши.

№ 18 - У ежа беличий хвост, а у белки ежовая шуба.

 Л.-  Молодцы, ребята.

(слайд № 19)

ЗИМА ( голос) А сейчас будет очень сложное задание.

6. Употребление существительных в творительном падеже.

(слайд № 20)

- Чем питаются дикие животные?

( слайд №21+12)

  1. Волк – мясом.
  2. Медведь — малиной, медом, рыбой.
  3. Белка — орехами, грибами.
  4. Лиса – мышами, рыбой.
  5. Еж — яблоками, грибами, ягодами.
  6. Заяц — морковкой, капустой.

 (слайд № 22)

Где живут дикие животные?

7. Образование простого предложения.

(слайд № 23+5)

лиса живет (где?) в норе,

 волк живет (где?) в логове,  

 медведь живет (где?) в берлоге,  

 белка живет (где?) в дупле,  

 еж живет (где?) в норе,

 заяц живет (где?) в ямке под кустиком.

  (слайд № 24+)

ЗИМА (голос) – детям предлагается контурное изображение животных

 - Обведите взрослых животных  цветными карандашами.

(слайд № 25)

- Найдите каждому   детёнышу его маму,  проведите тропинку от мамы  к   детёнышу.

- Назови, кто мама медвежонка?

Д.-   Мама медвежонка  -  медведица. И т.д.

(слайд № 26+)

Голос ЗИМЫ  

8.Молодцы, ребята, выполнили все мои задания.

( слайд №27)

Л.-  Послушайте, что это за звуки?

Д. - Это голоса  птиц.

Л. Мы с вами помогли всем жителям леса?

Д. Да.

Л. Посмотрим, чем они занимаются?

 ( Слайд №28-30)

Л. Посмотрите на картинки.

  - Кто это?

Д.  Дикие животные.  

Л.  Семьи диких животных.

   - Папа - волк, мама – волчица и волчата вышли из берлоги.

   - Папа – лис, мама – лисица, с лисятами вылезли из норы.

И т.д.

10.Итог занятия.

Л. Вам понравилась наше путешествие?

- Какое задание ЗИМЫ вам показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового вы сегодня узнали о диких животных?

  Вы порадовали меня своими ответами. Каждый  чем-то отличился; много знаете о диких животных; интересными были ответы на вопросы;

умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

А я хочу подарить вам на память небольшие сувениры.

 До свидания, ребята.

 


Правильно назови мам и детёнышей, обведи их, раскрась. Найди каждой маме детёныша: проведи дорожку от мамы к её детёнышу.



Предварительный просмотр:

      Самоанализ логопедического занятия.

            Учителя – логопеда    Багайсковой М.А.

   

Данное  логопедическое  занятие  проводилось  с  подгруппой  детей  в   количестве пяти  человек,  подготовительной  к школе группе.

ТЕМА: « Путешествие в зимний  лес ».

Лексическая тема: « Зимующие птицы».

Цели:

  1.     расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  2. развитие мышления детей на материале описательных загадок;
  3. автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
  4. развитие связной речи детей;
  5. развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
  6. развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  7. воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  8. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Для достижения целей  учитывала дидактический принцип – от  простого  к сложному;  использовала  методы  обучения:

словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности –

занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

В качестве  активизации познавательных интересов  использовала  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерных  технологий.

   Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения включила  в занятие  элементы  релаксации, речь детей  с движениями, , физминутку.

 При планировании  занятия учитывала  возрастные  и психофизические особенности   развития  детей с нарушениями речи.

Я  считаю, что выбранная мною структура  занятия  была  рациональна  для решения поставленных целей.   На  всех  этапах  занятия  старалась осуществлять  контроль  знаний  воспитанников (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность).  В течение занятия  стремилась создавать и поддерживать   доброжелательную  атмосферу  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.  

     Итог  занятия подведен, поставленные цели  достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"...

Конспект по развитию речи на тему: «Дикие животные»

Конспект по развитию речи на тему: «Дикие животные». Приложение 6....

Развитие речи. Лексическая тема "Дикие животные леса"

Презентация для занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ по лексической теме "Дикие животные леса"...

Конспект по развитию речи на тему " Дикие животные"

Конспект по развитию речи " Дикие животные" предназачен для детей средней группы...

Конспект по развитию речи на тему "Дикие животные"

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные»...

Конспект по развитию речи на тему "Дикие животные"

Закрепить знания детей о жизни диких животных.Развивать связную речь, зрительное внимание, логическое мышление, координацию речи с движением ловкости. Умение составлять загадки....

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...