Индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком , имеющим ОВЗ.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Голова  Елена Николаевна
Программа содержит материал для работы с ребёнком 8-летнего возраста с умеренной умственной отсталостью, сочетающейся с атипичным аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционной работы

                     с ребёнком, имеющим ОВЗ

Автор -составитель : Зудилина Елена Николаевна

                                      воспитатель МАДОУ д / с 26 « Золотая рыбка »

                                       г. Кумертау республика Башкортостан

Заключение ПМПК: F 71 умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени тяжести. Атипичный аутизм.

Краткий анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов. Ребенок от первой беременности, первых родов. Масса – 2,700, рост 45 см. соответствовали возрасту. Шкала Апгар – 7 баллов. С первых месяцев жизни наблюдалось сниженное проявление безусловных рефлексов, замедленное угасание атавистических рефлексов. Комплекс оживления появился поздно и был представлен неярко.

Не владеет навыками ухода за собой: ест и одевается с помощью взрослого. Речь присутствует в виде бытовых фраз. В контакт вступает с трудом. Контакт глаз наладить не удается, при попытках взрослого вступить с ним во взаимодействие кричит, плачет. Уровень развития мышления наглядно-действенный, методом проб владеет частично (действует со сборно-разборными игрушками – матрешкой, пирамидкой). Внимание трудно привлекаемое. Внимание привлекают предметы неигрового характера – палочки, блестящие поверхности, замки на сумках, щеколды и др. Выражено полевое поведение – повторение безречевых звуков, вкладывание и выкладывание фигур из пазов доски со вкладками. Работоспособность резко снижена.

Рекомендации ПМПК:  посещение образовательного учреждения для детей с умственной отсталостью, индивидуальные занятия с учителем – дефектологом, педагогом – психологом 
Результаты обследования состояние ребенка характеризуется низкой работоспособностью, повышенной отвлекаемостью, бедностью эмоций и воли, отсутствием познавательного интереса, несформированностью высших психических функций, мелкой и крупной моторики, нарушением социально-личностных и моторно-двигательных сфер.

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

Психолого-логопедическое обследование показывает:

1.При первичном логопедическом обследовании мальчик неохотно вступил в контакт с логопедом, не проявил интереса к предложенной игровой деятельности, не понял условий задания. Заинтересовался заводными игрушками, настольной игрой «Помоги зайчонку». Представление о себе нечёткие: откликается на имя. Мальчик общается со взрослыми на эмоционально-личностном уровне, экспрессивно-мимическими средствами.

2.Мальчик моторно не ловок, движения размашисты, некоординированны.

.Задание на развитие общей моторики преимущественно не выполняет, или выполняет совместно с логопедом.  Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений очень медленная.

 Мелкая моторика рук не  развита.

3.Ребёнок в ограниченной степени понимает речь взрослого, но не говорит. Отмечается  системное недоразвитие речи. Мальчик  не владеет элементарными способами усвоения общественного опыта, в ориентировачно-познавательной деятельности, действует хаотично.

4.Работоспособность низкая, внимание неустойчиво, затруднён перевод из кратковременной в долговременную память

 

3. Состояние артикуляционного аппарата :

  -носогубные складки норма,

  - губы:норма

  - зубы: мелкие, редкие.

  - челюсти: норма.

  - прикус: норма

  - нёбо: твёрдое-норма

     мягкое-норма

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

несформированность языковых средств (системное недоразвитие речи средней степени ),алалия.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

1. Ознакомление с окружающим миром


Задачи:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
- развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове, радуется – хлопает в ладоши и т.д.);
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.); 
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого;
- формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;
- знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник и др.).
2. Речевое развитие


Задачи:
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
- расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
- накапливать пассивный словарь;
- воспитывать потребность в речевом общении;
- развивать понимание и выполнение одно- и двухступенчатых инструкций;
- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы);
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.


3. Формирование элементарных математических представлений


Задачи:
- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;
- знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об у-тойчивости порядка числительных при счете;
- знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок,

-выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу


4. Сенсорное развитие


Задачи:
- развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
- развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
- развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;
- развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функ-ции руки;
- развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову); 
- учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).


5. Развитие психических функций


Задачи:

--ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире; 
-обучить его простым навыкам контакта; 
-обучить ребенка более сложным формам поведения;
-развивать самосознаниеи личность аутичного ребенка;
- воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи;
- воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инст-рукций;
- развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
- развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;
- учить ориентировке в схеме собственного тела;
- учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т.д.), направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств;
- учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога; 
- развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета) 

Содержание  коррекционно – развивающего обучения

                                

  • Развитие неречевых психических функций:

-слухового восприятия,  внимания, памяти,

-зрительного восприятия, внимания, памяти,

-психомоторики: общей, ручной, пальчиковой, мимической;

-памяти: слуховой, зрительной, моторной;

-невербального мышления

  • Проведение логопедического массажа.
  • Работа над дыхательно – голосовой функцией  и просодическими сторонами речи.
  • Проведение пассивной артикуляционной гимнастики.
  • Развитие понимания обращенной речи.

 -Учить выполнять действия по словесной инструкции:

«Покажи, где тётя? Вот она, Покажи, где у тёти глазки? Вот они. Покажи, где у тёти  ручки? Вот они»;

-Учить выполнять задание по речевой инструкции, включая 1, 2, 3 действия:

Возьми куклу .Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;

-Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за.

(«Поставь  машинку на стол. Поставь матрёшку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом»)

  • Формирование фонетико-фонематического слуха.

 -Побуждать повторять звуки, слоги,  простые слова..

-Прослушивать звуки живой  и неживой природы, звуки речи.

-Петь песенки со звукоподражанием.

-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках

 и стихах (например, уронили Мишку (на пол)).

  • Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка свистящих, шипящих, соноров
  • Развитие слухового восприятия при различении неречевых звуков, например , звучащих игрушек- сначала контрастных по восприятию, затем сходных
  • Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях ( выделять определённо звучащую игрушку из 2-3,мальчик   должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
  • Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек,    картинок
  • Развитие зрительного внимания и памяти  мальчика.. Павлик должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки Или мальчик должен запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5игрушек.

Игры и упражнения:  «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»

  • Развитие психомоторики:

-общей (упражнять Павлика в ходьбе на полной ступне, на  носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах

-ручной (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в  сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц)

-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с Павликом с речевым сопровождением и без него.

  • Развитие моторной памяти ( предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом.)
  • Развитие невербального мышления: разложить серию картинок  в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)          

 

    Формы, методы и средства индивидуальной работы с ребенком:

1) формы работы: индивидуальные занятия по 2 раза в неделю в течение года; индивидуально-подгрупповые занятия по 2 раза в неделю в течение года;

2) методы работы с ребенком:

а) игры и упражнения для развития понимания речи: «Слушай и выполняй», «Найди предмет по описанию» и др.

б) игры и упражнения для развития внимания и стимуляцию развития познавательного интереса («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди, что звучит», «Кто голос подает?», «Запомни и повтори», «Собери матрешку», «Разрезные картинки», «Подарки», «Магазин» и др.);

в) игры для формирования умения повторять звукоподражания:

3) средства работы: музыкальные и звуковые (шумящие) игрушки, предметные и сюжетные картинки, объемные игрушки (куклы, машинки и др.), сборно-разборные игрушки (пирамидки, кубики, строительные наборы, конструкторы «Лего» и др.).

Взаимодействие с другими специалистами сопровождения, родителями ребенка:

1) учитель-дефектолог: 

а) задачи: развитие понимания речи, развитие внимания и познавательного интереса;

б) формы и средства взаимодействия: разработка совместных заданий для домашних заданий для родителей, занятий, организуемых воспитателем.

2) педагог-психолог:

а) задачи: развитие познавательного интереса, развитие коммуникативных навыков и форм взаимодействия со взрослым, развитие внимания и познавательного интереса;

б) формы и средства взаимодействия: разработка совместного плана по организации коррекционных мероприятий, включение в коррекционно-педагогическую работу психокоррекционных задачи и в психокоррекционную работу образовательных задач.

Рекомендации для взрослых

Всем взрослым необходимо соблюдать единые требования в воспитании и обучении ребёнка.

1.Укреплять здоровье ребёнка,  чётко соблюдать режим дня. Занятия проводить в первой и второй половине дня, спустя после сна 30 минут. Продолжительность индивидуальных занятий на начальном этапе 10-15 минут, далее увеличивая время до20 минут .В вечернее время воспитатель проводит индивидуальные занятия с ребёнком по заданию логопеда.

2.При моторной алалии. рекомендуется логопедический массаж. Оптимальное время проведения массажа – за некоторое  время до еды..

3. При составлении схемы логопедического массажа необходимо соблюдать следующие условия:

-Сеанс массажа не должен превышать 15 минут

-сеанс массажа можно проводить ежедневно или через день.

-При массаже положение ребёнка должно быть максимально удобным и естественным

4.Перед артикуляционной гимнастикой, которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания .Упражнения выполняются ,как в положении сидя, так и в положении стоя.Достаточно3-5 повторений.

5.При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность -от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.

Подбор материала: Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения.

Рекомендации родителям

1.Массаж рекомендуется выполнять через день.

2.Массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастикой.

3.Перед артикуляционной гимнастикой , которую рекомендуется выполнять после сеанса массажа, необходимо выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

4.Дыхательные упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.

5.При выполнении  комплекса артикуляционных упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых  упражнений к более сложным

6.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

7.Количество повторов каждого упражнения  от 2 до 10-15 раз

ВАЖНО чтобы упражнения выполнялись правильно.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов.

Проведение с Павликом специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1.Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

3.Вдох-выдох ртом.

4.Вдох ртом, выдох - носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

Предложить Павлу задуть свечу с расстояния 15-20 см, затем с более далёкого расстояния. Предложить  попробовать сдуть ватку с ладони

-Обучать спокойному и плавному выдоху

-Обучать длительному выдоху , плавающие в воде.. Этому способствует:

дутьё на лёгкие  пластмассовые игрушки;

 дутьё через трубочку в бутылочку с водой;

 дутьё на шарики и карандаши,

 игра в мыльные пузыри.

Дыхательные упражнения, способствующие выработки  плавной и длительной воздушной струи:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик»,

«Живые предметы», « Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Чей пароход лучше гудит?»,

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ - ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ

При коррекции  моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛИЦА.

Массаж лба:

1.Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2.Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3.Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4.Направление движения:  от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

5.Направление движения от уголков рта к  вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6.Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа

7.Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

8.Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

Массаж рта

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10.Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка

11.Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Массаж шеи

12.Направление движения :вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Гимнастика для  мышц шеи.

Гимнастика для мышц шеи является промежуточным звеном между массажем лица и массажем языка. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуется:

1.Наклоны головы вправо-влево и вперёд -назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12раз.

2.Круговые движения головой- не более 3 раз в каждую сторону.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Массируемые мышцы

языка

Направление движения

Тип движения

продольные мышцы

от корня или средней части к кончику

поглаживающие

вертикальные мышцы

от корня языка к кончику и обратно

ритмичное надавливание. Проведение щетиной зубной щётки

поперечные мышцы

из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно

поглаживающие

Активизация мышц

от корня к кончику

вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки

Подъязычная уздечка

снизу вверх до лёгких болевых ощущений

потягивание

 ВОСПИТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить с Павликом пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

  1. Собирание губ в «Трубочку».
  2. Растягивание губ в улыбку.
  3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен
  4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.
  5. Приподнимание кончика языка шпателем  к твёрдому нёбу или верхней губе.
  6. Подтягивание языка вперёд: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

1.ОКОШКО        На счёт  «раз» широко открыть рот, на счёт «два»      закрыть рот.

2.ЛЯГУШКА         Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

        Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3.ХОБОТОК        Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

4.ЛЯГУШКА -        На счёт «раз» -«два» чередовать упражнение «Лягушка» и  упражнение «Хоботок»

 ХОБОТОК        

5.ЛОПАТОЧКА        Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

6.ТРУБОЧКА.        Открыть рот, язык свернуть трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

7.ТОЛСТЯЧОК        а) Надувание обеих щёк одновременно.

        б) Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

8.ХУДЫШКА        Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти сомкнутых губах.

9.НАКАЖЕМ        Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине

НЕПОСЛУШНЫЙ   от кончика до корня, попеременно высовывая и снова

ЯЗЫК         втягивая.

10.ПРИЧЕШЕМ        Губы в улыбке , зубы сомкнуты.Широкий язык

ЯЗЫЧОК        протискивается наружу между зубами, так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка

11.ЧАСИКИ        Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два»  из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12.КАЧЕЛИ        Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два»  поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗВУКОВ, ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Уточнение артикуляции свистящих звуков.

Уточнение артикуляции шипящих звуков

Уточнение артикуляции сонорных звуков.

Уточнение артикуляции аффрикат.

ПОСТАНОВКА ОТСУТСТВУЮЩИХ ЗВУКОВ

Постановка свистящих согласных звуков (с, сь, з, зь ), звука «Ц»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад   звуков С-СЬ-З-ЗЬ

1.Лягушка - Хоботок

2.Лопаточка.

3.Накажем непослушный язык:

-Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

4.Киска сердится:

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

На счёт1-выгнуть спинку горкой. упираясь кончиком в нижние зубы. на  2-вернуться в исходное положение.

5.Упрямый ослик:

-Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ»

Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6.Трубочка.

7.Чистим нижние зубки:

-Улыбнуться, приоткрыть рот .Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо -влево. Нижняя челюсть неподвижна.

8.Качели.

9.Посчитай нижние зубки.

-Улыбнуться, приоткрыть рот Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  «С»

1 АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «С»:

 -Кончик языка упирается в передние нижние зубы,

  -губы в улыбке не закрывают зубов

  -зубы сомкнуты или сближены

  -воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко      

рту, ощущается резкая холодная струя

  -звук «С» глухой

  - слышится песенка водички: «ссс»

2.Постановка звука «С»

3.Активизация звука «С» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «С» в словах

5.Активизация звука «С» во фразовой речи.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА  «З»

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «З»:

 -Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке.

-зубы сомкнуты или сближены

-ощущается резкая холодная струя воздуха;

-звук «З» звонкий

- слышится песенка комарика «ЗЗЗ»

2.Постановка звука «З»

3.Активизация звука «З» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «З» в словах

5.Активизация звука «З» во фразовой речи.

Постановка звука «Ц»:  

1.Артикуляция звука «Ц»

-Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы.

Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом.

Язык широко распластан, боковые края напряжены.

В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом.

Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи;

-Губы растянуты в улыбке,

-Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены.

-Воздух выдыхается толчком в момент размыкания нёба с языком. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха,

Звук «Ц»- твёрдый, глухой.

        При произнесении звука «Ц» выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука «Т», а произнесение звука «С»  придаёт звуку «Ц» свистящий оттенок.

2.Постановка звука «Ц»

3.Активизация звука «Ц» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ц» в словах

5.Активизация звука «Ц» во фразовой речи.

Постановка шипящих звуков «Ш», «Ж»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж

1.Лягушка-Хоботок

2.Лопаточка

3.Накажем непослушный язык

4.Чашечка:

-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5.Бублик:

-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит,, чтобы зубы были сомкнуты.Удержать губы в таком  положении под счёт до5.

6.Фокус:

-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7.Лошадка:

-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт.Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8.Маляр:

-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9.Вкусное варенье.

-Улыбнуться, открыть рот. Языком , в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10.Грибок

-Улыбнуться, открыть рот Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.

11.Гармошка:

-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»:

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ш»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;

 -боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

 -губы округлены и вытянуты вперёд;

 -зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя

2.Постановка звука «Ш»

3.Активизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ш» в словах

5.Активизация звука «Ш» во фразовой речи.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ж»:

1АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Ж»:

 -Кончик языка поднят к передней части нёба, ноне прижат;

 -боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

 -губы округлены и вытянуты вперёд;

 -зубы сомкнуты, либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая воздушная струя.

Звук «Ж» произносится с голосом, он звонкий

2.Постановка звука «Ж»

3.Активизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Ж» в словах

5.Активизация звука «Ж» во фразовой речи.

Постановка сонорных звуков «Л», «Р»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков  Л-ЛЬ

1.Лягушка-Хоботок

2.Лопаточка

3.Накажем непослушный язычок.

4.Вкусное варенье

5.Качели.

6.Пароход:

-Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

7.Индюк:

-Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, что бы слышалось «бл-бл-бл». Следить, что бы язык не сужался, он

 должен быть широким

8.Маляр

9.Чистим верхние зубы.

-Улыбнуться, приоткрыть рот.

-Кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10.Посчитай зубки.(В этом комплексе считаем верхние зубы)

11.Поймай звук «Л»

-Улыбнуться. Во время произнесения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, послышится звук «Л»

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Л»

-Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба, с включением голоса остаётся неподвижным.

-По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух.

-Губы открыты. -Зубы разомкнуты.

-Воздух выдыхается умеренной струёй; на ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха

Звук «Л» звонкий

2.Постановка звука Л»

3.Активизация звука «Л»  в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Л»   в словах

5.Активизация звука «Л» во фразовой речи.

Звук «ЛЬ» легко ставится по подражанию при условии

 хорошего  произнесения твёрдого звука «Л»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»

1.Качели.

2.Маляр

3.Чистим верхние зубки.

4.Посчитай верхние зубки.

5.Лошадка.

6.Грибок.

7.Гармошка.

8.Барабан.

-Улыбнуться, открыть рот. многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.

9.Комарик

-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;

Длительно произнести звук З-З-З.

10.Моторчик.

Основное упражнение:

Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, шпателем, соской, зондом с шариковым наконечником или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА «Р»

1Кончик языка поднят к нёбу.

Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2.Губы открыты.

3.Зубы разомкнуты.

4.На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная воздушная струя.

5.Звук «Р» звонкий

 

2.Постановка звука  «Р»

3.Активизация звука «Р»,  в прямых и обратных слогах

4.Активизация звука «Р»,   в словах

5.Активизация звука «Р»,» во фразовой речи.

Звук «РЬ» , как и звук «ЛЬ», обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения  звука «Р».

Работа начинается с произношения слогов, слов. а затем предложений.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком, страдающим аутизмом “Закрепление произношения гласных звуков”.

Цели:

Коррекционно – образовательные: Закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; закреплять умение пользоваться указательным жестом. Коррекционно – развивающие: Развивать зрительное восприятие; мелкую моторику;

артикуляционную моторику; внимание.

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Социализирующие: Установление эмоционального контакта, обеспечение стрессового контроля,

создание ситуации успеха (с помощью тактильного и словесного поощрения).

Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; яркая прищепка; буквы - пазлы (большая буква, в ней пазл с маленькой буквой); игрушка самолёта; картинки для звукоподражаний; песок (Смотреть приложение к конспекту)

Ход занятия.

Структурные компоненты

Содержание работы

 

1.Организационный момент

 

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

- Здравствуй. Сегодня светит солнце и у нас замечательное настроение. Вот и мы с хорошим настроением будем с тобой заниматься. Ты готов?

Ребёнок занимает своё место около логопеда перед зеркалом.

2. Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление указательного жеста, понимание инструкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ребёнку предъявляются картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки.

- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

 

Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку. Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?

2.Упражнение для языка.

Для движений языка влево и вправо, на уголки губ нанести немного шоколада или варенья.

Тоже для движений языка вверх и вниз. Только лакомство нанести над верхней и нижней губой.

 

 

Ребёнок длительно произносит звук “А”.

Длительное произнесение звука “И”.

Длительное произнесение звука “У”.

Показывает зубы, произнося звук “Ы”.

 

Ребёнок указательным жестом выполняет инструкции педагога.

 

Ребёнок слизывает лакомство и выполняет упражнение для языка.

 

 

 

3. Пальчиковая гимнастика

- Посмотри, какая у нас есть яркая прищепочка. Сейчас она поиграет с твоими пальчиками.

Педагог на каждый пальчик ребёнка слегка надавливает, произнося звуки “А, О, У, И, Э” сначала на левой, затем на правой руке.

Ребёнок повторяет звуки за педагогом.

4. Развитие зрительного восприятия (игра с вкладышами)

На полу разложены большие гласные буквы. Педагог предъявляет по одной маленькой букве (вкладыши) ребёнку.

- Давай найдём для каждой буквы свой домик.

Педагог показывает букву: “ - Найди такую”.

Педагог обязательно хвалит ребёнка, за каждую правильно найденную букву.

Ребёнок смотрит на букву – вкладыш у педагога в руках и на полу находит соответствующую большую букву, вкладывая в неё вкладыш с маленькой.

5. Работа над модуляцией голоса.

- “Посмотри, к нам летит самолёт! Сейчас он летит тихо “У”, а теперь громко “У”! Скажи тихо (педагог показывает картинку “тихо”) , а теперь громко (меняет картинку на “громко”).

Затем педагог меняет картинки одну на другую.

“ - Девочка плачет тихо “О”, а теперь громко “О!”.

Ребёнок меняет модуляцию голоса с тихого на громкий, в зависимости от показанной картинки.

6. Слитное произношение гласных в звукоподражаниях.

 

Ребёнку предъявляется картинка:

“ Девочка в лесу”.

“ - Скажи, как зовёт? Ау. Повтори”.

Затем предъявляются поочерёдно другие картинки : “Ослик” (ИА), “Плачет малыш” (УА).

Затем педагог предлагает показать, кто говорит так “ИА”, а кто так “УА”,.

Ребёнок воспроизводит звукоподражание “АУ”, глядя на картинку. Затем ИА, УА.

 

 

Ребёнок показывает на соответствующую картинку.

7.Рисование на песке пальчиком.

Педагог вместе с ребёнком рисует пальчиком на песке .

Играет на песке, комментируя рисунки. Круги – похожи на букву “О”, поставим палочку посередине – получилась буква “А” и т.д.

 

Рисует на песке. Проговаривает получившиеся буквы.

 

 

8. Итог занятия.

Ребёнку предлагается поощрение в конце занятия.

“ - Ты хорошо занимался, молодец! Какую конфету хочешь, красную или зелёную? Покажи. Проси. Молодец!”

Ребёнок показывает на конфету, делает просительное движение руки, чтобы получить поощрение.

Программа занятий с аутичным ребёнком

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком имеющим диффект

Примерный плани ндивидуальный  коррекционной работы с ребёнком имеющим ковплексный   ДЦП, УО, алалию на пол года...

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с ребёнком по логопедии

Программа содержит направление работы с ребёнком, цели, содержание материала и планируемые результаты......

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИХ «ОНР» И НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

В предлагаемой программе представлена система работы по формированию фонематического восприятия лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у детей. Она позволяет экономнее использоват...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (образец)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на резул...