Методическая разработка для проведения логоритмического занятия в ДОУ.
план-конспект по логопедии
Материал составлен для воспитателей ДОУ для проведения логоритмики в группах детей разного возраста. Прописаны общие рекомендации и правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 38.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в системе работы
по устранению дислалии
План
- Введение
- Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с дислалией
- Цель логопедической ритмики в системе коррекционной работы по устранению дислалии;
- Основная часть (Игры на развитие всех сфер)
- Требования к проведению логоритмического занятия
- Заключение
- Рекомендуемая литература
- Информационные источники
Логоритмика (сокращенно от “логопедическая ритмика”) - это раздел педагогики: наука о способах гуманной корректировки и устранения дефектов речи, письма, чтения, координации движения, и в целом, позитивного развития ребенка, его социальной реабилитации посредством применения системы методик специальных физкультурных, речевых, письменных и музыкальных и хореографических упражнений.
Исходя из учений И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна и др логоритмические упражнения должны проходить в рамках коррекционного и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции.
Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с дислалией
Моторная функциональная дислалия:
- в неречевых психических функциях не отмечается серьезных нарушений: сохранна общая моторика. Лишь у части детей наблюдается незначительное нарушение ручной и пальчиковой моторики
- расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость ног и рук, устойчивый, расплывчатый дермографизм.
- Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность
- Интеллектуальное развитие в норме.
- В речевой функциональной системе — дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба; нарушения фонетической и фонематической сторон речи.
Сенсорная функциональная дислалия:
- в неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, недостаточность слухоречевого ритма, музыкального слуха.
- В речевой функциональной системе — трудности усвоения словесных, фразовых ударений, интонации, модуляции; нарушения фонематического восприятия, пропуски гласных, нередко целых слогов, недоговарнвание окончаний, слияние одинаковых гласных, пропуск согласного при стечении, замена звуков.
Моторная органическая (механическая) дислалия:
- в неречевых психических функциях нарушены общая, мимическая моторика и слуховое восприятие;
- в речевой функциональной системе наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического слуха.
Указанные выше нарушения неречевых и речевых психических функций у детей с дислалиями необходимо принять во внимание специалистам при определении двигательных, сенсорных и речевых заданий.
Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно.
Выделяются:
- подготовительный этап,
- вызывание и формирование звука,
- автоматизация звука,
- дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).
В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития:
- слухового внимания,
- речевого слуха,
- фонематического восприятия,
- артикуляционной моторики,
- физиологического дыхания,
- речевого дыхания,
- голоса.
Игры для развития слухового внимания
«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)
Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.
Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.
Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.
Игры на развитие речевого слуха
«Слушай и выполняй».
Необходимы мелкие различные предметы или игрушки.
Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений.
Игры на развитие фонематического слуха
“Будь внимателен в лесу”
Детям предлагается “поймать” звук тем животным, которого они играют. Группа детей разбивается на подгруппы (или каждому ребенку дается один звук и назначается животное).
Логопед называет звук (или слово, в котором есть заданный звук), а ребенок должен сказать “ква”, если это его звук. Другой, когда услышит “свой” звук будет хлопать в ладоши, изображая птицу. Третий, услышав “свой” звук будет топать или прыгать как зайчик.
Игры на развитие артикуляционной моторики
“Дудочка-дуда”
Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют:
Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.
Игры на развитие физиологического дыхания
“Цветы. («Вальс». Музыка А. Жилина.)
Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.
Игра на развитие речевого дыхания
Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:
Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.
Сидит Коля на лугу,
Он играет во дуду,
Хорошо дуда играет.
Выговаривает.
Выходите-ка па луг.
На зеленый луг гулять.
На зеленый луг гулять
Да под дудку плясать.
Куры, гуси да индюшки (1/21/3 1/41/5)
Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)
Наклевалися петрушки, (1/21/3 1/41/5)
Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5 )
То же левой рукой, затем двумя руками вместе.
Игры на развитие голоса
«Громко - тихо»
Дети делятся на 2 группы. Одна группа - большие собаки, друга - маленькие.
Логопед показывает большую собаку - дети “гавкают” громко (одна группа). потом показывает маленькую - другая группа “гавкает” тихо. Потом группы меняются.
На базе этого упражнения можно использовать других животных: лошадей (топот), зайчики (прыжки) и других.
Упражнения можно выполнять под музыку или без нее.
“Дует ветер”
Воспитатель показывает детям картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, дети соблюдали ту же силу голоса.
Требования к проведению логоритмического занятия
- Содержание и продолжительность занятий определяется задачами обучения и индивидуальными особенностями детей.
- Время и частота занятий обуславливается возрастом участников (от 5 до 30 минут)
- Целесообразно проводить как групповые, так и подгрупповые занятия.
- Одежда должна соответствовать физическим упражнениям (футболка, шорты, тапочки-чешки)
- Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность.
- Тема и цели логоритмического занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы
- В процессе занятий обязательно использовать зрительные опоры (графики, рисунки, картинки и проч.)
- В процессе подготовки к логоритмическим занятиям необходима комплексная работа всех специалистов д/с (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя, психолога)
На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития:
- мимики лица,
- орального праксиса,
- общей моторики.
Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д.
Сначала упражнения проводятся перед зеркалом и под управлением логопеда (под музыку). Затем упражнения усложняются: выполняются без зеркала, без словесной инструкции логопеда (только под музыку).
Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично:
- под счет,
- метроном,
- под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом.
Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений:
- ходьбы,
- маршировки,
- бега,
- поскоков,
- пробежек,
- различных построений,
- перестроений.
Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.
Литература.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду (+CD). ФГОС. - СПб: Детство-Пресс, 2019. - 96 с.
- Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет: уч. пособие в 2-х частях. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка- сценарий проведения тематического занятия "День снятия блокады"
Сценарий для подготовительное группы...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ КОМПОНЕНТА «ИСТОРИЯ МОСКВЫ»
Работа содержит тематику бесед по истории Москвы, литературный поэтический материал для проведения недели , посвящённой дню города, список памятных дат, тематику проектной работы в рамках компонента.О...
Методическая разработка для проведения интегрированного занятия, приуроченного ко Дню защитника Отечества.
В данной методической разработке представлен краткий конспект и презнтация, которые могут быть использованы при проведении занятий, посвящённым 19 июня (день отца), 23 февраля и другим мужским праздни...
Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий
Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"...
Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»
Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...
Собственная методическая разработка- сценарий проведения тематического занятия "День снятия блокады"
методическая разработка (подготовительная группа)...
Методическая разработка для проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком "Необычный гость"
Материал предназначен педагогам ДОУ, работающим с детьми с нарушением зрения....