Конспекты с использованием ЭОР
план-конспект занятия по логопедии

Товкач Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

         Конспект фронтального логопедического занятия

по теме:

 «Именительный падеж множественного числа существительных»

в старшей группе

комбинированной направленности для детей с ТНР

учителя-логопеда

Товкач Елены Сергеевны

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 15»

Тема: Именительный падеж множественного числа существительных.

Цели:

  1. Коррекционно-обучающие: учить использовать в речи именительный падеж множественного числа существительных;
  2.  Коррекционно-развивающие:  способствовать развитию зрительного внимания, памяти через игру «Чего не стало?», мелкой моторики;

III. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование: демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи; предметные картинки: серия «Один-много» – груши, бананы, сливы, апельсины, ананасы, лимоны; альбом «Один - много» (ЭОР)

Ход

1. Организационный момент: припоминание и называние овощей.

2. Сообщение новой темы:

Игра «Назови предметы» упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи.

Инструкция логопеда: «Будем учиться правильно называть один предмет и много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них».

Образец: Что это? –  Это кубик. Что это? –  Это кубики.

Игровые действия: Дети по двое выходят к столу. Один задает вопрос, показывая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребенок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.

3.Закрепление темы. Игра «Один – много»

https://masterskaya-logo.ru/blog/998352 

 Дети открывают конверты, вынимают и рассматривают картинки серии «Один – много», по цепочке называют предметы парами (образец: «Груша – груши») картинки прикрепляются к доске.

4. Физминутка

 Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,                           Поочередно загибают пальцы,  начиная с большого

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.                              Показывают ладошками  напротив себя и на себя.

5. Игра «Назови картинку» – упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных по образцу:

дом –  дома                 утенок –                   утюг –                   платье –

утка –                           котенок –                 мяч –                    дерево –

кубик –                        теленок –                 лист –                    ветка –

петух –                         вагон –                    конь –                    корень –

окно –                          улитка –                  перо –                     дуб –

6.Игра «Четвёртый лишний» –  с картинками, изображающими предметы во множественном числе.

7. Игра «Посмотри внимательно»

Логопед: «Посмотрите внимательно по сторонам. В кабинете есть много одинаковых предметов. Найдите их и назовите» (зеркала, кубики, пирамидки, книги, столы, стулья и т. п.)

8. Итог. Что понравилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

по теме «Звук [Р]». «Научим Буратино говорить правильно»

учителя-логопеда

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 15»

Товкач Елены Сергеевны

Речевое заключение: ОНР (III ур. р. р.), ротацизм

Этап: автоматизация в словах и в словосочетаниях»

Цели:

Коррекционно-обучающие: закрепление  правильного произношения звука [Р] в словах и в словосочетаниях;

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие словесно-логического мышления через игру «Четвёртый лишний»,  закрепление согласование количественных числительных и существительных через игру «Посчитай до 5», закрепление умения делить слова на слоги через игру «Весёлый поезд», закрепление согласования прилагательных и существительных в роде через игру «Цветной альбом», развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятию через игровую деятельность

Оборудование: зеркало, кукла – Буратино; картинки для артикуляционной гимнастики – почисти верхние зубы, качели, футбол, вкусное варенье, барабанщик, лошадка; картинки – помидор, груша, картофель, морковь, заяц, сорока, медведь, лиса, ручка, ранец, карандаши, барабан, сапоги, кроссовки, рубашка, туфли, рыбы, поезд, рак, рыба, муравей, Буратино, рыбак, сорока, поросёнок; цветной альбом; раскраска роза.

Ход

Ι. Оргмомент.

Учитель-логопед: «К нам в гости сегодня кто-то спешит. А кто это ты узнаешь, если отгадаешь загадку».

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

Ответ ребёнка.

ΙΙ. Сообщение цели занятия (создание проблемной ситуации)

Учитель-логопед: «Правильно. К нам в гости пришёл Буратино. У Буратино беда – он не умеет правильно произносить звук [Р]. Как ты думаешь, мы сможем ему помочь?

Ответ ребёнка.

Учитель-логопед: «А как?»

Ответ ребёнка.

Учитель-логопед: «Для этого мы поиграем с Буратино в разные игры».

ΙΙΙ. Артикуляционная гимнастика 

Учитель-логопед: «Чтобы правильно произносить звуки, выполним гимнастику для губ и языка. А помогут нам в этом картинки. Посмотри на экран – и по картинке поймёшь, какое упражнение будешь выполнять. Выполняй упражнения, а я в это время буду читать стихи».

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения: «Почисти верхние зубы», «Качели», «Футбол», «Вкусное варенье». «Барабанщик», «Лошадка» с опорой на картинки.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, не чернели

Не желтели чтоб они.

(«Почисти верхние зубы»)

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

                   («Качели»)

 

Поиграю я в футбол

И забью с разбега гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(«Футбол»)

Бабушка сварила вкусное варенье.

Приготовив внукам это угощенье.

Варенье из клубники бабушка сварила.

Внуков своих очень бабушка любила.

                                 (Вкусное варенье)

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды-ды, да-ды-ды, да-ды-ды!»

(«Барабанщик»)

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

(«Лошадка»)

ΙV. Уточнение артикуляции звука [Р] (перед зеркалом), его характеристика.

Учитель-логопед: «Покажем Буратино как правильно произносить звук [Р]».

Ребёнок произносит.

Учитель-логопед: «А в каком положении находятся губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [Р]».

Ответ ребёнка: губы разомкнуты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается к бугоркам и дрожит под напором воздуха.

Учитель-логопед: «Дай характеристику звука [Р]».

Ответ ребёнка: звук [Р] – согласный, звонкий, твёрдый.

V. Упражнения на закрепление звука [Р].

1. Учитель-логопед: «Повтори за мной слова правильно произноси звук [Р], а Буратино пусть послушает».

Комар – загар,

Помидор – мухомор,

Кефир – зефир,

Актёр – боксёр,

Гора – жара,

Урок – пирог,

Шары – дворы.

2. Учитель-логопед: «А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний». Внимательно посмотри на картинки и скажи, какая из них лишняя и почему?».

Помидор, груша, картофель, морковь.

Заяц, сорока, медведь, лиса.

Ручка, ранец, карандаши, барабан.

Сапоги, кроссовки, рубашка, туфли.

VI. Физминутка «Буратино»

 (выполнять соответствующие движения).

Учитель-логопед: «Буратино приглашает поиграть в свою любимую игру, которая так и называется «Буратино» Учитель-логопед вместе с ребёнком встаёт и играет в игру.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

(выполнять движения в соответствии с текстом)

Буратино потянулся,

Вправо – влево повернулся,

Вниз – вверх посмотрел

И на место тихо сел.        

Ребёнок встаёт на носочки, поднимает руки и смотрит на кончики пальцев.

Не поворачивая головы, смотрит вверх – вниз, вправо – влево.

VΙI. Формирование слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий

  1. Игра «Посчитай до 5»

 Учитель-логопед: «Буратино не умеет считать, поэтому просит, чтобы ты посчитала картинки. Сколько же здесь рыб?»

Ответ ребёнка: одна рыба, и т. д.

  1. Игра «Весёлый поезд»  

Учитель-логопед: «Пассажиры решили отправиться в путешествие в Весёлом поезде. Но не знают, кто в каком вагоне поедет.  Поможем им?

 Ответ ребёнка.  

Учитель-логопед: «Назови каждого пассажира, выделяя голосом звук [Р]». Ответ ребёнка.  

Учитель-логопед: «Хлопками раздели каждое слово на слоги, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика)» – рак, рыба, муравей, Буратино, рыбак, сорока, поросёнок.

  1. Игра «Что каким бывает?»

https://masterskaya-logo.ru/blog/990903

Учитель-логопед: «В следующей игре нужно распределить картинки по цветам. Буратино затрудняется это сделать. Поможем ему?». Что бывает красным? (красное платье, красная машина, красные сапоги, красный помидор, красный шар, красная роза, красное яблоко, красная клубника). Что бывает чёрным? Что бывает оранжевым? Что бывает розовым? Что бывает серым?

VΙΙI. Домашнее поручение. Учитель-логопед: «Буратино приготовил для тебя подарок. Раскрась розу дома».

IX. Итог. Учитель-логопед: «Кому мы сегодня помогали правильно произносить звук [Р]? Что мы сделали чтобы помочь Буратино правильно произносить звук [Р]?

Ответ ребёнка.

Учитель-логопед: «А в каком положении находятся губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [Р]».

Ответ ребёнка.

Учитель-логопед: «Тебе понравилось учить Буратино произносить правильно звук [Р]?».

Ответ ребёнка.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 15»

Логопедическое занятие

Тема:

«Как гусенице стать бабочкой»

(образовательное мероприятие с использованием ТРИЗ-технологии)

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                                                                Товкач Е. С.

                                                                                                                        учитель-логопед

г. Зима

Тема: «Как гусенице стать бабочкой» (образовательное мероприятие с использованием ТРИЗ-технологии)

Цель: Создание условий для закрепления знаний о насекомых у дошкольников средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР в процессе коммуникативной деятельности, с использованием ТРИЗ-технологии.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие: совершенствовать представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых, формировать правильное использование в речи грамматических форм слов, обогащать   и активизировать словарь по теме «Насекомые»;

2.Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мышления, сообразительности, фантазии в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач с применение методов и приёмов ТРИЗ-технологии – метода мозгового штурма (игра «Перейди через озеро»), метода системного анализа (игра «Чем похожи и чем отличаются»), метода мышления по аналогии (игры «Чего не хватает?» и «Бабочки и цветы»), способствовать развитию исследовательского типа мышления через познавательно-исследовательскую деятельность (опыт «Гусеницы»), способствовать развитию слухового внимания через игру «Исправь ошибки»; способствовать развитию пространственной ориентировки через игру «Укажи направление»; способствовать развитию общей и мелкой моторики, ритма речи, фонематического восприятия с помощью логоритмического упражнения «Муха».

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе

Оборудование: блоки для строительства моста; вязаные цветы, вязаные фигурки насекомых (гусеница, бабочки, пчёлы, божьи коровки, мухи, жуки), игрушки-насекомые, картинки-насекомые: муха, пчела, комар, жук, муравей, бабочка, божья коровка; бумажные цветы; бабочки из цветной бумаги; бабочки-камешки марлбс; «кокон» для бабочки; звуковое сопровождение – звуки насекомых; музыкальное сопровождение – песенка бабочек.

Ход

Вводная часть (создание нужного психологического настроя на занятии)

1. Организационный момент.

 Дети стоят вокруг логопеда, звучит мелодия со звуками насекомых.

Логопед: Ребята, послушайте какие звуки. Что вы услышали?

Ответы детей.

Логопед: Как вы думаете, в какое время года, мы можем услышать эти звуки?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, все эти звуки мы можем услышать весной. В это время появляются насекомые.

 Послушайте, кто-то к нам спешит в гости. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт.

Посмотрите – это …. (Ответ детей). Маленькая гусеница очень мечтает стать бабочкой и ей очень нужна ваша помощь. Если мы отправимся в путешествие в весенний лес и выполним все задания правильно, тогда наша гусеница станет прекрасной бабочкой. Вы хотите помочь гусенице? (ответ детей). Тогда мы отправляемся в путь, а гусеница подождет нас в своем уютном домике.

Основная часть

Чтобы попасть в весенний лес нам нужно переправиться через озеро. Как можно это сделать? (ответы детей)

Игра-задание «Перейди через озеро» (метод мозгового штурма).

 На полянку мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Вот выходим мы на луг, тысячи цветов вокруг.

На полянку приседаем, посидим, поотдыхаем.

Логопед: Вот мы оказались на лесной весенней полянке. Здесь живет очень много насекомых, некоторые из них спрятались, давайте отгадаем кто это?

Загадки «Догадайся, кто это?» 

(Логопед после отгадки последовательно достаёт фигурки  насекомых)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (пчела)

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…
(божья коровка)

Как жужжу я жарким днём,  слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом, знают все меня!

Я – …(муха)

Повторяйте за мной

Игра-логоритмика «Муха»

Ка – ха – ка – ха – прилетела муха

Ки – хи – ки – хи – много лап у мухи

Ка – ха – ка – ха – зажужжала муха

Ка – ха – ка – ха – улетела муха

Слушайте следующую загадку

Это кто жужжит сердито,

Жу – жу – жу да жу –жу – жу,

И летит к цветкам с нектаром,

Всех, пугая на ходу (жук)

 

Логопед: Жук-жучок, подскажи, куда нам идти дальше?

Жук: Знаю, подскажу, только если поиграете со мной в игру.

Игра «Чем похожи, и чем отличаются»

(дети определяют и называют сходства и различия)

- стрекоза и вертолёт;

- бабочка и воздушный шарик;

- жук и трактор.

Логопед: Молодцы ребята, вы выполнили задание жука, и он предлагает нам продолжить путь дальше через березовую рощу.

 

В березовую рощу мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Логопед: вот и следующее задание - игра, которая называется

Игра «Исправь ошибки» (на развитие слухового внимания)

Логопед проговаривает «неправильное предложение», если дети исправили и  сказали правильно, размещает  картинку с изображением насекомого на дереве.

Бабушка летает около цветка.  (бабочка)

Пила летит и жужжит.      (пчела)

Лук ползёт по веточке.  (жук)

Воробей залез в муравейник. (муравей)

Мура села на сыр. (муха)

Самовар укусил Машу. (комар)

Игра «Укажи направление»

https://vk.com/wall-215412361_271

Логопед: Ребята, посмотрите, насекомые хотят двигаться в разные стороны. Хотите им помочь? Нужно разместить насекомых правильно – туда, куда указывает стрелка.

Логопед обращает внимание детей на картинки:

- Насекомые летали, ползали и что-то потеряли, посмотрите внимательно, а вы сможете сказать: «Чего не хватает у каждого насекомого?»

 Игра «Чего не хватает?» (метод мышления по аналогии)

У бабочки не хватает крыла, у пчелы не хватает полос, у жука не хватает усиков, у муравья не хватает лапок, у мухи не хватает хоботка, у комара не хватает крыльев, у божьей коровки не хватает пятнышек.

Логопед: Ребята, посмотрите – сколько здесь вокруг бабочек, поможем им спрятаться от птичек?

Давайте поиграем в игру, пока звучит музыка вы с бабочкой «летаете», когда музыка остановится, бабочку нужно посадить на тот цветок, на котором её не будет видно.

Физминутка

 П/игра «Бабочки и цветы» (метод мышления по аналогии)

Дети под музыку танцуют с бабочками, когда музыка заканчивается, прячут бабочек в цветок по цвету.

Логопед уточняет у детей, все ли бабочки спрятаны.

Дети: Красная бабочка села на красный цветок, её не видно.

Логопед: Отдохнули, поиграли, отправляемся дальше.

 В сосновый бор мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Логопед: посмотрите, здесь живут маленькие гусеницы, они очень хотят пить, их нужно напоить водой.

Опыт «Гусеницы» (познавательно-исследовательская деятельность)

Дети с помощью пипеток капают на бумажную гусеницу

Ребята, вы заметили, что произошло с гусеницами?  Какие были гусеницы по размеру? Какие стали? (ответы детей)

Логопед:  Молодцы, мы все задания выполнили, возвращаемся.

В детский сад мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем и по мостику шагаем.

Логопед: - А где же наша гусеница?

Этот странный дом без окон 
У людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом, 
Дремлет гусеница в нём.
 

Март, апрель, капель, весна… 
Просыпайся, соня – сонюшка!
 

Под весенним ярким солнышком 
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!

Заключительная часть

Логопед: Ребята, бабочка благодарит вас, что вы очень старались для того, чтобы гусеница превратилась в прекрасную бабочку.

 Рефлексия.

- Скажите, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось?

 Возьмите жёлтую бабочку тот, кому сегодня было очень интересно и все понравилось. Зелёную возьмёт тот, кому было немного трудно выполнять задания. Красную бабочку возьмёт тот, кому не понравилось наше путешествие.

Переход к другому виду деятельности.

Ребята, вы такие молодцы, у вас так замечательно получилось помочь нашей гусенице, и я предлагаю вам дома вместе с родителями помочь и другим гусеницам стать бабочками. Нужно будет найти и соединить гусеницу и бабочку, подходящих друг другу по цвету (детям раздаются листы с изображением разноцветных гусениц и бабочек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ C использованием интеграции образовательных областей: коммуникация и социализация «Разноцветные бусы» 1 младшая группа

ЦЕЛЬ: Воспитывать внимание и усидчивость у детей во время образовательной деятельности.            -ЗАДАЧИ: Повторить знание о цвете....

Конспект с использованием ИКТ "Домашние животные"

Закрепляем знания детей о домашних животных....

Конспекты с использованием сказочных сюжетов в РЭМП

Заюшкина избушка - конспект занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Средняя группа  Цель: Упражнять в порядковом счете, Формировать умения соотносить количе...

Конспект НОД "Использование и хранение опасных предметов"

Расширять представления о предметах опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту, и  их внешнем виде. Уточнение и расширение словаря по теме: помочь самостоятельно сделат...

Тема : «В гостях у Зимушки-Зимы» Конспект с использованием нетрадиционных техник рисования в ст.гр.д.с. Составитель: воспитатель д.с .№12,г.Аксу.Казахстан.

Цель:      Продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...