Ф.И.О. учителя-логопеда | Аленина Юлия Талгатовна |
Группа ( логопедическое заключение) | Старшая группа комбинированного вида Общее недоразвитие речи III уровня |
Тема занятия | Домашние животные |
Тип занятия | Фронтальное. Закрепление, активизация полученных знаний |
Используемые технологии | Здоровьесберегающие технологии. Игровая технология. |
Цель занятия | Создать условия для формирования фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развития связной речи. Обобщение знаний по теме. |
Задачи Образовательные области: | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
|
|
|
Речевое развитие | Закреплять умение образовывать существительные множественного числа, существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные. Закреплять умение подбирать слова-антонимы, согласовывать числительные с существительными. |
|
|
Познавательное развитие | Систематизировать представления детей о домашних животных.
| Развивать подвижность органов артикуляции в процессе выполнения артикуляционной гимнастики. Развивать фонематическое восприятие.
|
|
Социально-коммуникативное развитие | Формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме;
|
| Воспитание положительного отношения к домашним животным; мотивационной основы к изучаемой теме
|
Оборудование | Предметные картинки с изображением домашних животных, тучки и солнышка демонстрационный материал «Деревенский дворик», индивидуальные зеркала, листы бумаги с контурным изображением животных, карандаши, мяч. |
Речевой материал | Пальчиковая гимнастика «Апельсин», карточки с артикуляционной гимнастикой : «Лопата», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Почистим зубы», «Горка», «Катушка». |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
I Этап
Мотивации | Цель: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебный процесс; -формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении |
|
1 минута | Практический метод: игра приветствие | Фронтальная | Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре ясно, четко говорим, потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем! И легко нам говорить, и не хочется спешить. Так спокойно, так приятно. Говорим – и всем понятно. | Дети здороваются с учителем -логопедом. | Формирование основ самоконтроля: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослым и сверстниками. |
II. Этап Актуализации знаний | Цель: актуализировать изученные способы действий, достаточных для обобщения знаний. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
|
5 минут | Игровая | Фронтальная | 1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Мы делили апельсин – Много нас, а он один. Эта долька – для ежа, Эта долька – для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька – для котят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура. Он сердит на нас – беда! Разбегайся кто куда! 2.Упражнения для артикуляционной моторики: «Наказать непослушный язычок», «Лопата», «Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Почистим зубы», «Горка», «Катушка». | Выполняют пальчиковую гимнастику.
Выполняют артикуляционные упражнения.
| Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
III. Этап Объяснения (приобретения нового знания)
| Цель: выявлять причины, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей. - определять места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда
| Деятельность обучающихся |
|
5 минут | Словесный наглядный | Фронтальная | 3.Отгадывание загадок: Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко. И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род, - на охоту вышел … (Кот) (Выставляется картинка) Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (Пёс) (Выставляется картинка) Молоко дает нам кто-то. Детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (Коровы) (Выставляется картинка) Бегут по дорожке борода да рожки. (Коза) (Выставляется картинка) Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья) (Выставляется картинка) Подумайте и скажите, кто это такие? Как их назвать одним словом? Сегодня на занятии мы будем говорить о домашних животных.
4.Рассказ о животных по картинкам. Рассмотрите и назовите животных, которые изображены у вас на карточках. 5.Обведение по контуру. -Обведите по контуру домашних животных. | Формулируют предполагаемую тему занятия.
Произносят названия животных, сравнивают их, относят их к определенной группе, делают вывод. Обводят по контуру домашних животных. | Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.
формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью взрослого; учиться работать по предложенному плану. |
IV. Этап Физминутка Игра с мячом | Цель: формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
|
|
Длительность этапа
| Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности детей | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
|
3 минуты | Игровой метод: упражнение | Фронтальная индивидуальная | 6.Дидактическая игра «Скажи ласково». | Выполняют физ минутку | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
V Этап Закрепления | Цель: формировать умения усвоение нового способа действия; выполнять в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий. |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
|
7 минут | Наглядно-демонстрационный, практический
| Фронтальная | 7.Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам). 8.Образование существительных с помощью суффикса -ищ: У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи (аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
9.Подбор слов – антонимов: -У коровы длинный хвост, а у свиньи… . -У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть… . -У козы острые рога, а у барана… . 10.Образование сложных прилагательных. -У коровы длинный хвост. Корова какая? (Длиннохвостая). -У быка острые рога. Бык какой? -У кролика длинные уши. Кролик какой? -У лошади длинная грива. Лошадь какая? -У овцы мягкая шерсть. Овца какая? 11.Образование притяжательных прилагательных. -Конура собаки. Чья конура? (Собачья) -Копыта коровы. Чьи копыта? -Хвост кошки. Чей хвост? -Борода козы. Чья борода? | Дети согласовывают числительные с существительными. Дети образуют существительные.
Дети подбирают картинки. Затем проверяют.
Выполняют задание | Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
контролировать действия партнера.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач. |
VI. Этап Итог занятия. Рефлексия
| Цель: соотносить поставленные задачи с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка |
|
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации и виды деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
|
2 минуты | Игровой метод, упражнение | Фронтальная индивидуальная | О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам сегодня понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным?
Ребята, у меня в руках тучка и солнышко. Я предлагаю сравнить свое настроение после занятия с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
| Отвечают на вопросы.
Дети высказывают впечатления от занятия.
Выбирают «облако» или «тучку», что соответствует их настроению. | Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий |