Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»

                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №219

«Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста»

        

Музыкальный руководитель:

Нестерова Светлана Эдуардовна

Воспитатель:

Григорьева Наталья Анатольевна

г. Кемерово

2015

Актуальность

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих нарушение речи, поэтому логоритмические занятия являются помошью, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с речевыми нарушениями.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Логоритмические занятия также включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность.

Научное обоснование

Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотное сочетание и темп звучащей музыки.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторских систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольника форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, на развитие координации «движение-слово» обогащение словарного запаса, формирования грамматических категорий, развитие слухового внимания, обогащение эмоциональных впечатлений.

Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию («орхестика» древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия  в Вальдорской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая и логопедическая ритмика).

Вывод: логоритмические занятия хорошо вписываются в учебную работу и направлены на обладание ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Идея

Разработать систему, позволяющую развивать чувство ритма у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза

В процессе систематизации работы по развитию чувства ритма произойдут реальные существенные изменения:

- в развитии музыкально-ритмической деятельности;

- в обогащении двигательного опыта.

- в развитии познавательной активности детей младшего возраста.

Цель

Освоить работу по проведению логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить детей соотносить движение с ритмом музыки;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать звуковысотное восприятие;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.

1. Этап. Подготовительный.

Цель: создание организационной основы для реализации проекта.

1. Подбор научно-методического обеспечения:

-  литературы;

-  методических рекомендаций;

-  практического материала (аудио-видео кассеты, диски, музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры).

2. проведение диагностики:

а) психомоторного развития ребенка (с участием педагога - психолога)

- внимание;

- восприятия;

- мышления.

б) Определение уровня развития каждого ребенка:

- логопедическое обследование (данные учителя-логопеда);

-обследование мелкой моторики (данные воспитателя);

- обследование опорно – двигательного аппарата (инструктор по физической культуре);

- диагностическое обследование детей по звуковысотному восприятию (музыкальный руководитель).

2. Этап. Взаимодействия с педагогами.

Цель: Совместная работа с педагогами, специалистами:

  • Консультации;
  • Семинары – практикумы;
  • Тренинги по разработке блоков занятий;
  • Открытые занятия для педагогов;
  • Выставки дидактических пособий  и шумовых инструментов;
  • Творческие гостиные;
  • Деловые игры.

3. Этап. Взаимодействие педагогов с детьми.

Цель: Формирование предствалений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах.

  • Включение в занятия ритмических упраженений и игр, занятия на развитие ритмического слуха, наглядные двигательные, звуковые, графические структуры ритма;
  • Использование новых технологий при проведении занятий (К. Орфа, комплексные логоритмические занятия, занятия на развитие лексики);
  • Сюжетно-тематические занятия;
  • Включение в занятия пальчиковых и подвижных игр, песен и стихов, танцев, элементарного музицирования на шумовых инструментах, дидактических игр, способствующих развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов).

4. Этап. Взаимодействие с родителями.

Цель: создание единого образовательного пространства для развития детей в процессе совместной деятельности ДОО и семьи.

  • Информационные стенды;
  • Консультации;
  • Участие детей с концертами на родительских собраниях;
  • Участие детей на праздниках и развлечениях;
  • Родительские собрания;
  • Конференции;
  • Совместные семейные праздники – импровизации.

5. Этап. Заключительный этап.

Цель: Подведение результатов работы и определение перспектив дальнейшей работы.

1. Анализ педагогического процесса по теме «Логоритмические занятия с детьми младшего возраста» за год. Итоговая диагностика (совместно с логопедом, психологом).

2. Поиск новых эффективных форм работы.

3. Усовершенствование коррекционно-развивающей музыкальной среды в ДОО.

4. Обогащение методического материала ритмо-схемами.

Прогнозируемый результат.

        В результате проведеной работы произойдут улучшения в развитии музыкально – двигательной деятельности, усовершенствуется речь, улучшится музыкально-ритмическая координация движений, слуховое внимание детей, эмоциональная отзывчивость, разовьются способности выполнять движения без показа, только в соответствии с музыкой.

Литература

1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей.

2. Лукина Н.А., Сарычева М.Ф. Логоритмические занятия.

3. Карпушина М.Ю. ЛОгомитрические занятия в детском саду.

4. Журнал, Музыкальный руководитель 2005-2006 год.

Тематическое занятие по логоритмике «Теремок»

                           (дети 3-4 года)

Оборудование: фонограммы, шумовые инструменты для детского оркестра

Наглядность: избушка

Элементы костюмов: шапочки гусей, мышки, лягушки, кошки

                                                   Ход занятия

Дети входят в зал под спокойную музыку и останавливаются полукругом.

                                 (музыкальное приветствие)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-И гостям споем мы:

-Здравствуйте!

Вед. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке.

        Для этого нам все вместе, нужно произнести слова

        -Раз, два, три сказка в гости к нам приди.

                                   (дети проговаривают все вместе)

                                                   Звучит сказочная музыка

Вед. Итак, сказка начинается.

         В одном лесу жил бурый медведь

                       (выходит ребенок «медведь»)

Вед. Давайте про него расскажем песенкой, и не просто расскажем, но и покажем.

(перестраиваясь,  дети идут по кругу, медведь в кругу противоходом)

«Про медведя» Муз. Д Кабалевского, сл. К. Некрасовой (движения по тексту)

-Ходит по лесу медведь, хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть, чтобы мог медведь присесть?

То, высок пенек, то торчит сучок, то мокрый мох, то мох пересох!

То низкий пень, то густая тень, то узкий ров, то гнездо муравьев.

То кричит сорока, то колючки с боку,

То кустарники, то речка-нет хорошего местечка.

Эта сказка о медведе, о медведе - привереде.

                       (садятся на стульчики)

Восп. Слушайте сказку дальше. Наступала долгая и холодная зима,

шел по лесу Миша-медведь и думал «Как зиму зимовать буду?»

Думал-думал и придумал. Решил себе дом – теремок построить,

Теплый да крепкий. Давайте посмотрим как медведь себе дом мастерил.

  (выходит медведь и исполняет стихотворение с движениями «Дом» Ю. Соколова)

Восп. Давайте и мы научимся строить, будем делать все, как Мишка.

          Только не спешите, сначала Мишка нам будет показывать,

           А потом мы дружно будем повторять за ним.

(Прием «Эхо», медведь начинает, дети дублируют каждую строчку)

Молоточком я стучу                                          Ударяют кулачками друг о друга.

Дом построить я хочу                                        Соединяют кончики пальцев над головой.

Строю я высокий дом                                        Поднимают прямые руки вверх.

Буду жить я в доме том                                     Хлопают в ладоши.

(воспитатель показывает детям избушку построенную медведем)

Восп. Вот построен новый дом, поселился Мишка в нем.

Очень Мишкин дом большой, он и с печкой, и с трубой.

Живет Мишка в новом доме, радуется теплу и уюту.

И стал он задумываться:

Реб. медведь: «Мне-то хорошо, тепло. А как же мои друзья – приятели?

Им-то зимой холодно будет»

Восп. Решил Мишка – медведь пригласить своих друзей в домок-теремок.

Первыми пришли гуси. У них лапки от холода покраснели

Выходите на коврик ребята, поиграем в игру «Гуси»

(дети выходят в круг и одевают шапочки гусей)

Стихотворение  с движениями «Гуси» Ю. Соколова

Гуси серые летели.                              Бегут на носках, взмахивая руками.

На лужайке тихо сели.                         Приседают.

Походили.                                              Ходят на носках.

Поклевали.                                            Наклоняют голову вперед.

Потом танец станцевали.                     Становятся парами.

Танец «Приглашение» (движения по тексту)

Лапками мы топ, топ, крылышками хлоп, хлоп,

А потом прыг скок, скок, и еще разок скок.

Носик, пятка, перетоп,  носик, пятка, перетоп,

Покружились малость и начнем сначала.

Восп. Гуси стали дрова рубить да печку топить,

Чтоб в теремке всегда тепло было.

А потом пришли подружки – Мышка с лягушкой.

Они из муки пекут пироги.

Хороши у мышки из печи пышки.

А лягушки- к чаю ватрушки.

Давайте покажем, как надо печь пышные ватрушки

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Тюшки-тютюшки!                                             Легко хлопают в ладоши перед собой

Будем печь ватрушки

Тесто замесили мы,                                руками попочередно имитируют замес теста

Сахар положили мы                           «Посыпают сахарный песок» пальчиками обеих рук

Ягоды, творог-                                       пр. руку вперед и в сторону, затем лев. Руку

Лепим пирожок.                                  «лепим» пирожок аккуратно

Тюшки-тютюшки                                   Хлопают в ладоши

Кушайте ватрушки!                               Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх

Восп. Рады Мышка с Лягушкой, что вкусны у них ватрушки.

 Вот и стало в теремке тепло и сытно.

Пришла в теремок кошка и тоже нашла себе дело

                                 (входит кошка)

Послушайте какое самое любимое занятие было у красавицы-кошки

             Песня «Я – кошка хвост пушистый»

                        (исполняет девочка)

Я – кошка хвост пушистый мяу, мяу,

Умею бегать быстро мяу, мяу,

Люблю поспать на крыше мяу, мяу,

 Меня боятся мыши мяу, мяу.

Вед. Я приглашаю вас поиграть в игру «Кот и мыши»

Дети выходят на ковер для игры

Песня – игра «Мышки»

Мышки под полом сидят                                  Сидят на корточках, лапки перед грудью

И за кошкою следят                                          Правая рука ставится козырьком

Кошка близко, не беда                                   Разговаривают друг с другом, кивая головой

Не боимся мы тебя                                            Отмахиваются от нее

Песня «Вышли мышки как-то раз» О. Боромыкова

Вышли мышки как-то раз, посмотреть, который час,

Раз, два, три, четыре мышки дернули за гири,

 Вдруг раздался страшный гром бом, бом, бом,

Убежали мышки вон!

(«Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья детей)

Вед. Вижу вам игра очень понравилась, давайте еще раз поиграем,

 только кошку выберем считалкой:

 «Раз, два, три, четыре, пять, хотим мы с кошкой поиграть.

Лапки, ушки и хвосты, нынче кошкой будешь ты»

                                 (дети играют еще раз)

Вед. Дружно и весело стало всем жить в домике у Мишки.

Ребята, понравилась вам сказка.

Мишка, а тебе понравилась?

Давайте мы Мишке покажем как мы умеем играть на музыкальных инструментах

            (шумовой музыкальный оркестр)

Вед. Вот и закончилась наша сказка. Вы сегодня дружно пели, плясали, играли, научились строительному делу. Сами повеселились и гостей порадовали.

А теперь пора прощаться

                                (пропевают)

                                     «До – сви – да – ния»

Дети спокойно выходят из зала под звучание песни в исполнении С. Ротару «В доме моем тепло»

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Оборудование: фланелеграф и картинки для него — большие и маленькие капельки дождя и солнышко; иллюстрация «Дождик»; колокольчики — по одному каждому ребенку; счетные палочки — по 6—7 штук каждому; большой зонтик.

Ход занятия

Педагог. Ребятки, что-то мы с вами засиделись, заигрались в группе.

Один-два-три-четыре-пять — Не пора ли нам гулять?

Покажем, как пошли гулять наши пальчики. Пальчиковая игра «Прогулка»

Педагог

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

   Пальцы обеих рук дети сжимают в      кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняют ритмичные движения указательными пальцами;

 движения средних пальцев в быстром темпе;

медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям;

ритмичные касания мизинчиками по бедрам;

хлопок обеими ладонями по коленям.

Пальчики погуляли, а теперь пошли гулять ножки.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.

Бегут на носках с остановкой на последнее слово.

Педагог

Большие ноги

Шли по дороге:

 Топ-топ, топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-топ.

Педагог. Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите-ка, кто же идет нам навстречу? (Показывает иллюстрацию «Дождик»:)

К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке.                   В лужице — смотри, смотри —                Он пускает пузыри.

Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него.

Русская народная закличка «Дождик»

Педагог
Дождик, дождик, припусти,              
Дети, проговаривая закличку,

                                        взмахивают кистями рук сверху

вниз4 раза.
А я сяду под кусты.        Садятся на пол.

Ребятки, послушайте, как дождик капает, сначала медленно — кап, кап, кап, кап... (Выкладывает на фланелеграфе большие капли.) А теперь он закапал быстро — кап-кап-кап-кап... (Выкладывает маленькие капли.) А вы хотите поймать капельки?

Кап-кап, тук-тук,         Дождик по дорожке. Ловят дети капли эти, Выставив ладошки.

(Г. Бойко)

Дети, сидя на полу, ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом: «Кап, кап...»

Посмотрите, ребятки, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Садитесь скорее на стулья и берите колокольчики. Мы будем играть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише... На прогулку дождик вышел».

Мы играть будем негромко, чтобы не испугать дождик.

Дети играют восьмые длительности («дождик капает быстро»), подняв колокольчик над головой, а четверти ударяя им по ладошке («дождик идет медленно»). Педагог показывает медленное и быстрое движение капель на фланелеграфе.

Что-то дождик долго льет. Попрошу-ка я его перестать.

Дождик, дождик, полно лить,                              

Малых детушек мочить.                                        (Русская народная закличка)

Дождик послушался и перестал.

Дети слушают пьесу «Дождик» (В. Косенко [19]*) Дождик кончился. Но солнышко не появилось на небе. Что же, ребята, делать? Конечно, надо его попросить. Давайте попросим вместе:

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко.                 Твои детки плачут,                      По камушкам скачут.  (Русская народная закличка)

Стало солнышко свои лучики из-за тучки выпускать да заборчик освещать. (Выкладывает на фланелеграфе солнышко.) Попробуем и мы построить свои заборчики.

Дети выкладывают на полу забор из палочек, стараясь сделать так, чтобы расстояние между ними было одинаковое, приговаривая при выкладывании каждой палочки: «Так... Так...»

Солнышко с дождиком в прятки играют,          В прятки играют, детей забавляют.

Игра «Прогулка и дождик» (А. Филиппенко [20]) 1-я часть музыкидети спокойно гуляют по залу в свободном направлении; 2-я часть весело пляшут, включая в танец знакомые движения (с помощью воспитателя); 3-я часть убегают от дождя, прячась под большим зонтом, открытым педагогом.

Педагог. Посмотрите, ребятки, как солнышко нам улыбается.

Тучка прячется за лес,                     Смотрит солнышко с небес,                 И такое чистое, доброе, лучистое.  Если б мы его достали,                             Мы б его расцеловали.

Попробуем достать до солнышка.

Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

(авторская разработка)
Педагог
Руки к солнцу поднимаю        
Поднимают руки через                                                    стороны

И вдыхаю, и вдыхаю.        вверх, делая вдох через нос.

Ну, а руки опускаю,        Через стороны опускают  руки

Воздух тихо выдыхаю.        и тихо произносят на выдохе:

Это очень хорошо,        «Ф-ф-ф...»

Что сегодня дождик шел!

Правда, ребята? А теперь наши ножки пойдут в группу.

Дети, маршируя, уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Организация и проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста"

Игры для детей второй младшей группы, направленные на развитие общей моторики и координации в пространстве....

Конспект логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Новогоднее путешествие»

Конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста...

Организация и проведение тематической акции с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по теме «Моя семья моё богатство»

Цель: расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о семье, родословной, о семейных традициях Задачи:1. формировать семейную принадлежность, патриотические чувств...

Логоритмические занятия с детьми младшего дошкольного возраста "Танцуем, поем, играем-речь развиваем".

Логоритмические занятия с детьми младшего дошкольного возраста "Танцуем, поем, играем-речь развиваем". Целью логоритмических занятий  является развитие речи и музыкальных способно...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования...

Программа по проведению логоритмических занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами.Рабочая программа...

Организация проведения утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ус...