Методическая разработка "Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал может быть интересен музыкальным руководителям, руководителям театральных кружков, педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятелности | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Развитие творческой активности у застенчивых воспитанников посредством театрализованной деятельности»
Музыкальный руководитель: Феоктистова Л. В.
Актуальность и педагогическая целесообразность темы:
Современный дошкольник испытывает много трудностей, обусловленных всеобщей компьютеризацией, цифровизацией и скоростью изменяющихся условий и требований, предьявляемых к подрастающему поколению. Наблюдения педагогов последних лет выявили такие проблемы, как ухудшение осанки в связи с малой подвижностью, ослабление зрения, нарушения в области коммуникации. Растет процент слабой социальной адаптации и страха общения, а тем более выступления перед другими людьми. Застенчивость – это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Она может быть временной, но может постепенно превращаться в черту характера. Застенчивость наиболее распространенная причина проблем в общении, и, как следствие, причина одиночества, тревоги, депрессии. Часто застенчивость связана с низкой самооценкой.
Мною совместно с педагогом-психологом было проведено исследование детей среднего и старшего возраста, которое показало, что среди наших воспитанников много застенчивых, неуверенных в себе детей. Поэтому выбранное направление работы, а именно, развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности, является актуальным, позволяя разбудить фантазию ребенка, повысит его уверенность в себе, максимально реализовать его творческие способности.
Цель и задачи работы
Цель:
Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством музыкально-театрализованных игр и постановок.
Основные задачи:
Образовательные:
- Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять собственные сказки.
- Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
- Познакомить детей последовательно с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр.)
- Совершенствовать артистичные навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях.
Развивающие:
- Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
- Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
- Развитие дикции, речевого аппарата, обогащение словарного запаса.
Воспитывающие:
- Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
- Помочь раскрепощению воспитанников, осваивая различные виды театрального творчества.
- Формировать положительную самооценку, успешность и уверенность в своих способностях во взаимодействии с другими участниками процесса.
Срок реализации, режим и структура занятий
Программа рассчитана на 3 года. Возраст детей от 4 до 7 лет. Количество детей в группе – до 15 человек. В группу набираются дети, которым рекомендованы педагогами и психологом такие занятия, а также желающие заниматься этой деятельностью. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Время проведения занятий: 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 30 минут, что соответствует 1 учебному часу. Занятия проводятся два раза в неделю. Итогом работы являются спектакли 4 раза в год, показанные для других воспитанников, педагогов и родителей. Форма проведения занятий: очная, групповая. Срок реализации программы – 3 года.
Структура занятия
- Вводная часть. Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – психогимнастика, чтение сказок, скороговорок, стихов, игры на развитие силы голоса, на развитие пластики и пантомимики. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» , «Мышки бегали в подвале» , «Купила бабуся бусы Марусе» , «Качели для гласных» и т. д.
- Продуктивная часть. В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ педагога, направленный на активизацию творческих способностей детей.
- Завершающая часть. Получение знаний и навыков посредством создания совместных спектаклей, игр, этюдов. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)
- Игры на развитие выразительности и силы голоса
- Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
- Игры и упражнения на формирование словаря.
- Участие в постановках и спектаклях кружка.
Занятия по данной системе предполагают использование следующих видов пособий и оборудования
- СD, DVD диски с записями шумов, звуков, рассказов, этюдов, сказок, спектаклей.
- Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые куклы, куклы теневого театра
- Элементы костюмов, театральный инвентарь, маски.
- Литература, иллюстрации, игрушки.
- Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
- Атрибуты к играм.
- Художественная литература
- Дидактические игры
- Музыкальный центр
- 10.Ноутбук
- 11. Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
- Мультимедийный проектор
- Домашний кинотеатр
Планируемый результат освоения программы
- Ребенок более раскрепощен, способен уверенно выступать перед аудиторией зрителей.
- Слушает, воспринимает, отвечает на вопросы, пересказывает, сочиняет собственные сказки.
- Овладел средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
- Артикуляционный аппарат стал более активным, произношение четким, выразительным.
- Имеет представление о различных видах театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр.)
- Умеет воплощать заданные художественные образы, используя приобретенные артистические навыки.
- Овладел коммуникативными навыками, стал более эмоционально открыт и отзывчив.
- Проявляет активность и желание участвовать в публичных выступлениях, открытых занятиях, постановках спектаклей.
- Приобрел опыт в различных видах театрального творчества (кукольном, теневом, драматическом, музыкальном)
- Сформировалась положительная самооценка, успешность и уверенность в своих способностях во взаимодействии с другими участниками процесса.
- Мониторинг детского развития
Срок | Вид деятельности | Цель |
4-5 лет | ||
Сентябрь | «Какие волшебные сказки ты знаешь?» | Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоции, грусти и радости) |
Май | «Назови волшебные сказки» | Драматизация сказок, игры- имитации. |
5-6 лет | ||
Сентябрь | «Учимся четко говорить по- разному» | Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов, мимики и голоса. |
Май | Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок. | Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов, мимики и голоса. |
6-7 лет | ||
Сентябрь | Игра «Назови ласково соседа» | Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов |
Май | Викторина « Мы любим сказки» | Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. |
Формы проведения итогов реализации программы:
- Постановки в течении учебного года.
- Открытые занятия для родителей и педагогов.
- Участие в театральных фестивалях и конкурсах ДОУ.
- Мастер-классы для педагогов и родителей по развитию артистических навыков.
Учебно-тематический план
№ п/п | Вид деятельности | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1. | Художественно-речевая деятельность | 2 | 14 |
2. | Театрально игровая деятельность | 3 | 21 |
3. | Творческая деятельность | 1 | 7 |
4. | Подготовка к постановке спектакля | 1 | 7 |
5 | Премьера спектакля | 4 |
Календарный учебный график
Виды детской деятельности | Задачи | Содержание | Формы | ||||
Сентябрь Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды. | |||||||
Октябрь | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных | Чтение нового литературного произведения | Занятие со всеми детьми | ||||
Театрально-игровая деятельность | Рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра Знакомство с героями литературного произведения , с их характеристиками | Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра | Работа с малыми подгруппами детей | ||||
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ | Слушание музыки к выбранному произведению | Занятие со всей группой | ||||
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят | Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для передачи различных чувств (см. книгу М.Чистяковой «Психогимнастика») | С малыми подгруппами и индивидуально | ||||
Ноябрь | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Развивать память детей. Учить пересказывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией | Разучивание текста к литературному произведению. | Подгруппами и индивидуально | ||||
Театрально-игровая деятельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству) | Знакомить детей с элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица | Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен | С подгруппами, используя все виды театрализованных игр для разыгрывания одной и той же сцены | ||||
Музыкальная деятельность | Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа | Разучивание песен к литературному произведению | Со всей группой | ||||
Творческая деятельность | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом | Импровизационные танцы различных персонажей | С группами и индивидуально | ||||
Декабрь | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста | Пересказывание детьми сюжета по ролям | Фронтальные в игровой | ||||
Театрально-игровая деятельность (занятия по театральному искусству) | Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке | Работа над целостной постановкой спектакля | Фронтально и подгруппами | ||||
Творческая деятельность | Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии | Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера | Подгруппами и индивидуально | ||||
Музыкальная деятельность | Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности | Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю | Со всей группой, подгруппами, индивидуально | ||||
Февраль | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных | Чтение нового литературного произведения | Занятие со всеми детьми | ||||
Театрально-игровая деятельность | Рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра Знакомство с героями литературного произведения , с их характеристиками | Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра | Работа с малыми подгруппами детей | ||||
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ | Слушание музыки к выбранному произведению | Занятие со всей группой | ||||
Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество) | Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят | Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для передачи различных чувств (см. книгу М.Чистяковой «Психогимнастика») | С малыми подгруппами и индивидуально | ||||
Март | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Развивать память детей. Учить пересказывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией | Разучивание текста к литературному произведению. | Подгруппами и индивидуально | ||||
Театрально-игровая деятельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству) | Знакомить детей с элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица | Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен | С подгруппами, используя все виды театрализованных игр для разыгрывания одной и той же сцены | ||||
Музыкальная деятельность | Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа | Разучивание песен к литературному произведению | Со всей группой | ||||
Творческая деятельность | Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом | Импровизационные танцы различных персонажей | С группами и индивидуально | ||||
Апрель | |||||||
Художественно-речевая деятельность | Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста | Пересказывание детьми сюжета по ролям | Фронтальные в игровой | ||||
Театрально-игровая деятельность (занятия по театральному искусству) | Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке | Работа над целостной постановкой спектакля | Фронтально и подгруппами | ||||
Творческая деятельность | Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии | Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера | Подгруппами и индивидуально | ||||
Музыкальная деятельность | Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности | Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю | Со всей группой, подгруппами, индивидуально | ||||
Май Премьера музыкального спектакля. |
Список литературы
- Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. – М.: ИП РАН, 2001. - С. 35.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2010. – С.113.
- Атаева А.В. Творчество – основа педагогической деятельности. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2012. - №5. – С. 12.
- Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – С.45.
- Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников. М., 2003. - С.69.
- Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. - 2011.- № 7. – С. 11.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – С.92.
- Васильева М. О., Юнг Т. О Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание. 2011. - №2. - С. 9.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – С.88.
- Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста./ Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2012. – С.70.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. 2013. - №5. - С. 22.
- Технология проблемно - развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях. - СПб.: ВЛАДОС, 2005. – С.44.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2011. – С. 60.
- Юрина Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М., 2012. – С.104.
- Якимова М. Региональная система дошкольного образования: театрализованная деятельность в практике детского сада. - Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2013. – С.16-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....
Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности
Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....
Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности
Данная статья раскрывает опыт работы по театрализованной деятельности с дошкольниками....
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Текст содержит материал, необходимый в работе с детьми для развития творческих способностей....
Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»
Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деяте...
«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»
- развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности...
Педагогический опыт работы "Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности"
В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театра...