Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»
методическая разработка по логопедии

Иоша Людмила Васильевна

Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов на тему:

«Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»

подготовила и провела учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Снежинка» Иоша Л.В.

Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста;

Оборудование: индивидуальные зеркала, картотека «Артикуляционная гимнастика», картотека «Дыхательная гимнастика», салфетки, вата, коктейльные трубочки, стаканчики с крышкой, прищепки, картотека игр на мелкую моторику, камушки, помпоны, вертушка, массажные мячики с шипами «Ёжик», су-джоки, мягкий песок, игры со шнуровкой.

Ход мастер-класса

Одним из важнейших показателей подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. Для этого необходимо правильно подобрать систему игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с их речевыми нарушениями и индивидуальными особенностями.

Работа по постановке звуков ведётся по разделам: работа по развитию артикуляционного аппарата, работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха, постановка звука. Упражнений, технологий, игр и пособий очень много. Давайте поговорим о них более подробно.

Работа по развитию артикуляционного аппарата

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика

(используем индивидуальные зеркала.)

1. Вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ.

2. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем, что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так повторяем 8 раз.

3. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и фиксируем данное положение. То же самое- с правым уголком рта.

4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

5. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

6. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

7. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите за тем, чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

2 этап в постановке звуков – развитие мелкой и общей моторики.

У детей с нарушениями речи часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Одно из негативных следствий - развитие дисграфии (нарушение письма). Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

#1059;пражнение с массажными мячиками

«Я мячом круги катаю.

Взад- вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.»

2. Игра «Футбол»- поле и башмачки, с помощью них ребенок может играть в паре со взрослым и со своим другом. Цель: кто внимательнее и правильнее забьет гол в ворота сопернику.

#1048;гра с прищепками, массировать каждый пальчик; либо с помощью картинок найти кому чего не хватает (Ежику- колючек, солнцу- лучиков, зайке- ушек и т.д.)

4. Игра с помпонами или камнями. В картинках -пропуски: нужно доделать картину (Художник забыл дорисовать). В этом игровом упражнении ребенок включает внимание, мелкую моторику и обогащает словарный запас.

Имеется большое количество упражнений на общую моторику. Они представлены в картотеках для разного возраста детей.

3 этап в постановке звуков – дыхательная гимнастика

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнения для речевого дыхания

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2. Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа.

3. Упражнение «Буря в стакане». Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.

4. Надуем шарик, не раздувая щеки.

5. Вертушка.

6. Сдуй пчелку с цветка.

7. Упражнения «Змея» (развитие правильного дыхания, чтобы дыхание проходила посередине языка).

4 этап в постановке звуков –развитие фонематического слуха

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки.

Упражнение «Услышишь – хлопни»

- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

- Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

5 этап постановка звука. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

ИТОГ: правильно организованная совместная систематическая работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия и развития речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражне...

Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....

Причины выбора игры ФЛОРБОЛ (хоккей в зале) для работы с детьми дошкольного возраста.

Наше  ДОУ коррекционного направления и вот  уже третий учебный год мы активно осваиваем ФЛОРБОЛ, как инновационную технологию в работе с детьми. Работает команда специалистов: инструктор по ...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста"

Использование занимательной математики в индивидуально работе с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Круглый стол с педагогами на тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»

Круглый стол с педагогамина тему : « Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников с целью формирования навыков ЗОЖ»Вступление- Уважаемые, педагог...