Конспект занятия по обучению пересказыванию «Три кедровых шишки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Обучение связному  последовательному пересказу  с  наглядной  опорой  в  виде  графических  схем, отображающих  последовательность  событий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx319.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «Три кедровых шишки».

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

#1060;ормирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

#1056;азвитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).

#1056;азвитие навыков использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Предварительная работа: Повторение лексических тем «Дикие животные наших лесов», «Лес, деревья». Отгадывание загадок, заучивание стихов о деревьях, травах леса, животных В. Серовой, М. Трофимова «Лесная азбука».

Чтение рассказов о природе Н.Сладкова, В. Бианки, Г. Снегирёва «Хитрый бурундук».

Дидактические игры: «Чей хвост? Чья голова?», «С какого дерева плод?», «Какой? Какая? Какие?», «Кто что умеет делать?» (подбор признаков, слов – действий).

Ход занятия:

#1054;рганизационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.

Загадки о животных наших лесов: На брусничном огороде

Зверька узнаем мы с тобой Он с дубинкой часто ходит,

По двум таким приметам: Рыжий и усатый,

Он в шубе серенькой зимой, В шубе полосатой.

А в рыжей шубке – летом. (Белка) Он бруснику сторожит,

Пусть у мышки хвост дрожит (Бурундук)

#1055;одготовка к восприятию текста. Развитие диалогической речи детей, долговременной памяти, мышления. Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов и загадок о животных наших лесов. О ком вы отгадали сейчас загадки? Где они обитают? Ребята, а кто такая кедровка? (педагог вывешивает на доску картинку этой птицы). Вслушайтесь в её название: кедровка. Как вы думаете, почему её так назвали? (размышления детей, рассматривание картины с кедровками, небольшая беседа по картине: какие птицы, что делают?). Сейчас я расскажу вам сказку «Три кедровых шишки». Если вы внимательно её послушаете, то узнаете новое о жизни обитателей наших лесов.

#1063;тение сказки «Три кедровых шишки». Развитие слухового внимания, памяти, воображения.

С кедра упали три кедровых шишки. Первую шишку заметила быстрая Белка и спрятала её в дупле. Вторую шишку подобрал Бурундучок. Вышелушил он шишку, а кедровыми орешками набил свои защёчные мешки и стаскал орешки к себе в норку. Третью шишку отыскала Кедровка. Часть орешков она съела, а остальные запрятала в мох, запасла на зиму. Весной спрятанные Кедровкой орешки проросли. В лесу появились молодые зелёные кедры. Они были очень рады, что Кедровка забыла про свои спрятанные орешки.

#1057;ловарная работа. Уточнение значения слов, обогащение и активизация словаря синонимами, относительными прилагательными.

а) «Объясни.» Объяснить значение слов: дупло – отверстие в стволе дерева;

норка – вырытое самим животным убежище в земле; шелушить - доставать, добывать орешки из шишки; защёчные мешки – пустоты за щеками некоторых животных : хомяков, мышей, бурундуков для переноса в свои жилища съедобных запасов; мох – низкорослое растение, покрывающее землю в наших лесах .

б) Игра «Чей плод? Чья ветка? » Дети подбирают картинки, на которых изображены плоды, ветки яблони, рябины, ели, сосны, кедра, дуба, соотносят их с изображениями этих деревьев, образовывают относительные прилагательные: яблоневая, дубовая, кедровая, рябиновая и др.

в) Упражнение «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов. Нашёл – отыскал, увидел, обнаружил, заметил, приметил, углядел, усмотрел.

#1041;еседа по содержанию. Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

Откуда упали три шишки?

Кто заметил первую шишку? Что Белка с ней сделала?

Кто нашёл вторую шишку? Что Бурундук с ней сделал?

Кто обнаружил третью шишку? Что сделала с ней Кедровка?

Почему в лесу появились новые молодые кедры?

Почему они были рады, что Кедровка забыла про спрятанные ею кедровые орешки?

#1055;овторное чтение сказки с установкой на запоминание. Развитие слухового внимания и памяти.

#1057;оставление графического плана сказки. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Педагог совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербальной опорой. На доску дети по порядку развития сюжета выставляют графические схемы.

#1055;ересказ сказки с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти. Дети парами пересказывают сказку. (Педагог предлагает детям взять по фишке, найти свою пару – по цветовой гамме фишки.) Один ребёнок начинает пересказ, другой продолжает в зависимости от номера на фишке.

Можно использовать другой вариант пересказа. Один ребёнок пересказывает, а другой (с трудностями в развитии связной речи) выбирает из расположенных перед ним графических изображений те, которые относятся к данной части рассказа (иллюстрирует пересказ).

9. Итог занятия. Чей рассказ понравился, запомнился? Почему?

1.

C:\Users\User\Pictures\ControlCenter4\Scan\

2.

C:\Users\User\Pictures\ControlCenter4\Scan\

3.

C:\Users\User\Pictures\ControlCenter4\Scan\

4.

C:\Users\User\Pictures\ControlCenter4\Scan\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению пересказыванию рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива»

Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения....