Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы по развитию фонематического слуха
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Лебедева

В программе представлены:

актуальность, адресат, объем программы, цель и задачи, реализация содержания программы, планируемые результаты реализации программы, условия для реализации, оценка результативности прохождения программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_korrektsionnoy_raboty_lebedeva_iyu.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Ирина Юрьевна

Должность: учитель-логопед

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы по развитию фонематического слуха

Пояснительная записка:

Актуальность: работа по коррекции фонематического слуха позволит предупредить грубые нарушения письма и чтения.

-   Адресат; Аня Ч., 6 лет (четвертый год обучения). ОНР 3 уровня, дизартрия (ЗПР).

                затрудняется различать согласные звуки по месту и способу образования на уровне звуковых (слоговых) цепочек, слов, фраз, предложений,

                связной речи. Допускает ошибки при определении позиции звука в слове. Испытывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов,

                 анализе предложения.

 -  Объем программы: 10 часов;

             Режим занятий; подгрупповые занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут, индивидуальные занятия 5 раз в неделю  по 15 мин.

- Цели и задачи:

     Цель: развитие фонематического слуха

     Задачи: уточнить артикуляционный уклад звуков «с», «ш», учить слышать  звук «с», «ш» изолировано, на уровне слогов, слов, фразы,

         предложения, связной реи. Закрепить представления об артикуляционном укладе звуков «с-ш», выявить сходства и различия.

         Учить дифференцировать звуки «с-ш»  по месту и способу образования изолировано, на уровне слогов, слов (слов-паронимов), фразы,

          предложения, связной речи

-Реализация содержания программы с использованием игр: работа над развитием фонематического слуха является частью рабочей программы учителя-логопеда, которая охватывает коррекцию всех сторон речи, включая в себя работу над звукопроизношением, развитие словарного запаса, лексико-грамматических категорий и т. д.   В работе по развитию фонематического слуха  использовать игры: «Сигнальщик», «Шифровальщик», «Прятки», «Новоселье», «Кто больше назовет слов», «Закончи фразу», «Составь предложение», «Узнай звук по описанию», «Хлопни на звук», «Пройди по дорожке», «Подружи звук и букву», «Закончи чистоговорку», практические работы на рабочих листах, приемы работы со словами-паронимаими и т.д.

 

Календарно-тематическое планирование (сентябрь-октябрь)

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы, приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7 - 8

9  

10                                              

 Изолированный звук «с»

Звук «с» на уровне слога, слова

 Изолированный звук «ш»

Звук «ш» на уровне слога, слова

Различение звуков «с-ш»  на уровне звуковых (слоговых)

цепочек

Различение звуков «с-ш» на уровне слов

Различение звуков «с-ш» в словах-паронимах

Различение звуков «с-ш» на уровне предложения

Различение звуков «с-ш» на уровне связной речи

 

Уточнить артикуляцион-

ный уклад звука «с» (познакомить с образом буквы)

Научить слышать звук изолировано

Работать над чувством ритма

Учить узнавать звук по артикуляционному укладу

 

Научить слышать звук в ряду слогов, слов

«Узнавать звук в слове с разной позицией»

Определять позицию в слове (начало, середина, конец слова)

Подбирать слова с заданным звуком

Подбирать слова с заданным звуком в рамках темы недели

«Определять слог в котором спрятался звук «с», подбирать другие слова с данным слогом.

Учить составлять словосочетания, определять позицию слова со звуком «с» (анализ словосочетания)

Учить составлять предложения

определять позицию слова со звуком «с» (анализ предложения)

Уточнить артикуляцион-

ный уклад звука «ш» (познакомить с образом буквы)

Научить слышать звук «ш» изолировано

Работать над чувством ритма

Учить узнавать звук по артикуляционному укладу

Научить слышать звук в ряду слогов, слов

«Узнавать звук в слове с разной позицией»

Определять позицию в слове (начало, середина, конец слова)

Подбирать слова с заданным звуком

Подбирать слова с заданным звуком в рамках темы недели

«Определять слог, в котором спрятался звук «ш», подбирать другие слова с данным слогом.

Учить составлять словосочетания, определять позицию слова со звуком «ш» (анализ словосочетания)

Учить составлять предложения

определять позицию слова со звуком «ш» (анализ предложения)

Закрепить представления об артикуляционном укладе звуков «с-ш», выявить сходства и различия

 

Учить различать звуки  изолировано, (в слогах) с опорой на артикуляцию и наглядный материал

Учить слышать и различать звуки в звуковой (слоговой) цепочке

Учить слышать  и находить звуковую (слоговую) цепочку среди других цепочек

 

Учить узнавать звуки по артикуляционному укладу

Учить различать звуки  на слух с опорой на артикуляцию и наглядный материал на уровне слова

Закреплять умение определять  звук «с», «ш» в слове

Закреплять умение определять  позицию звука в слове

Учить определять количество слогов в слове, выделять слог с заданным звуком, обозначать его цифрой  

Учить договаривать чистоговорку по смыслу, добавляя слог с нужным звуком

Учить определять позицию звуков в слове, котором находятся звуки «с-ш»

Учить составлять словосочетания, определять позицию слова со звуками «с», «ш» (анализ словосочетания)

Объяснить ребенку значение понятий: похожие, разные и одинаковые слова по звучанию

Познакомить детей с картинным материалом, уточнить значение слов при необходимости

Различать на слух похожие слова

Продолжать учить делать анализ предложения

Закреплять звуковой анализ слов

Различать звуки с-ш на уровне связной речи

Различать звуки на уровне потешек

Работа с мнемосхемой, подключение жеста (кисть руки вниз)

«Хлопни на звук» либо «Подними букву» (ряд звуков и слогов)

Произнеси звук, используя синкопированную дорожку

«Пройди по дорожке»

Узнай звук по описанию

 

«Сигнальщик» (ряд слогов, слов)

«Сигнальщик»

«Новоселье»

«Кто больше назовет слов?»

«Подбери слова»

«Подбери слова»

 «Закончи фразу»: Солнце..;. Соня...; Лиса...

 

Составь предложение

Работа с мнемосхемой, подключение жеста (положение руки виде «чашечки»)

Хлопни на звук» либо «Подними букву», если услышиь звук «ш»

Произнеси звук, используя синкопированную дорожку

«Пройди по дорожке»

Узнай звук по описанию»

 

«Хлопни на звук» либо «Подними букву»

«Сигнальщик»

«Новоселье»

«Кто больше назовет слов?»

«Подбери слова»

«Подбери слова»

Закончи фразу:

Шуба...; Шапка...;  Шалун...

 Составь предложение

Чем похожи, чем отличаются звуки?

Покажи нужный жест либо букву

Послущай  звуковую (слоговую) цепочку, зашифруй ее

Отгадай звуковую (слоговую) цепочку  прочитай ее

Послушайте описание, отгадайте звук.

Если услышишь в слове звук «с» покажи жест «кисть руки  вниз», если  звук «ш» - жест «чашечка», или покажи букву

Найди все слова со звуком  «с» и соедини с буквой «с», со звуком «ш» и соедини с буквой «ш»

«Подружи звук и букву»

Закрась первый квадратик, если услышишь звук в начале слова, второй, если  в середине, третий  если конце

Назови слог со звуком «с», посчитай на котором месте он находится в слове? Обозначь его цифрой

Закончи чистоговорку: Са-са-са-под сосной сидит ли... (са)

Шо-шо-шо-на пляже летом ... хоро...(шо)

Уточни позицию звука «с», «ш» в словах: Саша, шоссе, сушка...

Закончи фразу повтори: Саша,.., Шоссе..., Сушка...

 Найди глазами картинки...

Обведи картинку квадратом, если в слове есть звук «с», кругом, если есть звук «ш»

Назови за мной слова парами: крыша-крыса,  кашка-каска,

сок -...,

Я скажу одно слово из пары, а ты другое: крыша -...,  шок -...,

 кашка -...,

Соедини пары похожих слов карандашами

Повтори и поменяй в словах звуки...шок-сок-шок

Послушай, какое слово не подходит: шок-шок-сок-шок,  почему?

Послушай ряд слов, повтори, выложи с помощью символов, повтори

Закончи предложение по смыслу, повтори

На доме-...(крыша), в подвале -...

(крыса)

Исправь ошибку, повтори правильно: На доме крыса, в подвале крыша...

Повтори предложение с похожими словами: На доме крыса, в подвале крыша...

Посчитай, на котором месте стоит слово со звуком «с» в предложении, на котором слово со звуком «ш» и т.д.

Выложи фишками слово крыса, преврати его в слово крыша?

В предложениях рассказах подчеркнуть букву «с» одной чертой, букву «ш» двумя чертами

Проговори потешку с помощью ритмических дорожек

Мнемосхемы

Буква «с»

Синкопированные дорожки

Мнемосхема

Сигналы, буквы

Сигналы (начало, середина, конец слова)

Картинка (3-х подъездный дом)

Сюжетная картина, фишки

Наглядный материал по лексической теме

   

Рабочий лист

Картинный материал

Мнемосхема. Раздаточный материал для анализа предложения

Мнемосхема

Буква «ш»

Синкопированные дорожки

Мнемосхема

Буква «ш»

Сигналы (начало, середина, конец слова)

Картинка (3-х подъездный дом)

Сюжетная картина, фишки

Наглядный материал по лексической теме

 

Рабочий листы

Картинный материал

Мнемосхема. Раздаточный материал для анализа предложения

Мнемосхемы

Сигнальные карточки (буквы)

Раздаточный материал (звук «с»-ромбики, звук «ш»-круги)

Звуковые цепочки

Мнемосхемы

Буквы «с», «ш»

Рабочий лист, карандаш

Рабочий лист

Рабочий лист, карандаш

Рабочий лист, карандаш

Раздаточный материал (ромб, круг) либо буквы

Картинный материал

Лист с цветным изображением картинок на доске

Рабочий лист с черно-белым изображением картинок, цветные карандаши

Раздаточный материал для составления схемы предложения

Фишки для звукового анализа слова

Карандаши. Речевой материал: Загадки, потешки, стихотворения, рассказы и т.д.

Ритмические дорожки

 Планируемые результаты реализации программы:

  • Различает согласные звуки «с-ш» по месту и способу образования в звуковых (слоговых) цепочках, на уровне слов, фраз, предложений, связной речи.  Справляется при определении позиции звука в cлове, при звуковом анализе и синтезе слова, анализе предложения.

Условия для реализации программы: кабинет, наличие специалиста, методическое обеспечение, дидактический материал.

-    Оценка результативности прохождения программы: Справляется с небольшой помощью взрослого при определении позиции звука в лове. Справляется с дозированной помощью при звуковом анализе и синтезе слова, анализе предложения.

   Научилась различать согласные звуки «с-ш» по месту и способу образования. в звуковых (слоговых) цепочках, на уровне слов, фраз, предложений, связной речи. Научилась послоговому чтению. Использует наводящие вопросы для понимания смысла прочитанного.

Литература:

О.А. Тарасова Конспекты к программе «Обучение грамоте»

Авторское пособие по различению слов-паронимов

 Т.Н. Иванцова-Новикова «от слова к фразе»

 Н. М. Миронова «Занимательные упражнения со звуками»

Л.В. Черемных «Быстро запоминаем стихи и рассказы, правильно говорим»

Авторское пособие для заучивания потешек через использование ритмических дорожек        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического слуха

Упражнения для развития фонематического слуха у детей...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы

Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы...