Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
статья по коррекционной педагогике
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_narusheniy_tablitsa.doc | 54.5 КБ |
analiz_narusheniy_tablitsa.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика речевого развития:
вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
составитель: Самойленко В.В.
учитель – логопед МБДОУ д/с № 64
г. Таганрога
В настоящее время специалисты медико-психолого-педагогических комиссий, социальных, медицинских и образовательных учреждений всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.
Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха.
Что же является общим для всех детей данной категории? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно, в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.
Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики - минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо - и гипервозбудимости, гипертензионно - гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всём разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития ребенка.
Для правильной оценки речевого развития необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Логопед должен разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи на данном этапе, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Т.е. одним из основных факторов успешной логопедической работы является знание развития речи детей в онтогенезе.
Еще одним немаловажным фактором является дифференциальная диагностика речевых нарушений.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).
Остановимся на некоторых моментах дифференциальной диагностики, встречающихся в логопедической практике.
Сравнительная таблица дифференциации сходных нарушений.
Нарушение Критерии | Моторная алалия | ЗРР | РДА |
Причины | Восполительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Нарушение ЦНС (центральной нервной системы) носят стойкий органический характер. | Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, гипоксия плода во внутреутробном развитии, асфиксия, неблагоприятные социальные факторы. Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются. | Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. |
Состояние моторики | Отмечается моторная неловкость разной степени выраженности. Гиперактивность или заторможенность. | Обычно без проявлений неврологической симптоматики | Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания. Выраженная моторная неловкость. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая. | Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации | Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. |
Восприятие, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. | Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми и взрослыми. |
Импрессивная речь | В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу. Отсутствуют эхолалии. | Хорошо понимает обращенную речь. | Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия. |
Звукопроизношение | Несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии) звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребёнок затрудняется в уместном их употреблении в речи — он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (например, слово ГУСИ произносит то как КУСИ, то как ТУСИ, то как ПУТИ и т. п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности о языковых трудностях. | Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам. | Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением. |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения. | Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно. | От скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения. |
Грамматический строй | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, одно-ловных предложений, при усложнении синтаксической структуры – нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование ограниченного количество прилагательных). | Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологической системой языка. | Характерная неравномер-ность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа. |
Навыки самостоятельного высказывания | Грубо нарушено. Не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения. | Отстает от нормы объем речевых навыков, но данные навыки способны формироваться в условиях свободного общения. | Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. |
Предварительный просмотр:
Диагностика речевого развития:
вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.
составитель: Самойленко В.В.
учитель – логопед МБДОУ д/с № 64
г. Таганрога
В настоящее время специалисты медико-психолого-педагогических комиссий, социальных, медицинских и образовательных учреждений всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.
Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха.
Что же является общим для всех детей данной категории? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно, в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.
Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики - минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо - и гипервозбудимости, гипертензионно - гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всём разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития ребенка.
Для правильной оценки речевого развития необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Логопед должен разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи на данном этапе, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Т.е. одним из основных факторов успешной логопедической работы является знание развития речи детей в онтогенезе.
Еще одним немаловажным фактором является дифференциальная диагностика речевых нарушений.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; моторной алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповой задержки речевого развития и стойкого нарушения по типу моторной алалии).
Остановимся на некоторых моментах дифференциальной диагностики, встречающихся в логопедической практике.
Сравнительная таблица дифференциации сходных нарушений.
Нарушение Критерии | Моторная алалия | ЗРР | РДА |
Причины | Восполительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч. родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Нарушение ЦНС (центральной нервной системы) носят стойкий органический характер. | Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, гипоксия плода во внутреутробном развитии, асфиксия, неблагоприятные социальные факторы. Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются. | Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. |
Состояние моторики | Отмечается моторная неловкость разной степени выраженности. Гиперактивность или заторможенность. | Обычно без проявлений неврологической симптоматики | Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания. Выраженная моторная неловкость. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая. | Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации | Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. |
Восприятие, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. | Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми и взрослыми. |
Импрессивная речь | В целом понимание сохранно, но затруднено в сложных грамматических конструкциях, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу. Отсутствуют эхолалии. | Хорошо понимает обращенную речь. | Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия. |
Звукопроизношение | Несмотря на полную возможность выполнения артикуляторных движений (в отличие, например, от дизартрии) звукопроизношение при моторной алалии оказывается грубо нарушенным. И даже после овладения правильными артикуляциями звуков ребёнок затрудняется в уместном их употреблении в речи — он постоянно смешивает между собой уже усвоенные звуки, допуская их неустойчивые замены (например, слово ГУСИ произносит то как КУСИ, то как ТУСИ, то как ПУТИ и т. п.). Эта крайняя неустойчивость в употреблении даже правильно произносимых звуков свидетельствует не об артикуляторных затруднениях, а о нарушениях более высокого уровня, в частности о языковых трудностях. | Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам. | Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением. |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения. | Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно. | От скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения. |
Грамматический строй | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, одно-ловных предложений, при усложнении синтаксической структуры – нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование ограниченного количество прилагательных). | Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологической системой языка. | Характерная неравномер-ность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа. |
Навыки самостоятельного высказывания | Грубо нарушено. Не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения. | Отстает от нормы объем речевых навыков, но данные навыки способны формироваться в условиях свободного общения. | Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений (таблица для логопедов)....
Дифференциальная диагностика речевой неполноценности
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической; логопедическое заключение формулируется с...
Особенности дифференциальной диагностики речевых нарушений
Диагностика – это деятельность, направленная на постановку диагноза.«Диагноз развития», как его представлял Л. С. Выготский, — интегральное понятие, включающее оценку уровня ра...
Выступление на тему: «Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Выступление на тему: "Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"...
Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей
Материал для логопедов по дифференциальной диагностике бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
Сравнение и исключение речевых расстройств имеющих сходную симптоматику....