Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
материал по логопедии

Аксенова Наталья Александровна

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_individualnoy_korrektsionnoy.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая разработка

Аксенова Наталья Александровна

Должность: Учитель-логопед

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы

Название программы: Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).

Пояснительная записка.

С  каждым годом детей с речевыми проблемами становится все больше, многие из них попадают в речевую группу только перед школой, поэтому систематическую помощь логопеда ранее не получали. Речевые проблемы у детей бывают разные, с разной степенью выраженности. Часто бывает, что дети с речевыми проблемами скомплектованы в физиологическую или разновозрастную группу, причем зачастую уже в старшем дошкольном возрасте. Системная коррекционная работа с такой категорией детей  необходима, так как при поступлении в школу речевые проблемы не только усилятся, но и спровоцируют нарушения в овладении всеми видами письменной речи, а часто и математикой. Согласно ФАОП ДОУ, образовательная деятельность с детьми с ТНР предполагает создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука, включающей в себя параллельно с звуковой коррекцией развитие всех компонентов речи.

-Программа рассчитана на старший дошкольный возраст: Роман Г.  6 лет, ОНР 3 уровня, дизартрия

-Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов

-Режим занятий:  индивидуальный, 20-25 минут

Цели и задачи:

Цель программы: организация коррекционной работы  по постановке, автоматизации звука, формирование у ребенка правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.

Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения;

- формировать правильное произношение фонем;

- коррекция нарушений звуков, их автоматизация;

- развитие артикуляционной моторики;

- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;

- поэтапная  автоматизация в самостоятельной речи;

- развитие внимания, памяти;

- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

4. Содержание программы:

Основные методы обучения:

– практические;

– наглядно-демонстрационные;

– игровые;

– словесные.   

  При построении программы учитывались следующие принципы:

принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности);

− учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);

– комплексности с точки зрения развития речи дошкольников (система занятий построена на межпредметных связях);  

 – опора на сохранное звено (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности);

– учет закономерностей нормального хода речевого развития;

– личностно-ориентированный подход;

– дифференцированный подход (различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка);

– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);

– практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).

Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счёт отсутствия или слабой работы со стороны родителей воспитанников.

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать:

  • учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
  • поэтапность.  В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков,  оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
  • учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
  • взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
  • формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения
  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации  по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

    

Организация работы по программе

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта.

    Основная форма организации логопедической работы  – индивидуальная.

Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,  развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка.  Индивидуальные занятия проводятся 2 -3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 25 минут.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:

  1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
  2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
  3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый ребёнку.
  4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
  5. Доступно формулировать инструкцию заданий.
  6. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
  7. Сочетание учебных и игровых форм
  8. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
  9. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
  10. Постоянно звуковой анализ и синтез.
  1. Развитие словаря и грамматического строя речи.
  2. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Вся индивидуальная коррекционная работа  по коррекции звукопроизношения делится на несколько этапов:

Первый этап: подготовительный

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • формирование  интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
  • отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия;
  • развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок
  • консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всех коррекционной работы.

К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Второй этап: формирование произносительных умений и навыков

Цель: постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано), автоматизация в слогах, словах, предложениях, текстах, дифференциация звуков, введение звука в свободную речь

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме  формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • устранение дефектного звукопроизношения;
  • развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически
  • добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

  • по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
  • с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
  • смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.

К следующему этапу — автоматизации звука – переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Работа по постановке звука проводится только индивидуально

Автоматизация  звука

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекцию дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и  совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
  • развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека)

-1 - С, З, Ш, Сь, Ж, Зь автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных, затем со стечением согласных

-2 - автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения и произношения каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом

-3 - автоматизация звуков в предложениях каждое отработанное слово немедленно включается в отдельные предложения, потом в небольшие рассказы, подбираются потешки, небольшие стихи, чистоговорки с данным словом

-4 - дифференциация звуков

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • коррекцию дефектов произношения;
  • активизацию и расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
  • развитие слухового внимания и слухового контроля;
  • развитие звукового восприятия.

Дифференциация проводится по тому же принципу, что автоматизация: сначала в слогах, потом в словах, потом в предложениях и в тексте

-5 - автоматизация звуков в спонтанной речи, игре, развлечениях, режимных моментах

Третий этап: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза (параллельно с коррекцией звукопроизношения)

Четвертый этап: Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (на отработанном в произношении материале)

Пятый  этап: обогащение словарного запаса, усвоение и  закрепление основ грамматического строя  русского языка (на базе правильно произносимых звуков)

Шестой этап: развитие связной выразительной речи ( на базе правильно произносимых звуков)

Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

 обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

     На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

     Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя несколько этапов:

  1. Артикуляционная (речевая)  гимнастика.

Упражнения статические и динамические, направленные на формированиеи закрепление правильного уклада (артикуляционная поза)

  1. Дыхательная гимнастика , направленная на нормализацию тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол» и др.

  1. Пальчиковая гимнастика, направленная на активизацию речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
  • Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
  • Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
  • Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
  1. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, направленная на развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

  1. Постановка звука/автоматизация/ дифференциация звуков (в зависимости от коррекционного этапа).

согласных

  1. Развитие связной выразительной речи : нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

     В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:

– беседа;

– дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;

– чтение скороговорок;

      Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.


5.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (Средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1

Подготовка к постановке звука [c]

(1 этап, фрагмент)

Длительность этапа может быть разной, примерно 8-10 часов

1.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [c];

2.Выработка холодной воздушной струи;

3.Пальчиковая гимнастика

4.Развитие слухового внимания и памяти

5.Формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза

Артикуляционные упражнения :

  • «Форточка» (широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек);
  • Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами
  • «Улыбка»-растягивание сомкнутых губ, зубы сомкнуты, не видны;
  • «Заборчик» растягивание разомкнутых губ, зубы сомкнуты, хорошо  видны;
  • «Болтушка»-движения языком вперед-назад;
  • «Часики»-движения языком вправо-влево

Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз:

«Заморозим пальчики»

«Заморозим подбородок»

«Забьем гол в ворота»

Упражнение на мелкую моторику

«Китайские шары»

Пару каучуковых мячиков взять в одну руку и без помощи второй руки пытаться обвести один мячик вокруг другого

Выделение на слух первого ударного гласного в словах –игра «Эхо»

(ухо, умный, утка, ухать)

Развитие слухового внимания и памяти : воспроизведение ряда из 4х слов:

Ухо-умный-утка-ухать

Умный-утка-ухать-ухо

Утка-ухать-ухо-умный

Ухать-ухо-умный-утка

Запоминание, повторение  (воспроизведение) звукового ряда

А-у-и,   у-и-а,   и-а-у

Определение количества последовательность гласных в звуковом ряду

Рефлексия

Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики

Шарики из бумаги, помпоны или теннисные шары для игры «Забьем гол в ворота»

Каучуковые шарики( 2 шт. маленького размера. Иллюстрация упражнению:

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто  шмель вокруг цветка

2

Подготовка к постановке звука [c] 

1.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [c];

2.Выработка холодной воздушной струи;

3.Пальчиковая гимнастика

4.Развитие слухового внимания и памяти

5.Формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза

Артикуляционные упражнения :

  • «Форточка» (широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек);
  • Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами
  • «Улыбка»-растягивание сомкнутых губ, зубы сомкнуты, не видны;
  • «Заборчик» растягивание разомкнутых губ, зубы сомкнуты, хорошо  видны;
  • «Болтушка»-движения языком вперед-назад;
  • «Часики»-движения языком вправо-влево
  • «Качели»- движение языком вверх, вниз- к верхней губе-к нижней губе; к верхним альвеолам-нижним альвеолам;

Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз:

«Заморозим пальчики»

«Заморозим подбородок»

«Голодный зверек»

Упражнение на мелкую моторику (развитие пинцетного хвата, сначала одной рукой, потом другой)

«Горошки»-насыпать горох на блюдце (16 штук) ребенк большим и указательным пальцем берет горошины одну за одной и удерживая их в руке (как при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая  горошина берется на ударный слог после двустишия –смена рук

Выделение на слух и в произношении первого ударного гласного звука в словах игра «Эхо»

Акт-Анна-атом-аут

Развитие слухового внимания и памяти : воспроизведение ряда из 4х слов «Запомни-повтори!»:

Акт-атом-Анна-аут

Аут-атом-Анна-акт

Атом-аут-акт-Анна

(в нескольких вариантах)

Выделение на слух хлопком звука [c] из ряда согласных: с,ш,п,г,с,ж,н,с,в,т и тд.

Выделение на слух хлопком звука[c] из ряда слов:

Дом, нос, сани,тапки, аист, сумка, шуба

Звуковой анализ, воспроизведение звукового ряда из трех гласных звуков:

А-у-и а-и-у  у-а-и  и-у-а  и-а-у у-и-а

Рефлексия

Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики

Шарики из бумаги, помпоны или теннисные шары для игры «Голодный зверек»

Блюдце с горохом, карточка с стихотворением

«С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки

И полны мои ладошки,

руки держат все горошки»

Предметные  картинки,  сортировка по типу лото

Далее проходит работа по постановке звука [С] и его автоматизация.

6. Планируемые результаты реализации программы:

На основе государственного образовательного стандарта  и ФАОП ДО для детей с ТНР к концу прохождения программы ребенок:

– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

– пользуется этими звуками в свободной  речи;

– вычленяет звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;

– различает оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;

– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза.

7. Условия реализации программы.

Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:

•        степенью выраженности дефекта;

•        возрастом ребенка и его соматическим состоянием;

•        психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;

•        особенностями эмоционально-волевой сферы;

•        влиянием микросоциального окружения;

•        сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;

•        реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.

8. Оценка результативности прохождения программы:

– наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;

– открытые просмотры, утренники, развлечения, конкурсы, занятия в группах на основе пройденного материала;

– обсуждение с детьми результатов деятельности;

– беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

– оценка динамики работы с логопатами через сравнительный мониторинг с использованием диагностического инструментария;

– количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

9. Литература

1. В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая  Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая  (3 издание исправленное и дополненное).-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018

2. Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В.Чиркина.-М. :Просвещение, 2014

3. Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.-Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (части АОП)

В программе представлен план индивидуального коррекционно-логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата....

План – программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы

Вариант планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы

Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы по развитию фонематического слуха

В программе представлены:актуальность, адресат, объем программы, цель и задачи, реализация содержания программы, планируемые результаты реализации программы, условия для реализации, оценка результатив...