Алгоритм проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР
консультация по логопедии
В статье описана методика проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР. Дана структура занятия, сформированы требования к занятию, описаны некоторые виды рассказов, которыми должны овладеть дети к 5-6 годам, а также требования к тексту и приемы обучения пересказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для логопедов | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 232» города Саратова
Консультация для учителей-логопедов
Алгоритм проведения НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Подготовила:
Учитель-логопед
высшей категории
Пушкарева Е. А.
Саратов 2019
Структура НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи
- Оргмомент. Эмоциональный настрой детей на НОД.
- Вводная беседа.
- Сообщение темы НОД.
- Игры на формирование лексико-грамматических средств языка.
- Физминутка.
- Развитие связной речи (рассказ,пересказ,заучивание стихотворения).
- Итог НОД.
- Оценка деятельности детей.
- Организация окончания НОД.
Требования к НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и формированию связной речи
- Четко определить тему, цель и задачи НОД.
- Отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели НОД, этапа коррекционного обучения, индивидуальных (речевых и интеллектуальных) возможностей детей.
- Выделить словарь, который дети должны усвоить в активной речи.
- Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления материала.
- Продумать обеспеченность НОД наглядным материалом.
- Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность.
- Продумать четкие инструкции к каждому этапу и видам работы, применяемым на данном этапе НОД.
- Обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности.
- Включить в НОД игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля над своими действиями и действиями товарищей.
- Регулярно повторять усвоенный материал.
- Учитывать зону ближайшего развития, потенциальные возможности для развития речемыслительной деятельности детей.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Выделяют две формы устной речи:
- Диалогическая (разговорная) – наиболее простая
- Монологическая речь – психологически и лингвистически более сложная.
Психология относит появление монологической речи у детей в норме к 5 годам. Формирование ее возможно при условии развитого логического мышления, свободного владения словарем и грамматическим строем языка. Дети 5-6 лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). В младшем дошкольном возрасте можно осуществить только подготовку к рассказыванию.
По содержанию рассказы условно делят на:
фактические и творческие (придуманные).
По форме – описательные и сюжетные.
Виды рассказов, которыми должны овладеть дети 5-6 лет
- Рассказ по восприятию.
- Рассказ по памяти.
- Пересказ.
- Придуманный рассказ о нарисованном на картинке.
- Придуманный рассказ на словесную тему, предложенную логопедом.
Пересказ – первый вид рассказов, которому мы начинаем учить детей. Это самый простой тип монологической речи. Ребенок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (словарем, предложениями, их последовательностью). Он подражает речи логопеда, копирует манеру исполнения.
Чтобы обучение рассказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов.
Текст должен быть: - доступен по содержанию - учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей - с доступным детям словарем, короткими фразами, без сложных грамматических форм - сюжетным, с четкой композицией, выраженной последовательность действий - доступным по размеру
Приемы обучения пересказу
Совместный пересказ логопеда с ребенком в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно при работе с детьми, не умеющими рассказывать, робкими. В процессе пересказа логопед может незаметно поправить позу ребенка, ободрить жестом, взглядом, в конце нужно обязательно его похвалить.
Отраженный пересказ более трудный, т.к. ребенку приходится не только вставлять отдельные реплики в рассказ логопеда, но и повторять целые фразы.
Подсказ слова или фразы обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длительных пауз.
Если ребенок во время рассказа раскачивается, опускает голову, подносит руки к лицу и т.д., не нужно его прерывать дисциплинарным замечанием, можно жестом на ходу исправить его ошибку, но после пересказа сказать всем: «Когда рассказываешь, нужно стоять спокойно, голову не опускать, а смотреть на детей, ведь они все слушают».
Подсказ используется, когда ребенок ищет нужное точное или понравившееся ему слово; путем подсказа логопед исправляет грамматические и смысловые ошибки, допускаемые ребенком при пересказе.
Вопросы – широко известный прием обучения. Употребляются они и во вводной беседе и в процессе самого занятия. Вопросы, используемые на занятии по пересказу можно условно разбить на несколько категорий по их употреблению и назначению.
Вспомогательные вопросы можно задать детям, не умеющим рассказывать, еще до начала пересказа. Они просто успокоят ребенка, помогут ему начать рассказ, например: «Про кого ты будешь рассказывать, про журавлей? Ну, давай начнем. В золотые осенние дни собирались к отлету…»
Наводящие (подсказывающие) вопросы логопед задает, если в процессе уверенного пересказа ребенок вдруг остановится, забыв текст. Это бывает, например, при сравнительно длинном тексте.
Можно привлекать для помощи рассказчику остальных детей. Иногда допускается и хоровой подсказ детей.
Для пересказа не нужно вызывать всех детей. Достаточно пересказать 3-4. Первым лучше пригласить ребенка с хорошей памятью и развитой связной речью. Далее можно вызывать детей послабее. И закончить сильным ребенком. Его рассказ будет образцом и останется в памяти детей.
Детям надоедает слушать одно и то же. Поэтому между рассказами можно дать указание, уточнение; обратиться к детям с просьбой оценить рассказ, поощрить ребенка аплодисментами, привлечь персонажа, куклу: « А сейчас Ваня расскажет мишке».
Иногда логопеды допускают ошибку, требуя от старших дошкольников полных ответов на любом этапе занятия, считая это необходимым при подготовке к школе. Однако, не во всякой работе это требование уместно. При рассматривании картины, в беседах требование полных ответов мешает сосредоточенности в работе, вносит в живой разговор принужденность.
Часто нам приходится повторять детский ответ, демонстрируя правильное произношение, правильное грамматическое оформление слов, выделяя при этом интонацией то место в слове, которое ребенок произносит не правильно, если это не безударный слог. Выделяем только ударный! Если необходимо сделать акцент на безударном слоге, то невольно на него переносится ударение. А перенос ударения является одной из характерных черт ОНР. Это может усугубить усвоенное ребенком неправильное произношение. «На чем сидит курица?» – спрашивает логопед. «На яйцех» - отвечает ребенок. «На яйцах!» - поправляет логопед, делая акцент на безударном окончании. «На яйцах» - повторяет ребенок, закрепляя неправильное ударение.
К сожалению, довольно часто в группах для детей с ОНР логопед говорит слишком много, а дети слишком мало. Мера речевого участия логопеда на занятии определяется периодом обучения.
Речь логопеда - образец для подражания!
Уважаемые коллеги, надеюсь, что мои рекомендации пригодятся вам в работе.
Желаю успехов!
Учитель-логопед высшей категории
Пушкарева Евгения Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...