Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ТНР 2024-2025
материал по логопедии
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ТНР 2024-2025
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_2024-2025_rebyonok_s_tnr.docx | 85.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Горный ДС»
_______________ Н.В. Суравешкина
Приказ № 54-В от «23» сентября 2024 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребенка с ОВЗ (тяжелые нарушения речи),
воспитанницы подготовительной к школе группы компенсирующей направленности МБДОУ «Горный ДС»
В.
на 2024-2025 учебный год
Составители: - старший воспитатель Н.В. Суравешкина - учитель-логопед Н.А. Новолодская - педагог-психолог Л.В. Сулейманова - воспитатель Л.Н. Литвинова |
Согласовано с родителем (законным представителем)
Подпись____________________________
Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | В. |
Дата рождения | 04.02.2018г. |
Дата поступления в учреждение | 18.08.2020г. |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Домашний адрес: | |
Воспитатели (ФИО): | Литвинова Любовь Николаевна |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог: | Новолодская Наталья Андреевна Сулейманова Любовь Викторовна |
Группа здоровья | 1 |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день (12 часов), пятидневная неделя. |
Заключение ТПМПК от 14.06.2022г. № 52 (1) | По результатам психолого-медико-педагогического обследования: - имеет особенности в психическом развитии; - имеет особенности в физическом развитии; - не имеет отклонений в поведении; - не нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
Рекомендации ТПМПК | Форма получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Формы и методы психолого-педагогической помощи: согласование работы учителя с воспитателем, с учетом особых образовательных потребностей. Включение речи на всех этапах учебной деятельности, чередование видов деятельности. Специальные условия для получения образования: не нуждается |
Организация психолого-медико-педагогической помощи: | Учитель-логопед: - обогащение и активизация словаря; - развитие фонематических процессов; - коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков); - развитие лексико-грамматических средств языка, простой фразы и навыков связной речи. Педагог-психолог: - развитие произвольной регуляции деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. |
Цель на 2024-2025 учебный год | Обеспечение планируемых результатов в освоении АОП ДО МБДОУ «Горный ДС» для детей с ТНР |
Задачи: | 1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР. 3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. 4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ТНР. |
- Создание специальных условий
Направление | Содержание | Ответственный |
Специальные условия для получения образования | Соблюдение охранительно-педагогического режима: - обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья); - создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.); - предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.); - отдых не менее 10 минут между НОД; - особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид); - соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» | Воспитатели, все специалисты |
Специальные методы и приемы обучения: - учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; - чередование видов деятельности; - использовать коротко и четко сформулированные задания; - при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности; - опора на субъективный опыт ребенка; - использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). | ||
Методическое обеспечение | 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. 2. Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». | |
Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога | ||
Воспитатель | Девочка детский сад посещает с удовольствием. Семья, в которой живёт Вика, не полная, благополучная. Взаимоотношения в семье доброжелательные. Мама достаточно времени уделяет девочке, интересуются жизнью ребёнка в детском саду. Социально-коммуникативное развитие: Старается самостоятельно выполнять задания, проявляет интерес к занятиям, но еще требуется организующая помощь воспитателя. Вика регулирует свое поведение с усвоенными нормами и правилами, но иногда необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Речевое развитие: Трудности у Вики наблюдаются на занятиях по развитию речи. Наблюдаются нарушения звукопроизношения. Может описать рассказ по сюжетным картинкам, но только с помощью воспитателя. Познавательное развитие: Называет времена года, части суток, дни недели и их последовательность с обучающей помощью педагога. Владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, с небольшой помощью воспитателя. Может определять пространственное расположение предметов относительно себя, с обучающей помощью воспитателя. Художественно-эстетическое развитие: При рисовании необходим контроль правильного захвата карандаша, а также силы нажима. Вырезание ножницами производит не всегда аккуратно. Девочка может развить сюжет в рисунке с небольшой помощью воспитателя. При закрашивании старается не выходить за контур. При занятии лепкой умеет раскатывать кусок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, лепит несложные предметы. Не всегда передает пропорции. Ведущая рука левая. Физическое развитие: Вика проявляет интерес к занятиям по физической культуре, с удовольствием включается в подвижные игры, выполняет требования воспитателя, наблюдается общая моторная неловкость. | |
Педагог-психолог | Вика охотно вступает в контакт, контакт речевой, речь не всегда понятна. Качество контакта: продуктивный в течение 20-25 мин. Границы: соблюдает. Поведение: адекватно ситуации. Негативизм и агрессию не проявляет. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость, повышение результативности. После сделанного замечания старается исправить ошибку. Характеристики деятельности: девочка активная, мотивирована, проявляет интерес к заданиям, интерес достаточно стойкий, но иногда требуется направляющая помощь педагога, помощь эффективна. Инструкции: инструкцию понимает, но не всегда сохраняет до конца задания. Критичность: критична к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи). Темп деятельности: умеренный. Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета. Зрительное восприятие без нарушений оптического гнозиса. Особенности внимания: внимание целенаправленно, общий уровень произвольного внимания в пределах возрастной нормы. Особенности памяти: объем зрительной памяти в пределах возрастной нормы, запоминает наглядный материал, воспроизведение не затруднено. Объем слухоречевой памяти снижен. Особенности мышления: навыки обобщения и исключения на среднем уровне. С организующей и направляющей помощью педагога устанавливает причинно-следственные связи в наглядной и вербальной ситуации. Наглядно-образное мышление сформировано недостаточно. «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Особенности воображения: преобладает репродуктивное воображение. Пространственно-временные представления: знает времена года и название страны, в которой живет, с направляющей помощью педагога называет части суток, дни недели запомнила частично. Особенности латерализации: ведущая рука левая. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности: манипулятивная функция рук не ограничена, уровень развития мелкой моторики на среднем уровне, но отмечаются трудности в правильном удержании карандаша, графическая деятельность еще развита недостаточно. Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: эмоциональные реакции адекватные, уравновешенные, преобладающее настроение жизнерадостное. Произвольная регуляция собственной деятельности: развита недостаточно, иногда необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Способность к волевому усилию на среднем уровне, проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Отношение к сверстникам неконфликтное, дружелюбное, в большинстве играет в группе сверстников. Стремится к эмоциональному контакту с детьми и взрослыми. Может проявлять инициативу в играх и на занятиях, следовать примеру других. Психологическое заключение: психическое развитие в пределах возрастной нормы. | |
Учитель-логопед | Анатомическое строение органов артикуляции отсутствие верхних передних резцов, зубы неровные, со щелями между ними, остальные органы без особенностей. Состояние артикуляционной моторики. Артикуляция «смазанная», сжатая, нечёткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов, трудности удержания языка в нижнем распластанном состоянии, слабость мышц при подъёме языка вверх. Состояние просодической стороны речи. Дыхание поверхностное, речь малопонятная, монотонная. Голос тихий, тусклый, затухающий. Темп и ритм речи в пределах нормы. Состояние слоговой структуры слова нарушена. Ритмический рисунок слова воспроизводит с ошибками, наблюдаются замены, пропуски звуков, упрощение слов. Знает понятие «слог», умеет делить слово на слоги, различает длинное и короткое слово, с направляющей помощью педагога подбирает слова с заданной слоговой структурой. Затрудняется в воспроизведении длинных сложных слов и предложений, насыщенных стечением согласных. Звукопроизносительная сторона речи. Наблюдается вариативность нарушений: пропуски, замены, перестановки. Нарушено произношение свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], (изолировано произносит верно), [Ц]; шипящих [Щ], [Ч]; соноров [Р] (изолированно произносит верно), [Рь]. Фонематические процессы сформированы слабо. Определяет наличие поставленного звука в слове, определяет его место в слове, выделяет гласные звуки в начале слова. Трудности в выделении согласных звуков в начале слова, гласных звуков в конце слова, в воспроизведении на слух рядов слогов, слов, предложений, затруднения в анализе и синтезе слов из звуков. Понимание обращенной речи сформировано: объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции. Состояние лексического строя речи. Словарный запас снижен, знает все основные цвета и их оттенки, времена года, многие обобщающие слова, затрудняется (транспорт, насекомые). Трудности в определении фигур, названии дней недели, детенышей животных, подборе глаголов, обозначающих звукоподражания, подборе антонимов, синонимов, прилагательных, наречий. Связная речь сформирована недостаточно. Пересказ и рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств, имеются некоторые неточности, единичные поиски слов, неточность словоупотребления. Состояние грамматического строя речи. У ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, трудности употребления предложно-падежных конструкции, дифференциации предлогов, согласования числительного и существительного. Правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, в родительном падеже множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи III уровня. |
- Психолого-педагогическое сопровождение
Ответственный: Воспитатели
Направление деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Социально - коммуникативное развитие | усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка с ТНР с педагогическим работником и другими детьми; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, - формирование готовности к совместной деятельности с другими детьми и педагогическим работником, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу обучающихся и педагогических работников в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; - развитие коммуникативных и социальных навыков ребенка с ТНР; - развитие игровой деятельности. | ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ. Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе. Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности. Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим. Воспитывать искренность и правдивость. Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ. Продолжать работу по половой дифференциации; воспитанию детей, обладающих всеми преимуществами, данными природой каждому из полов. Учить мальчиков и девочек уважать себя, ценить свою половую принадлежность. Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу. Приобщение детей к славянской народной культуре. Воспитание на самобытной культуре русского народа. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Подвижные игры. Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты. Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов. Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление. Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры. Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Воспитывать трудолюбие, готовность к преодолению трудностей, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление выполнять поручения как можно лучше. Формировать умение работать в коллективе. Расширять представления о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, В ПРИРОДЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. Закреплять навыки безопасного повеления дома, в детском саду, на прогулочной площадке, на улице, в транспорте, в природной среде. Закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком домашнего адреса, телефона, имен, отчеств, фамилии родителей. Расширять и закреплять знание правил дорожного движения. Формировать навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами. Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными «Социально-коммуникативное развитие» Рекомендуемые подвижные игры: «Дождик», «Капуста», «Садовник», «Журавли учатся летать», «За грибами», «Игра в стадо», «Медведь», «Зимние забавы», «С Новым годом», «Старый клен», «Летучая рыба», «Солнышко»103; «Ловля парами», «Бег с горящей свечой», «Бег сороконожек», «Рак пятится назад», «Запятнай соседа», «Совушка», «Погоня», «Кап-кан», «Двенадцать палочек», «Волки во рву», «Кто сделал меньше прыжков», «Лягушки и цапля», «Прыжки в приседе», «Жаба», «Перекати мяч», «Защита укрепления», «Меткий удар», «Подвижная цель», «Охотники и лисицы». Рекомендуемые настольно-печатные игры: лото «Два и пять», лото «Кто где живет?», Лото «Скоро в школу», лото «Мы любим спорт», домино «Садовые ягоды», домино «Птицы», домино «Полевые цветы», игры-ходилки, «Любимые сказки», «Путешествие Колобка» и другие. Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «В кафе», «В прививочном кабинете», «На приеме у врача», «Айболит», «Пограничники», «Перекресток», «На стройке», «Моряки» и другие. Рекомендуемые виды игр и упражнений по театрализованной деятельности: игра-пантомима, театрализованная игра, инсценировка, драматизация. | -обладает сформированной мотивацией к школьному обучению, - владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании - выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях - передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику - регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки - отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, - проявляет относительную независимость от педагогического работника. - использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами. |
Познавательное развитие | - развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становления сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях); - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; - развитие представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках интернета. | СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать сенсорную интеграцию. Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности. Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон. Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе. Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий. Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте. Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице. Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка. Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе. Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город. Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к истокам народной культуры. Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней. Расширить представления о государственных праздниках. Учить находить Россию на глобусе и карте. Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос. Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним. Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Количество и счет. Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: «+», «–», «=». Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей. Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам. Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер. Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы. Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми. Образовательная область «Познавательное развитие» Рекомендуемые игры и упражнения для развития психических функций: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п. Рекомендуемые темы опытов и экспериментов: «Полярное сияние», «Автомобиль будущего», «Парашют», «Ткань — стекло — бумага», «Разноцветная пластмасса», «Пляшущие человечки» , «Определение возраста рыбы», «Установление способности растения к поиску света», «Звезды светят постоянно», «Замерзшая вода двигает камни», «Из каких цветов состоит солнечный луч». Рекомендуемые игры и упражнения для развития математических представлений: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино», «Составь слоника», «Как Белоснежка считала гномов», «Как лягушонок научился считать», «Найди домик», «Где больше треугольников», «Кто хочет быть первым?», «Самый короткий маршрут», «Какие фигуры спрятались в точках?», «Сложные паутинки», «Чем отличаются треугольники?», «Где наша улица?», «Дорожные знаки», «Разложи в мешки», «Что мы купим?». | - усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира. - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. - определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры. - владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала, символические изображения. - определяет времена года, части суток. - самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует). |
Речевое развитие | - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой; - развитие понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; - профилактика речевых нарушений и их системных последствий.
| РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. Развитие просодической стороны речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза. Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения. Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Сформировать умение выделять звуки на фоне слова, подбирать слова с заданными звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина. Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. Научить разгадывать ребусы. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Поймай и раздели», «Подскажи словечко», «Помоги Незнайке», «Веселый повар», «У кормушки», «Кто спрятался в джунглях?», «Подбери слова», «Повтори за мной», «Что лишнее?», «Расставь по загонам». Рекомендуемые картины: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины «На заводе», «На ткацкой фабрике», «На границе», «Летчики», «Птицеферма», «В ателье ремонта обуви», «Машинист», «Зима в городе», «На капитанском мостике», «Мы рисуем», «Играем в театр», «В парикмахерской», «На приеме у стоматолога», «На прививку», «На уроке». Рекомендуемые серии картин: «На рыбалке», «Гроза», «На дачу». | - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные. - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением. - правильно употребляет основные грамматические формы слова. - составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза. - осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных). - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом). - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. - пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся. - составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. - составляет с помощью воспитателя небольшие сообщения, рассказы из личного опыта. - владеет предпосылками овладения грамотой. |
Художественно – эстетическое развитие | - развитие интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; - развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; - приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. | ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги. Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку. Сформировать умение выразительно декламировать стихи. Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение). Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану. Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика. Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения. Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану. Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой (железная дорога, городской перекресток и т. п.). Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции. Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов. Учить создавать коллективные композиции из природного материала («Лебеди в Летнем саду», «Еж, ежиха и ежонок» и др.) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о произведениях искусства, работах товарищей и собственных произведениях. Развивать творческие способности, фантазию, учить мыслить неординарно. Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Сформировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Рисование. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков. Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации. Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства. Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма. Формировать умение создавать мозаичные изображения. Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар. Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков. Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст. Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных. Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии. Продолжать развивать умение играть в ансамбле, небольшие попевки, русские народные песни. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Примерный перечень литературных произведений: русские народные потешки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки; русские народные сказки «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Семь Симеонов — семь работников», «Василиса Прекрасная»; белорусская сказка «Легкий хлеб»; А. Пушкин «Сказки»; Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Слон»; К, Ушинский «Спор деревьев», «История одной яблоньки»; С. Одоевский «Мороз Иванович»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В Гаршин «Лягушка-путешественница»; И. Гурвич «Малька и Милька»; В Осеева «На катке»; С Маршак «Кошкин дом», «Как рубанок сделал рубанок»; В. Бианки «Птичий год — осень»; К. Паустовский «Кот-ворюга»; К. Чуковский «Сказки»; С. Михалков «От трех до десяти»; А. Барто «За цветами в зимний лес»; Л. Пантелеев «Буква ТЫ»; Е. Чарушин «Кабан-секач», «Рысь», «Носорог», «Бегемот», «Лев»; Б, Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина»; С. Воронин «Моя береза. Осенью», «Моя береза. Зимой», «Моя береза. Весной», «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Добрая раковина», «Девять белых лебедей»; А Гайдар «Чук и Гек»; В Драгунский «Денискины рассказы»; В. Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей», Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний»; В. Сутеев «Под грибом», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Елка»; С.Сахарнов «Морские сказки»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; Дж. Родари «Чиполлино»; Бр. Гримм «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»; Ш. Перро «Спящая красавица»; стихи А. Пушкина, А. Плещеева, Н. Рубцова, А. Блока, Ф. Тютчева, Е. Благининой, А. Барто, Р. Сефа. | -стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности. - имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор. - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам. - сопереживает персонажам художественных произведений. |
Физическое развитие | - становление ценностей здорового образа жизни; - овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек); - развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях; - приобретение двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами. | ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость). Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Способствовать формированию широкого круга игровых действий. Основные движения Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную, с выполнением заданий). Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом. Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью). Формировать навыки бега на скорость и на выносливость. Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах. Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком; продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед. Совершенствовать навыки ходьбы по веревке (d = 2—3 см) прямо и боком, по канату (d = 5—6 см) прямо и боком; кружения с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге (руки на пояс, руки в стороны; с закрытыми глазами), стоять на носках; то же на повышенной опоре — кубе (h — 30—40 см), гимнастической скамейке, большом набивном мяче (3 кг) со страховкой педагога. Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов ползания и лазания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными. Закрепить навыки пролезания в обруч и подлезания под дугу разными способами, подлезания под гимнастическую скамейку, подлезания под несколькими дугами подряд (h 35—50 см). Продолжать развивать умение лазать по вертикальным и наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные движения рук и ног. Закреплять умение переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Формировать умение лазания и спуска по канату индивидуально со страховкой педагога. Прыжки. Совершенствовать навыки выполнения всех видов прыжков, сформированные в предыдущих группах (на двух ногах разными способами, на одной ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом). Формировать умение выполнять прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, прыжки через набивные мячи (5—6 последовательно). Совершенствовать навыки выполнения прыжков на одной ноге (на месте, с продвижением вперед, через веревку вперед и назад). Формировать навыки выполнения прыжков вверх из глубокого приседа, вверх с места; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в высоту с разбега. Совершенствовать умение спрыгивать в упражнениях с другими видами движений (высота предметов не более 30—40 см). Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и длинную скакалки, через большой обруч. Бросание, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания вдаль и в цель. Совершенствовать навыки перебрасывания мяча друг другу из-за головы, снизу, от груди, сверху, из положения сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросания мяча о землю и ловли его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами; отбивания мяча на месте и с продвижением вперед, змейкой между предметами. Формировать навыки ведения мяча в разных направлениях, перебрасывания набивных мячей; метания из разных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель, вдаль. Строевые упражнения. Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении. Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям. Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку. Содействовать развитию пластичности, выразительности плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение. Общеразвивающие упражнения. Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног). Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»). Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение поворачивать туловище в стороны, наклоняться вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в стороны. Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садиться из положения лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги; поднимать ноги из положения лежа на спине и стараться коснуться лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине; из упора присев переходить в упор на одной ноге. Совершенствовать умение приседать, держа руки за головой; из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую; выполнять выпад вперед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Спортивные упражнения. Совершенствовать сформированные ранее и развивать навыки езды на двухколесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей (элементы). Сформировать навык скольжения по ледяной дорожке на одной ноге; навык скольжения с невысокой горки на двух ногах. Спортивные игры. Совершенствовать навыки игры в футбол (элементы), баскетбол (элементы), бадминтон (элементы), городки (элементы). Формировать навыки игры в настольный теннис (элементы). Подвижные игры. Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Формировать правильную осанку и свод стопы. Продолжать закаливание организма с использованием всех доступных природных факторов, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Образовательная область «Физическое развитие» Игры с бегом: «Бездомный заяц», «Горелки», «Палочка-выручалочка», «Эстафета по кругу». Игры с прыжками: «Волк во рву», «Классы», «Не попадись», «Охотник и зайцы». Метание: «Городки», «Школа мяча», «Бабки», «Серсо». Лазанье: «Ловля обезьян», «Перелет птиц», «Ключи», «Паук и мухи», «Совушка». Игры с пластмассовой тарелкой: «Тарелка по кругу», «Попади в круг», «Снайперы», «Поймай тарелку», «Встречная эстафета». Словесные игры: «Кого нет», «Маланья», «Наоборот», «Чепуха». Игровые поединки: «Сумей увидеть», «Бой подушками», «Водоносы», «Поймай рыбку», «Пушинка». | - выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции воспитателя: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. - осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. - знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. - владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек). |
Ответственный: педагог-психолог
Ответственный: учитель-логопед
Направление деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Развитие просодической стороны речи | Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. | Элементы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой Дыхательные упражнения; «Фокус», «Пароход гудит», «Загнать мяч в ворота», «Задуй свечку», «Футбол», «Заморозим пальчики». | Объём дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. |
Развитие артикуляционной моторики | Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию шипящих и сонорных звуков. Закрепить умение поднимать язык вверх, создавать вибрацию кончиком языка за верхними зубами» | Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка», «Хоботок», «Бублик», удержание и чередование. Упражнения для языка «Лопаточка». «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Горка», «Птенчики», «Вкусное варенье», «Почистим нижние зубки», «Часики», «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк», «Дятел», «Барабан», «Моторчик» | Выполняет артикуляционные упражнения, поднимает язык вверх, движения более точные и дифференцированные |
Коррекция произносительной стороны речи | Сформировать правильные уклады свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Зь], шипящих звуков [Щ], [Ч], и сонорных звуков [Р], [Рь] Автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. | Проговаривание звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах. Стихи, чистоговорки, скороговорки, рассказы со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], [Зь], [Ч], [Щ], [Р], [Рь] | Поставленные звуки автоматизированы, дифференцированы и введены в речь. |
Работа над слоговой структурой слова | Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. | Упражнения и игры: «Телеграф» на деление слова на слоги. | Знает понятие «слог», умеет делить слово на слоги, умеет различать длинное и короткое слово |
Совершенст вование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза | Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова Учить проводить звуковой анализ одно, двух- и трехсложных слов и моделировать с помощью фишек звуко-слогового состава слова. Учить выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Учить давать характеристику звуков (гласный - согласный, согласный твердый - согласный мягкий). Учить составлять графическую схему слова, выделять ударный гласный звук в слове. | Игры: «В каком вагончике едет слово?» - слова, где заданный звук стоит в начале, в середине и в конце слова, «Хлопни, когда услышишь» различение на слух звуков, слогов, слов, «Красный-синий» различие гласных и согласных звуков, «Назови слово» подбор слов на заданный звук. Работа с графической схемой слова на основе дидактического материала «Звуковая линейка» | Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения, владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой. Интонационно выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество. Дает характеристику звуков (гласный - согласный, согласный твердый - согласный мягкий). Составляет графическую схему слова, выделяет ударный гласного звук в слове. |
Развитие мелкой моторики | Совершенствование движений мелкой моторики рук | Пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, прищепки и др.), массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур | Мелкая моторика достаточно развита |
Развитие словаря | Расширить, уточнять и активизировать словарный запас. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами. Обогащать речь за счет сложных слов, имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий, относительных и притяжательных прилагательных, слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. | Игры: «Запомни-повтори» повторять ряд слов за педагогом, «Скажи слово» игра в мяч кидаем и называем слова на заданную тему, «У кого кто?» называем детёнышей животных, «Кто что делает?» употребление глаголов, «Наоборот» употребление слов-антонимов, «Как похожи» употребление слов-синонимов, «Скажи одним словом» употребление обобщающих слов, «Что лишнее?» умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова | Ребенок употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями, безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; знает понятие «слово»; употребляет простые предлоги, слова-антонимы и слова-синонимы. |
Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи некоторых форм словоизменения и словообразования. Научить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им. | Игры: «Посчитай-ка» согласование числительных и существительных; «Скажи ласково» словоизменение, употребление уменьшительно-ласкательных слов; «Чего не стало?» словоизменение, употребление слов в родительном падеже; «Один-много» словоизменение в единственном и множественном числе «Чья, чьё, чьи?» словообразование притяжательных прилагательных «Из чего? Какой?» словообразование относительных прилагательных; «Составь предложение», «Кто где?» употребление предлогов, «И я тоже» употребление глаголов в прошедшем времени. | Ребенок осваивает основные лексико-грамматические средства языка, проявляет словотворчество, умеет строить простые распространенные предложения разных моделей; правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных. |
Развитие связной речи и речевого общения | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Совершенствовать навык пересказа коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | Стихи, рассказы со звуками [С], [Сь], [З], [Зь], [Зь], [Ч], [Щ], [Р], [Рь]: «Самокат», «На кокосы», «В саду», «Самолет», «Киска», «Соня и Саня», «У Зои», «Зимой», «Цыплятки», «Гуси», «Друг», «Черная пантера», «Морская ракушка», «Ворона и рак», «Тяжёлые рюкзаки», «Скорая помощь» и др. | Ребенок контактен, слушает и понимает речь педагога, слышит собственные ошибки, пересказывает небольшой текст с опорой на картинки; знает и умеет рассказывать стихи. |
IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»
Исследуемые параметры | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||
Уровень освоения | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | |
Познавательное развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Физическое развитие |
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2024/2025 учебный год
Образовательная область | Базовый вид деятельности (НОД) | Периодичность в неделю |
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 2 |
Физическая культура на воздухе | 1 | |
Познавательное развитие | Математическое развитие | 2 |
Основы науки и естествознания | 1 | |
Развитие речи | Развитие речи/Основы грамотности | 4 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 |
Лепка/аппликация, ручной труд | 1 | |
Музыка | 2 | |
Социально-коммуникативное развитие | В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности | Ежедневно |
ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 14 7 часов | |
Коррекционно-развивающее направление | Учитель-логопед | 2 |
Педагог-психолог | 2 | |
ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 4 2 часа |
Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):
- Чтение художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Общение при проведении режимных моментов.
- Дежурство
- Прогулки.
Самостоятельная деятельность воспитанника (ежедневно):
- Самостоятельная игра
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Самостоятельная деятельность детей с центрах развития
Оздоровительная работа (ежедневно):
- Утренняя гимнастика.
- Комплексы закаливающих процедур.
- Гигиенические процедуры.
Приложение 2
Расписание занятий
(в групповой и индивидуальной форме) на 2024/2025 учебный год
Группа/ День недели | Расписание групповых занятий воспитателя
| Расписание индивидуальных занятий с специалистами |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1. Математическое развитие | Учитель-логопед |
09.00-09.30 | 14.30-15.00 | |
2. Художественно-эстетическое (Рисование/Лепка) | ||
09.40-10.10 | ||
3. Музыка | ||
10.30-11.00 | ||
ВТОРНИК | 1. Развитие речи | Педагог-психолог |
09.00-09.30 | 15.00-15.30 | |
2. Познавательное развитие | ||
09.40-10.10 | ||
3. Физическая культура в помещении | ||
10.20-10.50 | ||
СРЕДА | 1. Развитие речи | Учитель-логопед |
09.00-09.30 | 11.40-12.10 | |
2. Художественно-эстетическое (конструирование/аппликация) | ||
09.40-10.10 | Педагог-психолог | |
3. Музыка | 15.30-16.00 | |
10.30-11.00 | ||
ЧЕТВЕРГ | 1. Математическое развитие | |
09.00-09.30 | ||
2. Физическая культура (на прогулке) | ||
10.30-11.00 | ||
3. Развитие речи | ||
15.10-15.40 | ||
ПЯТНИЦА | 1. Развитие речи | |
09.00-09.30 | ||
2. Физическая культура в помещении | ||
10.20-10.50 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы
материал Подготовительная группа...