Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ЗПР 2024-2025гг
материал по логопедии
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ЗПР 2024-2025гг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_2024-2025_rebyonok_s_zpr.docx | 82.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Горный ДС»
_______________ Н.В. Суравешкина
Приказ № 54-В от «23» сентября 2024 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития),
воспитанника старшей группы комбинированной направленности МБДОУ «Горный ДС»
Т.
на 2024-2025 учебный год
Составители: - старший воспитатель Н.В. Суравешкина - учитель-логопед Н.А. Новолодская - педагог-психолог Л.В. Сулейманова - учитель-дефектолог Л.В. Сулейманова - воспитатель О.В. Крекова - воспитатель О.О. Подоличенко |
Согласовано с родителем (законным представителем)
Подпись____________________________
Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | Т. |
Дата рождения | 28.08.2018 |
Дата поступления в учреждение | 23.09.2020 |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | |
Домашний адрес: | |
Воспитатели (ФИО): | Крекова Оксана Валерьевна Подоличенко Ольга Олеговна |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Учитель-дефектолог: | Новолодская Наталья Андреевна Сулейманова Любовь Викторовна Сулейманова Любовь Викторовна |
Группа здоровья | 5 |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день (12 часов), пятидневная неделя. |
Заключение ТПМПК от 02.11.2023 г. № 105 (2) | Ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии, имеет отклонения в поведении. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Рекомендации ПМПК | Форма получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи:
Специальные условия для получения образования: нуждается в предоставлении услуг ассистента (помощника) |
Организация психолого-медико-педагогической помощи: | учитель-логопед:
учитель-дефектолог:
педагог-психолог:
|
Медицинское сопровождение | Наблюдение по рекомендациям |
Цель на 2024-2025 учебный год | Обеспечение планируемых результатов в освоении АОП ДО МБДОУ «Горный ДС» для детей с ЗПР |
Задачи: | 1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ЗПР. 3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. 4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ЗПР. |
- Создание специальных условий
Направление | Содержание | Ответственный |
Специальные условия для получения образования | Соблюдение охранительно-педагогического режима: - обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья); - создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.); - предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.); - отдых не менее 10 минут между НОД; - особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид); - соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» | Воспитатели, все специалисты |
Специальные методы и приемы обучения: - учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; - чередование видов деятельности; - использовать коротко и четко сформулированные задания; - при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности; - опора на субъективный опыт ребенка; - использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). | ||
Методическое обеспечение | 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР. 2. Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». 3. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редакцией Л.Б. Баряевой, К.А. Логиновой |
Оценка особенностей развития ребенка с ЗПР с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога | |
Воспитатель | Социально-коммуникативное развитие. В течении дня у Тимофея наблюдаются приступы агрессии по отношению ко взрослым и сверстникам. Во время приступов ребенок бьет наотмашь рукой или ногой не зависимо от того в какую часть тела наносит удары (лицо, голова, живот). Также ежедневно наблюдаем, как Тимофей бьет папу или бабушку, когда его забирают из детского сада. Навыки самообслуживания сформированы частично, раздевается и одевается с помощью взрослого. Во время приема пищи пользуется столовыми приборами частично, кушает неаккуратно, в основном руками. Постоянно забирает еду у детей из тарелок руками. Ребенок не проявляет интерес к играм, при общении с детьми проявляет агрессию (бьет, бросает предметы в детей, отбирается все, матерится). Показывает свои половые органы. Во время прогулки постоянно ложится на землю и дико кричит на что, дети реагируют с испугом. Ребёнок перестал совсем спать и после сна ведет себя агрессивно и возбужденно. Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и значения этих игрушек. Совсем отсутствует замысел в игре. Познавательное развитие. К образовательной деятельности интерес не проявляет. Хорошо ориентируется в группе, знает где туалет и приемная. Понимает смысл значения: вверху и внизу. Проявляет интерес к насекомым на прогулке. Речевое развитие В свободной деятельности речью не пользуется, но умеет говорить, называет некоторые предметы, действия, имена детей. Речь понимает. Словарный запас очень беден на бытовом уровне. Даже после многократных повторений инструкции выполняет не всегда. Обращается к воспитателям по имени отчеству. Когда Тимофею взрослые и дети оказывают помощь на что, ребенок реагирует с благодарностью (спасибо). Художественно-эстетическое развитие. Тимофей интереса к изобразительной деятельности не проявляет, на занятия не садится. При индивидуальном занятии под контролем воспитателя пытается нарисовать на столе, на стене, на листе рядом сидящего ребенка. Берет в руки карандаш или кисточку и выполняет хаотичные черкания на бумаге. Любит резать ножницами. Проявляет интерес к музыке и музыкальным инструментам, выполняя под нее ритмичные движения. Физическое развитие. Во время утренней гимнастики и физических занятий выполняет простейшие движения, наклоны вниз и марширует при этом проговаривая слова (шагом марш). Любит играть с мячом. |
Педагог-психолог | Результаты диагностики и наблюдения за ребёнком в ходе обследования. Границы: соблюдает не всегда. Поведение: не всегда адекватно ситуации, может проявлять негативизм. Эмоциональные реакции: не всегда соразмерные, бывают неадекватны ситуации. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде безразличия. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. На замечания реагирует безынициативно. Затруднение может вызывать дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотичном переборе наглядного материала или желании закончить занятие и уйти из кабинета. Тимофей стремится к эмоциональному контакту с детьми и взрослыми. Характеристики деятельности: деятельность носит нестабильный характер. В совместную деятельность с психологом включается на короткий период времени. Не проявляет активности во взаимодействии с педагогом-психологом. Не может самостоятельно выполнять задание вследствие нестойкого интереса. Нужна организующая и обучающая помощь педагога. Ребенку необходим постоянный контроль со стороны взрослого. Инструкции: инструкцию понимает и принимает не всегда, даже после показа действий. Критичность: не критичен к оценке результатов своей работы. Особенности восприятия: соотносит предметы по форме и величине с направляющей помощью педагога. Внимание: поверхностное, неустойчивое. Не может сосредоточиться на предмете достаточно продолжительное время. Память: не представляется возможным выполнение заданий, выявляющих особенности памяти. Игнорирует предложенные задания. Мышление: с направляющей помощью взрослого составляет разрезную картинку из двух частей. Рассказ, используя предметы или картинки, придумать не может. Часто отказывается от выполнения предложенных заданий. Очень сложно его заинтересовать. Воображение: не может дорисовать изображение до целого. Моторика: крупная моторика характеризуется недостаточной скоординированностью движений. Мелкая моторика развита недостаточно. Уровень графической деятельности низкий. Речь: состоит из отдельных слов или коротких предложений, не всегда понятных для окружающих. Активный словарный запас ниже возрастной нормы. Свои действия не сопровождает речью, не всегда отвечает на вопросы педагога. Особенности эмоционально-личностной сферы: не умеет контролировать и управлять своими чувствами. Понимает правила и требования, но легко нарушает их. Стремится к эмоциональному контакту с детьми, но не может построить дружеские отношения, следовать правилам игры, поэтому в результате взаимодействия между детьми часто возникают конфликты. В течение дня ребенку постоянно требуется направляющая помощь и контроль воспитателя. Стремится к эмоциональному контакту со взрослыми, разными способами пытается привлечь к себе внимание, ведет себя при этом не всегда адекватно. Может проявлять агрессию. Особенности мотивационно-волевой сферы: способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях. Помощь взрослого принимает не всегда. Психологическое заключение: актуальное развитие ниже возрастной нормы. |
Учитель-дефектолог | Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакции на успех, похвалу, наличие аффективных реакций): избирательно вступает в контакт со взрослыми и детьми, контакт речевой (речь невнятная). Появилась заинтересованность в общении со взрослыми и детьми, но коммуникативные умения еще не сформированы. Не умеет играть сообща (отнимает игрушки, не принимает правила игры других детей), всеми способами пытается привлечь к себе внимание взрослого. Не умеет контролировать и управлять своими чувствами. Ориентируется в происходящих в группе событиях, но не всегда в них участвует. Как только события перестают его устраивать, начинает проявлять агрессию как к детям, так и ко взрослым. Общая осведомленность. Представления о себе/ об окружающем мире. Социально-бытовые навыки у ребёнка сформированы недостаточно. Ест ложкой, пытается одеваться сам. Знания об окружающем мире: может показать предмет, животное по заданию педагога, повторяет за педагогом его название. Имена папы и бабушки Развитие общей и мелкой моторики: может рисовать цветными карандашами на листе бумаги линии и круги, радуется своей работе. Особенности организации деятельности. Сформированность регуляторных функций: проявляет интерес к занятиям, но на одном задании сосредотачивается на непродолжительное время. Предложенные задания выполняет избирательно. Может отказаться выполнять, встать и убежать. При попытке педагога привлечь его к решению поставленной задачи может проявлять негативную реакцию: порвать наглядный материал, бросить игрушку. Постоянно требуется обучающая, направляющая и организующая помощью педагога. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Интересным для него делом занимается, не отвлекаясь, в течение 5 минут. Общее время занятия в пределах 20 минут при постоянной стимуляции. Обучаемость (учебная деятельность): умеет выполнять простые действия по показу. Слуховую инструкцию удерживает с трудом. Особенности восприятия: зрительное восприятие формы, цвета и размера низкое. С помощью педагога соотносит предметы по форме и цвету. Мышление: навыки обобщения и классификации не сформированы. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении низкий. Складывает разрезную картинку из двух частей. Речевое развитие: речь развита слабо, с выраженными нарушениями звукопроизношения. Активный словарный запас малый. Заключение: на момент обследования знания, умения, навыки и представления об окружающем ниже возрастной нормы. |
Учитель-логопед | Обследовать состояние речи полностью не удается. Задания не выполняет, слова и слоговые ряды не повторяет, простые инструкции выполняет выборочно после неоднократного повторения. Высказывается непонятно, отдельными словами или простыми предложениями. Раздражителен, наблюдается резкая смена настроения, быстрое возбуждение, агрессивность. У ребёнка отсутствуют попытки сосредоточится, ему очень сложно удерживать внимание на одном предмете, быстро утомляется. Анатомическое строение органов артикуляции. Форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей. Состояние артикуляционной моторики. Артикуляционную моторику обследовать не удаётся. Может высунуть язык изо рта по показу, дунуть на предмет. Наблюдается гиперсаливация (обильное слюнотечение), рот постоянно приокрыт. Состояние просодической стороны речи. Голос тихий, тусклый, глухой, назализованный, дыхание поверхностное, затрудненное. Понимание речи ситуативное, ограниченное. Ребенок понимает конкретные слова и выражения, отражающие знакомые ситуации или явления, может ориентироваться на жесты или тон голоса взрослого, может выполнить простое поручение после неоднократного повторения. Фонематические процессы обследовать не удаётся. Различает далёкие по звучанию бытовые звуки. Состояние слоговой структуры слова нарушена. Наблюдаются замены, пропуски, повторения звуков и слогов; ритмический рисунок слова воспроизводит с ошибками. Звукопроизносительная сторона речи нарушена. Речь неразборчива, невнятная, малопонятная для окружающих. Звуковую сторону речи полноценно обследовать не удаётся из-за невыполнения инструкций по произнесению того или иного слова. В свободной речи наблюдаются нарушения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], нарушено произношение шипящих согласных [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] и соноров [Л], [Ль], [Р], [Рь], смягчение согласных. Состояние лексического строя речи. Словарный запас резко ограничен. Вербальными средствами общения пользуется редко, для внимания употребляет жесты, простые слова, фразы. В речи использует слова бытового назначения с нарушением звукопроизношения (корова, иди, дай, нет, киса, машина и др.) и простые фразы (где папа, кто это, дай мячик и т.п.). Наблюдается многоцелевое использование ограниченных средств языка. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Состояние грамматического строя речи. В речи ребенка отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений; речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации. Логопедическое заключение. Системное недоразвитие речи у ребёнка с задержкой психического развития |
- Психолого-педагогическое сопровождение
Ответственный: Воспитатель
Направление деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Речевое развитие | Формирование функционального базиса устной речи, развитие ее моторных и сенсорных компонентов; развитие речевой мотивации, формирование способов ориентировочных действий в языковом материале; развитие речи во взаимосвязи с развитием мыслительной деятельности; формирование культуры речи; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Создание условий для овладения литературной речью как средством передачи и трансляции культурных ценностей и способов самовыражения и понимания. | Песенки, потешки, заклички: «Уж ты, радуга-дуга» (рус), «Иванушка» (рус), «Посылали молодицу...» (рус), «Аист длинноносый...» (рус), «Лесные утки» (мордовск.), «Привяжу я козлика...» (рус), «Песня моряка» (норвежек.), «Как целуют животные своих детей» (казахск.), «Лучше всего» (шорск.), «Два маленьких котенка» (англ.), «Кораблик» (англ.), «Ходит сон» (рус), «Котичек» (рус), «Байки-побайки» (рус), «Соловушко» (рус), «Доль-доль, Таусень» (рус), «Колядка», «Едет Масленица» (рус), «Перед весной» (рус), «Жаворонки» (рус), «Весна идет» (рус), «Землюшка-чернозем» (в сокращении, рус), «Как по травкам, по муравкам» (рус), «Во поле березонька стояла» (рус), «На калине белый цвет» и др. Сказки: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «Два жадных медвежонка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль». Александрова «Постройка», «Мой Мишка»; A. Алексин «Ледоход»; Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок»; С. Баруздин «Кто построил этот дом?», «Архитектор», «Каменщик» (отрывки), «Кровельщик» (отрывки), «Плотник» (отрывки), «Маляр»; B.Бианки «Хвосты», «Купанье медвежат», «Кто чем поет»; A.Блок «Новый год», «Ветхая избушка», «Снег да снег»; М. Болынинцов «Новые пароходы», «Водолазы» (отрывки); B.Бороздин «Звездолетчики» (отрывки); B. Берестов «Снегопад», «О чем поют воробышки»; Е. Благинина «Научу обуваться я братца», «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Полюбуйтесь-ка, игрушки» , «Катя леечку взяла...»; A. Бродский «Лось и лосенок»; П. Воронько «Обновки»; О. Высотская «Тихий час»; Д. Габе «Мама»; Ш. Галиев «Дятел»; Г. Демченко «Пастушок»; И. Демьянова «До свиданья, детский сад!»; У. Дисней «Приключения маленького щенка» (англ.); И. Драч «Врач»; C. Дрожжин «Пройдет зима холодная...», «Опять зима на саночках...»; С. Есенин «Белая береза» (в сокращении); Б. Житков «Светофор» (отрывки); B.Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; Н. Забила «Ребята! На лыжи!..», «Маленькая школьница»; Б. Заходер «Портниха», «Сапожник», «Переплетчица», «Ежик»; C.Капутикян «Моя бабушка», «Все спят»; Н. Калинина «Помощники», «Как ребята переходили улицу», «Утром», «В лесу»; А. Кардашова «В детский сад», «Уборка», «Семена», «Наш доктор» (отрывки), «Наш дворец для всех открыт!..», «Дождевой автомобиль»; Л. Квитко «Бабушкины руки», «Ручеек»; М. Клокова «Воробей с березы», «Мой конь», «Кукушка» , «Белые гуси»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; Г. Ладонщиков «Зазвонил будильник», «Помощники весны», «Медведь проснулся»; Л. Лебедева «Мишутка»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»; A. Майков «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась... »; И. Мазнин «Давайте дружить»; С. Маршак «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Мяч», «Сказка об умном мышонке», «Кто колечко найдет», «Милиционер», «Почта» (отрывки), «Детки в клетке», «Два котенка», «Тихая сказка», «Песня о елке», «Круглый год», «Перчатки» (пер. с англ.), «Пожар» (отрывки), «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Елка», «Весенняя песенка», «Багаж»; B. Маяковский «Кем быть?» (в сокращении), «Что такое хорошо и что такое плохо»; C. Михалков «А что у вас?», «Бездельник светофор», «ДядяСтепа», «Песенкадрузей», «Трипоросенка», «От кареты до ракеты»; М. Могилевская «Наш первый разговор»; Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»; Э. Мошковская «Мы играем в школу», «Уши», «Веселый магазин»; И. Муравейка «Я сам пахал»; Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», «Мороз-воевода»; Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»; В. Осеева «Волшебное слово»; Н. Павлова «Земляничка»; А. Плещеев «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Сельская песенка», «Уж тает снег...», «Травка зеленеет...», «Осень наступила...»; Н. Подлесова «Трусливый огурчик»; Н. Полякова «Доброе лето»; М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята», «Разговор деревьев»; A.Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!..», «За весной, красой природы», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Сказка о рыбаке и рыбке» (в сокращении), «У лукоморья дуб зеленый...»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»; B.Руссу «Моя мама»; Н. Саконская «Иголка, иголка»; Г. Сапгир «Часы»; Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»; Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Снеговики»; И. Соколов-Микитов «Весна красна» (в сокращении), «Красное лето» (в сокращении), «Золотая осень» (в сокращении), «Зима вьюжная» (в сокращении); И. Суриков «Первый снег пушистый», «Детство»; В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски»; Н. Теплоухова «Барабанщик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко», «Где спит рыбка», «Голуби», «Весна»; А. Н. Толстой «Приключения Буратино» (в сокращении); А. К. Толстой «Осень»; Л. Толстой «Нашли дети ежа», «Сел дед пить чай», «Три медведя», «Пожарные собаки», «Котенок», «Акула», «Воробей на часах», «Лев и собачка», «Мыши», «Как волки учат своих детей»; Е. Трутнева «Дед Мороз»; Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «В небе тают облака»; К. Ушинский «Спор зверей», «Утренние лучи», «Еж и заяц», «Классная доска», «Наш класс», «В школе», «Приглашение в школу», «Всякой вещи свое место», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство», «Как человек ездит по воде», «Как строят дома», «Стол и стул», «Булочник» (отрывки), «Лед тронулся», «Пчелки на разведках» , «Четыре желания»; А. Фет «Чудная картина...», «Ласточки пропали...»; Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Как Томка научился плавать», «Что за зверь», «Волчишко» (в сокращении), «Собака», «Утка с утятами», «Волк», «Белка», «Заяц», «Воробей», «Медвежонок»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Елка», «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Муха-цокотуха», «Круглый год»; Ю. Яковлев «Умка» и др. | Стремится к речевому общению, участвует в диалоге, обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, осваивает основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями, проявляет словотворчество, умеет строить простые распространенные предложения разных моделей, может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта, умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения, владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой, знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи. |
Художественно-эстетическое | Формирование познавательных интересов и действий, наблюдательности ребенка в изобразительной и конструктивной видах деятельности; развитие сенсомоторной координации как основы для формирования изобразительных навыков; овладения разными техниками изобразительной деятельности; развитие художественного вкуса; развитие разных видов изобразительной и конструктивной деятельности; становление эстетического отношения к окружающему миру и творческих способностей; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; формирование основ художественно-эстетической культуры, элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах; развитие эмоционального отношения, сопереживания персонажам художественных произведений; формирование представлений о художественной культуре малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения художественной культуры разных стран и народов мира. | Проведение специальных игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Рисование различных форм (овал и круг, треугольник и квадрат, квадрат и прямоугольник) с последующим подбором к образцу предметов нужной формы (из двух форм), группировкой предметов или их изображений по форме по двум образцам и постепенным увеличением количества элементов при выборе (добавлять «лишние» предметы другой формы для выбора). Рисование знакомых объектов с предварительным их анализом (с помощью педагога или самостоятельно) с целью формирования представлений, необходимых для построения изображений. Рисование красками, фломастерами, карандашами по собственному замыслу. Поощрять оригинальный замысел. Рисование красками, фломастерами, карандашами овощей (в корзинах, витрине магазина, в буртах на поле, в овощехранилище), фруктов (в саду на (деревьях, собранных в корзину, упавших на землю) с обязательным дополнением рисунков изображениями людей в процессе занятий, соответствующих ситуации. Дополнение незаконченных рисунков существенными деталями (колеса у машины, стрелки у часов, окна и двери у дома, части лица, ноги, руки у куклы, узор на салфетке и пр.). Раскрашивание (карандашами, фломастерами) предметных и сюжетных изображений с целью совершенствования умений: не заходить за контур, регулировать размах руки, не отрывать кисть и карандаш от бумаги и т. п. Рисование карандашами и красками на основании предварительного обследования: предметов разной формы (огурец и помидор, морковь и яблоко, лимон и яблоко и т. п.), передавая индивидуальные особенности формы; предметов, состоящих из округлых и угловатых форм (тележку, автобус, вагон, машину «Скорой помощи»); предметов, различных по величине (большой и маленький дом, коляску для большой и маленькой куклы, двух матрешек, двух неваляшек). Сюжетное рисование по содержанию сказок по представлению в соответствии с определенным фрагментом (каждому ребенку — свой отрывок) с предварительным повторением содержания сказки и рассматриванием иллюстраций к ней, с последующим рассказыванием ее по готовой книжке-самоделке. Выполнение открыток (к дням рождения, к празднику 8 Марта, к сюжетно-ролевой игре «Почта» и т. п.) красками или фломастерами, в технике аппликации. Создание коллективных декоративных панно на темы, связанные с временами года, праздниками, содержанием сказок. Создание композиций с помощью штампов. Коллективное выполнение рисунков. Рассматривание детских цветных рисунков через кодоскоп. Создание тематических альбомов из детских работ (по временам года, по содержанию литературных произведений и др.). Создание книжек-самоделок по содержанию литературных произведений: сказки «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Mania и медведь», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «Три медведя», «Три поросенка», «Два жадных медвежонка», Ш. Перро «Красная шапочка», «Зимовье зверей», У. Дисней «Приключения маленького щенка», Л. Лебедева «Мишутка», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке», Г. Сапгир «Часы», Г. Скребицкий «Снеговики» и др. Лепка из пластилина и цветного теста по натуре, образцу и по представлению (конструктивная лепка) на основе предварительного анализа образца или натуры (Снегурочка, снеговик, девочка в шубе, мишка, зайка и пр.) с самостоятельным (или с помощью взрослого) делением глины во время лепки объектов, бывших в изобразительном опыте детей, и использованием приемов присоединения меньшей части к большей, прижимания и примазывания ее. Лепка из глины различных предметов (фрукты, овощи) после наблюдения и обследования, знакомых предметов по представлению (по заданию и собственному выбору) с передачей особенностей формы предметов, сравнением ее с основной формой-эталоном. Самостоятельное раскрашивание поделок из глины и простого теста для сюжетно-ролевых игр (для своей группы и для малышей). Сюжетная лепка скульптурным способом по содержанию сказок, рассказов и т. д. вдвоем, втроем с предварительным элементарным планированием и распределением индивидуальных заданий. Лепка из пластилина и глины фигурок животных по мотивам знакомых сказок или маленьких рассказов. Передача пропорций частей и характерных деталей (длинные уши, длинный хвост, короткий хвост и т. п.) с последующим их обыгрыванием. Лепка предметов к сказкам и специально подобранным рассказам («Мишка с медвежатами», «Курочка и цыплята», «Белка с бельчонком» и пр.) для упражнения детей в передаче различий по величине, а также для отражения элементарного связного содержания с последующим обыгрыванием фигурок из пластилина. Создание коллективных поделок по содержанию литературных произведений, ситуаций и сценок из детской жизни, быта, игр, коммуникативного опыта с последующим их рассматриванием, сравнением, обыгрыванием, рассказом о содержании фрагмента. Предметная аппликация из частей (игрушки предметы, конструкции) по типу разрезной картинки. Аппликация сборно-разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек). Предметная аппликация из готовых элементов по контурному образцу с предварительным его анализом под руководством педагога. Аппликация фигуры человека и животных (по образцу и замыслу). Сюжетно-тематическая аппликация: «Осень», «Зима», «Весна», «Лес» (осенью, зимой, весной), «В огороде», «На лугу», «На озере», «В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» и т. п. Предметная и сюжетно-тематическая аппликация с использованием ткани, кожи, коры деревьев и пр., а для декоративности — опилок, крупы, резаной бумаги, фольги и т. п. Предметная и сюжетно-тематическая аппликация по собственному замыслу из готовых фигур (ребенок их выбирает сам) с предварительным определением своего изобразительного намерения. Сюжетная аппликация по содержанию литературных произведений, создание книжек-самоделок по сюжетам сказок. Коллективная аппликация-панно по сюжетам литературных произведений, детских фильмов, ярких событий из жизни детей и т. п. («Зима», «Новогодняя елка», «Елка в лесу у зверей» и т. п.). Предметная и тематическая аппликация из цветной и белой ткани и готовых элементов с последующим раскрашиванием красками или фломастерами изображений из белой ткани. Аппликация из природного материал а: «Листопад», «Бабочка» (из листьев с дорисованными усиками), «Божьи коровки на кленовом листке» и др. Слушание музыкального звучания различных музыкальных инструментов, звучащих предметов и игрушек. Слушание мелодий разного музыкального характера (музыка веселая и грустная, медленная и быстрая), музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Запоминание и узнавание мелодии, исполненной с различной отсрочкой по времени; узнавание знакомых мелодий при целостном гармоническом проигрывании, по звучанию одного музыкального фрагмента, по отдельным фрагментам, по вступлению. Слушание произведений с двухчастной формой («Калинка», «Дорогой длинною» и др.). Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие восприятия различных средств музыкальной выразительности: различение отдельных звуков и музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах. Музыкально-дидактические игры, направленные на различение звуков по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко — тихо), темпу (быстро — медленно — умеренно). Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальных представлений и музыкальной памяти. Игры на узнавание в знакомых мелодиях образов людей, животных, растений, насекомых. Создание в музыкальных играх выразительных образов (посредством изменения движений рук, головы, туловища, ног, мимики, речи). Различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по высоте и силе звучания, по длительности. Пение Пропевание имен детей и взрослых. Пропевание музыкальных приветствий. Пение, произнося песни, вовремя начиная и заканчивая пение, выделяя музыкальные фразы, интонируя голосом во время пения, прислушиваясь к звучанию голоса взрослого и инструмента. Пение с различными движениями. Пение песенок с увеличением и ослаблением силы голоса (громко, тихо), темпа. Исполнение взрослыми вместе с детьми любимых песенок. | Способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности. ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством. |
Познавательное развитие | Развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами; формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности; формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания; развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка; развитие познавательной активности, любознательности; формирование предпосылок учебной деятельности. | Игры с выполненными конструкциями (например, в гараж заезжают машины, на цветочки из мозаики прилетели бабочки соответствующего цвета и т. п.). Игры на сравнение предметов, конструкций, элементов конструкций по величине (большой — маленький» больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше —ниже, длиннее — короче), по расположению (внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе), по форме (квадратный, круглый, прямоугольный, треугольный, овальный) и по цвету (красный, желтый, синий, зеленый) Игры на определение формы предмета или его частей. Игры на определение элементов, необходимых для выполнения конструкции из объемного и плоскостного материала. Конструирование по образцу и по словесному заданию знакомых по предварительному обучению объектов из различных детских строительных наборов, конструкторов, палочек, плоскостных элементов, элементов мозаики (башенки, дорожки, заборчики, дома, ворота, мосты и др.). Конструирование игрушек (машин, мебели и др.) из элементов строительных наборов, конструктора Lego, геометрических форм, готовых элементов, разрезных картинок. Конструирование объектов из плоскостных форм по графическому образцу, зарисовка готовых конструкций. Игры с Монтессори-материалом: «Красные штанги» (величина, количество), «Блоки с цилиндрами-вкладышами» (форма, величина, количество), «Цветные цилиндры» (величина, количество), «Геометрический комод» (форма), «Конструктивные треугольники» (форма), «Геометрические тела» (форма), «Тяжелые таблички» (величина), «Металлические (пластмассовые) вкладыши» (форма, величина). Дидактические игры: «Сосчитай-ка», «Счетное домино» , «Геометрическое домино», «Дома разной высоты», «Волшебные замки», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Уникуб» и т. п. Сюжетно-дидактические игры: «Магазин школьных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество), «Веселый зоосад» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвет). Игры с пальчиковым театром «Волк и козлята» (количество, пространственная ориентировка), «Волшебные кубики, конусы, цилиндры и шары» — пальчиковый театр из кубиков и шариков для настольного тенниса (пространственная ориентировка, количество, форма и т. п.); театр на рукавичках «Веселые рукавички» (количество, форма, пространственная ориентировка) и т. п.; театр кукол-бибабо «Репка» (пространственная ориентировка), «Лиса и зайцы» (пространственная и временная ориентировка, количество), «Семейка ежей» (пространственная ориентировка, величина, количество), «Лесенка» и т. п. Игры-драматизации: «Снеговики и солнце» (количество, временные представления), «Ежи и грибы» (количество, пространственные представления), а также разнообразные игры с использованием народных песенок и потешек, стихотворений, кумулятивных и авторских сказок. Игры-пантомимы, этюды: «Падающие листья» (количество, величина, ритм, временные представления, пространственные представления), «Солнце и луна», «Земля в разные времена года» (временные представления), «Ветер, ветер...» (времена года), «Солнечные зайчики» (пространственная ориентировка, количество) и т. п. | Повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности, задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира, улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое), произвольной регуляции поведения и деятельности, возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации, осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления), может выделять существенные признаки, с помощью педагогического работника строит простейшие умозаключения и обобщения, осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности, у ребенка сформированы элементарные пространственные представления, и ориентировка во времени, ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц, соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность. |
Игровая деятельность (социально-коммуникативное) | Обеспечивать адаптивную среду образования, способствующую освоению образовательной программы детьми с ЗПР; формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях; формировать мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностный компоненты культуры социальных отношений; способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий и поведения ребенка. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование готовности к совместной трудовой деятельности с другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе включения в разные формы и виды труда; формирование уважительного отношения к труду педагогических работников и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в организации. Развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения; развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности. | Игра «Семья» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребенок», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка дома», «К нам пришли гости», «День рождения дочки». Игра «Автобус» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Строим автобус», «Учимся водить автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости», «Едем в театр». Игра «Магазин» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Хлебный магазин», «Магазин одежды», «Универсам», «Универмаг». Игра «Парикмахерская» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую», «Делаем прически к празднику» и т. п. Игра «Доктор» Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача на дом», ««Скорая помощь" едет лечить Катю», «"Скорая помощь" увозит Катю в больницу». Игра «Поликлиника» Возможные варианты развития сюжетов игры: «На приеме у врача в поликлинике», «Мама вызывает врача надом», «Аптека», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке». Игра «Школа» Возможные варианты развития сюжетов игры: «В магазин за школьными принадлежностями», «Урок веселого счета», «На большой перемене», «Кукольный театр в гостях у школьников», «Школьники на экскурсии по городу», «В школьной библиотеке», «Обед в школьной столовой», «На уроке физкультуры». Игра «Почта» Возможные варианты развития сюжетов игры: «Покупаем конверты и марки на почте», «Покупаем и отправляем открытку учительнице», «Почтальон принес вам письмо», «Почтальон принес нам посылку», «Пишем и отправляем письма друзьям». Варианты театрализованных игр: «Осенняя сказка», «Зимняя сказка» (продолжение «Осенней сказки»), «Лиса и зайцы», «Путешествие в зимний лес», «В гостях у солнышка». Я. Аким «Мама»; 3. Александрова «Постройка», «Большая ложка»; A. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»; Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»; П. Воронько «Обновки»; О. Высотская «Тихий час»; Ш. Галиев «Баюбаю»; B. Данько «Нет, я не шучу»; C.Капутикян «Хлюп-хлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»; Н. Калинина «Помощники»; А. Кардашова «В детский сад», «Уборка»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Кригер «На прогулку»; Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная» «Помощники весны», «Я под краном руки мыла...»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Э. Мошковская «Уши»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Н. Полякова «Доброе лето»; В. Руссу «Моя мама»; Н. Саконская «Где мой пальчик?», «Иголка, иголка»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру»; Ю. Тувим (в обр. С. Михалкова) «Овощи»; П. Чайников «Мой сын»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. | Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению, проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным отношениям, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре, появляется способность к децентрации, оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается конструктивно разрешать конфликты, оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов, способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, проявляет способность к волевым усилиям, совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения, обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет, овладевает основными культурными способами деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. |
Физическое воспитание | Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья); оказание помощи родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья их обучающихся. | Игры с ходьбой: «Золотые ворота», «Каравай», «Ветерок», «Подарки», «У ребят», «Стоп», «Колпачок и палочка». Игры с бегом: «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня», «Воробышки и автомобиль», «Самолеты», «Пузырь», «Цветные автомобили», «Птички и кошка». Игры с подпрыгиванием и прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Зайцы и волк», «Лисы в курятнике», «Зайка серый умывается». Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки», «Доползи до погремушки», «В воротца», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек?», «Попади в круг», «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в ворота», «Целься вернее», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс». Игры на ориентировку в пространстве: «Угадай, кто кричит», «Что спрятано?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?». Игры с разнообразными движениями и пением: «Поезд», «Заинька», «Флажок» и др. Игры на развитие воображаемых движений: этюды и пантомимы — «Под дождиком», «Капельки», «Разные ветры», «Дождь идет», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнце в разные времена года», «Ветер, ветер...», «Солнечные зайчики» и т. д. | У ребенка развита крупная и мелкая моторика, движения рук достаточно координированы, рука подготовлена к письму, подвижен, владеет основными движениями, их техникой, может контролировать свои движения и управлять ими, достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений, обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и другое), развита способность к пространственной организации движений, слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма, проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. |
Ответственный: педагог-психолог
Ответственный: Учитель-дефектолог
Направление деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
-формирование предметно-практических умений и навыков с различными материалами и последовательности действий с предметами в различных обучающих ситуациях; -освоение элементарных операций действий с повседневными предметами; -формирование навыков понимания и реализации выполнения простой инструкции. | - Развивать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать и изучать предметы; - формировать умения сюжетной игры по определенным правилам; - формировать умения учебной деятельности (выполнение заданий по слуховой инструкции и по показу); | Занятия проводятся с использованием системы М. Монтессори, на комплексной основе с обеспечением самых разных видов деятельности. Применяется программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Л.Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой, О. П. Гаврилушкиной. Большое внимание уделяется дидактическим играм и разнообразным игровым упражнениям. Работа направлена на расширение, обогащение и систематизацию представлений об окружающем мире посредством коррекции и развития способов и приёмов познавательной деятельности, включение освоенных представлений и навыков в практическую и игровую деятельность, использование сказкотерапии при изучении тем и освоении новых знаний (рассказывание, проигрывание, анализ, активизация словаря). Расширению, обогащению и систематизации представлений об окружающем мире способствуют так же игры с наглядными материалами «Мир на ладошке», «Развиваем внимание и память», «Развиваем память», «Читаем в доме», «Разрезные картинки», «Сериационные картинки», «Обобщающие понятия», «Найди лишнее» и т.п.. В план занятий включены задания из пособий «Высшие психические функции», «Первые шаги к интеллекту», «Тетрадь-тренажер», «Игралочка», «Необычная математика». Игры и упражнения: «Красный, красная, красное», «Белый, белая, белое», «Рассмотри, сравни, обведи, нарисуй», «Поля собирает яблоки», «Божьи коровки на полянке», «Симпатичные рыбки», «Чего не хватает?», «Такие разные, но все же», «Где эта улица? Где этот дом?», «Мышки и зайчики. Найди пару», «Построй забор», «Портретист», «Раскрась светофор», «Колобок спешит домой», «Впереди, сзади, между», «Перевозчики», «Правильная тень», «Белочки любят орешки», «Домашний житель или лесной», «Раскрась по инструкции», «Заяц идет в гости к ежу», «Фигуры и предметы», «Сначала и потом», «Во что превратилось зернышко?», «Во что превратился листик?», «Вчера, сегодня, раньше, позже», «Назови одним словом», «Деревья», «Что забыли положить на полку?», «Малина и крыжовник», «Погрузи в машины», «Что на картинке неправильно?», «Помоги утенку добраться до мамы», «Морские обитатели», «Ёжик Кузя», «Укажи порядок событий», «Какой шарф не такой, как остальные?», «Слева, справа» и т.п.. Настольные дидактические игры: «Мозаика: форма, цвет и размер», «Цветные счетные палочки», «Счетное домино», «Геометрическое домино», «Дома разной высоты», «Волшебные замки», «Танграм», «Умные игры на липучках», «Кубики в картинках», «Обобщение», лото «Овощи -фрукты-ягоды», «В мире слов. Первые слова», настольные кукольные театры «Три поросенка», «Колобок» и т. п.. Развивающие Монтессори-материалы: «Досочки Сегена», «Геометрики», «Гномики», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Весовые таблички», «Металлические рамки и вкладыши», «Веретена с цифрами», «Вертикальное нанизывание цветных геометрических фигур», набор геометрических фигур, «Числа и веретена», длинные и короткие цепочки, «Цветные цилиндры», «Числовые полоски», «Баночка с чипсами», наборы фигурок животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов, транспорт и т.п.. | - Ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут; - показывает по словесной инструкции до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры; - путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту; - на основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); - усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира, узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); - различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного"; - ориентируется в телесном пространстве, показывает части тела, правую и левую руку, направления пространства "от себя", определяет части суток и показывает их на картинке, но иногда ошибается; - улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и другое), произвольной регуляции поведения и деятельности, возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации, |
Ответственный: учитель-логопед
Направление деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Развитие просодической стороны речи | Учить правильному дыханию, учить длительному ротовому выдоху
| Упражнения «Сдуй ватку», «Листочки летают», «Снег кружится», «Ветер дует» | Ротовой выдох становится более длительный и |
Развитие артикуляционной моторики | Активизировать движения речевого аппарата, научить высовывать язык вперед, улыбаться. показывать зубы. Устранение гиперсаливации. | Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка». Упражнения для языка «Лопаточка». Упражнения на устранение гиперсаливации «Открой-закрой рот», «Глотание», и др. | Выполняет самые простые артикуляционные упражнения. Слюноотделение изо рта значительно снижено. |
Развитие мелкой моторики | Совершенствование движений мелкой моторики рук | Пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, прищепки и др.), массаж и самомассаж | Мелкая моторика достаточно развита |
Развитие фонематических процессов | Учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, соотносить их с предметами, подражать им. | Игры: «Где гремит?», «Что звучит?», «Кто как голос подает?», «Узнай по звуку», «Кто что услышит», «Жмурки с колокольчиком», «Жмурки с голосом», «Слушай и выполняй». «Быстро - медленно», «Громко-тихо», «Что как звучит?» | Способен к слуховому сосредоточению и различению знакомых неречевых звуков. |
Развитие понимания обращенной речи | Учить понимать обращённую речь взрослого, выполнять простые и 2-х ступенчатые инструкции взрослого. Развивать умение понимать слова – предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных. Развивать умение понимать слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.) Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы. Содействовать пониманию событий, знакомых детям по личному опыту. | Игры «Слушай и выполняй», «Покажи, где …», «Кто как голос подает?», «Положи на …», «Положи в …» и др. Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Транспорт». | Активно реагирует на простую и 2-ступенчатую словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. |
Развитие экспрессивной речи в повседневном общении с окружающими | Способствовать развитию речи как средства общения. Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам. Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре, названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы. Способствовать введению в речь слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, желтый), величину и ее параметры: (большой, маленький), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), количество (много, мало, еще). | Давать разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Накапливать и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Части тела», «Транспорт». Игры: «Что это?», «Чудесный мешочек», «Назови слово», «Кто летит (бежит, идет, прыгает?)», «Кто как голос подает», «Поможем кукле» | Включается в диалог — отвечает на вопросы взрослого, пользуется элементарной фразовой речью. Стремится повторять за взрослым предложения из 2-х-3-х слов. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Активно употребляет существительные (допускаются искажения звуко-слоговой структуры и звуконаполняемости, искажения, замены и пропуски звуков), обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). |
IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»
Исследуемые параметры | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||
Уровень освоения | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | |
Познавательное развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Физическое развитие |
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2024/2025 учебный год
Образовательная область | Базовый вид деятельности (НОД) | Периодичность в неделю |
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 2 |
Физическая культура на воздухе | 1 | |
Познавательное развитие | Математическое развитие | 2 |
Основы науки и естествознания | 1 | |
Развитие речи | Развитие речи/Основы грамотности | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 |
Лепка/аппликация, ручной труд | 1 | |
Музыка | 2 | |
Социально-коммуникативное развитие | В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности | Ежедневно |
ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 12 6 часов | |
Коррекционно-развивающее направление | Учитель-логопед | 2 |
Педагог-психолог Учитель-дефектолог | 2 2 | |
ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 6 2 часа |
Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):
- Чтение художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Общение при проведении режимных моментов.
- Дежурство
- Прогулки.
Самостоятельная деятельность воспитанника (ежедневно):
- Самостоятельная игра
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Самостоятельная деятельность детей с центрах развития
Оздоровительная работа (ежедневно):
- Утренняя гимнастика.
- Комплексы закаливающих процедур.
- Гигиенические процедуры.
Приложение 2
Расписание занятий
(в групповой и индивидуальной форме) на 2024/2025 учебный год
Группа/ День недели | Расписание групповых занятий воспитателя
| Расписание индивидуальных занятий с специалистами |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1. Развитие речи/основы грамотности | Педагог-психолог |
09.00-09.30 | 10.05-10.20 | |
2. Музыка | ||
09.50-10.20 | ||
3. Художественно-эстетическое (Рисование) | ||
10.20-10.50 | ||
ВТОРНИК | 1. Математическое развитие | Учитель дефектолог |
09.00-09.30 | 16.00-16.20 | |
2. Художественно-эстетическое (конструирование/аппликация) | ||
09.40-10.10 | ||
3. Физическая культура в помещении | ||
15.30-16.00 | ||
СРЕДА | 1. Развитие речи/основы грамотности | Учитель дефектолог |
09.00-09.30 | 16.00-16.20 | |
2. Музыка | ||
10.00-10.30 | ||
ЧЕТВЕРГ | 1. Математическое развитие | Педагог-психолог |
09.00-09.30 | 09.40-10.00 | |
2. Физическая культура (на прогулке) | ||
10.30-11.00 | Учитель-логопед | |
15.30-15.50 | ||
ПЯТНИЦА | 1. Основы науки и естествознание | Учитель-логопед |
09.00-09.30 | 09.05-09.25 | |
2. Физическая культура в помещении | ||
09.40-10.10 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы
материал Подготовительная группа...