Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа)
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соответствии с темами недель, и охватывает все разделы речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pkp_dlya_detey_3-4_let_s_onr_1_urovnya.docx | 92.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет
с общим недоразвитием речи 1 уровня.
Учитель-логопед: Филимоненко Л.А.
Перспективный план коррекционной работы во второй младшей логопедической группе
Годовые задачи коррекционной работы
ОНР 1 уровня.
1. Развитие импрессивной речи (расширение понимания речи, накопление пассивного словарного запаса).
2. Развитие экспрессивной речи (преодоление речевого негативизма, активизация и развитие словаря существительных).
3. Формирование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и согласование, формирование фразы из 2-3-х слов).
4. Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи.
График занятий:
Занятия проводятся три раза в неделю в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Список детей
№ | ФИО ребенка | Дата рождения | Заключение ПМПК | Номер и дата заключения ПМПК. |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 |
Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.
Сентябрь 1-я неделя «Детский сад» 2-я неделя «Овощи» 3-я неделя «Фрукты» 4-я неделя «Осень» | Февраль 1-я неделя «Рыбы» 2-я неделя «Транспорт. Части автомобиля. Виды транспорта» 3-я неделя «Инструменты» 4-я неделя «День защитника отечества» Мужские профессии |
Октябрь 1-я неделя «Грибы» 2-я неделя «Птицы » 3-я неделя «Дикие животные» 4-я неделя «Домашние животные» | Март 1-я неделя «Мамин праздник» Женские профессии» 2-я неделя «Бытовая техника» 3-я неделя «Комнатные растения» 4-я неделя «Сказки, неделя театра» |
Ноябрь 1-я неделя «Семья» 2-я неделя «Человек» 3-я неделя «Мебель» 4-я неделя «Посуда» | Апрель 1-я неделя «Весна» 2-я неделя «День и ночь» 3-я неделя «Деревья» 4-я неделя «Цветы луговые» |
Декабрь 1-я неделя «Зима» 2-я неделя «Одежда» 3-я неделя «Обувь» 4-я неделя «Новый год» | Май 1-я неделя «Цветы садовые» 2-я неделя «Насекомые» 3-я неделя «Мой дом, части строений» 4-я неделя «Игрушки» |
Январь 2-я неделя Зимние забавы» 3-я неделя «Животные холодных стран» 4-я неделя «Животные жарких стран» |
Список детей по подгруппам.
Дни недели/ подгруппа | понедельник | вторник | четверг | пятница |
1 подгруппа | ||||
2 подгруппа | ||||
3 подгруппа | ||||
4 подгруппа | ||||
5 подгруппа | ||||
6 подгруппа | ||||
Индивидуальные занятия |
Лексическая тема: Детский сад
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи. | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Формирование умения вслушиваться в речь, давать звуковые и двигательные реакции. 2.Учить соотносить изображения с их словесным обозначением 3. Учить понимать вопрос: Где?
| 1.Обогащать словарь по теме. 2.Обучение понимания и употребления притяжательных местоимений (мой, моя, мои, моё) | 1. Вызывание звукоподражаний. Используется игрушка-кошка Кот на солнышке лежит (Мяу! Мяу!) И уютно так урчит: (Мяу! Мяу!) Где же песенка звучит? (Мяу! Мяу!) Вот загадка – кот лежит (Мяу! Мяу!) . | 1. Развивать слуховое внимание и восприятие в д/и «Где гремит?». 2. Учить различать две звучащие игрушки в д/и «Что звенит?»- погремушка и бубен. | Пальчиковая гимнастика Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев). Начинай считать опять. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Надуваем большой воздушный шар» Глубокий вдох животиком и длинный выдох. Артикуляционное упражнение. «Улыбка» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удержать под счет от 1 до 10. |
Сентябрь.
Лексическая тема: Овощи
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Учить соотносить изображения с их словесным обозначением. 2. Учить понимать вопрос: Где? Что? 3. Развивать понимание понятия «Овощи» | 1.Обогащать словарь по теме. 2.Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением. | 1. Слушание сказки «Репка» 2 Вызывание звукоподражаний. Жили-были два мишутки: Старший мишка и малютка. (показываем руками два уровня роста) Очень мишки те дружили, Вместе в лес они ходили. (обнять себя руками) Старший мишенька шагает – ТОП – ТОП – ТОП – ТОП. А малютка догоняет – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП. Мишки танец начинают – ТОП – ТОП – ТОП – ТОП. И в ладошки ударяют – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП – ХЛОП. | 1. Развитие слухового восприятия в д/и «Что как звучит?», «Что звучит?» | Пальчиковая гимнастика У девочки Зиночки Овощи в корзиночке: (Делают ладони корзинкой) Вот пузатый кабачок (Сгибают пальцы, начиная с большого при перечислении овощей) Положила на бочок, (Загнуть большой палец) Перец и морковку Помидор и огурец. Наша Зина молодец! (Показывают большой палец) Упражнение на развитие речевого дыхания. Понюхать ароматный овощ( глубокий вдох) и на выдохе сказать: «Ах!». Артикуляционное упражнение. «Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
Сентябрь.
Лексическая тема: Фрукты
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1 Накопление пассивного словаря по теме. 2. Понимание вопросов: Где? Куда? Что ты будешь делать? 3. Обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения. Выполнение двухступенчатой инструкции | 1. Уточнение и расширение словаря по теме 2. Введение обобщающего слова. 3.Словоизменение: понимание существительных единственного и множественного числа. | 1Вызывание звукоподражаний. Ножками потопали – ТОП, ТОП, ТОП! Ручками похлопали – ХЛОП,ХЛОП,ХЛОП! Сели, встали, снова сели. А потом всю кашку съели – НЯМ, НЯМ, НЯМ | 1 Формирование внимания к неречевым звукам в д/и «Что звенит?» (сыпучие материалы). | Дыхательная гимнастика. Понюхать ароматный фрукт и на выдохе сказать: «Ах!». Артикуляционная гимнастика: 1. Надуть обе щеки. 2. Надувать попеременно то правую, то левую щеку. Пальчиковая гимнастика Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас,Поочередно разгибают пальчики из кулачка,начиная с большого. Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя. |
Сентябрь.
Лексическая тема: Осень.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Понимать слова обобщающего значения. Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме упражнение “Покажи картинку”. 2. Различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных – д/и “Где много, а где мало?”. | 1. Уточнение и расширение словаря по теме представлений о признаках осени. 2.Понятия «один» - «много». Закрепление понятия «красный цвет», «желтый цвет». 3. Знакомство с уменьшительно- ласкательной формой слова. | 1. Вызывание звукоподражаний. Ручками мы хлопаем – ДА,ДА,ДА! Ножками мы топаем – ДА,ДА,ДА! Ручками помашем – ДА,ДА,ДА! Ножками попляшем – ДА,ДА,ДА! | 1.Развивать речевой слух, учить различать на слух голоса знакомых людей и называть их по именам – упражнение “Кто позвал?” | Пальчиковая гимнастика Осень, осень к нам пришла, дождь и ветер принесла. Стучим пальцем левой руки по ладони правой Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождь и ветер принесла. Стучим пальцем правой руки по ладони левой Пожелтел зеленый сад, листья кружатся, летят. Трём ладонью о ладонь Упражнение на развитие речевого дыхания. «Листопад» Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. Артикуляционное упражнение. «Орешек» Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. |
Октябрь .
Лексическая тема: Грибы
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания. 2.Расширение пассивного словаря по теме. 3. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением. | 1.Обогащать словарь по теме 2. Формирование понимания формы множественного числа существительного. 3. Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением. 4. Понимание употребления предлога -на- | 1. Вызывание звукоподражаний. Руки вверх: Хлоп-хлоп-хлоп. - хлопаем в ладоши Руки вниз: Топ-топ-топ! - стучим ногами Руки в стороны: Ух-ух-ух! - машем кистями рук Руки вперёд: Тук-тук-тук! - стучим кулачками | 1. Развивать слуховое внимание и восприятие в д/и «Где гремит?». 2. Учить различать две звучащие игрушки в д/и «Что звенит?» - вода и камни. 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-А- | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, мы идём грибы искать! Упражнение на развитие речевого дыхания. «В лесу» Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз. Артикуляционное упражнение. «Откусим грибочек» Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка. «Очень вкусно» Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка. |
Октябрь .
Лексическая тема: Птицы
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
Формирование умений: 1. Вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. 2. Соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением – упражнение “Покажи”. 3. Соотносить действия предметов с изображениеи. Покажи где птица плавает, клюет зернышки и тд.? | 1.Расширение предметного словаря по теме 2. Введение обобщающего слова. 3.Существительные единственного и множественного числа. | 1. Обучение звукоподражанию. Ухал, охал, ахал филин: «У-у, у-у!» Эхо слушалось в лесу: «У-у, у-у!» Звери в страхе разбежались: «У-у, у-у!» Песни фили испугались: «у-у, у-у!» | 1. Учить различать две звучащие игрушки в д/и «Что звенит?» 2. Воспитывать чувство ритма в упражнении «Погреми так же». 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-А- | Пальчиковая гимнастика Сорока-белобока кашку варила, деток кормила. средним и указательным пальчиками щекочет ладошку Упражнение на развитие речевого дыхания. «Летите, птички!» Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше. Артикуляционное упражнение. «Клювики» Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. |
Октябрь .
Лексическая тема: Дикие животные
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания .. |
1. Соотносить признаки предметов (синий, красный, большой, маленький) с их словесным обозначением. 2. Понимать вопросы: Где? Куда? Что ты будешь делать? 3. Понимать косвенные падежи (Кто? У кого?). 4. Понимать предложения, содержащие глаголы повелительного наклонения. Выполнять одноступенчатую инструкцию. | 1.Обогащать словарь по теме 2 Понятие «большой» - «маленький». 3.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | Стихотворение А.Блинова «БЕЛКА» Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка –На носу вскочила шишка. Ох-Ох-Ох-Ох-Ох. (слушание и звукоподражание) | 1.Развитие слухового внимания: «Что звучит?». 2. Формирование умения правильно воспринимать и дифференцировать слова – упражнение “У кого картинка?”(парные картинки). 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-О- | Пальчиковая гимнастика Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок, сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это кто спешит, спросонок ? разводят руки в стороны, ладонями вверх Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. ритмично сжимают и разжимают кулачки, пальчики в стороны Упражнение на развитие речевого дыхания. «Звери пошли гулять» Подуть на бумажных зверей. Глубокий вдох, длинный выдох Артикуляционное упражнение. «Зайчик» Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. |
Октябрь .
Лексическая тема: Домашние животные
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Узнавать и правильно показывать животных (соотносить изображения с их словесным обозначением). 2. Выполнять простые действия типа: покажи собаку 3. Учить различать и сравнивать предметные картинки между собой - упражнение «Найди такую же». | 1.Обогащать словарь по теме 2. Практическое усвоение предлога «в»; 3. Понимать грамматические категории числа существительных –игра “Где много, а где мало?” | 1. Ребёнок изображает рожки у коровы: Муу! Молочка неси побольше: Муу! Клеверком питайся спелым: Мууу! Молоко чтоб было белым: Мууу! По полям ходи, по горкам: Мууу! Дома ждём тебя с ведёрком: Мууу | 1. . Уточнение произношения звуков в различных звукоподражаниях. 2. «Кто кричит»- узнавание животных по голосу. 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-О- | Пальчиковая гимнастика Довольна корова своими телятами, загибают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! раскрываем пальчики и вытягиваем ручки вперед ладошками вверх. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Поиграй с котенком» сдуть бумажный бантик Артикуляционное упражнение. Кошка лакает молоко — имитирующее движение языком. Котенок зевает-. широко открыть рот. Собака рассердилась — прикусывать по очереди верхнюю нижнюю губу верхними зубами. |
Ноябрь .
Лексическая тема: Семья
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Вслушиваться в речь, давать звуковые и двигательные реакции. 2.Соотносить изображения с их словесным обозначением. 3. Показывать и по возможности называть членов семьи. 4. Понимать вопрос: Где? | 1.Обогащать словарь по теме 2.Согласование имен прилагательных с именами существительными мужского и женского рода. 3. Знакомство с уменьшительно- ласкательной формой слова. | 1. Обучение звукоподражанию “Послушай и повтори”: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка) | 1.Формирование внимания к неречевым звукам. 2. Уточнение артикуляции гласных звуков.-У- | Пальчиковая гимнастика На ладошке у меня руки вперед, ладошками вверх Упражнение на развитие речевого дыхания. «Надуй шарик» Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. Артикуляционное упражнение. «Улыбка» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Удержать под счет от 1 до 10. Ежедневно по 5-6 повторов. |
Ноябрь .
Лексическая тема: Человек
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания .. |
1.Соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением, показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого – упражнение “Покажи на себе и на кукле”, 2.Обучение пониманию действий без обозначения объекта (Кто спит, идет, сидит…). 3.Понимать целостные словосочетания – упражнение “Что делает?” | 1.Обогащать словарь по теме: нос. 2 Обучение понимания и употребления притяжательных местоимений (мой, моя, мои, моё) | 1 Вызывание звукоподражаний, работа над слоговой структурой слова. Скачет лягушонок: Ква, ква, ква! Плавает утёнок: Кря, кря, кря! Прыгает козлёнок: Ме-ме-ме! А за ним ягнёнок: Бе-бе-бе! А за ним ребята: Раз, два, три! Весело шагают: По-смо-три! | 1. Формирование внимания к неречевым звукам в упражнении «Топай, как я. Хлопай, как я». 2 Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса на материале звукоподражаний: Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть, Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются, Ах – душистый цветок. 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-У- | Пальчиковая гимнастика Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать. Артикуляционное упражнение. «Толстячки и худышки» Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд |
Ноябрь .
Лексическая тема: Мебель
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Вслушиваться в речь и понимать ее содержание (обобщающее понятие “мебель”, упражнение “Что для чего?”. (спать, сидеть, хранить) 2. Выполнять двухступен чатые инструкции –игра в поручения ( пойди, возьми, покажи). 3.Развитие слухового внимания, восприятия: упражнение “Найди такую же коробочку”. | 1.Обогащать словарь по теме 2. Уточнение понятия «большой», «поменьше», «маленький». 2. Развитие понимания предложных конструкций с простыми предлогами: сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол – упражнение “Выполняйте команды!”. | Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го класса слоговой структуры. | 1. Развитие слухового внимания, умения различать высокие и низкие звуки. 2.Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы обихода – упражнение “Звуки дома”. 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-И- | Пальчиковая гимнастика Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал -десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Часики» Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить на выдохе «тик – так» Артикуляционное упражнение. «Маятник» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. |
Ноябрь.
Лексическая тема: Посуда
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Формирование пассивного глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить, возьми и т.д. 2.Формирование умения по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, наливать суп – половник). 3.Выполнение двухступен чатых инструкций – д/и “Поручение” | 1.Обогащать словарь по теме 2. Понимание предлогов В, НА, У. Обучение выполнению инструкций. 3.Уточнение понятия один – много в сочетании с существительными женского и среднего рода . | 1. Посуда. Д/и «У куклы день рожденья» 2. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го класса слоговой структуры. | 1. Формирование внимания к неречевым звукам в д/и «Что звенит?» (сыпучие материалы). 2. .Проговаривание звукоподражаний, слов и фраз: Кап – капает вода, Куп –куп – мама купает ребенка, Ай-я-яй – девочка испачкалась, ванна, вода, мой, мою, мыть, мою ноги (руки) 3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-И- | Пальчиковая гимнастика Посуду моет наш Антошка.- Потирают ладошки друг о друга Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан,- Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. И закрыл покрепче кран.- Выполняют имитирующее движение Упражнение на развитие речевого дыхания. «Каша кипит» Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. Артикуляционное упражнение. «Блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
Декабрь .
Лексическая тема: Зима
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Формирование умения узнавать игрушки и предметы по описанию – упражнение “Веселые загадки”. 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Развивать понимание признаков предметов | 1.Уточнение и расширение словаря по теме (см. «Примерный словарь»). 2.Формирование понятия «зима». 3. Учить подбирать признаки предметов, отвечать полным предложением. ( Зима какая?- Зима холодная, белая, красивая) | 1.Пересказ рассказа «Снеговик» с использованием карточек. 2. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го класса слоговой структуры. | 1. Развитие силы голоса и интонационной стороны речи «Скажи громко, скажи тихо» 2.Развитие речевого слуха, умения внимательно слушать слова – упражнение “Горячий-холодный”.
3. Уточнение артикуляции гласных звуков.-Э- | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, загибать пальчики Упражнение на развитие речевого дыхания. «Снегопад» Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. Глубокий вдох и плавный, длительный выдох Артикуляционное упражнение. «Метель» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
Декабрь .
Лексическая тема: Одежда
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. 2. Пополнение словаря: детали одежды – воротник, кармашки; надевать. 3.Обучение пониманию вопроса: Где? Кто? Кому? | 1.Обогащать словарь по теме 2. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими цвет, размер. 3. Закрепить в речи глаголов 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения. | 1. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса слоговой структуры. | 1.Узнавание и различение звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. 2. Учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию звуков: Ой-ой-ой! – уколол пальчик, Пш-ш-ш! – гладим бельё, Т-т-т! – шьём на машинке. 3. Развивать умение различать гласные звуки -Э- | Пальчиковая гимнастика Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Сжать пальцы в кулачок. Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла!» Разогнуть оставшийся согнутым палец Ищешь, ищешь и найдешь. Здравствуй, пальчик, как живешь? Сжать пальцы в кулачок. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Погреем ручки» Ребенок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, губы трубочкой, произносим звук -ш-ш-ш-ш-ш. Ладошки перед губами, должен выходить теплый воздух. Артикуляционное упражнение. «Иголочка» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). |
Декабрь
Лексическая тема: Обувь
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Ориентироваться в названиях действий –упражнение “Покажи”. 2. Выполнять двухступенчатые инструкции – упражнение “Поручение”. (покажи тапочки, надень тапочки, сними тапочки). 3.Расширение пассивного словаря за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон; прилагательных одинаковые; глаголов: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, танцевать. обобщающего значения слов: одежда, обувь | 1.Уточнение и расширение словаря по теме (см. «Примерный словарь»), введение обобщающего слова 2. Образование формы Р.п. сущ-х. 3. Формирование умения согласовывать прилагательное с существительным по родам, падежам и числам. | 1. Сказка «Про тапки с помпонами». 2. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса слоговой структуры. | 1. Различение гласных звуков по принципу контрастности 2. Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы « чем я это делаю» 2 Развивать умение различать гласные звуки -А- У- | Пальчиковая гимнастика Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) Упражнение на развитие речевого дыхания. «Завяжи шнурок» Стоя, ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и наклонившись вперед совершает несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Артикуляционное упражнение. «Катушка»Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру. |
Декабрь.
Лексическая тема: Новый год.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие экспрессивной стороны речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке. 2. Узнавать предметы на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. 3. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. | 1. Уточнение и расширение словаря по теме (см. «Примерный словарь»). 2. Согласование числительных «один», «два» с существительными 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже | 1. Спектакль настольного театра «Елка в лесу у Деда Мороза» 2. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса слоговой структуры. | 1. Узнавание и различение звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. 2. Воспроизведение интонационно-ритмического рисунка слов «зима, снежок». 3. Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы –упражнение “Найди такую же коробочку 4. Развивать умение различать гласные звуки -А- У- | Пальчиковая гимнастика Мы развесили игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. Крутят ладошками в воздухе - «фонарики». Упражнение на развитие речевого дыхания. «Дровосек» Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз. Артикуляционное упражнение. «Огоньки в окошках» . Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. Повторять 5-6 раз. |
Январь.
Лексическая тема: Зимние забавы
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Формирование умения узнавать игрушки и предметы по описанию – упражнение “Веселые загадки” . 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3.Формировать умение классифицировать предметы по единому признаку | 1.Уточнение и расширение словаря по теме Формирование понятий «зима и забава». 2. Согласование числительных «один», «два» с существительными 3. Пополнение словаря прилагательными обозначающими цвет. Форму, размер. | 1. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса. | 1.Развитие слухового восприятия, интонационной стороны речи «Узнай друга» 2.Формирование умения различать высокие и низкие звуки –упражнение 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Д | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Упражнение на развитие речевого дыхания. «Подуй на снежинку»: вырезать из бумаги снежинки. Положить снежинку на ладошку: вдох носом и дуем на снежинку (губки сложим в трубочку, следим, чтобы щёки не надувались) — повторить 3-4 раза. «Погреем ладошки»: руки согнуты в локтях, ладони на расстоянии 15-20 см ото рта. Артикуляционное упражнение. «Горка» («мостик») Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
Январь .
Лексическая тема: Животные холодных стран
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 2. Узнавать предметы на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. 3. Понимание двухступенчатой инструкции | 1.Уточнение и расширение словаря по теме 2.Формирование понятий «животные, холодные страны». 3. Уточнение понятия один – много в сочетании с существительными женского и среднего рода . | 1. Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-го и 3-го класса. 2. Учить договаривать слова за логопедом | 1.Различение гласных звуков по принципу контрастности 2.Развитие слуховое внимания, восприятия на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Т-Д | Пальчиковая гимнастика На льдине жил один пингвин, Гулял по льдине он один. Левая рука ладонью вверх, указательный палец правой руки на ладони постукивает Скучал пингвин, грустил пингвин. Среди снегов и белых льдин. Сжимаем кулачки, ладонями вниз. А был бы у него дружок, не так бы был он одинок. Имитация рукопожатий Упражнение на развитие речевого дыхания. Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит -уууууу – воет волк; а так же вариант с прерывистым выдохом у-у-у-у- воет сова. Артикуляционное упражнение. «Толстячки - худышки» Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. «Морж» Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
Январь.
Лексическая тема: Животные жарких стран
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 2.Формирование понимания признаков предметов. 3. Формирование понимания сходства между предметами. | 1.Уточнение и расширение словаря по теме 2. Закрепление употребления уменьшительно- ласкательной формы слова. 3. Формирование грамматического строя речи. Различение глаголов наст. времени 1-го лица един. и мн. числа. | 1.Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-2 го класса. 2. Учить договаривать фразу, начатую логопедом. | 1. Воспроизводить на слух(пропевать) гласные звуки: аааа, уууу, ау, уа; учить узнавать звуки [А\У] в потоке: а, о, у. 2. Воспитание общих речевых навыков в упражнении «Эхо». 3. «Послушай и прохлопай как я» Освоение ритмического рисунка на слух. | Пальчиковая гимнастика Крокодил. Крокодил плывет по речке,- ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу Упражнение на развитие речевого дыхания. «Мычалка» Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются глубокий вдох, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М". Артикуляционное упражнение. «Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. «Носорог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
Февраль.
Лексическая тема: Рыбы
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 2.Формировать умение классифицировать предметы по единому признаку 3. Формирование понимания сходства между предметами | 1. Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова: 2. Закрепление понятий «большой»- «маленький», «один» - «много» 3. Формирование грамматического строя речи. Различение глаголов наст. времени 1-го лица един. и мн. числа. | 1.Работа над слоговой структурой слова. Отработка 1-2 го класса. 2. Учить использовать в речи притяжательные местоимения: мой, моя, моё, мои. | 1. Уточнение произношения звуков в различных звукоподражаниях. 2. Развитие слухового внимания: «Что звучит?». 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука В | Пальчиковая гимнастика Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Плавные движения кистями, руки соеденили Рыбка, рыбка, озорница, погрозить пальчиким Мы хотим тебя поймать. хлопок "круглыми" ладошками Рыбка спинку изогнула, выгнуть кисти, пальчики вниз Крошку хлебную взяла, имитировать движение пальчиками Рыбка хвостиком махнула, сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево Рыбка быстро уплыла. спрятать ручки. Упражнение на развитие речевого дыхания. Через соломинку делаем бурю воды в стакане. Артикуляционное упражнение. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. |
Февраль .
Лексическая тема: Транспорт
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Формирование понимания употребления предлогов -в-на-за. 2. Формирование понимания признаков предметов. 3. Закрепление умения выполнять двухступенчаты | 1. Расширение словаря по теме – беседа «транспорт». 2. Подбор прилагательных «Покажи где какой, какая, какие?» | 1.Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой. 2. Учить использовать в речи притяжательные местоимения: мой, моя, моё, мои. | 1. Узнавание и различение звуков сигналов. 2. Воспроизведение интонационно-ритмической стороны слова. 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Ф | Пальчиковая гимнастика Автобус, троллейбус, машина, трамвай, о них ты на улице не забывай. Соединение пальцев по очереди с большим В морях – корабли, ледоколы, суда, они очень редко заходят сюда. -То же пальцами другой руки Упражнение на развитие речевого дыхания. «Чей самолёт дальше улетит?» Ребѐнок сидит за столом, перед ним бумажный самолѐтик. Вдох, пауза, на выдохе ребѐнок передвигает самолѐтик по столу Артикуляционное упражнение. Качели Рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения. «Парус» Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд |
Февраль.
Лексическая тема: Инструменты
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 2. Формировать умение классифицировать предметы по единому признаку. 3. Формирование понимания сходства между предметами | 1. Расширение словаря по теме – беседа «Инструменты». 2. Обучение отгадыванию загадок | 1. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой 2. Учить использовать в речи притяжательные местоимения: мой, моя, моё, мои. | 1. Различение гласных звуков по принципу контрастности. 2 Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы –упражнение “Найди такую же коробочку 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука В-Ф. | Пальчиковая гимнастика «Строим дом» Молотками мы стучим, стучат кулачками, держа сверху то один, то другой Строить новый дом хотим. «домик» - соединяют ладони крышей Кто в доме будет жить? сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук С нами кто будет дружить? - Девочки и мальчики, поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук Маленькие пальчики! пальчики «здороваются» друг с другом Упражнение на развитие речевого дыхания. «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе. Артикуляционное упражнение. «Маляр»Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад. «Лопаточка»Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
Февраль
Лексическая тема: Мужские профессии.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Обучение пониманию вопросов поставленных к сюжетным картинкам. 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Формирование понимания признаков предметов. | 1.Обогащать словарь по теме 2.Учить различать имена существительные множественного и единственного числа женского рода в именительном падеже. | 1. Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой 2. Составление фраз с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои 3. Отработка слов 1-2 го класса слоговой структуры. | 1. Развитие речевого слуха, работа над слоговой структурой слова, выделение и отстукивание ударного слога в словах в д\и «Внимательные ушки». 2. Воспитание общих речевых навыков в упражнении «Эхо». 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Н | Пальчиковая гимнастика Много есть профессий знатных, Соединять пальцы правой руки с большим. И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим. Повар, врач, маляр,учитель, Последовательно соединять Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим. Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки. Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх Упражнение на развитие речевого дыхания. «Самолёт» Глубокий вдох, не поднимая плеч, на выдохе продолжительно произносить звук «у – у – у» Артикуляционное упражнение. «Пароход»Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). «Чистим дорожки»Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается (зубы можно чистить и снаружи и внутри). То же повторяем с верхними зубами |
Март .
Лексическая тема: Мамин праздник. Женские профессии.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Понимание Дат. падежа имен существительных - игра «Кому это нужно?». 2. Понимание имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами 3.Понимание Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?». | 1.Обогащать словарь по теме 2. Образование имен существит. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи. 3.Актуализация глагольного словаря «Кто что делает?» | 1 Обучение договариванию фраз, начатых логопедом, со зрительной опорой 2. Составление фраз с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои 3. Отработка слов 1-3 го класса слоговой структуры. | 1. Развитие слухового внимания к неречевым звукам: предметы. 2. Отстукивание ударного слога в слове «мама». 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Х | Пальчиковая гимнастика Мамочка, мамочка, Любимая моя, поочерёдно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке Как я люблю тебя. правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить Упражнение на развитие речевого дыхания. «Вырасти большой» Стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. Артикуляционное упражнение. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка). Упр. «Блинчик», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10 секунд. |
Март.
Лексическая тема: Бытовая техника
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Обучение пониманию вопросов поставленных к сюжетным картинкам. 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Формирование понимания признаков предметов.
| 1. Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова: 2. Закрепление понятий «большой»- «маленький», «один» - «много» 3. Формирование грамматического строя речи. Различение глаголов наст. времени 1-го лица един. и мн. числа | 1. Составление предложений с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои 3. Отработка слов 1-3 го класса слоговой структуры. | 1.Правильное воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах: часы, сани, бусы, шары, кот, дом. 2. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звуков К | Пальчиковая гимнастика Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук Ты куда суёшь свой нос? ладони смотрят вверх и вперёд Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу. Я порядок навожу. соприкосновение кончиков пальцев Упражнение на развитие речевого дыхания. «Каша кипит» Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф». Повторяют 3-4 раза. Артикуляционное упражнение. «Маятник» Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. |
Март.
Лексическая тема: Сказки.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Обучение пониманию вопросов поставленных к сюжетным картинкам. 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Формирование понимания признаков предметов. | 1. Формирование словаря - слушание и беседа по сказкам 2. Развивать понимание использования в речи простых предлогов -за-на-по-под. | 1. Составление предложений с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои 3. Отработка слов 1-4 го класса слоговой структуры. | 1. Формирование внимания к неречевым звукам. 2. Различение слов, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука [К-Х]. | Пальчиковая гимнастика Мы лепили колобка…… Имитируют движения Тесто мяли мы слегка Дети имитируют движения «лепки» А потом его катали Сжимают и разжимают пальцы На окошечко сажали Раскрывают ладони, показывают их Он с окошка прыг да прыг Стучат по ладоням пальцами И пустился напрямик……. Помахали ладошками Упражнение на развитие речевого дыхания. «Остудим колобка» Дети делают глубокий вдох и плавный длинный выдох. Артикуляционное упражнение. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот , высунуть широкий язык и установить его в форме чашечки, поднимая края. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
Март
Лексическая тема: Комнатные растения
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение классифицировать предметы по единому признаку. 2.Формирование понимания употребления предлогов -на-за-под. 3. Закрепление умения выполнять двухступенчатые инструкции | 1.Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Закрепление понятий «большой»- «маленький», «один» - «много» 3. Формирование грамматического строя речи. Различение глаголов наст. времени 1-го лица един. и мн. числа | 1. Работа на слоговой структурой слова. Отработка слов 1-4 го класса слоговой структуры. 2. Составление фраз со словами 1-2-3 класса слоговой структуры. | 1. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. 2. Формирование навыка слогового анализа слов, упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах. | Пальчиковая гимнастика Наши красные цветки (ладошки соединить в виде цветка) Раскрывают лепестки. (ладошка раскрывается) Ветерок чуть дышит Лепестки колышет (движение пальцами) Наши красные цветки Закрывают лепестки (ладошка закрывается) Головой кивают (закрытые ладошки влево, вправо) И сладко засыпают. (две ладошки приложить к щеке) Упражнение на развитие речевого дыхания. «Аромат цветов» Через нос сделать спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдохнуть произнося: « АХ!» Артикуляционное упражнение «Лейка» («Дуем с чашечки») Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос |
Апрель..
Лексическая тема: Весна
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Узнавать предметы на рисунке по их словесному описанию – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку”. 2. Формирование понимания сходства и различие предметов. 3. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. | 1.Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Закрепление понятий «большой»- «маленький», «один» - «много» 3. Учить различению глаголов настоящ. времени ед.числа | 1. Работа на слоговой структурой слова. Отработка слов 1-4 го класса слоговой структуры. 2. Составление фраз со словами 4 го класса слоговой структуры. | 1.Развитие речевого слуха, работа над слоговой структурой слова, выделение и отстукивание ударного слога в словах в д\и «Внимательные ушки». 2. Развитие слухового внимания к неречевым звукам: предметы. | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять. загибают пальчики Будем мы весну встречать. шагают Весна - красна, иди скорей! подзывают руками Землю солнцем обогрей! потирают ладошки Скорей набухнут почки сжимают кулачки И вырастут цветочки! разжимают кулачки, поднимают руки вверх, шевелят пальчиками Упражнение на развитие речевого дыхания. «Капель» Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". Артикуляционное упражнение. «Качели» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Повтор 4-6 раз. |
Апрель..
Лексическая тема: День-ночь.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Развить понимание, что происходит утром, днем, ночью. 2. Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Закрепить умение находить предмет по описанию. | 1.Обогащать словарь по теме 2.Пополнение словаря прилагательными, обозначающими цвет, размер, форму. 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже | 1. Работа на слоговой структурой слова. Отработка слов 1-4 го класса слоговой структуры. 2. Составление фраз со словами 4 го класса слоговой структуры. | 1.Развитие речевого слуха. Д/и "Угадай, кто позвал?" (узнать по голосу товарища) 2. Различение гласных звуков по принципу контрастности. | Пальчиковая гимнастика С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза. Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него. С добрым утром,ушки! Ладонями поглаживать уши. Вы проснулись? Приложить ладони к ушам как «Чебурашка». С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку. Вы проснулись? Хлопки в ладоши. С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок. Вы проснулись? Потопать ногами. С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх Мы проснулись! (на солнце). Упражнение на развитие речевого дыхания. «Часы» Стоя. Ноги слегка расставить, руки опустить по швам. Размахивая прямыми руками в вверх и вниз, глубоко вдыхать и произносить на выдохе протяжно «тик – так». Повтор 10 раз Артикуляционное упражнение «Окошко»Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. |
Апрель.
Лексическая тема: Деревья.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение находить отличия между деревьями и другими растениями. 2. Закрепить умение различать действия предметов в единственном и множественном числе. 3.Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительным. | 1.Обогащать словарь по теме 2. Согласование существительных с числительными 3.Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?». | 1. Работа на слоговой структурой слова. Отработка слов 1-4 го класса слоговой структуры. 2. Составление предложений со словами 4 го класса слоговой структуры. | 1. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. 2. Формирование навыка слогового анализа слов, упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах. | Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять,(загибать пальцы, начиная с большого пальца) Упражнение на развитие речевого дыхания. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» И.п. – основная стойка ноги на ширине плеч, руки по швам; 1 – вдох, руки вверх - 2 –– наклон туловища вправо, выдох; 3 –– вернуться в и.п., вдох; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5-6 раз. Артикуляционное упражнение. «Дупло»- вытянуть губы кружочком «Орешки»- улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи «Спрячем жёлудь за щёку»-надувать попеременно то правую щёку, то левую |
Апрель.
Лексическая тема: Цветы луговые
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение находить предметы по заданным признакам. 2.Формирование понимания употребления предлогов -на-за-с- из-в. 3. Закрепление умения выполнять двухступенчатые инструкции | 1.Обогащать словарь по теме 2. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. 3. Употребление предлогов на, с, в, из - | 1.Работа над слоговой структурой. 2. Формировать умение отвечать фразами на вопрос. | 1.Правильное воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах: цветы, листок, вода, и тд. 2. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком | Пальчиковая гимнастика Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы) Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок») В беленькое платьице, Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево) Ветерку послушное. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Цветок распускается». И. п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвратиться в И. п. – выдох (выполнять в медленном темпе). Повторить 4-6 раз. Артикуляционное упражнение. «Не разлей воду» Язык в форме «чашечки» сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Затем заносим его в рот и смыкаем зубы. Повторять 10 - 15 раз. «Перекати поле» ( футбол) Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
Май.
Лексическая тема: Садовые цветы
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение находить отличия между цветами и другими растениями. 2. Закрепить умение различать действия предметов в единственном и множественном числе. 3.Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительным | 1.Обогащать словарь по теме 2. Употребление в речи простых предлогов. 3. Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай цветы». | 1.Работа над слоговой структурой. 2. Формировать умение отвечать фразами на вопрос по прочитанному произведению. | 1. Развитие слухового внимания, умения различать высокие и низкие звуки. 2.Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы на улице. | Пальчиковая гимнастика Только солнышко взойдет, сжимают и разжимают пальцы Мак на клумбе расцветет. Бабочка-капустница соединяют большие пальцы, остальными машут На цветок опустится. Поглядишь – а у цветков сжимают и разжимают пальцы Больше стало лепестков. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Тюльпан раскрывается». Артикуляционное упражнение. «Не расплескай воду» Язык в форме «чашечки» сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Затем водим «чашечкой» вправо-влево, удерживая позу. Повторять 10 - 15 раз. «Венок из цветов» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
Май.
Лексическая тема: Насекомые
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Закрепление понятий «большой»- «маленький», «один» - «много» 2. Формирование грамматического строя речи. Различение глаголов наст. времени 1-го лица един. и мн. Числа 3. Закрепление понятия один – много в сочетании с существительными женского и среднего рода | 1.Обогащать словарь по теме 2. Актуализация глагольного словаря - упражнение «Кто что делает?». 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | 1.Работа над слоговой структурой. 2. Формировать умение отвечать фразами на вопрос по прочитанному произведению | 1. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком. 2.Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные насекомые и птицы на улице | Пальчиковая гимнастика «Жук». Я веселый майский жук, (сжимают кулачки) Знаю все сады вокруг. (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы») Над лужайками кружу, (шевелят «усами») А зовут меня Жу-жу. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Жук жужжит» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Артикуляционное упражнение. «Бабочка» «Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-Крылышками машет» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. |
Май.
Лексическая тема: Мой дом
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1.Обучение пониманию вопросов поставленных к сюжетным картинкам. 2.Уточнение и расширение пассивного глагольного словаря –упражнение “Кто что делает?”. 3. Закрепить умение различать действия предметов в единственном и множественном числе. | 1.Обогащать словарь по теме 2.Актуализация глагольного словаря - упражнение «Кто что делает?». 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. | 1.Работа над слоговой структурой. 2. Формировать умение отвечать фразами на вопрос по прочитанному произведению | 1.Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы дома. 2. Формирование навыка слогового анализа слов, упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах. | Пальчиковая гимнастика Тук-тук-тук,! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Упражнение на развитие речевого дыхания. «Большой и маленький» Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух". Артикуляционное упражнение. «Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. «Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов. |
Май.
Лексическая тема: Игрушки.
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | Развитие фонетико-фонематической стороны речи | Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания . |
1. Формировать умение находить предметы по заданным признакам. 2.Формирование понимания употребления предлогов -на-за-с- из-в. 3. Закрепление умения выполнять двухступенчатые инструкции | 1.Обогащать словарь по теме 2. Согласование существительных с числительными 3.Образование Р.падежа имен существительных - игра «Чего не стало?». | 1.Закрепляем умение отвечать фразами на поставленные вопросы. | 1.Развитие речевого слуха. Д/и "Угадай, кто позвал?" (узнать по голосу товарища) 2. Различение гласных звуков по принципу контрастности. | Пальчиковая гимнастика На большом диване в ряд попеременно хлопать в ладоши Куклы Танины сидят: и стучать кулачками Два медведя, Буратино, загибать поочерёдно все пальчики И весёлый Чиполино, И котёнок и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять. разгибать поочерёдно пальчики Помогаем нашей Тане хлопать в ладоши Мы игрушки собирать. стучать кулачками Упражнение на развитие речевого дыхания. «Надуй шарик» Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф. Артикуляционное упражнение. «Весёлый язычок». Язычок проснулся, потянулся \ тянемся узким языком за пальцем Захотел сладкого варенья покушать \ облизать верхнюю, затем нижнюю губу Потом пошёл зубки чистить \ скоблим языком с внутренней стороны по нижним резцам, затем верхним И спрятался в домик, закрыл заборчик \ улыбнуться и показать «забор» - сомкнуты зубы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование подгрупповых занятий в старшей группе для детей с ФФНР.
Календарно-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет
Возможно, данный материал будет полезен логопедам при планировании работы на логопункте....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 6-7лет
Данный материал может быть использован в качестве основы при составлении планов на логопункте...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в разновозрастной группе (с 5 до 7 лет)
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы на основе содержания «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием ре...
Подгруппового открытого логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и элементов логосказки..
Лексическая тема: «Зимующие птицы»...
Методическая разработка конспекта подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и моделирования.
Лексическая тема: «Цветы». «В гостях у ФЕИ ЦВЕТОВ»...
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...