Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.
материал на тему

Архипова Ирина Юрьевна

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения; игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах я уделяю особое внимание, т. к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы социальных отношений между детьми.

Работу по обучению игре начинаю со знакомства с инструментами, как на занятии (5-7 мин.) так и во время индивидуальной работы с детьми: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, слушание музыки и т. д.

Знакомлю с инструментом на музыкальном занятии с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Использую попевки из «Музыкального букваря» H.A. Ветлугиной, они помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способностьсравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными инструментами начинаю с первой младшей группы (от 2 до 3). Дети должны различать звуки по высоте, знать и различать звучание бубна и погремушки, дудочки.

Знакомлю с инструментами в игровой форме, привлекая такие игрушки, как кошечка, зайчик, мишка и г. д. Задания с каждым занятием усложняю. Использую музыкально-дидактические игры: «На чем играю?» (дудочка, колокольчик) «Птица и пташки», где различают звуки по высоте.

На каждом занятии стараюсь создать радостную атмосферу для радостного настроения от общения с музыкой. Дети рассматривают их, ощупывают, извлекают звук. После этого даю игру «Погремушки» Раухвергера (под тихую музыку постукивают, на громкую подымают вверх и т. д.)

Таким образом дети учатся чувствовать ритм, реагировать на смену музыки.

Различать чувство ритма, а также слушать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Теличеевой, пляска «Бубен» Г. Фрида (малыши ударяют в бубен индивидуально).При этом немаловажную роль играет принцип повторности, при каждом новом исполнении пляски детей становятся более активными.

В музыкально-дидактической игре «Тихо-громко» Е. Теличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки.

Во второй младшей группе закрепляю знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми - барабаном и металлофоном.

Практика показала, что детям это возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте (до1-до2, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют движения, связанные с 2-х частной формой музыки, различают тембр.

Во второй младшей группе начинаю знакомство с металлофоном. Знакомлю в игровой форме (кукла гуляла, пошел дождь, редкий и частый). На последующих занятиях дети сами определяют какой идет дождь - сильный или слабый.

В этой группе знакомлю детей с барабаном, даю поиграть одной палочкой и двумя.

Развивая музыкальный слух ребенка, провожу музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами.

Если в первой младшей группе в д/игре «Птенчики и птица» Е. Теличеевой дети различали только звуки по высоте (до1-до2, во второй младшей группе усложняю, добавляю подвижность (летает птица или птенчики). А в игре «Чей колокольчик?»Раухвергера в первой младшей группе дети знакомились с низким и высоким звучанием, то второй младшей группе ставлю новую задачу не только различать звуки по высоте, но и воспроизводить их.

Различать звуки по высоте помогают музыкально-дидактические игры «Чей домик?» Е. Теличеевой (кошка и котенок, «Два петушка»

При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. На музыкальных занятиях использую различные шумовые инструменты.

Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальнойдеятельности — игра на детских музыкальных инструментах (металлофоне).

Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте даю на музыкальном занятии, а затем переношу на индивидуальное обучение. Важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Молоточек держать двумя пальцами, легко ударяя по середине клавиши, кисть свободная (молоточек как мячик - быстро отскакивает от клавиши).

Часто использую попевки из «Музыкального букваря» H.A. Ветлугиной, где мелодии построены на 1-2-х звуках. С самого начала учу точно воспроизводить ритм, часто использую при этом прохлопывайие, притопывание рисунки попевки. Чтобы дети находили нужную пластинку на металлофоне пользуюсь цветной сомоклейхой.

Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени (на них дети воспроизводят только ритм). Вот когда из шумовых инструментов получился оркестр, что вызвало радость, желание играть вместе.

Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях в средней группе я использую музыкальные игрушки. Песня «Барабан», во время проигрыша дети стучат на

барабане, выбивая нужный ритм, можно дать другим детям деревянные ложки, коробочки, палочки, кубики, крышки.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивается творчество детей, пробуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника (как тебя зовут?». Дети очень рады этой игре, выполняют ее с удовольствием. Усложняю тем, что играю сама и спрашиваю детей кого я позвала. Дети узнают по ритмическому рисунку. Это развивает творчество ребят, побуждает к самостоятельным действиям с инструментами.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставлю новые задачи, более сложные. Учу исполнять знакомые попевки индивидуально, небольшими группами. Это требует от них определенных умений. Нужно соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. На первых занятиях повторяем знакомые попевки, построенные на одном звуке «Андрей-воробей» Теличеевой. Обращаю внимание на приемы правильного звукоизвлечения.

Обучение игре на металлофоне имеет большое значение в развитии ритмического слуха. Первый ансамбль создаю на исполнении попевки на одном звуке, где дети придерживаются одного темпа, одновременно начинают и заканчивают. Игра в ансамбле требует большого внимания, что необходимо слушать не только свое исполнение но и игру товарища, и обязательно музыкальное сопровождение педагога. От исполнения простых попевок, постепенно переходим к более сложным заданиям - игре на 2 звуках. Здесь уже развивается звуковысотный слух.

Во время обучения игре на музыкальных инструментах стараюсь развивать творчество детей, побуждаю их а активным самостоятельным действиям. Постепенно добавляю к оркестру шумовые инструменты, получается своеобразный оркестр, в котором с желанием играют все дети.

Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трех звуках («Петушок»).

Пою песню с детьми со словами где показываю высоту звука рукой, передаю ритмический рисунок на ударных инструментах.

На металлофоне кружочками обозначаю кварту (ля-ми, где идет скачок мелодии.

Систематические занятия по обучению игре на музыкальных инструментахпомогают нам развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни. При обучении детей игре на музыкальных инструментах использую очень много музыкально-дидактических игр. Например музыкально-дидактическая игра «Лесная школа» 3-й ряд - медвежата, 2 - лисята, 1 — зайчата.

Металлофон - лисята хлопают

Бубен - мишки топают

Колокольчик - зайчики делают фонарики

Различные инструменты требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Следовательно давать надо дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей. В методике обучения игре на детских музыкальных инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Нужна преемственность в коллективной и индивидуальной работе.

Выразительное исполнение произведения педагогом, показ приемов звукоизвлечения.

Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Доказано, что беременные мамы, слушая музыку оказывают положительное влияние на самочувствие развития ребенка. Основная задача музыкального воспитания - это развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

В ребенке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, проявление индивидуальных качеств ребенка.

 

 

 

Используемая литература:

«Музыкальное воспитание дошкольников» И. Л. Дзержинская

«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н. Г. Кононова «Оркестр в детском саду» Н. Г. Кононова

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах. «День в детском саду»

Ход занятия.М.Р.  Ребята, я знаю, вы любите играть, сегодня мы поиграем с вами в игру «День в детском саду». Вы приходите в детский сад и первое что вы делаете?(Здороваемся с друзьями...

Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...

Организация занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах-один из видов детского исполнительства.Игра на ударных музыкальных инструментах ,не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма,расширяет тембровые представле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУВ музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, испол...

«Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания»

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н. А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о т...

«Проблема обучения детей игре на музыкальных инструментах в теории и практике музыкального воспитания»

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н. А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о т...