Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 6-7лет
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Данный материал может быть использован в качестве основы при составлении планов на логопункте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalend-tem_planir_v_podg_gr.docx | 75.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Радость»
Календарно- тематический план
по коррекции речи детей 6-7 лет с ФНР, ФФНР
в условиях логопункта
на 2016-2017 учебный год
(Образовательная область «Речевое развитие»)
(подгрупповые занятия)
Учитель-логопед:
Ф.Т. Урасимова
2016 г.
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | 2016год Сентябрь. | |||
1 неделя (1.09-9.09) | 2 неделя (12-16 сент.) | 3 неделя (19-23 сент.) Лексич. тема: «Осень». | 4 неделя (26-30сент.) «Деревья осенью». | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Развитие речевого дыхания. | Диагностическое обследование. | Упражнение «Осенние листочки» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев. Упражнение «Эхо» Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата | Упражнение «Осенние листочки» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Упражнение «Эхо» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания Упражнение «Дождик, дождик». Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве. | |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | “ДОЖДИК“ Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Упражнение «Когда это бывает?» Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года. Игра: «Что лишнее?» Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года. Игра с мячом «Лето или осень?» Цель: закрепить знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двусложных слов. | «Осенние листья» Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Игра: «Что перепутал художник?» Цель: развитие зрительного внимания; восприятия, памяти, мышления. Игра «У кого хороший слух?» Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Игра: «Что пропало?» Цель: Развитие внимания и зрительной памяти. | |||
Произношение: -артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения звуков. Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. | Агранович З.Е Тема №5. Звуки [А], [У], [И], [О] Повторение ранее изученных гласных и согласных звуков. Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Знакомство», «Осень» Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Сосчитай правильно» (подготовительное) Цель: учить слышать звуки и определять их количество | Повторение ранее изученных гласных и согласных звуков. Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «деревья осенью». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения на уровне звуков. Цель: учить слышать звуки и определять их количество | ||
Фонематические процессы: -восприятие - слух - анализ и синтез - слоговая структура | Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а, различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными; сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. | Упражнение: «Осенний пейзаж». Цель: Знакомство со сложными словами, словообразование. Игра: «Один – много» Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. | Упражнение «Что?» Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | октябрь | |||
1 неделя (3-7окт.) Овощи | 2 неделя(10-16окт.) Фрукты | 3 неделя (17-21 окт.) Грибы | 4 неделя (24-28окт.) Ягоды | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Развитие речевого дыхания. | Упражнение: «Поезд». Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха. Игра: «Перец» Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи | Упражнение «Лесенка». Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных. Упражнение «Огород», «Яблоко», «Купите лук». Цель: работа над чёткостью дикции и выразительностью речи. | Упражнение: «Эхо». Цель: Развитие силы голоса и речевое дыхание. Упражнение: «Найди грибочек» Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
| Упражнение «Лесенка Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Пение гласных. Упражнение: «Диалоги» Цель: Работа над чёткостью дикции и интонационной выраз. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; - развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | “УРОЖАЙ” Координация слова с движениями, закрепление в речи глаголов. Игра: «Четвёртый лишний». (Овощи, фрукты) Цель: развитие слухового внимания, дифференциация овощи и фрукты, логического мышления Игра: «Подскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. | Координация речи с движением, Работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией “ЯБЛОНЯ” Игра: «Чего не стало?» «Что прибавилось?» (овощи), (фрукты) Цель: развитие зрительного внимания (с муляжами). Игра «Я знаю 5 имен (названий…)» Цель: обогащение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | Координация речи с движением « Грибы». Игра: «Четвертый лишний». Цель: Развитие зрительного внимания. Классификация предметов. Актуализация словаря по теме «грибы». Упражнение: «Подскажи словечко » Цель: Развитие слухового внимания
| Координация речи с движением “ПО ЯГОДЫ” Упражнение: «Брать – не брать» Цель: Развитие слухового внимания. Увеличение словарного запаса. Дифференциация лесных и садовых ягод | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Различение звуков на слух:
| Агранович З.Е Тема № 21 Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Овощи».
Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение: «Разноцветные флажки». Цель: развитие речевого слуха. Различение на слух коротких и длинных слов. Упражнение: «красный - синий». Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. | Агранович З.Е Тема № 22 Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Фрукты». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. “Назови звук” (в кругу с мячом). Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания. | Агранович З.Е Тема № 22 Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Грибы», «как язычок собирал грибы». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения на уровне звуков. Цель: учить считать звуки.(2) Упражнения с разрезной азбукой: составление, чтение, печатание обратных слогов. | Агранович З.Е Тема № 23 Звуки [П] — [Т] — [К] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Ягоды», « Как язычок работал в саду». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнения на уровне звуков. Цель: учить считать звуки.(3) |
Фонематические процессы: -восприятие - слух - анализ и синтез - слоговая структура | Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – та`та т. д Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. | Игра «Изменялки, прибавлялки» Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-. | Игра: «Мой, моя, мое, мои». Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи; согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными. Развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного внимания. Упражнение «Делаю - сделал» Цель: учить образовывать настоящее и прошедшее время глаголов. | Упражнение: «Продолжи предложение» Цель: упражнять в подборе слов – действий. Образование и использование в речи родительного падежа существительных. Игра: (с мячом) «Назови ласково». Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | Игра: «Сколько грибов собрали?». «Чего не стало?» Цель: Уточнение и активизация словаря по теме. Образование родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного. Упражнение: «Писатель» Цель: Закрепление умения детей составлять рассказ – описания по плану. Расширение пассивного словаря прилагательными |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | ноябрь | |||
1 неделя (1-11нояб.) Одежда | 2 неделя (14-18нояб.) Обувь | 3 неделя (21-25нояб.) Игрушки | 4 неделя (28н.-2д.) Посуда | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Развитие речевого дыхания. | Упражнение «Одежда» Чтение стихотворения Цель: работа над чёткостью дикции Упражнение «Лесенка» Пение гласных. Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. | Диалог «Сапожник» Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной и интонационной выразительности речи ИГРА «Кто кого?» Цель: развитие силы голоса. | Игра: «Пароходы» Цель: развитие длительного плавного выдоха. | Упражнение: «Кто кого?» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти Упражнения на развитие дыхания. Цель: Развитие речевого дыхания и голоса. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации - общая моторика; – развитие мелкой моторики;
| Пальчиковая гимнастика “ Буква Т” Цель: развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков. “ПОМОЩНИКИ” Игровое упражнение «Доскажи словечко..» Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха. | Пальчиковая гимнастика. « Буква Б» Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. “БОТИНКИ” Игра: «Узнай по описанию». Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей. Обогащать и активизировать словарь по данной теме. | Пальчиковая гимнастика «Буква П» Упражнение «Мячик мой» Цель: развитие координации речи с движением. Игра: «Узнай игрушку" Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме. | Игра: “ПОСУДА “ Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных. Пальчиковая гимнастика «Буква В» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие активного словаря. Упражнение: «Подскажи словечко» Цель: Развитие слухового внимания | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. | Агранович З.Е Тема № 23 Звуки [П] — [Т] — [К] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Купи одежду» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. Игра: "Разложи по полочкам" Цель: Совершенствовать слоговой анализ слов. Дифференциация понятий одежда, обувь, головные уборы. | Агранович З.Е Тема № 24 Звук и буква Э Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Одежда, обувь». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.
Упражнение: «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. Игра «Где наш шкаф?» Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове. Оборудование: Набор предметных картинок, три шкафа с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5) . | Агранович З.Е Тема № 25 Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Приключения язычка». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. Упражнение: «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. | Агранович З.Е Тема № 25 Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Как язычок пил чай с друзьями». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. Игра: «Что купили». Цель: совершенствование слоговой структуру слова. |
Фонематические процессы: -восприятие - слух - анализ и синтез - слоговая структура | Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, во`да – та`та. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Составление графической схемы слова. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Образование слов способом присоединения суффиксов Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. | Упражнение «Ателье» Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных. Игра: «Магазин». Цель: Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. | Игра “Посмотри и выполни” Цель: Закрепление употребления предлогов и предлогов – наречий. | Игра: «Кресло и мячик» Цель: развитие слухового и зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. | Игра «Что за чем мы будем мыть?” Цель: формирование навыка построения повествовательных предложений с однородными членами. Упражнение: «Самый главный» Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Декабрь | |||
1 неделя (5-9дек.) Зима | 2 неделя(12-16дек.) Домашние животные | 3 неделя(19-23дек.) Дикие животные | 4 неделя (28-30дек.) Новый год | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Упражнение «Снежинки» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Игра «Вьюга» Цель: развитие силы голова и речевого дыхания. Стихотворение «Гололедица» Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи. | Проговаривание потешки, стих. «Котик» Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи. Упражнение: «Кто кого?» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти | Игра: «Проговаривание предложений» Цель: Преодоление твердой атаки гласных. Упражнение «Белка» Цель: Работа над четкостью дикции. Упражнение: «Считалка про зайца» Цель: Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью. | Упражнение «Снежинки» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Диалог «Ёлочка» Цель: развитие диалогической речи, эмоциональной окрашенности и интонационной выразительности. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | Игра: «Сделай снеговика» Цель: Формирование целостного восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь. Упражнение «Когда это бывает?» Цель: развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года. Игра «Мы во двор пошли гулять» Цель: развитие пальчиковой моторики. Игра «Снежок» Цель: Координация речи с движением | Игра: «На ферме». Цель: Развитие мелкой, моторики, развитие координации движений и речи. “КОЗОЧКА” Координация слова с движением. Развитие подражательности, творческого воображения. Упражнение: «Подскажи словечко » Цель: Развитие слухового внимания Упражнение: «Кого не стало?» Цель: развитие зрительного внимания, связной речи. Игра «Рифмовочки» Цель: Развитие слухового внимания и умение подбирать рифмы к строкам. | Игра: «Проведи дорожки» Цель: Развитие зрительного внимания Игра: «Что перепутал художник?» Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме, образование притяжательных прилагательных. “ СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ” Пальчиковая гимнастика “Есть у каждого свой дом” Пальчиковая гимнастика. “МЕДВЕДЬ” Координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания | Пальчиковая гимнастика “ПОДАРКИ” “С НОВЫМ ГОДОМ” Цель: Координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи. «Снежная баба» Цель: Координация речи с движением Игра: «Найди елочную игрушку». Цель: развитие слухового внимания, координации движений. Игра: «Подскажи словечко», «Что случилось в новый год». Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы. | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. | Агранович З.Е Тема № 26 Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Как Язычок лепил снеговика» Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Цепочка» Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове. Игра «Подбери кормушку» Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов, обозначающих название птиц. | Агранович З.Е Тема № 26 Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Наши домашние животные», «Лошадка катает детей» Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение: «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. Игра «У кого хороший слух?» Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Упражнение: «Расставь по стойлам», «Пастушки» Цель: совершенствование навыка слогового анализа, развитие зрительного внимания. | Агранович З.Е Тема № 27 Звуки [С] — [З], [С'] — [З'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. “Невоспитанный мышонок“, “Заяц-огородник“ Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. Игра «Что видел зайка». Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. | Агранович З.Е Тема № 28 Звук и буква Ц Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Новый год» Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Раздели и повесь» Цель: слоговой анализ слов – названий елочных игрушек. По игре «Украшаем ёлку» Упражнение: «Где спрятался звук?» Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове. |
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном; согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном. Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже. Образование слов способом присоединения приставки; присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных. Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. | Игра: "Что бывает зимой?" Цель: Закрепить понятия об зимних явлениях, активизация словаря по теме. Упражнение «Какая? Какой? Какое? Какие?» Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова, отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?» Согласование существительного с прилагательным. | Игра: «Котёнок и кресло» Цель: развитие слухового и зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. Дидактическая игра «Сосчитай» Цель: Упражнять в согласовании существительных множественного числа с числительными: Игра «Назови ласково». Цель: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | Упражнение: «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закрепить умение детей образовывать окончания существительных в родительном падеже, множественного числа. Упражнение: «Кто как голос подает?» «Как передвигается?» «Как ест?». Цель: Активизация глагольного словаря. Игра « В лесу» Цель: Закрепление предложно – падежных конструкций. Упражнение: Составление рассказа по графической схеме. Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему предлога). | Упражнение «Составь предложение» Цель: развитие связной речи. Составление предложений со словами: карнавал, гирлянда, украшение, Снегурочка, санки, лыжи, снеговик. Игра: «Передай мяч» Цель: образование однокоренных слов от слова: снег, хлопушка, зима. Игра: «Украшаем елку». Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя: речи (правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование относительных прилагательных). |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Январь. 2017год. | |||
2 неделя (9-13янв.) Продукты питания | 3 неделя (16-20янв.) Животные севера и жарких стран | 4 неделя (23-27янв.) Животные севера и жарких стран | |||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Артикуляционные упражнения Цель: Развитие жевательно – артикуляционных мышц и развитие артикуляционной моторики (губ). | Упражнение: «Запомни и повтори» Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря. Упражнение: «Маска». Цель: работа над развитием мимики. | Упражнения на развитие артикуляторных мышц. Упражнение «Эти разные звери» Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса. «Скороговорки» Цель: работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса. | |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. |
| “Машина каша” Пальчиковая гимнастика Игра: «Любопытная Варвара» Цель: Развитие мышц шеи. Упражнение «Что лишнее?» Цель: Развитие слухового внимания, связной речи, мышления. | Пальчиковая гимнастика. “ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ? «Африканские животные» Пальчиковая гимнастика Игра «Море волнуется раз» Цель: развивать координацию движений. Творческие способности, способность удерживать статическую позу. Игра: «Назови части» Цель: развитие зрительного внимания. Практическое усвоение детьми название целого животного и частей тела. Игра: «Что перепутал художник?» Цель: развитие зрительного внимания. | «Прогулка на Север» пальчиковая гимнастика «Животные холодных стран» Пальчиковая гимнастика Игра «Обезьянки» Цель: развитие зрительного внимания, координации движений. Игра: «Подскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. Игровое упражнение: «Кто лишний?». Цель: развитие фонематического слуха (дифференциация звуков –р- и –л-), мышления, памяти, словаря. | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. | Агранович З.Е Тема № 29 Звуки [Ц] — [С] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра: «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. Игра: «Что купили». Цель: совершенствование слоговую структуру слова. | Агранович З.Е Тема № 30 Звук и буква Ш Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Животные севера и жарких стран». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра: «Составь предложение» Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения о животных севера и жарких стран (с опорой на картинки). Игра «Что видел зайка». Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ. Игра: «Поймай звук» Цель: Развитие фонематического слуха, умение выделять заданный звук на фоне слов, слогов, ряда изолированных звуков | Агранович З.Е Тема № 31 Звук и буква Ж Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Животные севера и жарких стран». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение: «Помоги Незнайке» Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. | |
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных. Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе; согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки; присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных. Составление предложений без предлогов и с предлогами. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. | Упражнение: «Какое это блюдо?» Цель: Расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласования прилагательных с существительными. Упражнение: «Забывчивый покупатель» Цель: Закрепить умения детей составлять описательные рассказы по образцу и данному плану Упражнение: «Где мы были, что мы видели?» Цель: Закрепить умение детей образовывать окончания существительных в родительном падеже, множественного числа. | Игра: «Звери – великаны» Цель: совершенствование грамматического строя речи, процесса словообразования за счёт образования существительных с помощью суффикса –ищ-. Упражнение: «Самый главный» Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Игра «Один – много», «Сосчитай» Цель: Грамматический строй речи и словообразование. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей, согласование существительных с числительными (2,3,5) | Игра «Сложные слова» Цель: Образование сложных прилагательных. Игра: «Кто спрятался в джунглях» Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных. Упражнение «Составь рассказ» Цель: Учить составлять сюжетный рассказ. Закрепление умения детей составлять предложения с предлогом (с опорой на схему предлога). Игра « В джунглях» Цель: Закрепление предложно – падежных конструкций. Игра: «Собери семью» Цель: Расширение предметного словаря в однокоренных словах путем изменения суффикса. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Февраль | |||
1 неделя (30я.-3ф.) Мебель | 2 неделя(6-10фев.) Транспорт | 3 неделя(13-17фев.) Профессии | 4 неделя (20-28фев.) Профессии | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Упражнение «Запомни и повтори» Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Упражнение «Кресло» Цель: работа над интонационной выразительностью речи. Упражнение «Загадки» Цель: Работа над чёткостью дикции, речевым дыханием. | Упражнение «Поезд» Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха. Стихотворение «САМОЛЕТ» Цель: работа над интонационной выразительностью речи. Игра «Пароходы гудят» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. | Упражнение «Скороговорки» Цель: работа над четкостью дикции, правильным произношения, pечeвым дыханием. Диалог «Весёлый магазин» Цель: развитие диалогической речи. Стихотворение «Повар» Цель: работа над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. | Чистоговорки» Цель: работа над чёткостью дикции, эмоциональной выразительностью речи. Стихотворение «Почтальон» Цепь: работа над темпом и ритмом речи. Стихотворение «Маляр» Цель: работа над чёткостью дикции, плавностью речи, интонационной выразительностью речи. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | Игра «Посмотри и назови» Цель: развитие пальчиковой моторики. « Мебель» Цель: развитие пальчиковой моторики. «Спальня для луны» Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков Упражнение “Подскажи словечко” Цель: Развитие грамматического строя речи, закрепление предлогов, падежных форм имен существительных. Упражнение: “Будь внимательным” Цель: развитие слухового внимания, грамматического строя речи. | Пальчиковая гимнастика “ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ” “МЧИТСЯ ПОЕЗД” Координация речи и движения Упражнение: “ЕХАЛИ МЕДВЕДИ” Цель: Упражнение на развитие слухового внимания. Игра: «Что лишнее» Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления. Классификация транспорта (водный и воздушный) и другим видам тр. | “ПОВАР” Пальчиковая гимнастика “МАЛЯРЫ” Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. “САДОВНИК” Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, Упражнение «Разрезные картинки» Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. Упражнение: «Кто за кем?» Цель: Развитие слухового внимания, актуализация словаря по теме, слуховой памяти. | “ ЧТО ПРИНЕС НАМ ПОЧТАЛЬОН” Пальчиковая гимнастика. “ШОФЕР” Координация речи и движения “КРОВЕЛЬЩИК” Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Упражнение «Подскажи словечко» Цель: развитие слухового внимания, чувства рифмы, речевого слуха. «Исправь ошибки» Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления. | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. | Агранович З.Е Тема № 32 Звуки [Ш] — [Ж] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Язычок делает ремонт». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Мебельный магазин» Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов. Игра «Составь предложение по схеме» Цель: Составление и анализ предложений по теме. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. | Агранович З.Е Тема № 33 Звуки [С] — [Ш] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Транспорт», «Как язычок катался на велосипеде». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Лото: " Транспорт" Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Игра: «Расставь по гаражам» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. | Агранович З.Е Тема № 34 Звуки [З] — [Ж] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Язычок музыкант». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Кто скорее?» Цель: совершенствовать слоговой анализ названий профессий. Игра «У кого хороший слух?» Цель: Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Игра «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. | Агранович З.Е Тема № 35 Звук и буква Ч Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Язычок музыкант». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы». Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ. Упражнение «Составь предложение по схеме» Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами. |
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть). Развитие умения подбирать родственные слова. Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др., с относительным местоимением «который» Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. | Игра «Назови ласково», «Две сестрички – две матрешки» Цель: Научить детей образовывать существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнение “Исправь ошибку” Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление употребления формы родительного падежа существительных с предлогом “у”. Игра “Где что хранится?” «Вопросы-загадки о мебели» Цель: Закрепление формы предложного падежа существительных (посуда, одежда, книги). | Игра "Машина" Цель: учить детей правильно употреблять приставочные глаголы. Игровое упражнение: «Подбери слово». Цель: Закрепить умение детей подбирать прилагательное к существительному. Игровое упражнение: «Подбери слова» Цель: Формировать умение детей подбирать к существительному глагол. Игра: «Чудесный мешочек» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме. Составлять описательный рассказ по картинно – графическому плану. | Игра «Передай мяч» Цель: образование однокоренных слов от заданного слова. Составление рассказа «Я хочу быть…» Цель: учить составлять рассказ по плану «Я хочу быть…» с опорой на предметные картинки. Игра «Кто что делает? Что будет делать? Что сделал?» Цель: Работа над грамматическим строем речи. Обогащение глагольного словаря. Формирование у детей навыка изменять глаголы по временам, числам и родам. | Упражнение «Закончи предложение» Цель: совершенствование грамматического строя речи. Усвоение конструкций сложноподчиненных и сложносочинённых предложений. Игра «Репортаж для газеты» Цель: учить детей составлять описательный рассказ о представителях разных профессий по картинно-графическому плану. Игра «Посчитай – ка!» Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными 2, 3, 5,7. Выработка правильного речевого дыхания. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Март | |||
1 неделя (1-10мар.) Весна | 2 неделя(13-17мар.) Комнатные растения | 3 неделя (20-24мар.) Рыбы | 4 неделя (27-31мар.) Домашние птицы | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Упражнение «Март» Цель: работа над темпом и ритмом речи. Упражнение «Скажи на выдохе» Цель: развитие длительного речевого выдоха. Уточнение и активизация словаря по теме. | Игра «Приятный запах» Цель: Развитие речевого дыхания, фразовой речи на плавном выдохе. Упражнение «Запомни и повтори» Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти. | Загадки Цель: работа над темпом и ритмом речи. Упражнение «Запомни и повтори» Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти. | Стихотворение «Курица с цыплятами» Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения Диалог «Гуси и волк» Цель: Развитие интонационной выразительности. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | Игра “ВЕСНА” Пальчиковая гимнастика. Игра “ КАП, КАП, КАП” Пальчиковая гимнастика Игра “ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!” Русская народная песенка Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Игра: «Убери лишнюю картинку» Цель: Развитие зрительного внимания. Уточнение и активизация словаря по теме. Закрепить понятия об весенних явлениях. | НА ОКНЕ В ГОРШОЧКАХ” Цель: Развитие координации речи и Движения. Упражнение «Алые цветки» Цель: развитие моторики пальчиков. Игра: Разрезная картинка "Цветы". (Разрез по диагоналям и на несколько частей). Цель: развивать мелкую моторику, координацию и точность мелких движений Игра «Что перепутал художник?» Цель: развитие зрительного внимания; обогащать и активизировать словарь по данной теме. | ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН НАЛИМ” Пальчиковая гимнастика “АКУЛА” Пальчиковая гимнастика “АКВАРИУМ” Координация речи и движений, развитие моторики. “ЛЕТУЧАЯ РЫБА” Координация речи с движением, развитие творческого воображения. Упражнение «Четвёртый лишний?» Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления. Игра: Разрезная картинка "Рыбы" (Разрез по диагоналям или на несколько частей). | Игра: «Узнай по силуэту». Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Цель: дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха Игра: «Подскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. “ПТИЧКИ” Координация речи с движением | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. | Агранович З.Е Тема № 36 Звуки [Ч] — [Т'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Весна», «Как язычок гулял в лесу». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. Упражнение «Раздели и забери» Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов по теме. | Агранович З.Е Тема № 37 Звук и буква Щ Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Цветок». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Расставь цветы на полки» Цель: Развитие навыка слогового анализа слов – названий комнатных растений. Игра-соревнование «Подбери слова» Цель: формирование навыка фонематического анализа слов, подбор названий комнатных растений на заданный звук. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. | Агранович З.Е Тема № 38 Звуки [Ч] — [Щ] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «В океане» Цель: расширение словарного запаса. Обучение определению наличия звуков в слове. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. Игра: «Составь предложение» Цель: формировать умение составлять и анализировать предложения об обитателях аквариума, речных и морских животных и рыбах (с опорой на картинки). | Агранович З.Е Тема № 39 Звуки [Ш] — [Щ]. Буквы Ш — Щ Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Птичка-невеличка». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра « Поймай и раздели» Цель: Совершенствование слогового анализа слов. Деление на слоги слов по теме. Игра «Молчанка» Цель: Развивать умение определять количество слогов в слове. Игра «Подвижные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове. |
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Определение количества слов в предложении и их последовательности. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе; согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Развитие умения подбирать родственные слова. Закрепление навыков составления и распространения предложений. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. | Упражнение «Что? - Кто?» Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу. Придумать слова, отвечающие на соответствующий вопрос. Упражнение: «Подобрать предметы к признакам» Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательным. Игра «До - между – после» Цель: Активизация словаря по теме. Закрепление последовательности временных понятий. Игра «Скажи наоборот» Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы. | Игра: «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» Цель: Формирование у детей навыка изменять глаголы по временам, числам и родам. Игра «Цветок и бабочка» Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов. Игра «Волшебный мешочек» Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом. | Игра «Посчитай-ка» Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными, выработка правильного речевого дыхания. Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чьё туловище?» Цель: развитие лексико-грамматических процессов, образование притяжательных прилагательных. Игра «Передавай мяч» Цель: учить подбирать родственные слова к заданной основе. Игра: «Закрытая картинка» Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Упражнение «Посчитай» (От 6 лет) Цель: образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Упражнение «Закончи правильно предложение» (От 6 лет) Игра «Волшебный мешочек» Цель: учить детей составлять описания по картонно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом Упражнение: «Объясни словечко». Цель: Знакомство со сложными словами, словообразование. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Апрель | |||
1 неделя (3-7апр.) Мой город | 2 неделя (10-14апр.) Космос | 3 неделя (17-21апр.) Зимующие и перелётные птицы | 4 неделя (24-28апр.) Насекомые | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» Работа над четкостью дикции. Упражнение «Загадки» Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Воспитание ясной шепотной речи. Упражнение: «Кто кого?» Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Упражнение «Лесенка». Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных. | Упражнение «Взлёт ракеты» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Упражнение «Астроном» Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи. Упражнение «В тёмном небе» Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи. | Игра: «Осторожные птицы» Цель: развитие физиологического дыхания. Закрепление представлений по теме «Птицы». Упражнение «Чья птичка дальше улетит?» Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Упражнение“ Журавли учатся летать” Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений | Игра "Жуки" Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте. Игра "Пчёлы" Цель: отработка длительного речевого выдоха. Автоматизация звука Ж. Игра: Упражнение: «Запомни и повтори» Цель: Развитие речевого дыхания, речевой памяти. Обогащение активного словаря. |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. |
Игра: «Четвёртый лишний» Цель: Развитие зрительного внимания. Игра: «Найди предмет» Цель: Развитие зрительного и слухового внимания. Пальчиковые игры по теме «Город. Страна» «По дороге мы идём» Цель: Координация речи и движения, | Упражнение «Ракета» Цель: развитие координации мелкой моторики и пальчикового праксиса. Игра «Ракета» Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. «Исправь ошибки» Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления. Упражнение «Разрезные картинки» Цель: Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления. | Игра: «Узнай по силуэту». Цель: развитие зрительного внимания, гнозиса. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Цель: дифференциация перелётных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха Игра: «Подскажи словечко». Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания. “ЛАСТОЧКА” Пальчиковая гимнастика “ПТИЧКИ” Координация речи с движением | Игра “Насекомые” Пальчиковая гимнастика. Игра: “ПЧЕЛА” Пальчиковая гимнастика Игра “МОТЫЛЕК” Координация речи и движений, развитие моторики. Игра "Жук" (Разрезная картинка) Цель: Научить составлять целое из двух частей (разрез по диагоналям} Игра: "Кто лишний" Цель: развитие слухового внимания. Употребление сложных предложений с союзом «потому что». | |
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (тратуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. | Агранович З.Е Тема №40 Звуки [Щ] — [С'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Язычок убирает свой домик» Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Где наш дом?» Цель: Развитие умения определять количество звуков в слове. Игра «Прочти по первым буквам»; «Ребусы». Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звукобуквенный анализ. Игра «Что видел зайка». Цель: развитие умения осуществлять звуковой анализ. | Агранович З.Е Тема № 41 Звук и буква Й Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Планета». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. Упражнение «Составь предложение по схеме» Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по профессиям с помощью схем, с заданными словами. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. | Агранович З.Е Тема №42 Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Птичка-невеличка». «Кто поможет воробью». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра: «Помоги Незнайке». Цель: совершенствование слогового анализа слов. Совершенствование навыка анализа предложений. Развитие связной речи. Игра: «Рассыпанные буквы» Цель: Развитие умения составлять слова из данных букв, звукобуквенный анализ. «Печатание» слов - названий птиц: утка, аист. Игра «Телеграф» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. | Агранович З.Е Тема № 43 Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. Буква Л Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. “Храбрый комар“, “Загадочная бабочка“. Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение « Раздели и разбери» Цель: совершенствование навыка слогового анализа, деления слов на слоги. Игра «Посади на ромашку» Цель: совершенствование навыка слогового анализа. Развивать умение определять количество слогов в слове. |
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе; согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Развитие умения подбирать родственные слова. Закрепление навыков составления и распространения предложений. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин | Игра: «На улице» Цель: развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов: на, по, над, в, из, через, около). Упражнение: «Продолжи предложение» Цель: Расширение словаря. Активизация в речи детей слов -признаков. Игра «Передай мяч» Цель: образование однокоренных слов от заданного слова. Игра: "Посчитай-ка" Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания. | Игра «Ракета и космонавт» Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ. Упражнение «Составь предложение» Цель: развитие связной речи. Составление предложений с данными словами. Игра «Скажи наоборот» Цель: Закрепить умение детей подбирать слова- антонимы. Упражнение: «Писатель» Цель: Формирование у ребенка навыка составления описательного рассказа по данному плану. Рассказ о космонавте по плану. | Игра «Кто где живет?» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ. Игра: «Как ты назовёшь?» Цель: Образование сложных прилагательных. Игра: «Где птичка?» Цель: Образование приставочных глаголов. Игра: «Сосчитай» Цель: Согласование числительных с существительными. Упражнение «Писатель» Цель: учить детей составлять описания по картинно – графическому плану, развивать связную речь. Строить предложения в соответствии с вопросом. | Игра: "Насекомые великаны" Цель: Употребление слов с увеличительным оттенкам. Составление предложений по образцу. Игра: "Кто как передвигается?" Цель: Составление сложных предложений со значением противопоставления. Активизация словаря по теме. Игра "Догадайся" Цель: Образование сложных слов. Игра «На полянке» Цель: развитие связной речи. Составление предложений о насекомых. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над). Развитие зрительного внимания. |
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Май | |||
1 неделя (2-5мая) Школа | 2 неделя (10-15мая) Лето | 3 неделя (17-24мая) | 4 неделя (25-31мая) | ||
Общие речевые навыки: - дыхание - просодика | Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Игра «Звонок на урок» Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Игра «Придумай фразу» Цель: отработка речевого дыхания. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений Упражнение «Загадки» Цель: работа над речевым дыханием. Проговаривание загадки на выдохе. Работа над четкостью дикции. Воспитание ясной шепотной речи. | Упражнение «В лесу» Цель: Работа над силой голоса. Рaзвитиe переключаемости органов артикуляционного аппарата Стихотворение «На лужайке» Цель: работа над темпом и ритмом речи. Стихотворение «Радуга» Цель: работа над интонационной окрашенностью речи | Итоговая диагностика выпускных групп. | Итоговая диагностика |
Развитие психических процессов: - развитие зрительно-пространственной ориентации; - общая моторика; – развитие мелкой моторики; - развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. | «В школу» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. «На уроке» (Пальчиковая гимнастика) Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мускулатуры мышц рук, координация речи и мелких мышц. Игра «Собери портфель» Цель: Зрительное внимание, классификация предметов по понятиям. Игра: «Подскажи словечко» Цель: развитие чувства рифмы. | Игра «Собери и назови» (Разрезные картинки по темам цветы, насекомые, игрушки) Цель: Научить узнавать части и составлять целое из двух и более частей (разрез по диагоналям), называть полученный предмет. Игра "Что бывает летом?" Цель: развитие зрительного внимания. Закрепить понятия об летних явлениях, активизация словаря по теме. Игра: «Что лишнее?» Цель: развитие слухового внимания. Закрепление признаков разных времён года. Игра: “Летом” Цель: Координация речи и движений, развитие моторики. “НА ЛУЖАЙКЕ ПОУТРУ” Цель: Координация речи и движения. |
| ||
Произношение: - артикуляционная моторика; - постановка - автоматизация - дифференциация звуков | Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. | Агранович З.Е Тема №44 Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. “Сказка о Кляксе“. Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Игра «Раздели и забери» Цель: Тренировка умения делить слово на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Игра «Составь предложение по схеме» Цель: Цель: учить детей составлять и анализировать предложения по теме с помощью схем, с заданными словами. Упражнение «Помоги Незнайке» Цель: Совершенствование навыка звукового анализа слов. | Агранович З.Е Тема № 45 Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р'] Общая артикуляционная гимнастика. Артикуляционные сказки. «Как язычок отдыхал на море». Согласно Перспективно-тематическому плану индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения. Упражнение «Составь предложение по схеме» Цель: учить детей составлять предложения с предлогами о лете по схеме с использованием иллюстраций. Уточнить с детьми название времени года, самое теплое время года, летние месяцы, характерные признаки лета. Учить составлять предложения по схеме о лете. Упражнение: «Где спрятался звук?» Цель: совершенствование навыка звукового анализа, развивать умение устанавливать место звука в слове. Упражнение «Живые буквы» Цель: развивать умение определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ слова. | ||
Фонематические процессы: - представления -восприятие, слух - анализ и синтез - слоговая структура | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. | ||||
Лексика, грамматика, связная речь | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки, присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. | Игра: «Большой – маленький»» Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Упражнение «Сравни предметы» Цель: Закрепить умение детей подбирать слова-антонимы. «В школе» Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря. Игра «Что положишь в портфель?» Цель: Согласование числительных с существительными. Цель: Развитие связной речи. 1. Составление рассказа по картинкам. Н. Э. Теремкова Альбом №4 2. Пересказ рассказа «Одна буква» Л.П.Успенская, М.В. Успенский «Учись правильно говорить» Часть 2) 3. Пересказ рассказа «В пенале» (там же) 4. Пересказ рассказа «После школы» | Дидактическая игра «Подбери слово – действие» Цель: Закрепить умение детей подбирать слово- действие к существительному. Игра «Подбери слово - предмет» Цель: Формировать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. "Игры с водой" Цель: Расширить и активизировать глагольный словарь по теме. (Приставочные глаголы). Дидактическая игра «Сосчитай-ка» Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными 2, 3, 5,7. Выработка правильного речевого дыхания. Игра "Спасибо, лето!" Цель: Расширить и активизировать словарь по теме, формировать умение составлять описательный рассказ о предмете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)
Перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ФФН (старший возраст)...
Календарно - тематическое планирование подгрупповых занятий в старшей группе для детей с ФФНР.
Календарно-тематическое планирование....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет
Возможно, данный материал будет полезен логопедам при планировании работы на логопункте....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий "Формирование элементарных математических представлений"
Календарно-тематическое планирование подрупповых занятий для детей с нарушением интеллекта по программе Е. А. Екжановой Е А Стребелевой "программа дошкольных образовательных учреждени...
Календарно-тематическое планирование для подгрупповых занятий с детьми с ОНР (всех возрастных групп).
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с современной системой коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушени...
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 2 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня
Перспективное календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет с общим недоразвитием речи 1 уровня. План разработан в соответствии с ФГОС ДО, материал выстроен в соотв...