«Особенности проведения логоритмических занятий с использованием методики К.Н. Слюсарь.»
консультация по логопедии (старшая группа)
«Особенности проведения логоритмических занятий с использованием методики
К.Н. Слюсарь.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Особенности проведения логоритмических занятий с использованием методики
К.Н. Слюсарь.»
Выполнила: учитель – логопед
Шустова Е.Ю
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей. Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера
(нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).
Занимаясь коррекцией речи у детей, мы используем разнообразные методы и приёмы, чтобы повысить результативность своей работы, и речь детей имела не только правильное звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление высказывания, но и была яркой, мелодичной, эмоциональной, с чётким ритмическим рисунком, поэтому мы используем такую эффективную технологию коррекции речи, как логопедическая ритмика под редакцией К.Н. Слюсарь.
Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путём развития,
воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Исследователи М. М. Кольцова, Г А. Волкова, В. М. Бехтерев доказали: «.. . чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательной функции и речи. Занятия логоритмикой способствуют:
- формированию двигательных умений и навыков;
- воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
- развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- умению расслабится, снять напряжение;
- воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.
Логоритмические занятия опираются на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-ритмические и коммуникативные игры.
Составленный план работы с детьми по книге К.Н. Слюсарь предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объёме, в заданном темпе и соответствии с музыкой, то есть сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. В логоритмические занятия включаю разнообразные элементы.
Пальчиковая гимнастика, песни, стихи, сопровождаемые движением рук.
Цель: развитие мелкой моторики, плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
Цель: развитие речи, внимания, умение ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.
Артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
Цель: укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности, развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
Цель: коррекция звукопроизношения, укрепление гортани, привитие навыков правильного речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы.
Цель: развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительных невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
В структуру занятия не всегда входят все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей у детей. Основополагающее значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе необходимо тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют почти все движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью выполнения, амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов в коррекционной работе – тесное взаимодействие всех педагогов и родителей.
Совместно с музыкальным руководителем подбирается песенный и танцевальный репертуар, который затем разучивается и закрепляется на музыкальных занятиях. Всевозможные чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы из логоритмических занятий воспитатель и психолог активно используют в своей педагогической деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. При составлении плана работы выделяю следующие направления:
- развитие чувства ритма – музыкально- дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематическое восприятие;
- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- упражнения артикуляционной и лицевой моторики – упражнения направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц лица;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных функций;
- развитие мелкой моторики – использование различных предметов, направленных на коррекцию мелкой пальцевой моторики, пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением.
Планируя логоритмические занятия используем принцип концентрированного наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем («Времена года», «Сбор урожая», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т. д.). Основа занятий очень разнообразна: фольклорные источники, сюжетные, дидактические игры и многое другое.
Занятия по логоритмике имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Каждое итоговое сюжетно-тематическое занятие провожу один раз в месяц в музыкальном зале. На первом занятии знакомлю детей с содержанием и темой; на втором и третьем мы разучиваем материал, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвёртое занятие – итоговое. На нём осуществляется закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.
При разработке любого логоритмического занятия использую главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психо-физиологические и речевые возможности. Так же для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.
Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – залог успешной работы.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки психического развития, дизартрии, алалии, дислалии, заикания. Очень нужна логоритмика детям с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. В результате проведения логоритмики к концу учебного года у детей наблюдается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логопедической ритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевых нарушений, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста» ...
Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий
Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"...
Сертификат "Особенности проведения групповых занятий с дошкольниками с ТНР с использованием интерактивных технологий".
quot;Особенности проведения групповых занятий с дошкольниками с ТНР с использованием интерактивных технологий"....
Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...
Программа по проведению логоритмических занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами.Рабочая программа...
Методическая разработка для проведения логоритмического занятия в ДОУ.
Материал составлен для воспитателей ДОУ для проведения логоритмики в группах детей разного возраста. Прописаны общие рекомендации и правила....
Использование интерактивного музыкального инструмента бесконтактного взаимодействия Beamz BZ Lekotek в проведении логоритмических занятий"
1 Использование интерактивного музыкального инструмента бесконтактного взаимодействия Beamz BZ Lekotek в проведении логоритмических занятий" 2 «Каждый участник образовательного процессасам ...