Анализ диагностики адаптированности детей раннего возраста к ДОУ
материал (младшая группа)
Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_diagnostiki.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов диагностического исследования
Средствами профилактики успешной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения выступают развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.
Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом.
Процесс поступления ребенка в детское дошкольное учреждение сложен, как для самого малыша, так и для его родителей.
Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
В настоящем исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.
Представляем систему педагогического сопровождения:
Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.) (Приложение 1)
Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Заполнение воспитателем «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы. (Приложение 2)
Педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).
Предполагаемые результаты:
Раннее выявление отклонений в развитии детей.
Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
Создание специально организованной педагогической среды.
Исследование адаптации детей к детскому дошкольному учреждению проводилось в ДОУ № 117 города Санкт - Петербурга .
В исследовании участвовали 19 детей - воспитанники первой младшей - группы № 12 из них одиннадцать мальчиков и девять девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 2 лет.
Дети посещают группу с начала учебного года, исследование началось с сентября месяца.
Исследование проводилось с использование следующих методик:
Метод наблюдения.
Метод опроса родителей.
Доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой разработаны психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ и прогнозируется, как будет проходить адаптация, которые использовались в данной работе.
После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно - экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в группе раннего возраста № 12
Из 19 человек на конец сентября у восьми степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 1 ребенок перешел в разряд легкой степени, а 10 в средней степени адаптации.
Проведение мероприятий по адаптации детей к детскому дошкольному учреждению по способствовало повышению степени адаптации практически у всех детей: А на конец ноября степень адаптированности выросло до следующих показателей. У двух человек степень адаптации характеризуется как тяжелая шестеро детей перешли в разряд легкой степени, а 11 челоек в средней стадии адаптации
В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада. Характерно, также, изменение состояния детей после проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.
Диаграмма 1 - Степень адаптации к условиям детсада детей
Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.
Благодаря такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития и поведения малыша - своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Педагог может на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.
Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, врача.
В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 7)
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие | В семье | В детском саду |
Ведение адаптации | Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации | Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога. |
Режим | По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. | Соблюдение гибкого режима |
Питание | Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности | Привитие навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно. |
Гимнастика и массаж | По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. | Занятия, соответствующие возрасту. |
Закаливание | Закаливание по любой методике | Закаливание по щадящей схеме в учреждении |
Воспитательное воздействие | Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. | На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия |
При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.
Еще до поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.
Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.
Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.
Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.
Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).
Первый этап включает в себя информационное сопровождение.
Цель первого этапа - заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.
На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.
Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Успешное проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения меньше болеют.
При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика адаптации детей раннего возраста
Методическая разработка...
Обзор диагностических методик ( Диагностика развития детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе).
Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся , а также совершенствования образователь...
Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"
Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...
Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...
Педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. ФГОС ДО Белькович В.Ю.
Диагностический лист уровня развития воспитанников 1 младшей группы «Социально-коммуникативное развитие» № п/п ФИ ребёнкаОвладение коммунникативной деятель...
Диагностика уровня адаптированности детей раннего возраста
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...
Н.В. Верещагина ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА «БЕЗРЕЧЕВЫХ» ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Данная методика прошла успешную апробацию в 2004 году. Содержит подробное описание проведения обследования...