Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_razrabotka_lesihina.docx | 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая разработка
Лесихина Анна Викторовна
Должность: Учитель-логопед
Программа индивидуальной коррекционной (логопедической ) работы
- Название программы : Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
- Пояснительная записка
С каждым годом детей с речевыми проблемами становится все больше, многие из них попадают в речевую группу только перед школой, поэтому систематическую помощь логопеда ранее не получали. Речевые проблемы у детей бывают разные, с разной степенью выраженности. Часто бывает, что дети с речевыми проблемами скомплектованы в физиологическую или разновозрастную группу, причем зачастую уже в старшем дошкольном возрасте. Системная коррекционная работа с такой категорией детей необходима, так как при поступлении в школу речевые проблемы не только усилятся, но и спровоцируют нарушения в овладении всеми видами письменной речи, а часто и математикой. Согласно ФАОП ДОУ, образовательная деятельность с детьми с ТНР предполагает создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями. Данную проблему можно решить при помощи разработки индивидуальной программы коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука, включающей в себя параллельно с звуковой коррекцией развитие всех компонентов речи.
-Программа рассчитана на старший дошкольный возраст: Глеб.И. 6 лет, ОНР 3 уровня, дизартрия
-Объем программы: предоставлен фрагмент на 10 часов
-Режим занятий: индивидуальный, 30 минут
- Цели и задачи:
-Цель программы: организация коррекционной работы по постановке, автоматизации звука, формирование у ребенка правильной устной речи, устранение недостатков в устной и предупреждение нарушений в письменной речи.
-Задачи:
-создать условия для формирования правильного звукопроизношения;
-формировать правильное произношение фонем;
- коррекция нарушений звуков, их автоматизация;
- развитие артикуляционной моторики;
- постановка звука с опорой на зрительный и слуховой контроль;
- поэтапная автоматизация в самостоятельной речи;
- развитие внимания, памяти;
- формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;
-совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
4. Содержание программы:
Основные методы обучения:
– практические;
– наглядно-демонстрационные;
– игровые;
– словесные.
При построении программы учитывались следующие принципы:
– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих ребёнку преодолевать жизненные препятствия, несмотря на дефекты речи различного генеза, преодолевать комплексы неполноценности);
− учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
– комплексности с точки зрения развития речи дошкольников (система занятий построена на межпредметных связях);
– опора на сохранное звено (преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности);
– учет закономерностей нормального хода речевого развития;
– личностно-ориентированный подход;
– дифференцированный подход (различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка);
– принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
– практичности (знания и умения, полученные на логопедических занятиях, могут использоваться как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности).
Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счёт отсутствия или слабой работы со стороны родителей воспитанников.
В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать:
- учет ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении;
- поэтапность. В логопедическом процессе следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции звукопроизношения, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка правильного речевого дыхания), постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков, оценка и контроль (оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
- учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонением, индивидуален;
- взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
- формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Организация работы по программе
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта.
Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная.
Индивидуальная работа проводится с одним ребёнком и направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка. Индивидуальные занятия проводятся 2 -3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 30 минут.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:
- Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
- Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
- Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый ребёнку.
- Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Доступно формулировать инструкцию заданий.
- Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
- Сочетание учебных и игровых форм
- Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
- Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
- Постоянно звуковой анализ и синтез.
- Развитие словаря и грамматического строя речи.
- Развитие связной речи по нарастающей сложности.
Вся индивидуальная коррекционная работа по коррекции звукопроизношения делится на несколько этапов:
Первый этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
- отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок
- консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всех коррекционной работы.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Второй этап: формирование произносительных умений и навыков
Цель: постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано), автоматизация в слогах, словах, предложениях, текстах, дифференциация звуков, введение звука в свободную речь
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
- объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
- создание артикуляционной базы данного звука;
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически
- добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
- отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
- по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
- с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
- смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука – переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Работа по постановке звука проводится только индивидуально
Автоматизация звука
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекцию дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
- активизация и расширение словарного запаса;
- обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека)
-1- С,З,Ш, Сь, Ж, Зь автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных, затем со стечением согласных
-2- автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения и произношения каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом
-3- автоматизация звуков в предложениях каждое отработанное слово немедленно включается в отдельные предложения, потом в небольшие рассказы, подбираются потешки, небольшие стихи, чистоговорки с данным словом
-4-дифференциация звуков
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
- коррекцию дефектов произношения;
- активизацию и расширение словарного запаса;
- развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
- развитие слухового внимания и слухового контроля;
- развитие звукового восприятия.
Дифференциация проводится по тому же принципу, что автоматизация: сначала в слогах, потом в словах, потом в предложениях и в тексте
-5- автоматизация звуков в спонтанной речи, игре, развлечениях, режимных моментах
Третий этап: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза (параллельно с коррекцией звукопроизношения)
Четвертый этап: Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (на отработанном в произношении материале)
Пятый этап: обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка (на базе правильно произносимых звуков)
Шестой этап: развитие связной выразительной речи ( на базе правильно произносимых звуков)
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
- Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Упражнения статические и динамические, направленные на формированиеи закрепление правильного уклада (артикуляционная поза)
- Дыхательная гимнастика , направленная на нормализацию тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол» и др.
- Пальчиковая гимнастика, направленная на активизацию речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
- Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
- Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
- Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» – поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, направленная на развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
- Постановка звука/автоматизация/ дифференциация звуков (в зависимости от коррекционного этапа).
согласных
- Развитие связной выразительной речи : нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:
– беседа;
– дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
– чтение скороговорок;
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание : методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно-пространственная среда (Средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) | ||
1 | Подготовка к постановке звука [c] (1 этап, фрагмент, на 2 занятия) Длительность этапа может быть разной, примерно 8-10 часов | 1.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [c]; 2.Выработка холодной воздушной струи; 3.Пальчиковая гимнастика 4.Развитие слухового внимания и памяти 5.Формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза | Артикуляционные упражнения :
Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз: «Заморозим пальчики» «Заморозим подбородок» «Забьем гол в ворота» Упражнение на мелкую моторику «Китайские шары» Пару каучуковых мячиков взять в одну руку и без помощи второй руки пытаться обвести один мячик вокруг другого Выделение на слух первого ударного гласного в словах –игра «Эхо» (ухо, умный, утка, ухать) Развитие слухового внимания и памяти : воспроизведение ряда из 4х слов: Ухо-умный-утка-ухать Умный-утка-ухать-ухо Утка-ухать-ухо-умный Ухать-ухо-умный-утка Запоминание, повторение (воспроизведение) звукового ряда А-у-и, у-и-а, и-а-у Определение количества последовательность гласных в звуковом ряду Рефлексия | Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики Шарики из бумаги, помпоны или теннисные шары для игры «Забьем гол в ворота» Каучуковые шарики( 2 шт. маленького размера. Иллюстрация упражнению: Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка | ||
2 | Подготовка к постановке звука [c] | 1.Развитие артикуляционных мышц, формирование уклада для звука [c]; 2.Выработка холодной воздушной струи; 3.Пальчиковая гимнастика 4.Развитие слухового внимания и памяти 5.Формирование первоначальных навыков звукового анализа и синтеза | Артикуляционные упражнения :
Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз: «Заморозим пальчики» «Заморозим подбородок» «Голодный зверек» Упражнение на мелкую моторику (развитие пинцетного хвата, сначала одной рукой, потом другой) «Горошки»-насыпать горох на блюдце (16 штук) ребенк большим и указательным пальцем берет горошины одну за одной и удерживая их в руке (как при сборе ягод), набирая таким образом целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог после двустишия –смена рук Выделение на слух и в произношении первого ударного гласного звука в словах игра «Эхо» Акт-Анна-атом-аут Развитие слухового внимания и памяти : воспроизведение ряда из 4х слов «Запомни-повтори!»: Акт-атом-Анна-аут Аут-атом-Анна-акт Атом-аут-акт-Анна (в нескольких вариантах) Выделение на слух хлопком звука [c] из ряда согласных: с,ш,п,г,с,ж,н,с,в,т и тд. Выделение на слух хлопком звука[c] из ряда слов: Дом, нос, сани,тапки, аист, сумка, шуба Звуковой анализ, воспроизведение звукового ряда из трех гласных звуков: А-у-и а-и-у у-а-и и-у-а и-а-у у-и-а Рефлексия | Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики Шарики из бумаги, помпоны или теннисные шары для игры «Голодный зверек» Блюдце с горохом, карточка с стихотворением «С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки И полны мои ладошки, руки держат все горошки» Предметные картинки, сортировка по типу лото | ||
3 | Постановка звука [c] (2 этап фрагмент ) (Постановка может занимать от 1 до 5-6 часов) | 1.Развитие артикуляционных мышц, закрепление артикуляционного уклада 2.Непосредсвенно постановка звука (по подражанию, смешанным способом или механическим)-формирование артикуляционной позы 3. Выработка холодной воздушной струи; 4.Развитие мелкой моторики 5.Формирование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия 6. Развитие слухового внимания и памяти (Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов) | Артикуляционные упражнения :
Специфические дыхательные упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, направленную косо вниз: «Голодный зверек» «Холодный ветерок» игры с тренажерами Упражнение на мелкую моторику (с бусами) использовать крупные бусы. Ребенок проговаривает строчку, откладывает бусину, держа бусы этой же рукой. Работает большой, указательный и средний палец потом смена рук Постановка звука [C] -уточнение артикуляционной позы (в том числе по подражанию при помощи вспомогательных инструментов), -вызывание звука изолированно, -пролонгированного звучания «Лопнула шина» - звуковая дорожка Формирование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия: *«Звуковая разминка»-произнесение правильного и неправильного варианта звучания слова, при правильном звучании поднят рисунок вверх *Преобразование слов путем замены гласного звука: Так-ток-тук Дом-дым-дам Дуня-Даня-дыня Синтез слов МАК, КОТ.ПУХ Развитие слухового внимания и памяти : Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов: ба-бо-бу-бы ( в разном порядке); Воспроизведение слов Бак-бок-бук-бык (в разном порядке) Рефлексия | Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики Дыхательные тренажеры «воротики» разной тематики, теннисные мячики, лабиринты и пр. Крупные бусы на веревке, предметные картинки к тексту:
Предметная картинка «Шина» , лабиринт «Звуковая дорожка» из тетрадей Комаровой Предметные картинки «сосна» и «санки» (Ткаченко, «Уроки логопеда» стр.38) | ||
4 | Автоматизация звука [c] в слогах СА | 1. Развитие артикуляционных мышц 2.Развитие мелкой моторики 3. Уточнение артикуляционной позы 4. Формирование длительного речевого выдоха 5. Ознакомление с понятием звук и буква С-рассматривание буквы, рисование буквы, конструирование буквы 6.Отработка звука С в открытых слогах; 7.Введение слога СА в словах под ударением 8. Автоматизация в предложениях 9.Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) | Артикуляционные упражнения :
Пальчиковая гимнастика: «Бусина» Ребенок берет нитку за края и одновременно двумя руками пребирая по одной бусине двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположном направлении. Бусины перебираются на ударные слоги Уточнение артикуляционной позы Упражнение «В зеркало смотри, повтори» (закрепление по подражанию) Упражнение «Насос»- на длительное произнесение изолированного звука Рассматривание буквы С, рисование ее на песке, выкладывание из камешков марблз
Автоматизация в слоге СА игра с отшитыми буквами С и А: Проговариваем длительно, многократно: са-са-са са-са---са-са-са са-са-са—са-са-са—са-са-са Введение слога СА в словах под ударением: Са-са-са—сад, садик Са-са-са—сани , санки Са-са-са—сам,самый Са-са-са—оса, оса Са-са-са—осадок, осадок Са-са-са—коса, коса. Автоматизация звука С и слога СА в предложениях: У Сани сад. Саня идет в сад. У Сани санки. У Сани коса Звуко-слоговой анализ отработанных слов: сам, сани, санки Рефлексия | Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастикНитка с бусами из 16 бусин одного цвета, одна, центральная, другого и большего размера Игрушка заяц, игрушка еж «Заяц и ежик навстречу друг другу Шли по дорожке, по полю по лугу. Встретились и разбежались они! Быстро бежали- поди догони! Не догонишь! Маленькое зеркальце и большое Предметная картинка «насос» Кинетический или кварцевый песок, камешки марблз Куклы-буквы Предметные картинки, сюжетные картинки Набор для фонетического анализа (фишки), предметные картинки | ||
5 | Автоматизация звука [c] в слоге СЫ | 1.Развитие артикуляционной мускулатуры 2.Развитие мелкой моторики 3. Уточнение артикуляционной позы 4. Развитие слухового внимания и памяти (припоминание слов со слогом СА) 5. Автоматизация в слогах СА СЫ и словах, где эти слоги в начале слова 6. Согласование имени существительного с числительным 7. Развитие слухового внимания и памяти 8. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) 9. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука | Артикуляционные упражнения : См выше Пальчиковая гимнастика «Резиновая груша» (игрушки-пищалки) Припоминание слов со слогом СА в словах под ударением: Са-са-са—сад, садик Са-са-са—сани , санки Са-са-са—сам,самый Са-са-са—оса, оса Са-са-са—осадок, осадок Са-са-са—коса, коса. Автоматизация звука С в слогах СА СЫ Сы-сы-сы—сын Сы-сы-сы—сыт Сы-сы-сы-сыпать Сы-сы-сы—сытный Сы-сы-сы-сынок Са-са-са---сапоги Са-са-са—самокат Са-са-са-садовник Са-са-са—самоходка Са-са-са—сатин Упражнение «1-2-5-9» со словами сын, садик, садовник, сынок, самокат, самоходка Развитие слухового внимания и памяти-упражнение «Запомни-повтори» ряды слогов, ряды слов, с СА СЫ Звуко-слоговой анализ, схемы слов сын, сынок Проговаривание предложении : У мамы сын Саня. У Сани новый самокат. Рефлексия | Карточки с иллюстрированием упражнений и стихотворным материалом для артикуляционной гимнастики Игрушки-пищалки Мягкие помпоны Бумажные шарики Карточки с определенным количеством предметов Набор для построения схем, фишки | ||
6 | Автоматизация звука [c] в слогах СО СУ | 1.Развитие артикуляционной мускулатуры 2. Развитие мелкой моторики 3. Уточнение артикуляционной позы 4. Автоматизация в слогах СО СУ и словах, где эти слоги в начале слова 5. Развитие слухового внимания и памяти 6. Развитие навыка согласования имени существительного с количественным числительным 7.Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука 8. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Заучивание чистоговорок) 9. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) | Артикуляционные упражнения См.выше Развитие мелкой моторики: упражнение «Гуси» - указательный и безымянный пальцы обеих рук шагают по столу Уточнение артикуляционной позы (по подражанию) Автоматизация в слогах СО СУ и словах, где эти слоги в начале слова: Со-со-со—сок, сом, сон, Соня, песок, кусок, носок, поясок Су-су-су—сук, суп, сумка, сундук, несу, пасут, посуда Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов А)Со-су-сы-са Са-со-су-сы Сы-са-со-су Са-со-су-сы Б) сом—суп—песок—посуда (в разном порядке) Согласование имени существительного с количественным числительным Упражнение «1-2-5-9»: СУМКА,НОСОК,СУНДУК Проговаривание предложений У Сани сок. Соня пьет сок. У Сони сумка. В Сониной сумке посуда. Заучивание чистоговорок Са-са-са—Соня и Саня идут в сад Са-са-са—в саду у Сони оса Со-со-со—оса пьет сок Су-су-су—Соня видит осу, Сы-сы-сы—у Сони в саду нет осы Звуко-слоговой анализ, схемы слов Сумка, сундук, носок Рефлексия | Предметные картинки Идут леском гусак за гусаком Глядят с высока гусак на гусака Ой, выщеплет бока гусак у гусака. Предметные картинки к речевому материалу Предметные картинки к речевому материалу Предметные картинки к речевому материалу Сюжетные картинки к речевому материалу Предметные картинки к речевому материалу Набор для построения схем, фишки | ||
7 | Автоматизация звука [c] в закрытых слогах | 1.Артикуляционная гимнастика 2.Развитие мелкой моторики 3.Автоматизация в закрытых слогах и словах с ними 4. Развитие слухового внимания и памяти 5. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (проговаривание и заучивание чистоговорки) 6. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) | Артикуляционные упражнения См.выше Упражнения на развитие мелкой моторики «Путешествие пальцев» Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». Можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; все пальцы должны участвовать; нельзя отрывать первый палец, не переставив другой. Автоматизация в закрытых слогах и словах с ними Ас-ас-ас-квас-ананас-компас-погас Ос-ос-ос- нос-поднос-покос-кокос Ус-ус-ус-фокус-фикус-кактус-автобус-вкус Ыс-ыс-ыс-мыс-кумыс-Догомыс Ес-ес-ес-вес-навес Ёс—ёс-ёс-пёс-нёс-утёс-каменотёс Ис-ис-ис-Денис-вис-тис-бис Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов упражнение «Запомни-повтори» А)Ас-ос-ус-ыс Ыс-ос-ус-ас Ус-ас-ос-ыс Ос-ус-ыс-ас Б) поднос-пес-навес-кумыс (в разном порядке) Проговаривание и заучивание чистоговорки Ас-ас-ас—у нас дома квас Ас-ас-ас-у вас дома ананас Ос-ос-ос—в саду много ос Ус-ус-ус-у Сони на окне кактус Ыс-ыс-ыс-Денис, пей кумыс Звуко-слоговой анализ, схемы слов Квас, фикус, ананас, автобус Рефлексия | Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Предметные картинки к речевому материалу Сюжетные картинки к речевому материалу Набор для построения схем, фишки | ||
8 | Автоматизация звука [c] в слогах со стечением согласных | 1.Развитие артикуляционной мускулатуры 2. Развитие мелкой моторики и отработка употребления предлогов 3.Автоматизация в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие слухового внимания и памяти 5. Развитие грамматических нвыков(Подбор существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои) 6. Развитие навыка согласование количественных числительных с существительными 7. Развитие навыка спряжение в настоящем времени, формирование грамматических навыков 8. Развитие навыка звуко-слогового анализа (на базе отработанных слов) | Артикуляционные упражнения См.выше Упражнения на развитие мелкой моторики и отработку употребления предлогов «Фокусник» движения выполняются как в тексте стихотворения Автоматизация в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними Ста-ста-ста-стакан, станок, стадо, стадион, паста, невеста, мангуста Сто-сто-сто-стон, стог, стоп, стой, стойка, место, тесто, пусто Сту-сту-сту—стук, ступа, ступенька, пастух, поступь, поступок Сты-сты-сты—стык, стынуть, мосты, кусты Воспроизведение рядов слогов со стечением согласных, рядов слов «Запомни-повтори» Ста-сто-сту-сты Сты-сту-сто-ста Со-ста-сты-сту Сту-сты-ста-сто Стадион-ступенька –мосты- пусто ()слова в разном порядке) Подбор существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои Стадо, стадион, паста, стог, невеста, стойка, ступа, ступенька, пастух, поступь, поступок, мосты, кусты Согласование количественных числительных с существительными Упражнение «1-2-5-9»: Невеста, стойка, ступа, ступенька, место, стадо, стакан Спряжение в настоящем времени Стоять на ступеньках стадиона Я стою… Ты… Мы…. Они… Звуко-слоговой анализ, схемы слов Станок стадион, капуста Рефлексия | Карты упражнений Небольшой резиновый мяч с шипами
Предметные картинки к речевому материалу Предметные картинки к речевому материалу в количестве 1,2,5,9 Картинка «Стадион» Набор для построения схем, фишки | ||
9 | Автоматизация звука [c] в закрытых слогах со стечением согласных | 1.Развитие артикуляционных мышц 2. Развитие мелкой моторики и отработку употребления предлогов 3.Автоматизация в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие слухового внимания и памяти 5. Развитие навыка согласование количественных числительных с существительными 6. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Проговаривание предложений, выделение слов со звуком [с],определение места звука в словах ) 7.Развитие навыка словообразования существительных, обозначающих людей по их занятиям | Артикуляционные упражнения См.выше Упражнения на развитие мелкой моторики: «Зайка и зеркало» совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения. Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. Автоматизация в закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними Аст-аст-аст—гимнаст, наст Уст-уст-уст—куст, август Ост-ост-ост—мост, хвост Ист-ист-ист—аист, танкист Воспроизведение слоговых рядов и рядов слов Аст-ост-уст-ист (в разном порядке) Аист-мост-гимнаст-куст (в разном порядке) Согласование количественных числительных с существительными Упражнение «1-2-5-9»: Гимнаст, куст, танкист, мост, аист, хвост Проговаривание предложений, выделение слов со звуком [с],определение места звука в словах В саду стоит аист Под кустом петух Петух поднимает хвост За садом высокий мост Словообразование существительных, обозначающих людей по их занятиям Пианино-пианист Гимнастика—гимнаст Баян—баянист … Танк— Хоккей— Теннис— Рефлексия | |||
10 | Автоматизация звука [c] в открытых и закрытых слогах со стечением согласных, словах и предложениях с ними | 1. Развитие артикуляционных мышц 2. Развитие мелкой моторики и отработку употребления предлогов 3.Автоматизация в открытых и закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними 4. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Проговаривание , деление на слоги, выделение ударного слога) 5. Развитие слухового внимания и памяти (Воспроизведение ряда слов (с изменением порядка) 6. Развитие навыка согласование количественных числительных с существительными 6.Развитие навыка спряжение в настоящем времени, формирование грамматических навыков 7. Развитие навыка четкого проговаривание предложений на базе корректируемого звука (Заучивание чистоговорки , отработка звука в стихотворном тексте) | Артикуляционные упражнения См.выше Упражнения на развитие мелкой моторики «Все ли спят?» (согласование действий со словами, с параллельным проговариванием) Автоматизация в открытых и закрытых слогах со стечением согласных и словах с ними Спа-спо-спу-спы осп-осп-усп-ысп Спо-спу-спа-спы осп-усп-ысп-асп (в разном порядке) Проговаривание , деление на слоги, выделение ударного слога (выбрать подходящую схему, отметить ударный слог) Спа-спа-спа- спад,спать,спасать, спасти, оспа Спи-спи-спи-спина, спинка, спит, список, списывать Спу-спу-спу-спуск, спускать, спокойно, спокойный. Псы-псы-псы—клипсы, пупсы Воспроизведение ряда слов (с изменением порядка 3-4 раза) Упражнение «1-2-5-9»: Спасать-способ-спуск-список Звуко-слоговой анализ, схемы слов Спина, список, спуск, спутник Спряжение в настоящем времени Спать на спине Спасать спутника Заучивание чистоговорки сове и совятах «В лесу темно, совы спят давно Одна сова не спит-на суку сидит…» (Стр.47«Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» под редакцией В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая ) | Предметные картинки по сюжету стихотворения «Все ли спят?»- кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх Спят лисички? Спят –спят.- мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д. Спят ли птички? Спят-спят. Спят ли совы? Спят-спят. Все на свете спят, спят.- все пальцы сжаты в кулак Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в Мы не спим, мы не спим, стороны, как крылья самолёта Мы летим, летим, летим. Карточки, слоговые схемы, карточка с косой чертой Предметные карточки к речевому материалу, набор для фонетического анализа Сюжетные карточки, по сюжету стихотворения |
6.Планируемые результаты реализации программы:
На основе государственного образовательного стандарта и ФАОП ДО для детей с ТНР к концу прохождения программы ребенок:
– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
– пользуется этими звуками в свободной речи;
– вычленяет звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
– различает оппозиционные фонемы гласные и согласные звуки, мягкие, твёрдые звуки, звонкие, глухие;
– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза.
7. Условия успешной реализации программы обусловлены следующими факторами:
• степенью выраженности дефекта;
• возрастом ребенка и его соматическим состоянием;
• психическими особенностями ребенка и его активностью в процессе коррекционной работы;
• особенностями эмоционально-волевой сферы;
• влиянием микросоциального окружения;
• сроком начала логопедической помощи и ее продолжительности;
• реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы.
8. Оценка результативности прохождения программы:
– наблюдение за успешным решением задач осуществляется учителем-логопедом на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;
– открытые просмотры, утренники, развлечения, конкурсы, занятия в группах на основе пройденного материала;
– обсуждение с детьми результатов деятельности;
– беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
– оценка динамики работы с логопатами через сравнительный мониторинг с использованием диагностического инструментария;
– количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
9. Литература
В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/ В.В.Коноваленко, М.И.Кремецкая (3 издание исправленное и дополненное).-М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018
–Коррекция нарушений речи» программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина ;авт. сост. сб. Г.В.Чиркина.-М. :Просвещение, 2014
– Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.-Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Секреты логопеда в коррекционной работе по постановке и автоматизации звуков".
В помощь родителям....
индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р...
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии
Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......
Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6-7 лет
Помощь педагогам в работе с детьми с ОВЗ....
Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.
Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом. ...
Консультация «Этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков»
Статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяе...
Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.
Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...