Технологическая карта логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Аленина Юлия Талгатовна

Технологическая к4арта логопедического занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  логопедического занятия  в ДОУ

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Аленина Юлия Талгатовна

Группа (

логопедическое заключение)

Старшая группа комбинированного вида

Общее недоразвитие речи III уровня

Тема занятия

Домашние животные

Тип занятия

 Фронтальное. Закрепление, активизация полученных знаний

Используемые технологии

Здоровьесберегающие технологии.

Игровая технология.

Цель занятия

Создать условия для формирования фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развития связной речи. Обобщение знаний по теме.

Задачи

                                Образовательные области:

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Речевое развитие

Закреплять умение образовывать существительные множественного числа, существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные.

Закреплять умение подбирать слова-антонимы, согласовывать числительные с существительными.

Познавательное развитие

Систематизировать представления детей о домашних животных.

Развивать подвижность органов артикуляции в процессе  

выполнения артикуляционной гимнастики.

Развивать фонематическое восприятие.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование  положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;

 Воспитание  положительного отношения к домашним животным; мотивационной основы к изучаемой теме

Оборудование

Предметные картинки с изображением домашних животных, тучки и солнышка демонстрационный материал «Деревенский дворик», индивидуальные зеркала, листы бумаги с контурным изображением животных, карандаши, мяч.

Речевой материал

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», карточки с  артикуляционной гимнастикой :  «Лопата», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Почистим зубы», «Горка», «Катушка».

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Результат деятельности

I Этап

Мотивации

Цель: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебный процесс;

-формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении

1 минута

Практический метод: игра приветствие

Фронтальная

 Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре ясно, четко говорим, потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем! И легко нам говорить, и не хочется спешить. Так спокойно, так приятно. Говорим – и всем понятно.

Дети здороваются с учителем -логопедом.

Формирование основ самоконтроля:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослым и сверстниками.

II. Этап Актуализации знаний

Цель: актуализировать изученные способы действий, достаточных для обобщения знаний.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 минут

Игровая

Фронтальная

1.Пальчиковая гимнастика

«Апельсин».

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!

 Разбегайся кто куда!

2.Упражнения для артикуляционной моторики:

«Наказать непослушный язычок», «Лопата», «Заборчик», «Трубочка»,

«Качели», «Почистим зубы», «Горка», «Катушка».

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Осуществлять итоговый  и пошаговый  контроль по результату;

Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

III. Этап Объяснения (приобретения нового знания)

Цель: выявлять причины, в чем именно состоит недостаточность  знаний, умений или способностей.

- определять места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 минут

Словесный наглядный

Фронтальная

3.Отгадывание загадок:

Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко. И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род, - на охоту вышел … (Кот) (Выставляется картинка)

Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (Пёс) (Выставляется картинка)

Молоко дает нам кто-то. Детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (Коровы) (Выставляется картинка)

Бегут по дорожке борода да рожки. (Коза) (Выставляется картинка)

Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья) (Выставляется картинка)

Подумайте и скажите, кто это такие? Как их назвать одним словом?

Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных.

4.Рассказ о животных по картинкам.

Рассмотрите и назовите животных, которые изображены у вас на карточках.

5.Обведение по контуру.

-Обведите по контуру домашних животных.

Формулируют предполагаемую тему занятия.

Произносят названия животных, сравнивают их, относят их к определенной группе, делают вывод.

Обводят по контуру домашних животных.

Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

определять и формулировать

цель деятельности на занятии с помощью взрослого;

учиться работать по предложенному плану.

IV. Этап

Физминутка

Игра с мячом

Цель: формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности детей

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 минуты

Игровой метод:

упражнение

Фронтальная

индивидуальная

6.Дидактическая игра «Скажи ласково».

Выполняют физ минутку

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

V Этап Закрепления

Цель: формировать умения усвоение нового способа действия;

 выполнять в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

7 минут

Наглядно-демонстрационный, практический

Фронтальная

7.Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам).

8.Образование существительных с помощью суффикса

-ищ:

У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).

9.Подбор слов – антонимов:

-У коровы длинный хвост, а у свиньи… .

-У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть… .

-У козы острые рога, а у барана… .

10.Образование сложных прилагательных.

-У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая).

-У быка острые рога. Бык какой?

-У кролика длинные уши. Кролик какой?

-У лошади длинная грива. Лошадь какая?

-У овцы мягкая шерсть. Овца какая?

11.Образование притяжательных прилагательных.

-Конура собаки. Чья конура? (Собачья)

-Копыта коровы. Чьи копыта?

-Хвост кошки. Чей хвост?

-Борода козы. Чья борода?

Дети согласовывают числительные с существительными.

Дети образуют существительные.

Дети

подбирают картинки. Затем проверяют.

Выполняют задание

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

контролировать действия партнера.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

VI. Этап

Итог занятия. Рефлексия

Цель:  соотносить поставленные задачи с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации и виды деятельности

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 минуты

Игровой метод, упражнение

Фронтальная индивидуальная

О чем мы сегодня говорили  на занятии?

Что вам сегодня понравилось больше всего?

Какое задание было для вас самым трудным?


Ребята, у меня в руках тучка и солнышко. Я предлагаю сравнить свое настроение после занятия с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Отвечают на вопросы.

Дети высказывают впечатления от занятия.

Выбирают «облако» или «тучку», что соответствует их настроению.

Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия "Домашние животные" в старшей группе....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....