Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы «Постановка и автоматизация звука [л] в обратных и прямых слогах»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Бабушкина Наталья Леонидовна

Данная программа предназначена для занятий с ребёнком 6 лет, имеющим ОНР. Занятия проводятся  2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия – 20-25 минут.

Цель программы: Создание коррекционно-педагогических условий для формирования правильного произношения звука [Л], автоматизация в обратных и прямых слогах.

Содержание программы.
I этап (подготовительный) включает дыхательные упражнения, артикуляционные (совершенствование основных движений артикуляционного аппарата, упражнения на формирование уклада звука [л]), упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук из серии других звуков, определить наличие звука в словах (в начале слова).
II этап (постановочный) включает закрепление артикуляционных упражнений, направленных на формирование уклада звука [Л]; упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук в серии слогов, слов; определять место звука в слове: начало, середина, конец; знакомство с артикуляционным «профилем» звука [Л]; непосредственно артикулирование звука [Л]; развитие моторики пальцев рук.
III этап (автоматизация) – является начальным в процессе автоматизации. Включает в себя закрепление произношения звука [Л] в обратных и прямых слогах. Так же продолжается работа над развитием фонематического восприятия, мелкой моторики.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ind.raboty.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Мотыгинский д/с «Белочка»

Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы


«Постановка и автоматизация звука [л] в обратных и прямых слогах»

Разработчик: Бабушкина Н.Л., учитель-логопед

2024г.

Пояснительная записка.

Как известно, речевое развитие ребёнка – это показатель его готовности к общению со сверстниками и взрослыми, необходимое средство социализации ребёнка, показатель готовности к обучению в школе. Но детей с нарушениями речи становится всё больше. Родители не владеют достаточной информацией, навыками для оказания необходимой помощи детям. Поэтому очень важно, чтобы логопед оказал своевременную помощь в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Как известно, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения имеют системный характер, т.е. страдают все стороны речи: фонематическое восприятие, произносительная сторона речи, лексико-грамматическая, связная речь, словарный запас. Поэтому коррекционно – образовательный процесс предполагает работу над всеми компонентами речи. Причиной нарушения звукопроизношения является недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Что является серьёзным препятствием в становлении не только устной речи, но и в будущем письменной речи ребёнка. Эти нарушения у детей имеют разную степень выраженности. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, включающей в себя параллельно с коррекцией звукопроизношения и развитие остальных компонентов речи.
Данная программа предназначена для занятий с ребёнком 6 лет, имеющим ОНР. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия – 20-25 минут.

Содержание программы.
I этап
(подготовительный) включает дыхательные упражнения, артикуляционные (совершенствование основных движений артикуляционного аппарата, упражнения на формирование уклада звука [л]), упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук из серии других звуков, определить наличие звука в словах (в начале слова).
II этап (постановочный) включает закрепление артикуляционных упражнений, направленных на формирование уклада звука [Л]; упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук в серии слогов, слов; определять место звука в слове: начало, середина, конец; знакомство с артикуляционным «профилем» звука [Л]; непосредственно артикулирование звука [Л]; развитие моторики пальцев рук.
III этап (автоматизация) – является начальным в процессе автоматизации. Включает в себя закрепление произношения звука [Л] в обратных и прямых слогах. Так же продолжается работа над развитием фонематического восприятия, мелкой моторики.

Цель программы: Создание коррекционно-педагогических условий для формирования правильного произношения звука [Л], автоматизация в обратных и прямых слогах.
Задачи:
-
развитие артикуляционной моторики;
- стимуляция интереса у ребёнка, речевой активности;
- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа;

- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;

- автоматизация звука в обратных и прямых слогах;
- развитие слухо-речевого внимания, памяти;

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы, приёмы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал)

1.

Подготовка к постановке звука [Л].

Стимуляция интереса у ребёнка к деятельности на занятии.
Развитие правильного диафрагмального дыхания, ротовой выдох, силы выдоха.
Уточнение и совершенствование основных движений артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического восприятия. Создание слухового образа звука; выделение заданного звука из серии звуков, в словах.

1. Упражнения на дыхание: «Мячик – ямочка», «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые»
2. Знакомство с собакой Лайкой. Создание проблемной ситуации с помощью игрушки.

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые), самостоятельные упражнения, отработка артикуляционных движений под счёт.
- «Улыбка», «Заборчик», Трубочка», «Хоботок», «Птенчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Горка», «Маляр», «Лошадка», «Чашечка».

3. Упражнения: «Поймай звук [Л]», «Есть ли звук [Л] в словах?»
4. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений.

3. Д/пособие «Листочки»
4. Игрушка – собака Лайка.
4. Предметные картинки: «лак», «лук», «лапа».

5. Фишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

2.

Подготовка к постановке звука [Л].

Поддержание интереса у ребёнка к деятельности на занятии. Развитие речевого дыхания.
Подготовка артикуляционного аппарата к правильному укладу звука [Л].
Развитие переключаемости органов артикуляции, согласованности движений губ и языка.
Развитие фонематического восприятия.

#1059;пражнения на дыхание: «Пловец» (вдох – пауза – выдох), «Ветер гудит» (длительное произнесение: «уууууу…»
2. Артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л] перед зеркалом (сопряжённые и отражённые), самостоятельные упражнения, отработка артикуляционных движений под счёт:
-«Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Индюк», «Пароход».
3. «Песенка» (А-О-У; А-О-У-И)

4. Упражнение «Четвёртый лишний»
5. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений.
#1048;грушка – собака Лайка.
4. Предметные картинки: «лопата», «ложка», «роза», «лапа».
4. Фишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

3.

Подготовка к постановке звука [Л].

Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Закрепление артикуляционных упражнений. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному укладу звука [Л].
Развитие фонематического восприятия, анализа.
Развитие мелкой моторики.

#1059;пражнение «Уплывает параход», «Песенка АОУ»

2. Артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л] перед зеркалом (сопряжённые и отражённые), самостоятельные упражнения, отработка артикуляционных движений под счёт, отработка артикуляционных упражнений без опоры на зрительный анализатор:
-«Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Индюк».
3. Упражнение «Поймай звук [Л] в слогах, словах».
4. Определение позиции звука [Л] в словах: «лак», «стул»
5. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений.
3. Маленькая игрушка –пароход, картинка – «море».
4. Предметные картинки: «лак», «стул»; карточка – схема слова, на которой обозначены начало-середина-конец слова, фишка.
5. Фишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

4.

Постановка звука [Л].

Закрепление артикуляционных упражнений. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному укладу звука [Л].
Знакомство с артикуляцией звука [Л] с использованием зрительного и слухового анализаторов.

Развитие фонематического восприятия.

Вызывание звука [Л].

#1040;ртикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л] перед зеркалом:
-«Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Индюк», «Пароход».

2. Показ и объяснение взрослым артикуляционного уклада звука [Л]
Демонстрация артикуляционного «профиля» на рисунке.
3. Упражнение «На что похож звук?»
4. Постановка звука [Л] по показу от звука [Ы].

Предложить ребёнку произнести длительно звук [Ы] (резцы разомкнуты). Затем просунуть между зубами широкий распластанный язык (кончик) и слегка прикусить его. В этом положении длительно произносить звук [Ы], контролируя тёплый выдох ладонью. Должен слышатся протяжный звук [Л].

5. Определение позиции звука [Л] в словах: «лапа», «палатка», «стол»
6. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.

2. Сюжетная картинка с пароходом.

3. Картинка – «профиль» звука [Л].
4. Предметные картинки: «лапа», «палатка»,«стол»; карточка – схема слова, на которой обозначены начало-середина-конец слова, фишка.
#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

5.

Изолированное произношение звука [Л].

Закрепление правильной артикуляции звука [Л].
Развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти.


#1040;ртикуляционные упражнения перед зеркалом (выполняются самостоятельно ребёнком):
-«Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Индюк»,

2. Упражнение «Пароход гудит».
3. Упражнение «Помоги Лайке закончить слово». На руке взрослого игрушка-собака Лайка, он начинает слово, а ребёнок заканчивает, добавляя звук [Л].
#1059;пражнение «Верно – неверно» (лоб – ноб, лапа – вапа, лыжи – выжи и т.д.) Так же с помощью игрушки –бегемота выполнять упражнение.
5. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.

2. Сюжетная картинка с пароходом.
3. Игрушка – собака Лайка
3. Предметные картинки на звук [Л].
4. Фишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

6.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Закрепление правильной артикуляции звука [Л].
Формирование навыка произнесения звука в обратных слогах.
Работа над точностью, чистотой произношения. Достижение устойчивости полученного результата.
Развитие слухо-речевой памяти.

#1052;едленное произнесение (отражённое) слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ. По три раза каждый слог. Затем последовательно эти четыре слога. Звук [Л] выделяем, произносим утрированно.
2. Произнести слог столько раз, сколько фишек на столе.
3. Упражнение «Подари собаке Лайке картинки на звук[Л].
4. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.
2. 5-7 фишек одного цвета.
3. Игрушка – собака Лайка.
4. Предметные картинки, названия которых начинаются на звук [Л] и на другие согласные звуки.
#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

7.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Закрепление правильной артикуляции звука [Л].
Закрепление навыка произнесения звука в обратных слогах.
Работа над точностью, чистотой произношения.
Развитие слухо-речевой памяти.
Развитие мелкой моторики.

#1052;едленное произнесение (отражённое) слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ. По три раза каждый слог. Затем последовательно эти четыре слога.
2. Упражнение «Ходилки». Ребёнку предлагается помочь животному пройти по следам домой, произнося при этом слог АЛ (затем и остальные слоги).
3. Визуально-ритмический ряд (чередование двух слогов). Ребёнку предлагается чередовать камешки двух цветов, чередуя слоги (например, АЛ-ОЛ)
#1055;оощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1047;еркало.
2. Д/пособие «Ходилки». Карточки с изображением «следов»/«кочек» и животных (зайчик, волк. лягушонок и т.д.). Маленькие сапожки, которые ребёнок может надеть на пальцы и «шагать» по следам.
3. Камешки двух цветов.

#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

8.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

Закрепление правильной артикуляции звука [Л].
Закрепление навыка произнесения звука в обратных слогах.
Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.

#1059;пражнение «Поздороваемся с пальчиками». Произнесение слогов (сначала одного слога, затем чередование слогов) с одновременным касанием пальцев правой руки с большим пальцем этой же руки. Затем выполнить то же самое с пальцами левой руки.
2. Выделение слов со звуком [Л] из стихотворения про Лайку.
3. «Подари Лайке Картинки». Выбирать картинки, название которых заканчивается на звук [Л].
#1042;изуально-ритмический ряд (чередование двух слогов). Взрослый выстраивает ряд из камешков (например, один к двум). Ребёнок должен произнести слоги в соответствующей послндовательности.

#1055;оощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

#1048;грушка – собака Лайка.
2. 10 фишек одного цвета.
3. Предметные картинки, название которых заканчивается на звук [Л].
#1050;амешки двух цветов.

#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

9.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Формирование навыка произнесения звука в прямых слогах.
Работа над интонационной, ритмической сторонами речи.
Развитие слухо-речевой памяти.

#1054;тражённое произнесение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Каждый слог по три раза. Затем последовательно все слоги.

2. Произнести слог столько раз, сколько фишек на столе.

3. Упражнение «Пропой песенку собаки Лайки». Пропевание слоговых рядов с изменением ритмического рисунка, интонации.

4. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

фишек одного цвета.

2. Игрушка – собака Лайка.
#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

10.

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах.

Закрепление навыка произнесения звука в прямых слогах.
Работа над точностью, чистотой произношения.
Развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти.

#1054;тражённое произнесение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Каждый слог по три раза. Затем последовательно все слоги.
2. Визуально-ритмический ряд (чередование двух слогов).
3. Упражнение «Помоги Лайке закончить слово». На руке взрослого игрушка-собака Лайка, он начинает слово, а ребёнок заканчивает, добавляя слог ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ).
#1059;пражнение «Ходилки». Ребёнку предлагается помочь животному пройти по следам домой, произнося при этом слог ЛА(затем и остальные слоги).
5. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение.

1. Предметные картинки, названия которых заканчиваются на слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ
#1050;амешки двух цветов.
3. Игрушка – собака Лайка.
4. Д/пособие «Ходилки». Карточки с изображением «следов»/«кочек» и животных (зайчик, волк. лягушонок и т.д.). Маленькие сапожки, которые ребёнок может надеть на пальцы и «шагать» по следам.

#1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка.

Планируемые результаты реализации программы:
Понимание ребёнком положения органов артикуляции при произношении звука [Л]; усвоение правильного артикуляционного уклада. Умение определять на слух наличие (отсутствие) и место звука [Л] в слове. Произношение ребёнком звука [Л] изолированно, в обратных и прямых слогах.

Условия реализации программы.
Общие принципы работы:
- личностно-ориентированный подход: педагог учитывает как возрастные так и индивидуальные особенности развития ребёнка (соматическое состояние, эмоционально-волевые особенности, интересы, активность и темп деятельности);
-принцип системности: попутно с коррекцией звукопроизношения осуществляется и коррекция других сторон речи и психических функций (фонематическое восприятие, слухоречевая память, внимание, мелкая моторика);
- принцип наглядности: показ взрослым движений, действий; картинный раздаточный материал;
- принцип доступности: все упражнения доступны пониманию ребёнка; он может выполнять их сопряжено со взрослым, повторяя за взрослым, далее –самостоятельно;
- принцип практичности: усвоенные навыки ребёнок будет применять в общении со сверстниками и взрослыми; в других видах деятельности.
Принципы логопедической работы:
- учёт степени выраженности дефекта;
- учёт закономерностей нормального хода речевого развития;

-опора на сохранные анализаторы;
- опора на различные формы вербальной и невербальной деятельности;
-
учёт нарастающей сложности вербального материала.
Основной
формой взаимодействия с ребёнком является игра.
Обеспечение всего коррекционного процесса необходимым методическим, наглядным материалом.
Занятия проводятся в кабинете логопеда в зоне для индивидуальной работы с детьми.

Оценка результативности прохождения программы.

Наблюдение за успешным решением поставленных задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка.
Оценка динамики через сравнительный мониторинг с использованием диагностического инструментария (промежуточная диагностика).
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте дошкольника и в протоколе диагностики речевого развития.

Литература:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. – СПб.: Лань, 2006.
2. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М,: Айрис-пресс, 2006.
3. Жихарева - Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1. Звук Л. – М.: Владос, 2024.
4. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. – М.: Литера, 2008
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Л]-[Л’]. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Владос, 2003.
8. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2008.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Гном и Д, 2000.
10. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Автоматизация звука Л в словах с прямыми слогами

картинный материал  распечатывается и используется в качестве игры-ходилки для автоматизации звука Л в словах с прямыми слогами. Картинный материал так же используется для классификации предметов...

Автоматизация звука Р в словах с прямыми слогами

картинный материал распечатывается и используется в качестве игры-ходилки для автоматизации звука Р, а так же для актуализации, расширения словарного запаса, класификации предметов....