индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звука Р
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке звука Р
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [р]
Автор: Чернова Оксана Владимировна
Учитель-логопед МДОУ ДСКВ №26 Г.Ейска МО Ейский район
Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [р].
Цели:
Относительно педагога:
- Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [р], активизация его в речи, дифференциация.
Относительно ребенка:
- Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [р], закрепить это произношение в самостоятельной речи.
Совместная цель:
- Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
Задачи:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- развитие мелкой моторики.
- постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
- автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
- развитие внимания, памяти.
- развитие навыков самоконтроля.
Содержание работы:
Тема, Цель занятия | Количество часов | Предполагаемый результат каждого занятия | Виды и способы деятельности | Критерии оценивания результата | Организация рефлексии |
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата» Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы | 1 -3 ч. | Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата | Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот) Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка» Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур) - Физминутка | Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений. | Отметить успехи ребенка в работе |
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]» Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата | 1ч. | Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] | - показ артикуляции перед зеркалом - показ профиля данного звука - показ положения языка кистью руки - артикуляционная гимнастика - упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д. Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус». | Успешность выполнения предлагаемых упражнений | Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось? |
3. «Постановка звука» Цель: Поставить звук [л] | 1 – 3ч. | Правильное произнесение изолированного звука [р] | 1 способ постановки звука: - вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз. 2 способ: - постановка звука [р] - произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р 3способ: - механическая помощь при постановке звука: вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя), при одновременном произношении звука д-д-д - физминутка 2 – 3 раза | Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда. | Похвала за достигнутый результат, поощрение (маленькие и большие звездочки за проделанную работу) |
4. «Автоматизация поставленного звука в слогах» Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия | 1 ч. | Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов | Закрепление произношения звука [р] в слогах. Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов. Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки» - упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог» - физминутка 2-3 раза | На сколько четко произносит звук в слогах. | Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука. Игра «Поставь себе оценку» Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями) |
5. «Автоматизация поставленного звука в словах» Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия | 1 ч. | Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов. | Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка.), назови 4-5 слов по памяти; По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку» «Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот) Пальчиковая игра «Изобрази животное» - упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности» - «Отхлопать ритмическую структуру слова» - «Подобрать слово на заданный звук, слог» - физминутка 2-3 раза | На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности. | |
6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте» Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение | 1 – 3 ч. | Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях | - к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов - составить предложения в которых будет много звуков [р] - Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам) - игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р]) - произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах - игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку» - упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов» - физминутка 2-3 раза | Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности | |
7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи» Цель: закрепление звука [р] в речи | 2 – 4 ч. | Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи | - составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок - придумывание рассказа по началу - упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда) - отгадывание загадок - рассказывание стихотворений - физминутка 2-3 раза | На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [р] | Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем |
Сроки проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, через пол года проводим промежуточную диагностику, указывая на динамику развития (положительная, волнообразная, отрицательная), итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/09/picture-1091278-1544344231.jpg)
Картотека упражнений по постановке ,автоматизации и дифференциации звуков
Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация.Звук[р, л]
Представлен материал для постановки,автоматизации и дифференциации звуков [р, л]...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1179590-1585799412.jpg)
Картотека упражнений по постановке, автоматизации и дифференциации звуков
Картотека по постановке, автоматизации и дифференциации звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-724245-1540155936.jpg)
Консультация «Этапы коррекционной работы по постановке, автоматизации звуков»
Статья посвящена изучению поэтапной логопедической работы по устранению звукопроизношения у детей с дислалией. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-607473-1700567962.jpg)
Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке,автоматизации и дифференциации звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-1449205-1673540431.jpg)
РАБОТА С ИДЕОГРАФАМИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.
ИДЕОГРАФЫ ПРИ ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1313690-1612927334.jpg)
Индивидуальная программа коррекционной работы по постановке, автоматизации и свистящих звуков (звук [c]).
Программа содержит подробное поэтапное календарное планирование с подробным описанием коррекционной работы над звукопостанвкой и автоматизацией звука С...