Социальная адаптация, формирование лексико–грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации задач проекта «Маленькие прогулки в большой мир»
методическая разработка по логопедии

Анна Викторовна Лесихина

 Информационная статья, описывающая систему работы по проекту "Маленькие прогулки в большой мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная адаптация, формирование лексико – грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации приёма экскурсионных проектов

 Лесихина Анна Викторовна учитель-логопед                                   Муниципальное бюджетное дошкольное                    

  учреждение «Детский сад №176

 присмотра и оздоровления

 г. Красноярска»

Важнейшей задачей образовательного учреждения в работе с детьми ОВЗ является создание условий для их социальной адаптации (ФГОС ДО 2.11.2). Важнейшими из условий социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции в общество, мы считаем социально-бытовое ориентирование и конечно же усвоение и грамотное применение речевых алгоритмов и лексико-грамматических категорий в условиях реальных социально-бытовых ситуаций.         Под социально-бытовой ориентировкой мы подразумеваем комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности (В.З. Денискина).

Содержание коррекционной работы МБДОУ № 176 направлено на создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии воспитанников, а так же , в том числе на  социальную адаптацию воспитанников с ЗПР и ТНР.

В программе  частично используется хронология образовательных событий частично заимствованная из программы «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.:Левъ, 2019. – 179 с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniyeprogrammy/655-programma-zolotoj-klyuchik. Однако, следует отметить, что содержание образовательных событий  практически полностью переработано нами и строится на основе классического разделения по лексическим темам.

Дети с нарушениями речевого и  психофизического имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений.  А так же  имеют  ярко выраженные особенности понимания лексико-грамматических категорий. Характерными особенностями являются:

  • недостаточно сформированное понимание лексических и грамматических категорий,
  • недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания,
  • значительное смущение, страх перед собеседником, напряжённость, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания.

У детей наблюдаются специфические особенности развития словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Для преодоления существующих дефицитов, мы усилили работу по обогащению среды группы (приобрели настольно-печатную продукцию, книги), организовывали сюжетно-ролевые игры на социально-бытовые темы. Но значительных изменений не происходило. Не имея практического опыта, дети не могли развивать игру, интереса к книгам не проявляли.

        Однажды, изучая тему «Овощи» кто-то из детей предложил приготовить винегрет, а для этого сходить за овощами в продуктовый магазин... Мы не ожидали, что поход в магазин даст нам такой развивающий эффект. В нашем походе дети оказались в активной позиции «покупателя», и испытали не игровые, а настоящие трудности: Где найти овощи? У кого об этом спросить? Как взвесить товар?.. У детей появился интерес, желание пробовать себя снова и снова, в качестве потребителей услуг, а у нас - материал на котором можно формировать необходимые для социализации навыки.

 Так родилась идея создать комплекс условий для социально-бытовой ориентировки воспитанников ДОУ, которая была оформлена как ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ПРОГУЛКИ В БОЛЬШОЙ МИР»

Мы выдвинули гипотезу: целевые выходы в зону социального окружения, с последующими практическими занятиями, будут способствовать социально-бытовому ориентированию воспитанников и дадут мощный толчок в социальной адаптации, формировании лексико – грамматических категорий и развитии понятийного аппарата дошкольников с ТНР.

Цель нашего образовательного  проекта : расширение сферы представлений у детей с ТНР о функционале и видах социально значимых общественных организаций, обогащение словаря, развитие грамматически выверенной диалогической речи, способствующей получению и  присвоению практического опыта взаимодействия с организациями сферы обслуживания.

Задачи  проекта, решаемые в процессе его реализации имеют двоякое направление: собственно педагогические, находящиеся в зоне ответственности воспитателя и логопедические, которые реализует учитель-логопед.

 Логопед отвечает за формирование лексико – грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации приёма экскурсионных выходов, а так же усвоение эталонных речевых образцов в специально созданных социальных условиях в процессе целенаправленного  диалогического общения.

Мы не случайно назвали наши выходы (прогулки, экскурсии) «Целевыми». Мы стараемся, чтобы каждый выход, имел личностно-значимую цель для воспитанников. Мы условно разделили процесс на пять частей:

        1. Каждому выходу предшествует проблемная ситуация назначение которой – создать у детей мотивацию к деятельности. «Проблема» может быть запланирована педагогами заранее, а может возникнуть случайно.  Так  же можно отметить, что одно образовательное событие может охватывать несколько лексических тем, развиваясь и  логически перетекая из одного микро-события в другое. Например, однажды в группе у детей пропадают игрушки, дети решают заняться поисками: рисуют ориентировки, развешивают на территории детского сада, обращаются за помощью к родителям и другим сотрудникам.  После того, как игрушки не найдены на территории сада следует обсуждение, и попытка решения проблемы при помощи голосовых помощников: формулирование запроса: «Где найти игрушки?» дает нам информацию для разработки поискового маршрута - например, магазин игрушек, или Музей игрушки

2. Далее следует подготовка к выходу, которая состоит из двух составляющих.

- С одной стороны на этом этапе происходит анализ детьми имеющейся информации и оформление ее в некий продукт. Например, список вопросов по обнаружению наших конкретных игрушек, их словесному описанию. Таким способом происходит построение эталонного речевого образца и последующее его присвоение детьми.

- С другой стороны на этапе подготовки дети выбирают объекты,  подходящие для решения поставленной задачи и находящиеся в доступности, усваивают навык использования в быту навигационных программ и системы голосовых помощников.  Вместе с детьми мы обсуждаем маршрут-рассматриваем его на карте, отмечаем визуальные ориентиры-маяки. Планируем дату и время.

3. До выхода на объект педагоги всегда заранее встречаются с сотрудниками объекта: предупреждаем об образовательных задачах нашего визита, о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, обсуждаем детали, такие как возможно ли продемонстрировать выставочные залы с продукцией, рассказать о специфике организации, показать инструменты и способы действия с ними и т.п.

4. Выход — это  всегда яркое и эмоционально окрашенное  приключение. Обязательно с повторением правил безопасности, в том числе дорожных.

5. За каждым выходом следует практическая деятельность. В течение нескольких дней дети и взрослые осмысливают прожитый опыт.

Для нас важно, чтобы дети переносили опыт, полученный в процессе выхода/экскурсии/прогулки в самостоятельную деятельность: рисовали, мастерили, играли по мотивам выхода, в детском саду и дома. Только в этом случае, можно утверждать, что мероприятие по социально-бытовой ориентировке состоялось.

Наши  целевые выходы – это ситуации, в которых содержание образования реализуется в процессе совместной, партнерской деятельности детей и взрослых, где ребенок становится СУБЪЕКТОМ образования, реализует свои замыслы, обретает уважение и признание взрослых и сверстников.

Список литературы:

  1. Белова,  Г.М.  Уроки  подготовки  к  самостоятельной  жизни  в программе «Экономический практикум» / Г.М. Белова // Дефектология. –2005. –No 3. –С. 28–31.
  2. Гладкая,  В.В.  Социально-бытовая  подготовка  воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида / В.В. Гладкая. –М.: НЦ ЭНАС, 2003. –192 с.
  3. Кислякова  Ю.Н.  Формирование  навыков  социально-бытовой ориентировки  у  детей  с  нарушениями  развития:  Путешествие  в  мир окружающих предметов: Для дошк. и мл. шк. возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н.Кислякова.-М.: Владос, 2004.-48
  4. Лыкова-Унковская Е.С. Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций , реализующих ФГОС НОО ОВЗ/Е.С. Лыкова-Унковская.-М.: Издательство ВЛАДОС, 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Алгоритм проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР

В статье описана методика проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР. Дана структура занятия, сформированы требования к занятию,...

Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка».  Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, та...

Примерный перспективный план работы с детьми в рамках реализации проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

Примерный перспективный план работы с детьми в рамках реализации проекта «Маленькие прогулки в большой мир» содержит разделы : форма проведения и цель, представлен в виде классического кал...

Календарно-тематическое планирование мероприятий по проекту «Маленькие прогулки в большой мир»

quot;Проект "Маленькие прогулки в большой мир" направлен на социальную адаптацию и развитие речи детией с  ОВЗ...