Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы «Постановка и автоматизация звука [л] в обратных и прямых слогах»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Данная программа предназначена для занятий с ребёнком 6 лет, имеющим ОНР. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия – 20-25 минут.
Цель программы: Создание коррекционно-педагогических условий для формирования правильного произношения звука [Л], автоматизация в обратных и прямых слогах.
Содержание программы.
I этап (подготовительный) включает дыхательные упражнения, артикуляционные (совершенствование основных движений артикуляционного аппарата, упражнения на формирование уклада звука [л]), упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук из серии других звуков, определить наличие звука в словах (в начале слова).
II этап (постановочный) включает закрепление артикуляционных упражнений, направленных на формирование уклада звука [Л]; упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук в серии слогов, слов; определять место звука в слове: начало, середина, конец; знакомство с артикуляционным «профилем» звука [Л]; непосредственно артикулирование звука [Л]; развитие моторики пальцев рук.
III этап (автоматизация) – является начальным в процессе автоматизации. Включает в себя закрепление произношения звука [Л] в обратных и прямых слогах. Так же продолжается работа над развитием фонематического восприятия, мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ind.raboty.docx | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Мотыгинский д/с «Белочка»
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической) работы
«Постановка и автоматизация звука [л] в обратных и прямых слогах»
Разработчик: Бабушкина Н.Л., учитель-логопед
2024г.
Пояснительная записка.
Как известно, речевое развитие ребёнка – это показатель его готовности к общению со сверстниками и взрослыми, необходимое средство социализации ребёнка, показатель готовности к обучению в школе. Но детей с нарушениями речи становится всё больше. Родители не владеют достаточной информацией, навыками для оказания необходимой помощи детям. Поэтому очень важно, чтобы логопед оказал своевременную помощь в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Как известно, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения имеют системный характер, т.е. страдают все стороны речи: фонематическое восприятие, произносительная сторона речи, лексико-грамматическая, связная речь, словарный запас. Поэтому коррекционно – образовательный процесс предполагает работу над всеми компонентами речи. Причиной нарушения звукопроизношения является недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи. Что является серьёзным препятствием в становлении не только устной речи, но и в будущем письменной речи ребёнка. Эти нарушения у детей имеют разную степень выраженности. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, включающей в себя параллельно с коррекцией звукопроизношения и развитие остальных компонентов речи.
Данная программа предназначена для занятий с ребёнком 6 лет, имеющим ОНР. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятия – 20-25 минут.
Содержание программы.
I этап (подготовительный) включает дыхательные упражнения, артикуляционные (совершенствование основных движений артикуляционного аппарата, упражнения на формирование уклада звука [л]), упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук из серии других звуков, определить наличие звука в словах (в начале слова).
II этап (постановочный) включает закрепление артикуляционных упражнений, направленных на формирование уклада звука [Л]; упражнения на развитие фонематического восприятия: умение выделить звук в серии слогов, слов; определять место звука в слове: начало, середина, конец; знакомство с артикуляционным «профилем» звука [Л]; непосредственно артикулирование звука [Л]; развитие моторики пальцев рук.
III этап (автоматизация) – является начальным в процессе автоматизации. Включает в себя закрепление произношения звука [Л] в обратных и прямых слогах. Так же продолжается работа над развитием фонематического восприятия, мелкой моторики.
Цель программы: Создание коррекционно-педагогических условий для формирования правильного произношения звука [Л], автоматизация в обратных и прямых слогах.
Задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- стимуляция интереса у ребёнка, речевой активности;
- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа;
- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;
- автоматизация звука в обратных и прямых слогах;
- развитие слухо-речевого внимания, памяти;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы, приёмы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1. | Подготовка к постановке звука [Л]. | Стимуляция интереса у ребёнка к деятельности на занятии. | 1. Упражнения на дыхание: «Мячик – ямочка», «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» 3. Упражнения: «Поймай звук [Л]», «Есть ли звук [Л] в словах?» | #1047;еркало. 3. Д/пособие «Листочки» 5. Фишки – «смайлики» для поощрения ребёнка. |
2. | Подготовка к постановке звука [Л]. | Поддержание интереса у ребёнка к деятельности на занятии. Развитие речевого дыхания. | #1059;пражнения на дыхание: «Пловец» (вдох – пауза – выдох), «Ветер гудит» (длительное произнесение: «уууууу…» | #1047;еркало. |
3. | Подготовка к постановке звука [Л]. | Развитие речевого дыхания, силы голоса. | #1059;пражнение «Уплывает параход», «Песенка АОУ» 2. Артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л] перед зеркалом (сопряжённые и отражённые), самостоятельные упражнения, отработка артикуляционных движений под счёт, отработка артикуляционных упражнений без опоры на зрительный анализатор: | #1047;еркало. |
4. | Постановка звука [Л]. | Закрепление артикуляционных упражнений. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному укладу звука [Л]. Развитие фонематического восприятия. Вызывание звука [Л]. | #1040;ртикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л] перед зеркалом: 2. Показ и объяснение взрослым артикуляционного уклада звука [Л] Предложить ребёнку произнести длительно звук [Ы] (резцы разомкнуты). Затем просунуть между зубами широкий распластанный язык (кончик) и слегка прикусить его. В этом положении длительно произносить звук [Ы], контролируя тёплый выдох ладонью. Должен слышатся протяжный звук [Л]. 5. Определение позиции звука [Л] в словах: «лапа», «палатка», «стол» | #1047;еркало. 2. Сюжетная картинка с пароходом. 3. Картинка – «профиль» звука [Л]. |
5. | Изолированное произношение звука [Л]. | Закрепление правильной артикуляции звука [Л]. | #1040;ртикуляционные упражнения перед зеркалом (выполняются самостоятельно ребёнком): 2. Упражнение «Пароход гудит». | #1047;еркало. 2. Сюжетная картинка с пароходом. |
6. | Автоматизация звука [Л] в обратных слогах. | Закрепление правильной артикуляции звука [Л]. | #1052;едленное произнесение (отражённое) слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ. По три раза каждый слог. Затем последовательно эти четыре слога. Звук [Л] выделяем, произносим утрированно. | #1047;еркало. |
7. | Автоматизация звука [Л] в обратных слогах. | Закрепление правильной артикуляции звука [Л]. | #1052;едленное произнесение (отражённое) слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ. По три раза каждый слог. Затем последовательно эти четыре слога. | #1047;еркало. #1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка. |
8. | Автоматизация звука [Л] в обратных слогах. | Закрепление правильной артикуляции звука [Л]. | #1059;пражнение «Поздороваемся с пальчиками». Произнесение слогов (сначала одного слога, затем чередование слогов) с одновременным касанием пальцев правой руки с большим пальцем этой же руки. Затем выполнить то же самое с пальцами левой руки. #1055;оощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение. | #1048;грушка – собака Лайка. #1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка. |
9. | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах. | Формирование навыка произнесения звука в прямых слогах. | #1054;тражённое произнесение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Каждый слог по три раза. Затем последовательно все слоги. 2. Произнести слог столько раз, сколько фишек на столе. 3. Упражнение «Пропой песенку собаки Лайки». Пропевание слоговых рядов с изменением ритмического рисунка, интонации. 4. Поощрение ребёнка за каждое выполненное упражнение. | фишек одного цвета. 2. Игрушка – собака Лайка. |
10. | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах. | Закрепление навыка произнесения звука в прямых слогах. | #1054;тражённое произнесение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Каждый слог по три раза. Затем последовательно все слоги. | 1. Предметные картинки, названия которых заканчиваются на слоги: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ #1060;ишки – «смайлики» для поощрения ребёнка. |
Планируемые результаты реализации программы:
Понимание ребёнком положения органов артикуляции при произношении звука [Л]; усвоение правильного артикуляционного уклада. Умение определять на слух наличие (отсутствие) и место звука [Л] в слове. Произношение ребёнком звука [Л] изолированно, в обратных и прямых слогах.
Условия реализации программы.
Общие принципы работы:
- личностно-ориентированный подход: педагог учитывает как возрастные так и индивидуальные особенности развития ребёнка (соматическое состояние, эмоционально-волевые особенности, интересы, активность и темп деятельности);
-принцип системности: попутно с коррекцией звукопроизношения осуществляется и коррекция других сторон речи и психических функций (фонематическое восприятие, слухоречевая память, внимание, мелкая моторика);
- принцип наглядности: показ взрослым движений, действий; картинный раздаточный материал;
- принцип доступности: все упражнения доступны пониманию ребёнка; он может выполнять их сопряжено со взрослым, повторяя за взрослым, далее –самостоятельно;
- принцип практичности: усвоенные навыки ребёнок будет применять в общении со сверстниками и взрослыми; в других видах деятельности.
Принципы логопедической работы:
- учёт степени выраженности дефекта;
- учёт закономерностей нормального хода речевого развития;
-опора на сохранные анализаторы;
- опора на различные формы вербальной и невербальной деятельности;
-учёт нарастающей сложности вербального материала.
Основной формой взаимодействия с ребёнком является игра.
Обеспечение всего коррекционного процесса необходимым методическим, наглядным материалом.
Занятия проводятся в кабинете логопеда в зоне для индивидуальной работы с детьми.
Оценка результативности прохождения программы.
Наблюдение за успешным решением поставленных задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка.
Оценка динамики через сравнительный мониторинг с использованием диагностического инструментария (промежуточная диагностика).
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте дошкольника и в протоколе диагностики речевого развития.
Литература:
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. – СПб.: Лань, 2006.
2. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М,: Айрис-пресс, 2006.
3. Жихарева - Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1. Звук Л. – М.: Владос, 2024.
4. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. – М.: Литера, 2008
5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
6. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Л]-[Л’]. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Владос, 2003.
8. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: Мир книги, 2008.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: Гном и Д, 2000.
10. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 – 7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"
Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....
Презентация "Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков у дошкольников"
Презентация...
Конспект индивидуально – коррекционной деятельности Тема: «Цирковое представление» (Автоматизация звука Р в слогах, слова, фразах и предложениях со стечением согласных).
Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР по автоматизации звука Р в стечении с согласными....
Подгрупповое коррекционно-логопедическое занятие по теме «Автоматизация звука Ш в слогах, словах»
Автоматизация звука Ш изолированно в слогах, словах....
Автоматизация звука Л в словах с прямыми слогами
картинный материал распечатывается и используется в качестве игры-ходилки для автоматизации звука Л в словах с прямыми слогами. Картинный материал так же используется для классификации предметов...
Автоматизация звука Р в словах с прямыми слогами
картинный материал распечатывается и используется в качестве игры-ходилки для автоматизации звука Р, а так же для актуализации, расширения словарного запаса, класификации предметов....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом....