Алгоритм проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР
консультация по логопедии

Пушкарева Евгения Александровна

В статье описана методика проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР. Дана структура занятия, сформированы требования к занятию, описаны некоторые виды рассказов, которыми должны овладеть дети к 5-6 годам, а также требования к тексту и  приемы обучения пересказу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для логопедов24.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 232» города Саратова

Консультация для учителей-логопедов

Алгоритм проведения НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

                                                                                              Подготовила:

                                                                                               Учитель-логопед

                                                                                               высшей категории

                                                                                               Пушкарева Е. А.

Саратов 2019

                                                                                                                                                                                                 

Структура НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой детей на НОД.
  2. Вводная беседа.
  3. Сообщение темы НОД.
  4. Игры на формирование лексико-грамматических средств языка.
  5. Физминутка.
  6. Развитие связной речи (рассказ,пересказ,заучивание стихотворения).
  7. Итог НОД.
  8. Оценка деятельности детей.
  9. Организация окончания НОД.

Требования к НОД по  формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи

  1. Четко определить тему, цель и задачи НОД.
  2. Отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели НОД, этапа коррекционного обучения, индивидуальных (речевых и интеллектуальных) возможностей детей.
  3. Выделить словарь, который дети должны усвоить в активной речи.
  4. Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления материала.
  5. Продумать обеспеченность НОД наглядным материалом.
  6. Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  7. Продумать четкие инструкции к каждому этапу и видам работы, применяемым на данном этапе НОД.
  8. Обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности.
  9. Включить в НОД игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля над своими действиями и действиями товарищей.
  10.  Регулярно повторять усвоенный материал.
  11. Учитывать зону ближайшего развития, потенциальные возможности для развития речемыслительной деятельности детей.

             

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Выделяют две формы устной речи:

  • Диалогическая (разговорная) – наиболее простая
  • Монологическая речь – психологически и лингвистически более сложная.

Психология относит появление монологической речи у детей в норме к 5 годам. Формирование ее возможно при условии развитого логического мышления, свободного владения словарем и грамматическим строем языка. Дети 5-6 лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). В младшем дошкольном возрасте можно осуществить только подготовку к рассказыванию.

По содержанию рассказы условно делят на:

 фактические и творческие (придуманные).

 По форме – описательные и  сюжетные.

Виды рассказов, которыми должны  овладеть дети 5-6 лет                                

  1. Рассказ по восприятию.
  2. Рассказ по памяти.
  3. Пересказ.
  4. Придуманный рассказ о нарисованном на картинке.
  5. Придуманный рассказ на словесную тему, предложенную логопедом.

              Пересказ – первый вид рассказов, которому мы начинаем учить детей. Это самый простой тип монологической речи. Ребенок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (словарем, предложениями, их последовательностью). Он подражает речи логопеда, копирует манеру исполнения.

Чтобы обучение рассказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов.

                                                                                                                                                     Текст должен быть:                                                                                                              - доступен по содержанию                                                                                                - учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности          детей                                                                                                                                                  - с доступным детям словарем, короткими фразами, без сложных грамматических форм                                                                                                                        - сюжетным, с четкой композицией, выраженной последовательность действий                                                                                                                                          - доступным по размеру

Приемы обучения пересказу

Совместный пересказ логопеда с ребенком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не умеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа логопед может незаметно поправить позу ребенка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить.

Отраженный пересказ более трудный, т.к. ребенку приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ логопеда, но и повторять целые фразы.

Подсказ слова или фразы обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длительных пауз.

Если ребенок во время рассказа раскачивается, опускает голову, подносит руки к лицу и т.д., не нужно его прерывать дисциплинарным замечанием, можно жестом на ходу  исправить его ошибку, но после пересказа сказать всем: «Когда рассказываешь, нужно стоять спокойно, голову не опускать, а смотреть на детей, ведь они все слушают».

Подсказ используется, когда ребенок ищет нужное точное или понравившееся ему слово; путем подсказа логопед исправляет  грамматические и смысловые ошибки, допускаемые ребенком при пересказе.

Вопросы – широко известный прием обучения. Употребляются они и во вводной беседе и в процессе самого занятия. Вопросы, используемые на занятии по пересказу можно условно разбить на несколько категорий по их употреблению и назначению.

Вспомогательные вопросы можно задать детям, не умеющим рассказывать, еще до начала пересказа. Они просто успокоят ребенка, помогут ему начать рассказ, например: «Про кого ты будешь рассказывать, про журавлей? Ну, давай начнем. В золотые осенние дни собирались к отлету…»

Наводящие (подсказывающие) вопросы логопед задает, если в процессе уверенного пересказа ребенок вдруг остановится, забыв текст. Это бывает, например, при сравнительно длинном тексте.

Можно привлекать для помощи рассказчику остальных детей. Иногда  допускается и хоровой подсказ детей.

Для пересказа не нужно вызывать всех детей. Достаточно пересказать 3-4. Первым лучше пригласить ребенка с хорошей памятью и развитой связной речью. Далее можно вызывать детей послабее. И закончить сильным ребенком. Его рассказ будет образцом и останется в памяти детей.

Детям надоедает слушать одно и то же. Поэтому между рассказами можно дать указание, уточнение; обратиться к детям с просьбой оценить рассказ, поощрить ребенка аплодисментами, привлечь персонажа, куклу: « А сейчас Ваня расскажет мишке».

Иногда логопеды допускают ошибку, требуя от старших дошкольников полных ответов на любом этапе занятия, считая это необходимым при подготовке к школе. Однако, не во всякой работе это требование уместно. При рассматривании картины, в беседах требование полных ответов мешает сосредоточенности в работе, вносит в живой разговор принужденность.

Часто нам приходится повторять детский ответ, демонстрируя правильное произношение, правильное грамматическое оформление слов, выделяя при этом интонацией то место в слове, которое ребенок произносит не правильно, если это не безударный слог. Выделяем только ударный! Если необходимо сделать акцент на безударном слоге, то невольно на него переносится ударение. А перенос ударения является одной из характерных черт ОНР. Это может усугубить усвоенное ребенком неправильное произношение. «На чем сидит курица?» – спрашивает логопед. «На  яйцех» - отвечает ребенок. «На яйцах!» - поправляет логопед, делая акцент на безударном окончании. «На яйцах» - повторяет ребенок, закрепляя неправильное ударение.

К сожалению, довольно часто в группах для детей с ОНР логопед говорит слишком много, а дети слишком мало. Мера речевого участия логопеда на занятии определяется периодом обучения.

Речь логопеда - образец для подражания!

Уважаемые коллеги, надеюсь, что мои рекомендации пригодятся вам в работе.

Желаю успехов!

Учитель-логопед высшей категории

Пушкарева Евгения Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )

Перспективный план  работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...