Конспект занятия по обучению пересказыванию «Три кедровых шишки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 319.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пересказ сказки «Три кедровых шишки».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
#1060;ормирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
#1056;азвитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
#1056;азвитие навыков использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.
Предварительная работа: Повторение лексических тем «Дикие животные наших лесов», «Лес, деревья». Отгадывание загадок, заучивание стихов о деревьях, травах леса, животных В. Серовой, М. Трофимова «Лесная азбука».
Чтение рассказов о природе Н.Сладкова, В. Бианки, Г. Снегирёва «Хитрый бурундук».
Дидактические игры: «Чей хвост? Чья голова?», «С какого дерева плод?», «Какой? Какая? Какие?», «Кто что умеет делать?» (подбор признаков, слов – действий).
Ход занятия:
#1054;рганизационный момент. Развитие слухового внимания, мышления.
Загадки о животных наших лесов: На брусничном огороде
Зверька узнаем мы с тобой Он с дубинкой часто ходит,
По двум таким приметам: Рыжий и усатый,
Он в шубе серенькой зимой, В шубе полосатой.
А в рыжей шубке – летом. (Белка) Он бруснику сторожит,
Пусть у мышки хвост дрожит (Бурундук)
#1055;одготовка к восприятию текста. Развитие диалогической речи детей, долговременной памяти, мышления. Ребята, очень много написано сказок, рассказов, стихов и загадок о животных наших лесов. О ком вы отгадали сейчас загадки? Где они обитают? Ребята, а кто такая кедровка? (педагог вывешивает на доску картинку этой птицы). Вслушайтесь в её название: кедровка. Как вы думаете, почему её так назвали? (размышления детей, рассматривание картины с кедровками, небольшая беседа по картине: какие птицы, что делают?). Сейчас я расскажу вам сказку «Три кедровых шишки». Если вы внимательно её послушаете, то узнаете новое о жизни обитателей наших лесов.
#1063;тение сказки «Три кедровых шишки». Развитие слухового внимания, памяти, воображения.
С кедра упали три кедровых шишки. Первую шишку заметила быстрая Белка и спрятала её в дупле. Вторую шишку подобрал Бурундучок. Вышелушил он шишку, а кедровыми орешками набил свои защёчные мешки и стаскал орешки к себе в норку. Третью шишку отыскала Кедровка. Часть орешков она съела, а остальные запрятала в мох, запасла на зиму. Весной спрятанные Кедровкой орешки проросли. В лесу появились молодые зелёные кедры. Они были очень рады, что Кедровка забыла про свои спрятанные орешки.
#1057;ловарная работа. Уточнение значения слов, обогащение и активизация словаря синонимами, относительными прилагательными.
а) «Объясни.» Объяснить значение слов: дупло – отверстие в стволе дерева;
норка – вырытое самим животным убежище в земле; шелушить - доставать, добывать орешки из шишки; защёчные мешки – пустоты за щеками некоторых животных : хомяков, мышей, бурундуков для переноса в свои жилища съедобных запасов; мох – низкорослое растение, покрывающее землю в наших лесах .
б) Игра «Чей плод? Чья ветка? » Дети подбирают картинки, на которых изображены плоды, ветки яблони, рябины, ели, сосны, кедра, дуба, соотносят их с изображениями этих деревьев, образовывают относительные прилагательные: яблоневая, дубовая, кедровая, рябиновая и др.
в) Упражнение «Подбери похожие по смыслу слова». Подбор синонимов. Нашёл – отыскал, увидел, обнаружил, заметил, приметил, углядел, усмотрел.
#1041;еседа по содержанию. Развитие диалогической речи, запоминание последовательности текста, выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.
Откуда упали три шишки?
Кто заметил первую шишку? Что Белка с ней сделала?
Кто нашёл вторую шишку? Что Бурундук с ней сделал?
Кто обнаружил третью шишку? Что сделала с ней Кедровка?
Почему в лесу появились новые молодые кедры?
Почему они были рады, что Кедровка забыла про спрятанные ею кедровые орешки?
#1055;овторное чтение сказки с установкой на запоминание. Развитие слухового внимания и памяти.
#1057;оставление графического плана сказки. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Педагог совместно с детьми составляет план рассказа с наглядной и вербальной опорой. На доску дети по порядку развития сюжета выставляют графические схемы.
#1055;ересказ сказки с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти. Дети парами пересказывают сказку. (Педагог предлагает детям взять по фишке, найти свою пару – по цветовой гамме фишки.) Один ребёнок начинает пересказ, другой продолжает в зависимости от номера на фишке.
Можно использовать другой вариант пересказа. Один ребёнок пересказывает, а другой (с трудностями в развитии связной речи) выбирает из расположенных перед ним графических изображений те, которые относятся к данной части рассказа (иллюстрирует пересказ).
9. Итог занятия. Чей рассказ понравился, запомнился? Почему?
1.
2.
3.
4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)
Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л
Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"
Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...