Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Палкина Анастасия Юрьевна

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление знаний детей об овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить представления детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках; активизировать, уточнить и расширить словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи (образование формы родительного падежа существительных в единственном числе; образование формы винительного падежа существительных в единственном числе; согласование числительных с существительными); совершенствовать навыки словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и словоизменения (изменение существительных по числам).

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, фонематическое восприятие, мышление, память, зрительное внимание; развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, тактильно-двигательное восприятие; развивать умение отгадывать загадки.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения; воспитывать внимательное отношение к природе.

Форма проведения занятия: игра – путешествие.

Методы:

  • словесные (беседа, диалог, словарная работа)
  • наглядные (показ действий, предметов).

Оборудование: корзина с натуральными овощами, массажеры Су-Джок, предметные картинки с изображениями овощей, игрушки «Овощи», картинка-штриховка «Морковь».

Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей, просмотр иллюстраций, рисование, прослушивание стихотворений, отгадывание загадок, дидактические игры, беседы о пользе овощей и фруктов.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Игровая мотивация.

Дети входят в группу под тихую спокойную музыку. Детей встречает учитель-логопед в роли Козы.

- Ребята! Недалеко от детского сада есть замечательный огород, а хозяйка этого огорода я — коза Лиза. Сегодня с приглашаю в гости в мой огород, где мы узнаем, что там выросло. Давайте мы с вами поприветствуем друг друга и наших гостей.

 Песенка-началка «Привет, всем привет!»

Как вы думаете, что растет в моем огороде? (овощи)

«Мозговой штурм»

- А вы хотите посмотреть, какие именно овощи выросли в моем огороде? (да)

Подвижная игра «В огороде»

Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Овощи».

В огород пойдем, (Дети идут по кругу, держатся за руки).

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, (Приседают, держатся за руки).

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку (Пляшут, держат руки на поясе).

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки).

Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом).

И поскачем по дорожке, (Скачут по кругу друг за другом).

Как зеленые горошки.

II. Основная часть.

Дети приходят в импровизированный «огород».

— Вот мы и пришли в мой огород. Скажите, что нужно для того, чтобы вырос хороший урожай? (Вскопать и разрыхлить землю, посеять семена, посадить рассаду, удобрять, поливать, полоть. Нужно чтобы было тепло и светило солнышко.)

- Повторяйте за мной чистоговорку и мы вспомним, что же нужно чтобы вырастить хороший урожай.

1. Чистоговорка «Огород» (самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок)

Од-од-од – мы вскопали огород. (Катают мяч между ладоней)

Ода-ода-ода – стоит хорошая погода. (Перекладывают мяч из руки в руку)

Ду-ду-ду – за водой пойду. (Катают мяч между ладоней)

Да-да-да – рад помочь всегда. (Перекладывают мяч из руки в руку)

- Ребята. Я вам скажу по секрету, у меня в огороде вырос волшебный овощ. Вы хотите узнать, что это за овощ? (Да)

- Его так просто не увидишь. Чтобы его увидеть, вам нужно из маленьких частей собрать целую картинку. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть этого овоща. А когда вы соберёте все части, то вы узнаете о каком овоще идет речь. Согласны? (Да)

2. Упражнение «Отгадай загадки»

Цель: учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках овощей.

- Посмотрите, в этой корзине лежат овощи, которые выросли в моём огороде. Я вам загадываю загадку, вы отгадайте и найдите этот овощ в корзине (дети отгадывают и достают овощи из корзины).

1. Как не зрелый он — зелёный,

Спелый — красный и большой,

Маринованный, солёный,

Он — любимый овощ мой! (Помидор)

2. Он — на грядке возле дома,

Он хрустящий и зелёный.

Овощ, правда, молодец —

Наш полезный... (Огурец)

3. Очень вкусная она,

Много в ней секретов.

Для нас – сладкая еда,

Для Золушки – карета. (Тыква)

4. Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я…  (Кабачок)

5. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал. 

Очень важный…  (Баклажан)

-Положите на стол то, что вы достали из корзины. Скажите, что это?

(Помидор, огурец, тыква, кабачок).

-Как можно назвать их одним словом? (Овощи.)

-Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках или в парниках.)

Дети получают часть предмета (овоща) за правильно выполненные задания.

3. Игра «Один-много»

- У меня в огороде растёт много овощей. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы много овощей.

Помидор — помидоры

Огурец — огурцы

Тыква — тыквы

Кабачок — кабачки

Баклажан — баклажаны

4. Создание проблемно-игровой ситуации. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе).

- Часто в огород приходят зайцы, которые могут утащить овощи с грядок без разрешения. Вот однажды утром прихожу в огород и смотрю: не хватает каких-то овощей. Вчера были, а сегодня уже нет.

-  Посмотрите, какие овощи вы видите? Назовите их и запомните. (Помидор, тыква, огурец, кабачок, баклажан)

- Вы правильно назвали овощи. А теперь крепко закройте глаза, а я уберу один овощ. Вы должны будете сказать, чего не стало. Свой ответ начинайте со слов «не стало…». Все закрыли глаза? Готовы? Чего не стало? (Не стало огурца.)

- Верно.

- Чего не стало? (Не стало тыквы.) 

- Правильно. Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, вот вам еще одна часть загаданного предмета.

5. Игра «Скажи ласково»

Цель: расширение и активизация словаря по теме.

По цепочке я буду называть вам овощ, а вы мне в ответ называть его ласково, кто ответит правильно, получит шарик Су-Джок.

Помидор – помидорчик; морковь - морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Редиска – редисочка; перец – перчик.

- Молодцы! Пойдёмте на мою любимую полянку и вспомним, какие овощи вы уже увидели в моём огороде.

5. Игра на развитие речедвигательной координации «Овощи»

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок между ладонями)

Овощ взяли, передали, подержали и отдали (левая рука за спиной)

Овощ взяли, передали, подержали, и отдали

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок шарик вокруг себя)

Овощ взяли, передали, подержали и отдали

Овощ взяли, передали, подержали, называли

В огороде мы ходили, овощи мы находили (Су-Джок между ладонями)

- Молодцы, возвращаемся в мой огород.

6. Игра «Посчитай-ка» 

Цель: согласование числительных с существительными.

- Ребята, я хочу приготовить картофельное пюре, какой овощ мне для этого необходим? Помогите мне сосчитать картофель. (один картофель…)

- А ещё я хочу приготовить кабачковую икру, какой овощ мне пригодится на этот раз? Помогите сосчитать. (один кабачок…)

6. Упражнение «Скажи наоборот?» 

Цель: активизация речи.

- Давайте ещё немного вспомним, какие бывают у нас овощи.

Морковь сладкая, а лук – горький.

Огурец шершавый, а помидор – гладкий.

Помидор круглый, а баклажан – овальный.

Свекла мелкая, а капуста – крупная.

Помидор растет на земле, а морковь – в земле.

8. Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных знаний.

Давайте вспомним, у каких овощах съедобная часть растет на земле (вершки), а у каких овощах в земле (корешки). На вершки – руки вверх, на корешки – вниз (лук, помидор, перец, морковь, чеснок, огурец, картофель, баклажан, свёкла).

9. Игра «Убеги и расскажи»

Дети встают в круг перед обручем, по команде бегут вокруг обруча, на определенные слова останавливаются возле карточек, прикрепленных на обруче, и рассказывают об овоще в центре обруча по схеме.

Овощи отличаются размером, формой, цветом, на ощупь, по твердости и мягкости и по вкусу. Теперь каждый из вас расскажет про свой овощ. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Какого цвета? Какой формы и размера? Какой овощ на вкус? Где растет? Какой овощ на ощупь? Что можем приготовить?

- Морковь – оранжевая, треугольная, большая, гладкая, твердая, сладкая, вкусная, хрустящая, полезная, (морковный сок).

- Огурец - маленький, овальный, зеленый, шершавый, твердый, хрустящий, вкусный.

- Помидор - круглый, красный, гладкий, мягкий, сладкий, сочный, спелый (томатный сок).

- Редис - маленький, круглый, красный, гладкий, твердый, горький.

- Кабачок - большой, овальный, зеленый, гладкий, твердый, безвкусный.

- Тыква – большая, круглая, оранжевая, гладкая, твердая, сладкая, (тыквенный суп).

- Лук – маленький, круглый, золотистый, гладкий, твердый, горький, жгучий.

- Свёкла – маленькая, круглая, бордовая, гладкая, твердая, сладкая, полезная, (свекольный сок).  

- Салат из капусты, помидоров, огурцов и редиски. Салат из чего (из овощей), значит салат какой? (Овощной).

- Сок из моркови. Салат из свёклы. Пюре из картофеля. Икра из кабачков. Суп из тыквы.

- Познакомила я вас со своим огородом и с тем, что в нем растет. Пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глазки, я посчитаю до трёх, и мы окажемся в детском саду.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Вот мы и дома. Вам понравилось гулять в моем огороде? Прежде, чем нам попрощаться, ответьте на мои вопросы:

- Из какого овоща можно приготовить томатный сок?

- Из какого овоща можно приготовить гороховое пюре?

- Назовите овощи, которые бывают зеленого цвета?

- Где растут овощи?

- Правильно ребята, мне очень понравилось, как вы отвечали. Покажите мне части овоща, которые вы получали за свои правильные ответы. А теперь давайте попробуем собрать наш волшебный овощ.

-Вы узнали, что за это овощ? (морковка)

- За активную работу на занятии я вручаю вам морковку-штриховку. Её нужно заштриховать цветными карандашами.

Коза Лиза прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)

Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме "Зима"

Занятие составлено для подготовительной к школе логогруппы в рамках программы по коррекции ОНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиКоррекционно-образовательные задачи.- расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»;-учить согласовать числи...

Конспект фронтального-логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы».

Цели: Активизация и обогащение словаря детей по теме  «перелетные птицы»....

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Овощи, огород"...

Конспект коррекционного логопедического занятия по лексической теме «Овощи. Огород» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: расширить знания детей об овощах путем мотивации в виде прогулки по огороду с использованием здоровьесберегающих технологий.Коррекционно — образовательная задачи:расширение представлений д...