Программа по проведению логоритмических занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами.
Рабочая программа составлена на основе программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Целью программы является создание базовых предпосылок для преодоления речевых нарушений путём построения целостного коррекционно-образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ | ||
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 | |
1.1. Пояснительная записка | 4 | |
1.1.1. | Актуальность. | 4 |
1.1.2. | Цели и задачи. | 5 |
1.1.3. | Принципы работы с дошкольниками. | 6 |
1.2. Планируемые результаты освоения программы | 6 | |
1.2.1. | Целевые ориентиры. | 6 |
1.2.2. | Формы подведения итогов реализации программы | 7 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 7 | |
2.1. | Содержание работы. | 7 |
2.2. | Тематический план работы. | 10 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 11 | |
3.1. | Объём и реализация рабочей программы. | 11 |
3.2. | Средства, методы и приёмы работы с детьми. | 11 |
3.3. | Методические указания. | 13 |
3.4. | Учебно-методическая и информационное обеспечение программы. | 14 |
IV. ЛИТЕРАТУРА | 15 | |
V. ПРИЛОЖЕНИЯ | 17 | |
1. | Мониторинг неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе). | |
2. | Перспективно-календарный план (2-3 года) | |
3. | Перспективно-календарный план (3-4 года). | |
4. | Перспективно-календарный план (4-5 лет). | |
5. | Виды логопедических упражнений. | |
6. | Картотека логоритмических упражнений. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1.Актуальность.
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение.
Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности.
В последние годы, в МАДОУ ДС № 66 «Забавушка», в результате обследования учителем – логопедом в младших группах было выявлено достаточно большое количество детей с нарушением фонетической и фонематической сторон речи.
У детей выявляются тяжёлые формы речевых нарушений (дизартрия, моторная алалия, ЗРР). Опыт работы показывает, что коррекцию этих нарушений целесообразно начинать с раннего дошкольного возраста для максимального использования компенсаторных возможностей и реализации потенциала, заложенного природой.
Основными проявлениями нарушений у детей являются:
1. Нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, иннервации речевого аппарата;
2. Гипотония, гипертония, атония мышечного тонуса;
3. Вариативные нарушения звукопроизношения;
4. Нарушения слоговой структуры слова;
5. Нарушение физиологического и речевого дыхания;
6. Нарушения просодических компонентов речевой системы.
7. Фонематические нарушения.
Учитывая социальный заказ современного общества и родителей, в МАДОУ был организован кружок по проведению логоритмических занятий у детей младшего и среднего дошкольного возраста «Логоритмика», способствующий развитию не только музыкальных способностей, но и профилактике нарушений речи.
Логопедическая ритмика (логоритмика) — это один из самых действенных методов устранения нарушений речевого развития у детей при помощи движений, совмещённых с музыкой и словами.
Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:
- развивают правильное речевое дыхание;
- развивают у него музыкальный и фонематический слух;
- обогащают словарный запас;
- формируют понятие ритма слова или музыки;
- тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
- способствуют развитию моторики рук и пальцев;
- нормализуют психическое состояние;
- укрепляют и тренируют мышцы;
- вырабатывают ловкость, равновесие, координацию движений;
- способствуют приобретению им красивой осанки и походки.
Рабочая программа составлена на основе программы «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушиной, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предложенная автором тематическая направленность и организационная вариативность занятий будут способствовать формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Данная рабочая Программа рассчитана на 3 года обучения. В содержании данной программы используются элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, дыхательные упражнения (метод Б.Толкачева), звуковое дыхание (метод В.Емельянова, М.Лазарева). Таким образом, при организации совместной образовательной деятельности с детьми используются здоровьесберегающие технологии, т.е. элементы, имеющие оздоровительную направленность.
Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
1.1.2. Цели и задачи.
Целью программы является создание базовых предпосылок для преодоления речевых нарушений путём построения целостного коррекционно-образовательного процесса.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
1. Формирование и коррекция неречевых и речевых психических функций.
2. Развитие музыкальных умений и навыков, обучение фразовой речи.
3.Воспитание положительных качеств личности и полноценного психоэмоционального развития.
Так же музыкально–ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач.
1. Оздоровительные:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- формирование правильной осанки, походки;
- развитие координации движений и моторных функций;
- развитие дыхания.
2. Образовательные:
- формирование умений и навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие переключаемости и координации движений;
- развитие ритмической выразительности;
- развитие воображения и ассоциативно-образного мышления;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
3. Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма;
- воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- воспитание положительных личностных качеств у дошкольников (коллективизма, дисциплины);
- воспитание нравственно-эстетических и этических чувств.
4. Коррекционные:
- укрепление мышц органов артикуляторного аппарата;
- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;
- развитие голоса;
- развитие дыхания;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- развитие пространственного праксиса, гнозиса.
1.1.3. Принципы работы с дошкольниками.
Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой:
- Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса.
- Принцип сознательности и активности заключается в сознательном и активном отношении ребенка к своей деятельности.
- Принцип наглядности должен реализовываться как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картинки, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.
- Принцип доступности и индивидуального подхода предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей.
- Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.
- Принцип гуманизации – утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.
- Принцип диалогичности – предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.
- Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
1.2.1. Целевые ориентиры.
В результате освоения программного материала по дополнительному образованию дети должны:
Иметь представление:
- о режиме дня и личной гигиене;
- о работе органов артикуляции, о правильном дыхании;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- о соблюдении правил игры;
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
Уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений логоритмики, дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, психогимнастики, игрового стретчинга;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; метании, лазании;
- соблюдать правила игры.
Ожидаемый результат:
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Развитие правильного речевого дыхания детей;
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
-Развитие умений работать в коллективе;
- Формирование у детей уверенности в своих силах;
- Умение применять игры самостоятельно;
- Развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость и т.д.).
1.2.2. Формы подведения итогов реализации программы.
Результативностью работы являются показатели мониторинга неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе), участие детей в театрализованных постановках, праздниках и развлечениях в детском саду.
Мониторинг проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при составлении конспектов занятий по логоритмике, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе занятий по логоритмике. (см. в Приложении 1)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Содержание работы.
Основными разделами программы являются: движение, слово.
Все разделы делятся на отдельные компоненты.
Движение | Слово и речь | ||||||||
Общеразвивающие упражнения под музыку | Музыкально-ритмические движения | Игры и упражнения | Пантомима, импровизация | Специальные упражнения | Упражнения на автоматизацию звуков | Развитие речи и словаря | Пение песен с движениями | ||
Элементы артикуляционной гимнастики | Элементы дыхательной гимнастики | Упражнения на развитие мелкой моторики |
Содержание разделов
Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.
Общеразвивающие упражнения.
Перестроения.
Задачи:
- всесторонне воздействовать на организм;
- развивать координацию, четкость, ритмичность,
- переключаемость движений;
- показать разницу между движениями (бег, ходьба, покой, прыжки);
- показать тесную связь движений и упражнений;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Музыкально-ритмические упражнения.
Задачей этого вида деятельности является:
- развивать воспринимающий и воспроизводящий ритмический слух;
- воспитывать способность управлять мышечным тонусом;
- вырабатывать согласованность рук, ног в ходьбе и беге;
- дать представление о ритмической организации музыки, движения и речи;
- учить повторять заданный рисунок, двигаться в соответствии с характером музыки.
Игры и упражнения.
В коррекционной работе используются статические, подвижные, полуподвижные игры, игры – драматизации.
Задачи:
- дать представление о соблюдении правил игр;
- развивать статическую и динамическую координацию
- движений, ловкость, быстроту реакции на звуковые или словесные сигналы;
- развивать ориентировку в пространстве, инициативу.
Пантомима, импровизация.
Задачи:
- развивать наблюдательность, фантазию, воображение, уметь перевоплощаться;
- развивать способность к сценическому действию.
Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- вырабатывать четкость выполнения тонких движений
- пальцев одновременно с речью и музыкой;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Задачи:
- развивать четкую дикцию, правильный артикуляционный уклад, способствовать исправлению дефектов произношения;
- развивать речевое и певческое дыхание, его продолжительность, постепенность;
- способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата;
- развивать четкую дикцию.
Слово и речь материал этого раздела включает в себя комплексную работу над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Музыка и слово используются с активной реализацией движения.
Пение с движениями.
Задачи:
- развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать слуховое внимание, координацию между слухом и голосом;
- развивать чуткое отношение к слову в песне, уметь передавать средства выразительности музыки;
- соотносить характер движений с характером музыки.
Развитие речи и словаря.
Задачи:
- создать условия для активизации пассивного словаря,
- для расширения активного словаря (глагольного, именного).
Упражнения на автоматизацию звуков.
Задачи:
- способствовать автоматизации звуков в речи;
- точно передавать в заданном ритме и динамике попевки, чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные.
Общеразвивающие упражнения.
Их цель– укрепление, развитие и коррекция всего двигательного аппарата. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности, перегруженности, плохой осанки и пр. С учётом этих особенностей в программу включены соответствующие упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.
Эти упражнения проводятся в начале занятия. Это и организующий момент урока.
Музыкально-ритмические упражнения.
В этот раздел входят упражнения, позволяющие научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, переключаться с одного темпа на другой, находить темп в движении, исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии; передавать движениями содержание и форму данного музыкального произведения. В данный раздел входят и упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти. Детям даются задания на различение коротких и долгих звуков и умение передавать их в движении.
Чувство ритма развивается у детей путём систематического восприятия музыки и усвоения звучащего в ней ритма через движение.
Содержание упражнений разнообразно. При выполнении одних - дети соревнуются, других – передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр. большое место в этом разделе программы отводится упражнениям с предметами (флажками, мячами, обручами). Наиболее часто используется подвижная игра.
Развитие и коррекция речи.
Данный раздел предполагает:
-воспитание и развитие темпа и ритма дыхания;
-развитие орального праксиса;
-развитие просодики речи;
-развитие фонематического восприятия;
-воспитание и развитие темпа и ритма речи;
-автоматизация звуков, развитие словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.
Материал располагается концентрически, с постепенным усложнением упражнений. На каждом уроке используются все виды упражнений.
Сюжетно-тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно–игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
2.2. Тематический план работы.
Месяц | № занятия | Название занятия | ||
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | ||
Сентябрь | 1 | Встреча с белочкой в осеннем лесу | Дудочка | Цыплёнок и его семья |
2 | Сидит белка на тележке | Про то, рыжий кот у бабушки живёт | История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали | |
3 | Кто грибок найдет? | Кот и пёс | Белая козочка | |
4 | Гости | Чудесное яблоко | У Кошки день рождения | |
Октябрь | 5 | В огороде заинька | Яблонька | Лесные звёзды |
6 | Зайкина капуста | Как растили капусту | Зайка-огородник | |
7 | Лучшая игра | Заяц в огороде | Любимое кушанье | |
8 | Утенок и его друзья | День рождения зайчика | Дорога на мельницу | |
Ноябрь | 9 | Про кота | Домик для воробья | Верные друзья |
10 | Кот Василий | Домок-теремок | Сказка про зайцев | |
11 | Кот и кошка | Приближается зима | Круглый год | |
12 | Утки - беленькие грудки | Зимовье зверей | Времена года | |
Декабрь | 13 | Зайчик в гостях у ребят | Мельник и медведь | Про Мурочку-Мурысоньку |
14 | Зайкин дом | Медвежонок Мишутка | Мурка в город собирается | |
15 | Белкина помощница | Серебряный ключик | Как Мурочка Деда Мороза будила | |
16 | Чудо-елка | Новогодняя ёлка | Дед Мороз | |
Январь | 17 | Подарки Дедушки Мороза | Снеговик | Снегурочка на новогодней ёлке в лесу |
18 | Птичья елка | Новогодняя ёлка в лесу | Волчья песня | |
19 | Мороз и птички | Помогите птицам | Петушок | |
20 | Танюшка | Кукла Аня | Лисичка со скалочкой | |
Февраль | 21 | Вкусная каша | Новоселье у куклы | Петух да Собака |
22 | Аленушка и лошадка | Поезд игрушек | Бременские музыканты | |
23 | Лошадка | Парад игрушек | Возьми меня с собой | |
24 | Капризная внучка | Иван Иваныч Самоварыч | А что у вас? | |
Март | 25 | Хозяюшка | У меня полно хлопот | Вот так мастера! |
26 | Котенок и щенок | Как Козлик маму искал | Как стать большим | |
27 | Про собачку | Паровозик из Ромашково | Даша и Маша | |
28 | Таня пропала | Зайкина шубка | Горшочек каши | |
Апрель | 29 | Верные друзья | Храбрый цыплёнок | Как Мышонок стал трудолюбивым |
30 | Про петушка | Мамы и малыши | Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку | |
31 | Уточка и курочка | Как Петушок утро проспал | Чьи это ушки? | |
32 | Цыплячий переполох | Прогулка в весеннем лесу | История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти | |
Май | 33 | Радуга-горка | Дела много у зверей | Красный фонарик |
34 | Майский день | Чей это домик? | Колесо | |
35 | Про зеленую лягушку | Пароходик | Бычок – смоляной бочок | |
36 | После дождя | Дуся ехала на дачу | Коза – обманщица |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Объём и реализация рабочей программы.
Срок реализации программы – 3 года.
Программа предназначена для детей раннего (2-3 лет), младшего (3-4 лет) и среднего (4-5 лет) возрастов.
Кружок проводится во второй половине дня, 2 раза в неделю.
Длительность занятия зависит от возраста детей. У детей в возрасте 2-3 лет продолжительность занятия – 10-15 минут.
У детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) продолжительность занятия –15-20 минут.
У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) продолжительность занятия –20-25 минут.
Логоритмическое занятие по теме рассчитано на две недели. На первой неделе происходит знакомство с новым материалом, а на второй - закрепление полученных знаний умений и навыков.
Количество детей в группе – 8-10.
3.2. Средства, методы и приёмы работы с детьми.
Программа кружка составлена с учетом межпредметных связей по областям:
1.Познание: занятия, наблюдения, беседы, игры.
2.Социализация: использование дидактических, сюжетно – ролевых игр; разучивание различных танцев.
3.Художественная литература, использование произведений познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
4.Музыка, использование музыкальных произведений, песен, танцев, музыки для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
5.Физическая культура, проведение подвижных игр, развлечений, досугов, упражнений для профилактики плоскостопия.
6.Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
При разработке кружковых занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с тяжёлыми нарушениями речи маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
3.3. Методические рекомендации.
Рекомендации по проведению занятий:
- Формирование нагрузки занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников;
- Смена темы занятий каждую неделю;
- При подборе материала опора на лексические темы;
- Использование сюжетов сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений;
- Точная и доступная демонстрация детям движений руками, телом, губами при фонации;
- Контроль за качеством исполнения заданий.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
Объясняя игру, руководитель должен поставить детей так, чтобы им всем было хорошо его видно и слышно.
Прежде чем проводить игру, необходимо не только хорошо знать ее содержание, но и другие важные моменты: возраст детей, иметь представление о коллективе, учитывать, чем он занимался до этого, где будет проводиться игра.
Приступая к игре, следует заранее подготовить площадку, необходимый инвентарь, который понадобится, не забывая и о мелочах (мел, свисток), продумать размещение всех играющих и весь ход игры. Объяснить игру нужно предельно коротко и ясно.
Структура логоритмического занятия:
- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- танец (хоровод);
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
- пальчиковая игра;
- подвижная или коммуникативная игра.
Алгоритм работы с подвижными играми:
- Название игры, знакомство с ее содержанием и целью.
- Объяснение правил игры, распределение ролей играющих и их место расположение.
- Ход игры.
- Анализ игры.
3.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Оборудование:
1. Индивидуальные коврики
2. Шапочки-маски
3. Мячи резиновые разных размеров
4. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
5. Гимнастические мячи («хопы»)
6. Су-джок
7. Обручи
8. Обручи плоские
9. Мешочки с песком
10. Гимнастические палки
11. Веревки
12. Цветные ленточки
13. Дуги для подлезания
14. Комплект картинок для артикуляционной гимнастики
15. Комплект картинок по звукоподражанию
16. Платочки
Вспомогательное оборудование
1. Музыкальный центр
2. Компьютер
3. СД-диски
4. Логопедические распевки Т. С. Овчинниковой
5. Альбомы «Логоритмика», «Музыкальный букварь» Е. Железновой
IV. ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н, Шишкова Т.Т Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – Москва, «Книголюб», 2004.
2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 3-5 лет. М., ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика – Москва, «Владос», 2003.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи – Санкт-Петербург, 2003.
5. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2007.
6. Дурова Н.В. Фонематика – Москва, «Мозайка-Синтез».
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
8. Ермак Н.Н. «Физкультурные занятия в детском саду (творческая школа для дошколят)». Феникс 2004.
9. Железнова Е. Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду.
10. Железновы Сергей и Екатерина. Методика игрового обучения «Музыка с мамой».
11. Железнова Е. «Развивалочки от 1 до 5. Веселая логоритмика», 2006.
12. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
14. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
15. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет./ М.Ю. Картушина. – Москва: ТЦ Сфера, 2008.
16. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет/ М.Ю. Картушина. – Москва: ТЦ Сфера, 2008.
17. Картушина М.Ю., Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет/ М.Ю. Картушина. – Москва: ТЦ Сфера, 2008.
18. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005.
19. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М., «Просвещение», 2005.
20. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
21. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», М., Линка-Пресс, 2000.
22. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – Москва, «Гном и Д», 2002.
23. Лопухина И. С Речь. Ритм. Движение. – Санкт-Петербург, «Дельта», 1999.
24. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. - Санкт-Петербург «Паритет», 2004.
25. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе. - Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2007.
26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – Москва, «Воспитание дошкольника» 2004.
28. Речедвигательная ритмика в системе логопедической работе с детьми, имеющими ограниченные речевые возможности. – Москва, Редакционно-издательский центр, 2005.
29. Садко Т.Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыш. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. – Санкт-Петербург, 2001.
30. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995.
31. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения Дидактических игр на занятиях с детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Статья об использовании дидактических игр на занятиях...
«Играем в артистов». Конспект театрализованного занятия с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
как поздравить пап с 23 февраля....
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста
Организация и проведение логоритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста» ...
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование игровых приемов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»...
Конспект занятия с детьми младшего и среднего дошкольного возраста «Символы Дня Победы"
В конспекте рассматриваются символы Дня Победы: Орден Великой Отечественной Войны, Знамя Победы, Бессмертный полк»....