Н.В. Верещагина ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА «БЕЗРЕЧЕВЫХ» ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по логопедии

Гудкова Анна Петровна

Данная методика прошла успешную апробацию в 2004 году. Содержит подробное описание  проведения  обследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsialnaya_diagnostika_bezrechevykh_detey.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика "безречевых" детей раннего возраста

Н. В. Верещагина

Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля. Это связано с известным постулатом коррекци-онной педагогики и специальной психологии о зависимости эффективности коррекционного воздействия от сроков его начала.

Сложность однозначного принятия решения о нарушенном интеллектуальном развитии в возрасте до 3 лет обусловлена рядом причин. Во-первых, в раннем возрасте развитость ребенка в большей мере, чем в других возрастах, зависит от социального окружения. Так, ребенок, посещающий ясли, будет в большинстве случаев опережать по коммуникативным качествам и общей осведомленности сверстников с семейным воспитанием при прочих равных условиях.

Во-вторых, вопрос об интеллектуальной недостаточности до 3 лет возникает, как правило, у детей, ограниченно понимающих обращенную речь и не владеющих экспрессивной речью (так называемые «безречевые» дети) Однако, несмотря на то что малыши имеют одинаковую речевую и интеллектуальную продуктивность, эту группу составляют дети, у которых речевое развитие вторично нарушено в силу интеллектуальной недостаточности, а также дети с первичным расстройством речевой системы (задержка речевого развития, моторная алалия). В-третьих, отсутствие лаконичных, надежных, предполагающих количественную обработку и статический учет диагностических процедур выявления интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте крайне осложняет и делает трудоемким решение этого вопроса.

 Проведенное исследование было направлено на создание и апробацию экспресс-методики диагностики интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста. Экспериментальная работа началась в 2004 году и была направлена на выявление критериев оценки психоречевого развития, достаточных для принятия решения о сохранности интеллектуальной системы ребенка до 3 лет. Анализ существующих подходов, оценка из прогностической надежности (соответствие вывода по методике диагностики результатам обучения и воспитания ребенка, а также заключению врачей — невропатолога, психиатра) показали их несостоятельность в большинстве случаев. Экспериментальная работа показала, что это связано не с качеством диагностической процедуры, а с неучетом психофизиологических параметров развития ребенка и с отсутствием комплексного подхода.

 Апробация нескольких вариантов экспресс-диагностики интеллектуальной недостаточности у детей до 3 лет позволила выделить минимально необходимые направления оценки:

1. Оценка общего психического развития: цветовой гнозис, различение форм, предметный гнозис; мышление и способы деятельности; зрительно-эмоциональная память; произвольное внимание.

 2. Оценка игровой деятельности: действия с игрушкой; игровые действия.

 3. Оценка двигательной сферы: общая моторика; движения пальцев рук.

 4. Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы: контактность; фон настроения, реакции на поощрение и наказание.

 5. Оценка речевой сферы: пассивный словарь; логопедический диагноз.

 6. Особенности нервной системы: функциональная асимметрия (подчеркнуть), скоростные характеристики деятельности.

Выделенные параметры были структурированы в «Карту обследования детей раннего возраста». Карта представляет собой бланк обследования с описанными заданиями и вариантами ответов (вариантами поведения ребенка) для оценки уровня интеллектуального развития ребенка до 3 лет Всего 24 пробы, оцениваемые по трехбалльной шкале по принципу:

 3 — выполнил самостоятельно, и соответствует норме;

 2 — выполнил с чьей-то помощью,

 или есть признаки несоответствия;

 1 — не выполнил, и выраженное несоответствие.

 Для оценки параметров нервной системы:

 3 — возбудимость, гиперактивность,

 расторможенность поведения;

 2— баланс тормозимости и возбудимости, упорядоченное поведение;

 1 — чрезмерная медлительность.

 

Для оценки профиля функциональной асимметрии (по Николаевой Е. И.):

 3 — выраженный (все признаки правые или левые);

 2 — смешанный (сочетание правых и левых признаков);

 1 — невыраженный (симметричный — отсутствие ведущего канала восприятия в каком-либо параметре оценивания).

 Карта легко заполняется — подчеркиваются возможные варианты ответов (в большинстве случаев по принципу «самостоятельно», «с помощью», «не справился»), а также содержит вывод по уровню развития каждой из оцениваемых областей развития ребенка по принципу «соответствует возрасту», «есть признаки несоответствия возрасту», «выраженное несоответствие возрасту». У каждого исследуемого параметра содержатся подсказки в виде описания необходимых заданий, с тем чтобы исключить отвлечение психодиагноста к источникам во время процедуры проведения. Опыт применения карты показывает простоту ее заполнения, удобство использования и эффективность в оценке параметров развития ребенка.

 Обработка карты так же проста, как и ее заполнение. Результаты исследования по каждому параметру заносятся в таблицу в балльных значениях. Затем подсчитывается среднее значение, которое рассматривается как показатель сохранности интеллектуальной (психоречевой) системы ребенка раннего возраста.

 Выделены балльные показатели уровней психоречевого развития ребенка раннего возраста:

 • соответствие возрастным нормативам — более 2,31 балла;

 • незначительное отклонение от возрастных нормативов — 1,71—2,3 балла;

 • выраженное несоответствие возрастным нормативам — менее 1,7 балла.

Анализ заполненной таблицы позволяет сделать выводы об особенностях детей в группе и сформулировать предварительное заключение о характере нарушенного развития — выраженное несоответствие возрастным нормативам или незначительное отклонение. Анализ индивидуальных показателей развития, отраженных в карте, позволяет с высокой степенью вероятности определить наличие интеллектуальной недостаточности у ребенка до 3 лет. Причем временные затраты составляют не более 20 минут вместе с обработкой и интерпретацией результатов обследования ребенка, что делает карту удобным психодиагностическим инструментарием для оценки психоречевого развития детей раннего возраста.

 Прогностическая способность карты составляет 73%. Прогностическая способность высчитывалась автором в течение 3 лет по результатам первичной диагностики по карте детей с проблемами в развитии на начало учебного года (сентябрь) и по соответствию полученного заключения выводам о результатах коррекционно-развивающей работы на конец учебного года (май). Получилось, что заключение по карте на сентябрь в 73% случаев соответствует выводам в мае. Собственные наблюдения свидетельствуют о том, что снижению процента прогностичности карты способствует интенсивное медикаментозное воздействие на детей в течение года, что рассматривается автором как крайне положительных момент в коррекционно-развивающей работе с «безречевыми» детьми.

 Надежность заключений, полученных на основании результатов обследования по карте, была доказана в ходе классической психометрической процедуры [Бодалев А. А., Столин Б. А. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2006) с использованием результатов сравнительного исследования двух групп детей 2—3 лет. Экспериментальную группу составили 29 детей, не имеющие на момент обследования экспрессивной речи («безречевые») и посещающие коррекционную группу. В контрольную группу вошло 56 детей 2—3 лет с условно нормальным речевым анамнезом (фраза из 2—3 слов с нарушенным звуко-слоговым составом слов), посещающих МДОУ.

Сравнительное исследование позволило выделить принципиальные различия психоречевого развития детей раннего возраста с нарушенным и нормальным речевым онтогенезом. «Безречевые» дети в 2—3 года достоверно отличаются от сверстников незрелостью центральной нервной системы, что проявляется в невыраженном индивидуальном профиле функциональной асимметрии, а также в дисбалансе тормозных и активирующих влияний систем головного мозга. Эти дети обнаружили несформированность ведущих моторных систем (рука, нога), а также отличались гиперактивностью или чрезмерной медлительностью. Закономерными результатами исследования стали достоверные различия между группами детей в уровнях речевого и общего психического развития. Обращает внимание отсуствие различий между группами по игровой, двигательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферам, что указывает на вторичный характер отклонений в общем психическом развитии у «безречевых» детей. Поэтому можно заключить, что в экспериментальной группе были дети с первичным нарушением речи. В целом дети с нарушенным речевым онтогенезом имеют доказанное несоответствие психоречевого развития возрастным нормативам. Таким образом, предложенная карта дает полное представление об особенностях развития ребенка раннего возраста и позволяет сформулировать заключение о степени выраженности нарушений в развитии, поэтому может использоваться как для скрининга, так и для динамичного наблюдения за результатами коррекционно-развивающей работы в группах раннего возраста.

 Особенностями карты являются: простота заполнения, комплексность обследования, достаточная быстрота обработки результатов (в том числе статическая).

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка: _________________________________________________________________

Дата рождения: __________________

Возраст на момент обследования: ________________________________________________

Оценка общего психического развития:

1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда - всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).

4. Мышление и. способы деятельности:

• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);

разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

 • матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

 

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка игровой деятельности:

Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),

Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

 

Вывод о развитии игровой деятельности: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)

Оценка двигательной сферы:

Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не ВЫПОЛНИЛ заданное (подчеркнуть).

 

Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

 

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту, есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы:

Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть).

Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть).

Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

Оценка речевой сферы:

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Логопедический диагноз: ______________________________________________________

Особенности нервной системы:

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):

• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;

• нога: правая, левая, нет предпочтения; • ухо: правое, левое, нет предпочтения;

• глаз: правый, левый, нет предпочтения. Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):

• возбудимость;

• медлительность; • застреваемость;

• другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),

Заключение: Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

коррекция

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.

Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

 Литература

1. Верещагина Н. В. «Особый» ребенок в детском саду. — СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 2 Верещагина Н. В. Экспресс-диагностика интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии / Ред. В. Н. Скворцов. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2009.

 3 Николаева Е. И. Леворукий ребенок. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Источник: Дошкольная педагогика Апрель 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования  образователь...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Анализ диагностики адаптированности детей раннего возраста к ДОУ

Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивиду...

Педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. ФГОС ДО Белькович В.Ю.

Диагностический лист уровня развития воспитанников 1 младшей группы «Социально-коммуникативное развитие»   № п/п  ФИ ребёнкаОвладение коммунникативной деятель...

Почему ребёнок не говорит? Дифференциальная диагностика неговорящих детей

Статья адресована родителям, воспитателям, молодым логопедам, которые сталкиваются с проблемой: ребёнку уже три года, а он не говорит. Может быть много различных причин. В своей статье я попыталась по...

План самообразования по теме "Диагностика «безречевых» детей разного генеза»

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровняквалификации, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Повысить собственный уровень знаний;Разработать диагностическую (речев...