Социальная адаптация, формирование лексико–грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации задач проекта «Маленькие прогулки в большой мир»
методическая разработка по логопедии
Информационная статья, описывающая систему работы по проекту "Маленькие прогулки в большой мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesihina_statyasotsialnaya_adaptatsiya_doshkolnikov_s_tnr_v_ramkah_proekta_1.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация, формирование лексико – грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации приёма экскурсионных проектов
Лесихина Анна Викторовна учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное
учреждение «Детский сад №176
присмотра и оздоровления
г. Красноярска»
Важнейшей задачей образовательного учреждения в работе с детьми ОВЗ является создание условий для их социальной адаптации (ФГОС ДО 2.11.2). Важнейшими из условий социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции в общество, мы считаем социально-бытовое ориентирование и конечно же усвоение и грамотное применение речевых алгоритмов и лексико-грамматических категорий в условиях реальных социально-бытовых ситуаций. Под социально-бытовой ориентировкой мы подразумеваем комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности (В.З. Денискина).
Содержание коррекционной работы МБДОУ № 176 направлено на создание системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии воспитанников, а так же , в том числе на социальную адаптацию воспитанников с ЗПР и ТНР.
В программе частично используется хронология образовательных событий частично заимствованная из программы «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.:Левъ, 2019. – 179 с. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniyeprogrammy/655-programma-zolotoj-klyuchik. Однако, следует отметить, что содержание образовательных событий практически полностью переработано нами и строится на основе классического разделения по лексическим темам.
Дети с нарушениями речевого и психофизического имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. А так же имеют ярко выраженные особенности понимания лексико-грамматических категорий. Характерными особенностями являются:
- недостаточно сформированное понимание лексических и грамматических категорий,
- недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания,
- значительное смущение, страх перед собеседником, напряжённость, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания.
У детей наблюдаются специфические особенности развития словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у детей преобладают существительные с конкретным значением. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Для преодоления существующих дефицитов, мы усилили работу по обогащению среды группы (приобрели настольно-печатную продукцию, книги), организовывали сюжетно-ролевые игры на социально-бытовые темы. Но значительных изменений не происходило. Не имея практического опыта, дети не могли развивать игру, интереса к книгам не проявляли.
Однажды, изучая тему «Овощи» кто-то из детей предложил приготовить винегрет, а для этого сходить за овощами в продуктовый магазин... Мы не ожидали, что поход в магазин даст нам такой развивающий эффект. В нашем походе дети оказались в активной позиции «покупателя», и испытали не игровые, а настоящие трудности: Где найти овощи? У кого об этом спросить? Как взвесить товар?.. У детей появился интерес, желание пробовать себя снова и снова, в качестве потребителей услуг, а у нас - материал на котором можно формировать необходимые для социализации навыки.
Так родилась идея создать комплекс условий для социально-бытовой ориентировки воспитанников ДОУ, которая была оформлена как ПРОЕКТ «МАЛЕНЬКИЕ ПРОГУЛКИ В БОЛЬШОЙ МИР»
Мы выдвинули гипотезу: целевые выходы в зону социального окружения, с последующими практическими занятиями, будут способствовать социально-бытовому ориентированию воспитанников и дадут мощный толчок в социальной адаптации, формировании лексико – грамматических категорий и развитии понятийного аппарата дошкольников с ТНР.
Цель нашего образовательного проекта : расширение сферы представлений у детей с ТНР о функционале и видах социально значимых общественных организаций, обогащение словаря, развитие грамматически выверенной диалогической речи, способствующей получению и присвоению практического опыта взаимодействия с организациями сферы обслуживания.
Задачи проекта, решаемые в процессе его реализации имеют двоякое направление: собственно педагогические, находящиеся в зоне ответственности воспитателя и логопедические, которые реализует учитель-логопед.
Логопед отвечает за формирование лексико – грамматических категорий и развитие понятийного аппарата дошкольников с ТНР в процессе реализации приёма экскурсионных выходов, а так же усвоение эталонных речевых образцов в специально созданных социальных условиях в процессе целенаправленного диалогического общения.
Мы не случайно назвали наши выходы (прогулки, экскурсии) «Целевыми». Мы стараемся, чтобы каждый выход, имел личностно-значимую цель для воспитанников. Мы условно разделили процесс на пять частей:
1. Каждому выходу предшествует проблемная ситуация назначение которой – создать у детей мотивацию к деятельности. «Проблема» может быть запланирована педагогами заранее, а может возникнуть случайно. Так же можно отметить, что одно образовательное событие может охватывать несколько лексических тем, развиваясь и логически перетекая из одного микро-события в другое. Например, однажды в группе у детей пропадают игрушки, дети решают заняться поисками: рисуют ориентировки, развешивают на территории детского сада, обращаются за помощью к родителям и другим сотрудникам. После того, как игрушки не найдены на территории сада следует обсуждение, и попытка решения проблемы при помощи голосовых помощников: формулирование запроса: «Где найти игрушки?» дает нам информацию для разработки поискового маршрута - например, магазин игрушек, или Музей игрушки
2. Далее следует подготовка к выходу, которая состоит из двух составляющих.
- С одной стороны на этом этапе происходит анализ детьми имеющейся информации и оформление ее в некий продукт. Например, список вопросов по обнаружению наших конкретных игрушек, их словесному описанию. Таким способом происходит построение эталонного речевого образца и последующее его присвоение детьми.
- С другой стороны на этапе подготовки дети выбирают объекты, подходящие для решения поставленной задачи и находящиеся в доступности, усваивают навык использования в быту навигационных программ и системы голосовых помощников. Вместе с детьми мы обсуждаем маршрут-рассматриваем его на карте, отмечаем визуальные ориентиры-маяки. Планируем дату и время.
3. До выхода на объект педагоги всегда заранее встречаются с сотрудниками объекта: предупреждаем об образовательных задачах нашего визита, о поведенческих особенностях детей с ОВЗ, обсуждаем детали, такие как возможно ли продемонстрировать выставочные залы с продукцией, рассказать о специфике организации, показать инструменты и способы действия с ними и т.п.
4. Выход — это всегда яркое и эмоционально окрашенное приключение. Обязательно с повторением правил безопасности, в том числе дорожных.
5. За каждым выходом следует практическая деятельность. В течение нескольких дней дети и взрослые осмысливают прожитый опыт.
Для нас важно, чтобы дети переносили опыт, полученный в процессе выхода/экскурсии/прогулки в самостоятельную деятельность: рисовали, мастерили, играли по мотивам выхода, в детском саду и дома. Только в этом случае, можно утверждать, что мероприятие по социально-бытовой ориентировке состоялось.
Наши целевые выходы – это ситуации, в которых содержание образования реализуется в процессе совместной, партнерской деятельности детей и взрослых, где ребенок становится СУБЪЕКТОМ образования, реализует свои замыслы, обретает уважение и признание взрослых и сверстников.
Список литературы:
- Белова, Г.М. Уроки подготовки к самостоятельной жизни в программе «Экономический практикум» / Г.М. Белова // Дефектология. –2005. –No 3. –С. 28–31.
- Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида / В.В. Гладкая. –М.: НЦ ЭНАС, 2003. –192 с.
- Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и мл. шк. возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н.Кислякова.-М.: Владос, 2004.-48
- Лыкова-Унковская Е.С. Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций , реализующих ФГОС НОО ОВЗ/Е.С. Лыкова-Унковская.-М.: Издательство ВЛАДОС, 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)
конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Алгоритм проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР
В статье описана методика проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР. Дана структура занятия, сформированы требования к занятию,...
Социальная адаптация дошкольников с ТНР, как важнейшее условие их интеграции в общество через реализацию проекта «Маленькие прогулки в большой мир» (методические рекомендации)
метолические рекомендации и пошаговые инструкции для успешной реализации проекта "Маленькие прогулки в большую жизнь"...
Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»
Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка». Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, та...
Примерный перспективный план работы с детьми в рамках реализации проекта «Маленькие прогулки в большой мир»
Примерный перспективный план работы с детьми в рамках реализации проекта «Маленькие прогулки в большой мир» содержит разделы : форма проведения и цель, представлен в виде классического кал...