Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»
методическая разработка по логопедии
Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов на тему:
«Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»
подготовила и провела учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Иоша Л.В.
Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста; Оборудование: индивидуальные зеркала, картотека «Артикуляционная гимнастика», картотека «Дыхательная гимнастика», салфетки, вата, коктейльные трубочки, стаканчики с крышкой, прищепки, картотека игр на мелкую моторику, камушки, помпоны, вертушка, массажные мячики с шипами «Ёжик», су-джоки, мягкий песок, игры со шнуровкой.
Ход мастер-класса Одним из важнейших показателей подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. Для этого необходимо правильно подобрать систему игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с их речевыми нарушениями и индивидуальными особенностями. Работа по постановке звуков ведётся по разделам: работа по развитию артикуляционного аппарата, работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха, постановка звука. Упражнений, технологий, игр и пособий очень много. Давайте поговорим о них более подробно. Работа по развитию артикуляционного аппарата Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений. 1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика (используем индивидуальные зеркала.) 1. Вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ. 2. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем, что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так повторяем 8 раз. 3. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и фиксируем данное положение. То же самое- с правым уголком рта. 4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю. 5. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8. 6. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась. 7. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите за тем, чтобы звук Д произносился очень твёрдо. 2 этап в постановке звуков – развитие мелкой и общей моторики. У детей с нарушениями речи часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Одно из негативных следствий - развитие дисграфии (нарушение письма). Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. #1059;пражнение с массажными мячиками «Я мячом круги катаю. Взад- вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка.» 2. Игра «Футбол»- поле и башмачки, с помощью них ребенок может играть в паре со взрослым и со своим другом. Цель: кто внимательнее и правильнее забьет гол в ворота сопернику. #1048;гра с прищепками, массировать каждый пальчик; либо с помощью картинок найти кому чего не хватает (Ежику- колючек, солнцу- лучиков, зайке- ушек и т.д.) 4. Игра с помпонами или камнями. В картинках -пропуски: нужно доделать картину (Художник забыл дорисовать). В этом игровом упражнении ребенок включает внимание, мелкую моторику и обогащает словарный запас. Имеется большое количество упражнений на общую моторику. Они представлены в картотеках для разного возраста детей. 3 этап в постановке звуков – дыхательная гимнастика Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Упражнения для речевого дыхания 1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) 2. Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа. 3. Упражнение «Буря в стакане». Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. 4. Надуем шарик, не раздувая щеки. 5. Вертушка. 6. Сдуй пчелку с цветка. 7. Упражнения «Змея» (развитие правильного дыхания, чтобы дыхание проходила посередине языка). 4 этап в постановке звуков –развитие фонематического слуха Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки. Упражнение «Услышишь – хлопни» - Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. - Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 5 этап постановка звука. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка. ИТОГ: правильно организованная совместная систематическая работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия и развития речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
Причины выбора игры ФЛОРБОЛ (хоккей в зале) для работы с детьми дошкольного возраста.
Наше ДОУ коррекционного направления и вот уже третий учебный год мы активно осваиваем ФЛОРБОЛ, как инновационную технологию в работе с детьми. Работает команда специалистов: инструктор по ...
Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"
Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста"
Использование занимательной математики в индивидуально работе с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста
Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...
Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»
Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...