Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» с использованием здоровьесберегающих технологий.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Липатенкова Олеся Викторовна

Цель: расширить знания детей об овощах путем мотивации в виде прогулки по огороду с использованием здоровьесберегающих технологий.

Коррекционно — образовательная задачи:

  • расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Активизация словаря по теме «Овощи».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе).
  • Расширение представлений о важности труда взрослых.

Коррекционно — развивающая задачи:

  • развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания.
  • Развитие артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Развитие тактильных ощущений.
  • Воспитание длительного плавного выдоха.

Коррекционно — воспитательная задачи:

  • формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений.
  • Воспитание внимательного отношения к природе.
  • Расширение представлений о важности труда взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: расширить знания детей об овощах путем мотивации в виде прогулки по огороду с использованием здоровьесберегающих технологий.

Коррекционно — образовательная задачи:

  • расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Активизация словаря по теме «Овощи».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе).
  • Расширение представлений о важности труда взрослых.

 Коррекционно — развивающая задачи:

  • развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания.
  •  Развитие артикуляционной, общей моторики, координации речи с движением, формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Развитие тактильных ощущений.
  •  Воспитание длительного плавного выдоха.

Коррекционно — воспитательная задачи:

  • формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений.
  • Воспитание внимательного отношения к природе.
  • Расширение представлений о важности труда взрослых.

Форма проведения занятия: игра – путешествие.

Методы:

  • словесные (беседа, диалог, словарная работа, художественное слово)
  • наглядные (просмотр слайдов, показ действий, предметов).

Приемы стимулирования и мотивации учения:

  • создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуации новизны, неожиданности
  • познавательные игры
  • создание ситуаций успеха.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый).

Материалы для занятия: корзина с натуральными овощами, большой массажный мяч, маленькие массажные мячи, массажеры Су-Джок, флажки двух цветов по числу детей, предметные картинки с изображениями овощей, презентация для выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, просмотр иллюстраций, рисование, прослушивание стихотворений, отгадывание и составление загадок, дидактические игры с использованием информационно-коммуникативных технологий, беседы о пользе овощей и фруктов.

Дополнительные эффекты при использовании здоровьесберегающих технологий: мозговой штурм «Как вы думаете, что растет в моем огороде?», «А вы хотите посмотреть, что же там на самом деле?».

Использование технологий: здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»; комплекс артикуляционной гимнастики: упражнение «Грибок», чередование «Иголочка — Лопатка»«Лягушка — Слоник»; подвижная игра на координацию речи с движениями «В огороде», самомассаж рук; релаксационные паузы; физкультминутка; дидактические игры «Что сажают в огороде и в саду?»«Чего не стало?»«Что делать?»«Подними флажок», Су-Джок терапия; дыхательная гимнастика «Узнай овощ по запаху».

Аппаратное и программное обеспечение:

Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон,

программное обеспечение: MS PowerPoint, фонограммы музыкальных произведений.

Ход занятия

I.Вводная часть. Игровая мотивация.

Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает педагог в роли козы.

- Здравствуйте ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный огород, а хозяйка этого огорода я — коза Лиза. Как вы думаете, что растет в моем огороде?

«Мозговой штурм».

-А вы хотите посмотреть, что же там на самом деле? (Да)

-Сегодня я приглашаю вас в гости.

В огород пойдем, хоровод заведем…

1. Подвижная игра «В огороде».

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Овощи».

В огород пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки).

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, (Приседают, держатся за руки).

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку (Пляшут, держат руки на поясе).

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки).

Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом).

И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом).

Как зеленые горошки.

II. Основная часть.

Дети приходят в импровизированный «огород».

- Вот мы и пришли в мой огород. Скажите, что нужно для того, чтобы вырос хороший урожай? (Вскопать и разрыхлить землю, посеять семена, посадить рассаду, поливать. Нужно чтобы было тепло и светило солнышко.)

-Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы вырастить хороший урожай.

1. Самомассаж рук для активизации речевой зоны головного мозга. Автоматизация ранее поставленных звуков.

Чистоговорка «Огород».

Од-од-од – мы вскопали огород. (Катают мяч между ладоней)

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода (Перекладывают мяч из руки в руку)

Ду-ду-ду – за водой пойду (Массаж бедер ног)

Да-да-да – рад помочь всегда (Подкидывают и ловят мяч)

- Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в огороде вырос волшебный овощ. Вы хотите узнать, что это за овощ? (Ответы детей)

-Его так просто не увидишь, Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этого овоща. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о каком овоще идет речь. Согласны?

2. Упражнение «Отгадай загадки».

Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках овощей.

  • -Вот смотрите, в этой корзине лежат овощи, которые выросли в моём огороде. Я вам загадываю загадку, вы отгадайте и найдите этот овощ в корзине.

Дети отгадывают и достают овощи из корзины.

1. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. 
(Капуста.)

2. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? 
(Картофель.)

3. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. 
(Лук.)
%2

4. Нам зелёный хвост не нужен

Нужен только красный нос. (Морковь.)

-Положите на стол то, что вы достали из корзины. Скажите, что это?

(Морковка. Свекла. Огурец. Помидор).

-Как можно назвать их одним словом? (Овощи.)

-Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.)

Дети получают часть предмета (овоща) за правильно выполненные задания.

3. Игра «В огороде у козы Лизы».

Цель: расширение и активизация словаря по теме.

-Нам сейчас предстоит рассмотреть эти овощи. Мы с вами будем определять форму, цвет, какой вкус они имеют, какой у них запах. Вот такая огромная у нас работа, поэтому вы должны быть внимательными, чтобы заработать часть волшебного овоща. (Это круглый красный помидор. Это длинная оранжевая морковка. Это зеленая хрустящая капуста. А это сладкий сахарный горошек. Вот это зеленые хрустящие огурцы. А это толстый фиолетовый баклажан. Это красная сочная редиска. Это горький белый чеснок.)

- Молодцы! Вы много знаете названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных ив форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

-Часто в огород приходят зайцы, кролики, которые могут утащить овощи с грядок без разрешения. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то овощей. Вчера были, а сегодня уже нет.

-Посмотрите, какие овощи вы видите? Назовите их и запомните. (Ответы детей.)

-Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу один овощ. Вы должны будете сказать, чего не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Чего не стало? (Не стало баклажана.)

- Верно.

Затем помещается следующий комплект.

-Назовите, какие овощи вы видите? (Картошка, перец, петрушка, горох.)

- Чего не стало? (Не стало петрушки.) И так далее.

- Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета.

-Пойдемте дальше к моему любимому столику и скамеечке, немножко отдохнем. Посмотрите, что лежит на столике? Возьмите картинки и внимательно посмотрите на них. Первыми могут, сесть те дети, у кого на картинках овощи, в названиях которых есть звук [б].

- Какие у вас овощи? (Баклажан. Бобы. Кабачок.)

- Правильно.

- А ты Вадик, почему не сел? Что у тебя на картинке? (У меня помидор. В этом слове нет звука [б]).

-Молодец. В слове помидор нет звука [б]. Получайте еще одну часть овоща, которую нам предстоит собрать. А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в игру.

5. Д/и «Подними флажок».

Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения.

- Произнесите звук [б]. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [б] гласный или согласный? (Согласный.)

-Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда. Это губы. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (Синим.)

-Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б].

А, б, п, б, м, т, б, н, б, к.

Ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по.

Бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.

-Ребята! Я очень рада, что вы хорошо справились с заданием. Сейчас для с язычка мы выполним упражнения, чтобы научиться красиво произносить звуки.

6. Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ.

Цель: развитие артикуляционной моторики. Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденному на экране:

  • Чередование «Иголочка», упражнение «лопатка». Укрепление мышц языка.
  • Чередование «Лягушка» — «Слоник». Укрепление мышц губ.
  • Упражнение «Грибок». Укрепление мышц подъязычной связки.

7. Игра «Узнай овощ по запаху».

Цель: развитие глубокого вдоха.

- Ребята, у меня для вас сюрприз, закройте глаза, и понюхайте чем у меня в огороде пахнет? А теперь откройте глаза, смотрите, что у меня на блюде?

Коза Лиза обращает внимание детей на блюдо с нарезанными овощами.

- Ребята, каждый овощ имеет свой запах. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как нюхаю их я.

Коза показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают ломтики огурца. Затем по очереди нюхают лук, чеснок, укроп и запоминают запахи.

-А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. Вы по очереди с зарытыми глазами будете нюхать, и называть овощ.

Детям предлагается нюхать овощ, следя за тем, чтобы они делали вдох правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.

-Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху! Получайте еще одну часть овоща, которую вам предстоит отгадать.

8. Упражнение «Что делать?».

Цель: активизация речи, оказание стимулирующего воздействия на речевые области в коре головного мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

- Предлагаю вам продолжить прогулку по моему огороду, где вас ждут еще много интересных заданий.

Коза приглашает детей на ковер, предлагает встать лицом в круг и раздает каждому массажеры Су-Джок.

– Настала пора представить себя поварами. Я называю овощ, а вы рассказываете, как вы будете этот овощ готовить.

Дети открывают шарики, достают колечки.

-Капуста.

Дети. Буду нарезать, солить, тушить. (На каждое слово надевают колечко поочередно на пальчики).

- Картошка.

Дети. Буду чистить, нарезать, жарить, солить.

-Морковь.

Дети. Буду чистить, резать, тереть, делать сок.

- Огурец.

Дети. Буду мыть, укладывать в банки, мариновать.

-Вот как много всего приготовили. Хорошие повара! А теперь вместе приготовим вкусный овощной салат.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим».

Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

Отжимали ручками

И сложили кучкою.

В банку затолкали!

Крышкой закрывали.

10. Дидактическая игра «Что сажают в огороде и в саду?».

Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний.

-Ребята, вы же теперь все знаете, что сажают в огороде? Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть разные овощи и фрукты, а вы внимательно слушайте и показывайте. Вставайте в рассыпную и закрывайте глаза, когда вы услышите название фрукта-поднимайте руки вверх, название овоща — опускайте руки вниз.

Дети, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают: фрукты – руки вверх, овощи – руки вниз.

-Познакомила я вас со своим огородом и с тем, что в нем растет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трех и мы окажемся в детском саду.

III. Заключительная часть. Рефлексия

1. Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем огороде? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте мне на вопросы.

Вопросы:

- Из какого овоща можно приготовить томатный сок?

- Назовите овощи, в названии которых есть звук [б]?

-Из какого овоща можно приготовить гороховое пюре?

-В какое время года поспевают овощи в огороде?

-Назовите овощи, которые бывают зеленого цвета?

-Где растут овощи?

-Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Вы старались говорить внятно, четко и понятно, а значит, всем вокруг было слушать вас приятно. Покажите мне части овоща, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать наш волшебный овощ.

Дети складывают из частей целую картинку.

-Вы узнали, что за это овощ?

Дети. Это морковка.

- Как вы думаете, почему морковка вам улыбается?

Дети. Наверно потому, что мы смогли выполнить все задания, ответить на вопросы козы и собрать части целой картинки.

Коза Лиза прощается с детьми, благодарит их за правильные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»....

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме "Откуда к нам хлеб пришел"

laquo;Откуда к нам хлеб пришел» по сказке "Петушок и колосок"Темы:Логопедическая: «Словоизменение. Работа на уровне словосочетания».Грамматическая: «...

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме "Посуда"

Посуда - «Федорино горе»Логопедическая тема: «Словоизменение. Работа на уровне словосочетания».Грамматическая тема: «Согласование прилагательных с существительными&r...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи"

В данном конспекте представлены игры и задания на активизацию и пополнение номинативного, предикативного и атрибутивного словаря по лексической теме «Овощи»...

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» ...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"...