Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с' - з']
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 «Дифференциация звуков [с – з] и [с’ – з’]»

Автор занятия -  Ганзя Александра Борисовна

Коррекционно-образовательные задачи:

  • активизировать словарь (слово, звук, гласный и согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный);
  • ввести в  словарь понятия звонкий и глухой согласный звук;
  • развивать синтаксическую сторону речи (учить составлять предложения с заданными словами);
  • автоматизировать произношение звуков [c, с’, з,  з’] в связной речи;
  • совершенствовать навык различения звуков [с – з] и  [с’ - з’];
  • совершенствовать навык образования прилагательных с помощью суффиксов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать слуховое внимание, мышление, память;
  • совершенствовать навык монологической и диалогической речи;
  • совершенствовать навык владения речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • закрепить представление о культуре приема гостей;
  • формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • воспитывать инициативность.

Формирование предпосылок УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

  • постановка задачи на основе того, что уже известно детям, и того, что еще не известно;
  • составление последовательности действий;
  • способность к мобилизации сил и энергии.
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
  • анализ объектов  с целью выделения существенных признаков.

  • планирование  сотрудничества с логопедом и сверстниками;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Категория детей:

  • возраст  (группа) – 5-6 лет (старшая);
  • логопедическое заключение – ТНР: ОНР III - IV ур.р.р.

Место  в учебном плане  - первое занятие по введению понятий «звонкий – глухой согласный звук»

Форма организации – подгрупповая.

Оборудование: мяч, коробка, картинки (заяц, слон, гусь, обезьяна; зубр, зебра, лиса, лось; телевизор, зеркало, пылесос, миксер), индивидуальные зеркала, магнитная дока, карточки-символы для обозначения звуков, колокольчики – по количеству детей, компьютер, проектор.

Этапы занятия

№ п/п

Название этапа

Задачи учителя-логопеда

Технологии

Краткое содержание

Мотивационно-проблемный

Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми под руководством учителя-логопеда.

Технологии исследовательской деятельности -  постановка и решение вопроса проблемного характера (начало).

  1. Приветствие. Игра с мячом «Назови ласково».
  2. Определение темы НОД посредством отгадывания загадок о зайце, слоне, гусе и обезьяне  и ответов на вопросы.
  • Назовите 1-й звук в словах заяц и слон.
  • Уточнение артикуляции звуков [с] и [з].
  • Выявления сходства в артикуляции.
  • Характеристика [c]  и [з].
  • Назовите  последний звук в слове гусь и 4-й звук в слове обезьяна.
  • Уточнение артикуляции звуков [с’] и [з’].
  • Характеристика [c’]  и [з’].
  • Какие звуки мы будем учиться различать?
  1. Проблемный вопрос.
  • Почему звуки разные, если положение губ и языка, расстояние между зубами одинаковое?
  1. Поиск ответа на проблемный вопрос.

- А звуки можно услышать или увидеть? И т.д.

Логопед поддерживает предложенный одним из детей вариант или сам предлагает понаблюдать за этими звуками и поиграть с ними.

  1.    

Деятельностный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.

Социоигровые технологии -  работа в парах.

Здоровьесберегающие

технологии -  динамическая пауза.

Технологии исследовательской деятельности -  постановка и решение вопроса проблемного характера (продолжение).

  1. Игра «Эхо» (повторение слоговых рядов).

Цель -  развитие слухового внимания и памяти.

  1. Игра «Гости». Работа в парах.

Цель – учить группировать слова по определенному признаку – наличию звука  [с], [с’], [з], [з’].

Например, к зайцу в гости идет зубр с телевизором. В словах заяц, зубр и телевизор есть звук [з].

  1. Динамическая пауза. Координация речи с движением.

  1. Упражнение «Поставь на картинку колокольчик». Картинки из предыдущей игры.

Цель – учить выдвигать гипотезу.

Например, если звуки [з, з’] произносим громко, значит что-то кроме губ, языка и зубов им помогает быть громкими.

  1. Логопед уточняет, что звонким согласным звукам «помогают» голосовые связки и учит чувствовать их работу – приложить руку к горлышку.

Контрольный

Организовать деятельность воспитанников, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям.

Информационно-коммуникационные технологии  - игра «Умные смайлики», разработанная в  программе Рower Рoint)

Игра-презентация «Умные смайлики».

Цель – проверить правильность вывода о том, что при произнесении звонких согласный [з]  и [з’] голосовые связки работают, а при произнесении глухих согласных [с] и [с’] не работают.

Каждый ребенок проверяет работу голосовых связок и звенит колокольчиком, если в слове есть звонкие согласные [з, з’]. Логопед проверяет утверждение, с помощью компьютерной игры-презентации.

Рефлексивный

Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.

Беседа:

  • О последовательности действий (определили сходство звуков [с]  и [з], [с’] и  [з’]; стали играть с этими звуками и наблюдать за тем, как они звучат).
  • О выдвинутой гипотезе - если согласные звуки [з,з’] произносятся громче, значит что-то помогает им быть громкими;
  • О соотнесении действий (горлышко «звенит» или нет) результату (игра « Умные смайлики»).

Коррекционный

Организовать деятельность воспитанников в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

 

-

(как отдельный этап не запланирован)

Итог

Логопед предлагает детям выбрать символы для обозначения звуков [с], [с’], [з], [з’]. Обсуждают.

 Поощрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников с ФН, ФФН 5-7 лет "Как Незнайка посуду покупал. Автоматизация С. Актуализация словаря по теме "Посуда"

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников ФФН, ФН 5-7 лет "Как незнайка посуду посуду покупал. Автоматизация звука С"...

Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.

Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности ...