Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 6-7лет
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Урасимова Фарида Таклифовна

Данный материал может быть использован  в качестве основы при составлении планов на логопункте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalend-tem_planir_v_podg_gr.docx75.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Радость»

Календарно- тематический план

 по коррекции речи детей 6-7 лет с ФНР, ФФНР

в условиях логопункта

  на 2016-2017 учебный год

(Образовательная область  «Речевое развитие»)

(подгрупповые занятия)

                                                                                                                                                    Учитель-логопед:

                                                                                                                                                  Ф.Т. Урасимова

 

2016 г.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

        2016год                       Сентябрь.        

1 неделя

(1.09-9.09)

2 неделя

(12-16 сент.)

3 неделя    (19-23 сент.)

Лексич. тема: «Осень».

4 неделя   (26-30сент.)

«Деревья осенью».

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Диагностическое обследование.

Упражнение «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Упражнение «Эхо»

Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Упражнение «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение «Эхо»

Цель:   развитие силы голоса и речевого дыхания

Упражнение «Дождик, дождик».

Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи,

координации движений и ориентировки в пространстве.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

“ДОЖДИК“

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Игра: «Что лишнее?» 

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года.

Игра с мячом «Лето или осень?»

Цель: закрепить знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов.

    «Осенние листья»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Игра: «Что перепутал художник?» 

Цель:  развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Игра: «Что пропало?»

Цель: Развитие внимания и зрительной памяти.

Произношение:

-артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения звуков.

Постановка отсутствующих звуков.

Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Агранович З.Е Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О]

Повторение ранее изученных гласных и согласных звуков.

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «Знакомство», «Осень»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Сосчитай правильно» (подготовительное)

Цель: учить слышать звуки и определять их количество

 Повторение ранее изученных гласных и согласных звуков.

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «деревья осенью».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить слышать звуки и определять их количество

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Усвоение доступных ритмических моделей слов:

`та – та, та – `та,  `та – та – та, та – `та – та.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

Лексика, грамматика, связная речь

Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а, различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными; сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Упражнение: «Осенний пейзаж».

Цель: Знакомство со сложными словами, словообразование.

Игра: «Один – много»

Цель: Научить образовывать существительные множественного числа.

Упражнение «Что?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

октябрь

1 неделя (3-7окт.)

Овощи

2 неделя(10-16окт.)

Фрукты

3 неделя (17-21 окт.)

Грибы

4 неделя (24-28окт.)

Ягоды

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Упражнение: «Поезд».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Игра: «Перец»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи

Упражнение «Лесенка».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук».

Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи.

Упражнение: «Эхо».

Цель: Развитие силы голоса и речевое дыхание.

Упражнение: «Найди грибочек»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха.

 

Упражнение «Лесенка        

Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение: «Диалоги»

Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выраз.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

- развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

 “УРОЖАЙ”

Координация слова с движениями,

закрепление в речи глаголов.

Игра: «Четвёртый лишний». (Овощи, фрукты)

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация овощи и фрукты, логического мышления

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

Координация речи с движением,

Работа над общими речевыми       навыками

(вопросительной интонацией “ЯБЛОНЯ”

Игра: «Чего не стало?»  «Что прибавилось?» (овощи), (фрукты)

Цель:  развитие зрительного внимания (с муляжами).

Игра «Я знаю  5 имен (названий…)»         

 Цель: обогащение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

  Координация речи с движением « Грибы».

Игра: «Четвертый лишний».

Цель: Развитие зрительного внимания.  

Классификация предметов.

Актуализация словаря по теме «грибы».

Упражнение: «Подскажи словечко »

Цель: Развитие слухового внимания

 

Координация речи с движением

“ПО ЯГОДЫ”

Упражнение: «Брать – не брать»

Цель:  Развитие слухового внимания. Увеличение словарного запаса. Дифференциация  лесных и садовых ягод

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков.

 Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференцированных  движений  органов артикуляционного аппарата.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Различение звуков на слух:

  • по твёрдости –            мягкости;
  • по глухости – звонкости;
  • по месту образования  

Агранович З.Е Тема № 21

Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X

Общая артикуляционная гимнастика.

     Артикуляционные сказки. «Овощи».

                                                 

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Разноцветные флажки».

Цель: развитие речевого слуха. Различение на слух коротких и длинных слов.

Упражнение: «красный - синий».

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Агранович З.Е Тема № 22

Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']

Общая артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционные сказки. «Фрукты».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

 

“Назови звук” (в кругу с мячом).

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Агранович З.Е Тема № 22

Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «Грибы», «как язычок собирал грибы».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить считать звуки.(2)

Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание    обратных слогов.

Агранович З.Е Тема № 23

Звуки [П] — [Т] — [К]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки. «Ягоды», « Как язычок работал в саду».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения на уровне звуков.

Цель: учить считать звуки.(3)

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

 Определение ритмических моделей слов:

вата –`тата,

вода – та`та  т. д

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

Лексика, грамматика, связная речь

привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,  моя сумка, мои туфли).

Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…);

способом присоединения суффиксов (мех – меховой -  меховая, лимон – лимонный – лимонная);

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).

Распространение простого предложения  прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью

вопросов: кто?  что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

 Игра «Изменялки, прибавлялки»

Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

Игра: «Мой, моя, мое, мои».

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи; согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными. Развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного внимания.

Упражнение «Делаю - сделал»

Цель: учить образовывать настоящее и прошедшее время глаголов.

Упражнение: «Продолжи предложение»

Цель: упражнять в подборе слов – действий. Образование и использование в речи родительного падежа существительных.

Игра: (с мячом) «Назови ласково».

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Игра: «Сколько грибов собрали?». «Чего не стало?»

Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Образование родительного падежа единственного и множественного числа

имени существительного.

Упражнение: «Писатель»

Цель: Закрепление умения детей составлять рассказ – описания по плану. Расширение пассивного словаря прилагательными

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

ноябрь

1 неделя (1-11нояб.)

Одежда

2 неделя (14-18нояб.)

Обувь

3 неделя (21-25нояб.)

Игрушки

4 неделя (28н.-2д.)

Посуда

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Развитие речевого дыхания.

Упражнение «Одежда»     Чтение стихотворения 

Цель: работа над чёткостью дикции

Упражнение «Лесенка»              Пение гласных.

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных.

Диалог «Сапожник»

Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной и интонационной выразительности речи

ИГРА «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса.

Игра:  «Пароходы»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти

Упражнения на развитие дыхания.

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации

- общая моторика;

– развитие мелкой моторики;


- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  Пальчиковая гимнастика

“ Буква Т”

Цель: развитие координации речи с движением,  развитие общих речевых навыков.

“ПОМОЩНИКИ”

Игровое упражнение «Доскажи словечко..»

Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха.

Пальчиковая гимнастика.

« Буква Б»

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

“БОТИНКИ”

Игра: «Узнай по описанию».

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Пальчиковая гимнастика «Буква П»

Упражнение «Мячик мой»

Цель: развитие координации речи с движением.

Игра: «Узнай игрушку"

Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме.

Игра:  “ПОСУДА “

Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.

  Пальчиковая гимнастика «Буква В»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие активного словаря.

Упражнение: «Подскажи словечко»

Цель: Развитие слухового внимания

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

Агранович З.Е Тема № 23

Звуки [П] — [Т] — [К]

Общая артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Купи одежду»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра: "Разложи по полочкам"  

Цель: Совершенствовать слоговой анализ слов. Дифференциация понятий одежда, обувь, головные уборы.

Агранович З.Е Тема № 24

Звук и буква Э

Общая артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

 

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игра «Где наш шкаф?»

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: Набор предметных картинок, три шкафа с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5) .

Агранович З.Е Тема № 25

Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

 «Приключения язычка».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Агранович З.Е Тема № 25

Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С

Общая артикуляционная гимнастика.

 Артикуляционные сказки. «Как язычок пил чай с друзьями».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра: «Что купили».

Цель: совершенствование слоговой структуру слова.

Фонематические процессы:

-восприятие

- слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:

`вата – `тата,

во`да – та`та.

Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом,  кнут.

Преобразование слогов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Составление графической схемы слова.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

Лексика, грамматика, связная речь

Образование слов способом присоединения суффиксов

Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких предложений  в небольшой рассказ.

Упражнение «Ателье»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных.

Игра: «Магазин».

Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.

Игра “Посмотри и выполни”

Цель: Закрепление употребления предлогов и предлогов – наречий.

Игра: «Кресло и мячик»

Цель: развитие слухового и зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Игра «Что за чем мы будем мыть?”

Цель: формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами.

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Декабрь

1 неделя (5-9дек.)

Зима

2 неделя(12-16дек.)

Домашние животные

3 неделя(19-23дек.)

Дикие животные

4 неделя (28-30дек.)

Новый год

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Игра «Вьюга»

Цель: развитие силы голова и речевого дыхания.

Стихотворение «Гололедица»

Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной

выразительностью речи.

Проговаривание потешки, стих. «Котик»

Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи.  

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

 Активизация мышц губ и нижней челюсти

Игра: «Проговаривание предложений»

Цель: Преодоление твердой атаки гласных.

Упражнение «Белка»  

Цель: Работа над четкостью дикции.

Упражнение: «Считалка про зайца»

Цель: Работа над четкостью дикции, интонационной

 выразительностью.

Упражнение «Снежинки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Диалог «Ёлочка»

Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной окрашенности и интонационной выразительности.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  Игра:  «Сделай снеговика»

Цель: Формирование целостного восприятие предмета, учить

 правильно располагать готовые формы, активизировать речь.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года.

Игра «Мы во двор пошли гулять»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

Игра «Снежок»

Цель: Координация речи с движением

 Игра: «На ферме».

Цель: Развитие мелкой, моторики, развитие

 координации движений и речи.

“КОЗОЧКА”

Координация слова с движением. Развитие подражательности, творческого воображения.  

Упражнение: «Подскажи словечко »

Цель: Развитие слухового внимания

Упражнение: «Кого не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания, связной речи.

Игра «Рифмовочки»

Цель: Развитие слухового внимания и умение подбирать рифмы к строкам.

Игра: «Проведи дорожки»

Цель: Развитие зрительного внимания

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме, образование притяжательных прилагательных.                                “ СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ”  Пальчиковая гимнастика

“Есть у каждого свой дом”        Пальчиковая гимнастика.

“МЕДВЕДЬ”

Координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания

 Пальчиковая гимнастика

“ПОДАРКИ”

“С НОВЫМ ГОДОМ”

Цель: Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи.

«Снежная баба»

 Цель: Координация речи с движением

Игра: «Найди елочную игрушку».

Цель: развитие слухового внимания, координации движений.

Игра: «Подскажи словечко», «Что случилось в новый год».

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Агранович З.Е Тема № 26

Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Как Язычок лепил снеговика»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Игра «Подбери кормушку»

Цель: совершенствование навыка слогового  анализа слов, обозначающих название птиц.

Агранович З.Е Тема № 26

Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Наши домашние животные»,

«Лошадка катает детей»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Упражнение: «Расставь по стойлам», «Пастушки»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания.

Агранович З.Е Тема № 27

Звуки [С] — [З], [С'] — [З']

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

“Невоспитанный мышонок“,

“Заяц-огородник“

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема № 28

Звук и буква Ц

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Новый год»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Раздели и повесь»

Цель: слоговой анализ слов – названий елочных игрушек.

По игре «Украшаем ёлку»

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  развивать умение устанавливать место звука в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Деление слов на слоги.

Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

Лексика, грамматика, связная речь

Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном; согласование прилагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном.

Согласование числительных с существительными

роде, числе, падеже.

Образование слов способом присоединения приставки;

присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник)

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных.

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч)

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Игра: "Что бывает зимой?"

Цель: Закрепить понятия об зимних явлениях, активизация словаря по теме.

Упражнение «Какая? Какой? Какое? Какие?»         

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Игра: «Котёнок и кресло»

Цель: развитие слухового и зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Дидактическая игра «Сосчитай» 

Цель: Упражнять в согласовании существительных множественного числа с числительными:

Игра «Назови ласково».

Цель:  Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Упражнение: «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закрепить умение детей образовывать окончания существительных в родительном падеже, множественного числа.

Упражнение:  «Кто как голос подает?»

         «Как передвигается?» «Как ест?».

Цель: Активизация глагольного словаря.

Игра « В лесу»

Цель: Закрепление предложно – падежных конструкций.

Упражнение: Составление рассказа по графической схеме.

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему предлога).

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений со словами: карнавал, гирлянда, украшение, Снегурочка, санки, лыжи, снеговик.

Игра: «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от слова: снег, хлопушка, зима.

Игра: «Украшаем елку».

Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя: речи (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование относительных прилагательных).

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Январь. 2017год.

2 неделя (9-13янв.)

Продукты питания

3 неделя (16-20янв.)

Животные севера и жарких стран

4 неделя (23-27янв.)

Животные севера и жарких стран

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Артикуляционные упражнения

Цель: Развитие жевательно – артикуляционных мышц и развитие

артикуляционной моторики (губ).

Упражнение: «Запомни и повтори»

Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря.

Упражнение: «Маска».

Цель: работа  над развитием мимики.

Упражнения на развитие артикуляторных мышц.

Упражнение «Эти разные звери»

Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.

«Скороговорки»

  Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

 

  Машина каша”

Пальчиковая гимнастика

Игра: «Любопытная Варвара»

Цель: Развитие мышц шеи.

Упражнение «Что лишнее?»

Цель: Развитие слухового внимания, связной речи, мышления.

 Пальчиковая гимнастика.

“ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?  «Африканские животные»

 Пальчиковая гимнастика

Игра «Море волнуется раз»

Цель: развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу.

Игра: «Назови части»

Цель: развитие зрительного внимания. Практическое усвоение детьми название целого животного и частей тела.

Игра: «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания.

 «Прогулка на Север» пальчиковая гимнастика 

 «Животные холодных стран»

 Пальчиковая гимнастика

Игра «Обезьянки»

Цель: развитие зрительного внимания, координации движений.

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

Игровое упражнение:  «Кто лишний?».

Цель: развитие фонематического слуха (дифференциация звуков –р- и –л-), мышления, памяти, словаря.

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь],

 [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и

их дифференциация.

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Агранович З.Е Тема № 29

Звуки [Ц] — [С]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра: «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Игра: «Что купили».

Цель: совершенствование слоговую структуру слова.

Агранович З.Е Тема № 30

Звук и буква Ш

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Животные севера и жарких стран».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра: «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения о  животных севера и жарких стран (с опорой на картинки).

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Игра:  «Поймай звук»

Цель: Развитие фонематического слуха, умение выделять заданный звук на фоне слов, слогов, ряда изолированных звуков

Агранович З.Е Тема № 31

Звук и буква Ж

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Животные севера и жарких стран».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение: «Помоги Незнайке»

Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Лексика, грамматика, связная речь

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных.

Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе;

согласование прилагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки;

присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных.

Составление предложений без предлогов и с предлогами.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч)

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Упражнение: «Какое это блюдо?»

Цель: Расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласования прилагательных с существительными.

Упражнение: «Забывчивый покупатель»

Цель: Закрепить умения детей составлять описательные рассказы по образцу и данному плану

Упражнение: «Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закрепить умение детей образовывать окончания существительных в родительном падеже, множественного числа.

Игра: «Звери – великаны»                

Цель: совершенствование грамматического строя речи, процесса словообразования за счёт  образования существительных с помощью суффикса –ищ-.

Упражнение: «Самый главный»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану.

Игра «Один – много», «Сосчитай»

Цель: Грамматический строй речи и словообразование. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей, согласование существительных с числительными (2,3,5)

Игра «Сложные слова»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Игра: «Кто спрятался в джунглях»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных.

Упражнение «Составь рассказ»

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему предлога).

Игра « В джунглях»

Цель: Закрепление предложно – падежных конструкций.

Игра: «Собери семью»

 Цель: Расширение предметного  словаря в однокоренных словах путем изменения суффикса.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Февраль  

1 неделя (30я.-3ф.)

Мебель

2 неделя(6-10фев.)

Транспорт

3 неделя(13-17фев.)

Профессии

4 неделя (20-28фев.)

Профессии

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе.

Упражнение «Кресло»

Цель: работа над интонационной выразительностью речи.

Упражнение «Загадки»

Цель: Работа над чёткостью дикции, речевым дыханием.

Упражнение «Поезд»

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.

Стихотворение «САМОЛЕТ»

Цель: работа над интонационной выразительностью речи.

Игра «Пароходы гудят»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Упражнение «Скороговорки»

Цель: работа над четкостью дикции, правильным произношения, pечeвым дыханием.

Диалог «Весёлый магазин»

Цель: развитие диалогической речи.

Стихотворение «Повар»

Цель: работа над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Чистоговорки»

Цель: работа над чёткостью дикции, эмоциональной выразительностью речи.

Стихотворение «Почтальон»

Цепь: работа над темпом и ритмом речи.

Стихотворение «Маляр»

Цель: работа над чёткостью дикции, плавностью речи, интонационной выразительностью речи.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  Игра «Посмотри и назови»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

« Мебель»

Цель: развитие пальчиковой моторики.

«Спальня для луны»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Упражнение “Подскажи словечко”

Цель: Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных.

Упражнение: “Будь внимательным”

Цель:  развитие слухового внимания, грамматического строя речи.

 Пальчиковая гимнастика

“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”

“МЧИТСЯ ПОЕЗД”

Координация речи и движения

Упражнение: “ЕХАЛИ МЕДВЕДИ”

Цель: Упражнение на развитие слухового внимания.

Игра: «Что лишнее»

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Классификация транспорта (водный и воздушный) и другим видам тр.

“ПОВАР”

Пальчиковая гимнастика

“МАЛЯРЫ”

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

“САДОВНИК”

Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения,

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.

Упражнение: «Кто за кем?»

Цель: Развитие слухового внимания, актуализация словаря по теме, слуховой памяти.

 “ ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН”

Пальчиковая гимнастика.

“ШОФЕР”

Координация речи и движения

“КРОВЕЛЬЩИК”

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха.

 «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь],

 [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и

их дифференциация.

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Агранович З.Е Тема № 32

Звуки [Ш] — [Ж]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Язычок делает ремонт».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Мебельный магазин»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.

Игра «Составь предложение по схеме»

Цель: Составление и анализ предложений по теме. 

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Агранович З.Е Тема № 33

Звуки [С] — [Ш]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Транспорт», «Как язычок катался на велосипеде».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Лото: " Транспорт"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа.

Игра: «Расставь по гаражам»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа.

Агранович З.Е Тема № 34

Звуки [З] — [Ж]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Язычок музыкант».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Кто скорее?»

Цель: совершенствовать слоговой анализ названий профессий.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Агранович З.Е Тема № 35

Звук и буква Ч

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Язычок музыкант».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы».

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.)

Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Деление слов на слоги.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Лексика, грамматика, связная речь

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных

  Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

(играю – играл – буду играть).

Развитие умения подбирать родственные слова.

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки.

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др., с относительным местоимением «который»

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Игра «Назови ласково», «Две сестрички – две матрешки»

Цель: Научить детей образовывать существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение “Исправь ошибку”

Цель:  совершенствование грамматического строя речи, закрепление употребления формы родительного падежа существительных с предлогом “у”.

Игра “Где что хранится?”

«Вопросы-загадки о мебели»

Цель: Закрепление формы предложного падежа существительных (посуда, одежда, книги).

Игра "Машина"

Цель: учить детей правильно употреблять приставочные глаголы.

Игровое упражнение: «Подбери слово».

Цель: Закрепить умение детей подбирать прилагательное к

существительному.

Игровое упражнение: «Подбери слова»

Цель: Формировать умение детей подбирать к существительному глагол.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме. Составлять описательный рассказ по картинно – графическому плану.

Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Составление рассказа «Я хочу быть…»

Цель: учить составлять рассказ по плану «Я хочу быть…» с опорой на предметные картинки.

Игра «Кто что делает? Что будет делать? Что сделал?»

Цель: Работа над грамматическим строем речи. Обогащение глагольного словаря. Формирование у детей навыка изменять глаголы по временам, числам и родам.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Усвоение конструкций сложноподчиненных и сложносочинённых предложений.

Игра «Репортаж для  газеты»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ о представителях разных профессий по картинно-графическому плану.

Игра «Посчитай – ка!»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными 2, 3, 5,7. Выработка правильного речевого дыхания.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Март

1 неделя (1-10мар.)

Весна

2 неделя(13-17мар.)

Комнатные растения

3 неделя (20-24мар.)

Рыбы

4 неделя (27-31мар.)

Домашние птицы

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Март»

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Скажи на выдохе»

Цель: развитие длительного речевого выдоха. Уточнение и активизация словаря по теме.

Игра «Приятный запах»

Цель: Развитие речевого дыхания, фразовой речи на плавном выдохе.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.  

Загадки

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Упражнение «Запомни и повтори»

Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.  

Стихотворение «Курица с цыплятами»

Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения

Диалог «Гуси и волк»

Цель: Развитие интонационной выразительности.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  Игра “ВЕСНА”

Пальчиковая гимнастика.

Игра “ КАП, КАП, КАП”

Пальчиковая гимнастика

Игра “ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!”

Русская народная песенка

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Игра: «Убери лишнюю картинку»

Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме. Закрепить понятия об весенних явлениях.

 НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ”

 Цель: Развитие координации речи и Движения.

Упражнение «Алые цветки»

 Цель: развитие моторики пальчиков.

Игра: Разрезная картинка "Цветы".  (Разрез по диагоналям и на несколько частей).

Цель: развивать мелкую моторику, координацию и точность мелких движений

Игра «Что перепутал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме.

ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ”

Пальчиковая гимнастика

“АКУЛА”

Пальчиковая гимнастика

“АКВАРИУМ”

Координация речи и движений, развитие моторики.

“ЛЕТУЧАЯ РЫБА”

Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Упражнение «Четвёртый лишний?»

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Игра: Разрезная картинка "Рыбы"

(Разрез по диагоналям или на несколько частей).                                                    

 Игра: «Узнай по силуэту».

Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». 

Цель: дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

“ПТИЧКИ”

Координация речи с движением

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь],

 [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и

их дифференциация.

Агранович З.Е Тема № 36

Звуки [Ч] — [Т']

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Весна», «Как язычок гулял в лесу».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Упражнение «Раздели и забери»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов по теме.  

Агранович З.Е Тема № 37

Звук и буква Щ

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Цветок».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Расставь цветы на полки»

Цель: Развитие навыка слогового анализа слов – названий комнатных растений.

Игра-соревнование «Подбери слова»

Цель: формирование навыка фонематического анализа слов, подбор названий комнатных растений на заданный звук.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема № 38

Звуки [Ч] — [Щ]

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «В океане»

Цель: расширение словарного запаса. Обучение определению наличия звуков в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра: «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения об обитателях аквариума, речных и морских животных и рыбах (с опорой на картинки).

Агранович З.Е Тема № 39

Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Птичка-невеличка».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра « Поймай и раздели»

Цель: Совершенствование слогового анализа слов. Деление на слоги слов по теме.

Игра «Молчанка»

Цель: Развивать умение определять количество слогов в слове.

Игра «Подвижные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Деление слов на слоги.

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Лексика, грамматика, связная речь

Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе;

согласование прилагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Развитие умения подбирать родственные слова.

 Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Упражнение «Что? - Кто?»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу. Придумать слова, отвечающие на соответствующий вопрос.

Упражнение: «Подобрать предметы к признакам»

Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательным.

Игра «До - между – после»

Цель: Активизация словаря по теме. Закрепление последовательности временных понятий.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.

Игра: «Кто что делает? Кто что делал?

Кто что будет делать?»

Цель: Формирование у детей навыка изменять глаголы по временам, числам и родам.

Игра «Цветок и бабочка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом.

Игра «Посчитай-ка»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными, выработка правильного речевого дыхания.

Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чьё туловище?»

Цель: развитие лексико-грамматических процессов, образование притяжательных прилагательных.

Игра «Передавай мяч»

Цель: учить подбирать родственные слова к заданной основе.

Игра: «Закрытая картинка»

Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Упражнение «Посчитай»    (От 6 лет)

Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Упражнение «Закончи правильно предложение»   (От 6 лет)

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей составлять описания по картонно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом

Упражнение: «Объясни словечко».

Цель: Знакомство со сложными словами, словообразование.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Апрель

1 неделя (3-7апр.)

Мой город

2 неделя (10-14апр.)

Космос

3 неделя (17-21апр.)

Зимующие и перелётные птицы

4 неделя (24-28апр.)

Насекомые

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» Работа над четкостью дикции.

Упражнение «Загадки»

Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Воспитание ясной шепотной речи.

Упражнение: «Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.  Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Упражнение «Лесенка».

Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных.

Упражнение «Взлёт ракеты»        

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Упражнение «Астроном»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

Упражнение «В тёмном небе»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

Игра: «Осторожные птицы»

Цель: развитие физиологического дыхания. Закрепление представлений по теме «Птицы».

Упражнение «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Упражнение“ Журавли учатся летать”

Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания,

развитие координации движений

Игра "Жуки"

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.  

Игра "Пчёлы"

Цель: отработка длительного речевого выдоха.  Автоматизация звука Ж.

Игра: Упражнение: «Запомни и повтори»

Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря.

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

 

Игра: «Четвёртый лишний» 

Цель: Развитие зрительного внимания.

Игра: «Найди предмет» 

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания.

Пальчиковые игры по теме «Город. Страна»

 «По дороге мы идём»

Цель: Координация речи и движения,

 Упражнение «Ракета»

Цель: развитие координации мелкой моторики и пальчикового праксиса.

Игра «Ракета»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

 «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Упражнение «Разрезные картинки»

Цель: Развитие зрительного внимания и конструктивного

праксиса, тонкой моторики, мышления.

Игра: «Узнай по силуэту».

Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса.

Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». 

Цель: дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха

Игра: «Подскажи словечко».

Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.

“ЛАСТОЧКА” Пальчиковая гимнастика

“ПТИЧКИ”

Координация речи с движением

 Игра “Насекомые”

Пальчиковая гимнастика.

Игра: “ПЧЕЛА”

Пальчиковая гимнастика

Игра “МОТЫЛЕК” Координация речи и движений, развитие моторики.

Игра "Жук" (Разрезная картинка)

Цель: Научить составлять целое из двух частей (разрез по диагоналям}

Игра: "Кто лишний"

Цель: развитие слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что».

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Агранович З.Е Тема №40

Звуки [Щ] — [С']

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Язычок убирает свой домик»

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Где наш дом?»

Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове.

Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы».

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ.

Игра «Что видел зайка».

Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ.

Агранович З.Е Тема № 41

Звук и буква Й

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Планета».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема №42

Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Птичка-невеличка».

«Кто поможет воробью».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра: «Помоги Незнайке».

Цель: совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие связной речи.

Игра: «Рассыпанные буквы»

Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. «Печатание» слов - названий птиц: утка, аист.

Игра «Телеграф»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Агранович З.Е Тема № 43

Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. Буква Л

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

“Храбрый комар“,

“Загадочная бабочка“.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение « Раздели и разбери»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа, деления слов на слоги.

Игра «Посади на ромашку»

Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Развитие умения находить в слове ударный гласный.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Деление слов на слоги.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Лексика, грамматика, связная речь

Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе;

согласование прилагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Развитие умения подбирать родственные слова.

 Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин

Игра: «На улице»

Цель: развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов: на, по, над, в, из, через, около).

Упражнение: «Продолжи предложение»

Цель: Расширение словаря. Активизация в речи детей слов -признаков.

Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Игра: "Посчитай-ка"

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений с данными словами.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы.

Упражнение: «Писатель»

Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Рассказ о космонавте по плану.

Игра «Кто где живет?» 

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Игра: «Как ты назовёшь?»

Цель: Образование сложных прилагательных.

Игра: «Где птичка?»

Цель: Образование приставочных глаголов.

Игра: «Сосчитай»

Цель: Согласование числительных с существительными.

Упражнение «Писатель»

Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом.

Игра: "Насекомые великаны"

Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу.

Игра: "Кто как передвигается?"

Цель: Составление сложных предложений со значением

противопоставления. Активизация словаря по теме.

Игра "Догадайся"

Цель: Образование сложных слов.

Игра «На полянке»

Цель: развитие связной речи. Составление предложений о насекомых. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над). Развитие зрительного внимания.

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Май

1 неделя (2-5мая)

Школа

2 неделя (10-15мая)

Лето

3 неделя (17-24мая)

4 неделя (25-31мая)

Общие речевые навыки:

- дыхание

- просодика

Совершенствование дикции и  интонационной выразительности  речи.

Игра «Звонок на урок»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Игра «Придумай фразу»

Цель: отработка речевого дыхания. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений 

Упражнение «Загадки»

Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи.

Упражнение «В лесу»

Цель: Работа над силой голоса. Рaзвитиe переключаемости органов артикуляционного аппарата

Стихотворение «На лужайке»

Цель: работа над темпом и ритмом речи.

Стихотворение «Радуга»

Цель: работа над интонационной окрашенностью речи

Итоговая диагностика

выпускных групп.

Итоговая диагностика

Развитие психических процессов:

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

 - общая моторика;

– развитие мелкой моторики;

- развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

  «В школу» 

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений.

«На уроке»

(Пальчиковая гимнастика)

Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мускулатуры мышц рук, координация речи и мелких мышц.

Игра «Собери портфель»

Цель: Зрительное внимание, классификация предметов по понятиям.

Игра: «Подскажи словечко»

Цель: развитие чувства рифмы.

 Игра «Собери и назови»

(Разрезные картинки по темам цветы, насекомые, игрушки)

Цель: Научить узнавать части и составлять целое из двух и более частей (разрез по диагоналям), называть полученный предмет.

Игра "Что бывает летом?"

Цель: развитие зрительного внимания. Закрепить понятия об летних явлениях, активизация словаря по теме.

Игра: «Что лишнее?» 

Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года.

Игра: “Летом”

Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.

“НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ”

Цель: Координация речи и движения.

 

Произношение:

- артикуляционная моторика;

- постановка

- автоматизация

- дифференциация звуков

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.

Агранович З.Е Тема №44

Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

“Сказка о Кляксе“.

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Игра «Раздели и забери»

Цель: Тренировка умения делить слово на слоги, развитие внимания, быстроты  мышления.

Игра «Составь предложение по схеме»

Цель: Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по теме с помощью схем, с заданными словами.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Агранович З.Е Тема № 45

Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р']

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные сказки.

«Как язычок отдыхал на море».

Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Цель: учить детей составлять предложения с предлогами о лете по схеме с использованием иллюстраций. Уточнить с детьми название времени года, самое теплое время года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить составлять предложения по схеме о лете.

Упражнение: «Где спрятался звук?»

Цель:  совершенствование навыка звукового анализа, развивать умение устанавливать место звука в слове.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова.

Фонематические процессы:

- представления

-восприятие, слух

- анализ и синтез

- слоговая структура

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Развитие умения подбирать слова к данным схемам.

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Деление слов на слоги.

Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.

Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Выкладывание из полосок схемы предложения.

Лексика, грамматика, связная речь

Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки, присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных.

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др.

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

Игра: «Большой – маленький»»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Упражнение «Сравни предметы»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова-антонимы.

 «В школе»

Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.

Игра «Что положишь в портфель?»

Цель: Согласование числительных с существительными.

Цель: Развитие связной речи.

1. Составление рассказа по картинкам. Н. Э. Теремкова  

     Альбом №4

2. Пересказ рассказа «Одна буква» Л.П.Успенская,

     М.В. Успенский «Учись правильно говорить» Часть 2)

3. Пересказ рассказа «В пенале» (там же)

4. Пересказ рассказа «После школы»

Дидактическая игра «Подбери слово – действие»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слово- действие к существительному.

Игра «Подбери слово - предмет»

Цель: Формировать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

"Игры с водой"

Цель: Расширить и активизировать глагольный словарь по теме. (Приставочные глаголы).

Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными 2, 3, 5,7. Выработка правильного речевого дыхания.

Игра "Спасибо, лето!"

Цель: Расширить и активизировать словарь по теме, формировать умение составлять описательный рассказ о предмете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)

Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет

Возможно,  данный материал будет полезен логопедам при планировании работы на логопункте....

Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий "Формирование элементарных математических представлений"

Календарно-тематическое планирование подрупповых занятий для детей с нарушением интеллекта по программе Е. А.  Екжановой Е А  Стребелевой "программа дошкольных образовательных учреждени...

Календарно-тематическое планирование для подгрупповых занятий с детьми с ОНР (всех возрастных групп).

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с современной системой коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушени...

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет  с общим недоразвитием речи 2 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня

Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет  с общим недоразвитием речи 1 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...