Мастер-класс для педагогов коррекционных групп "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии по теме
В этой публикации представлены нетрадиционные формы и игровые упражнения, для работы с детьми, имеющими речевые нарушения (развитие мимической и артикуляционной моторики, различные дыхательные упражнения, развитие тонкой моторики, развитие фонематических процессов, с элементами кодирования, развитие пространственной ориентировки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской области
структурное подразделение детский сад «Петушок»
Мастер-класс
для педагогов коррекционных групп «Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Разработчик:
учитель-логопед
Ярошенко Ирина Григорьевна
Цель:
Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий по использованию нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
- повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование:
Зеркала, листы бумаги А4, ножницы, бинт стерильный, бумажные мячи, одноразовые стаканчики с водой, листы бумаги с крупной клеткой, пальцедром, чистые листы, простые карандаши, салфетки.
Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка.
Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.
Все мы стремимся к тому, чтобы тренировочные упражнения были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными.
Предлагаю вашему вниманию ряд некоторых нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений.
Все предлагаемые упражнения не только не исключают традиционных артикуляционных и пальчиковых, но, наоборот, являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним.
В процессе работы главное очень важно не допускать переутомления ребенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой.
Комплексное воздействие на ребенка, направленное на подготовку его к полноценному овладению устной и письменной речи и в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
Для работы по данному направлению необходимо иметь в наличии элементарные вещи:
-стол и стул
- бумагу (формат А4)
- ножницы с тупыми концами
- листы бумаги в крупную клетку
- стерильный бинт
- картон с пришитыми пуговицами (пальцедром)
-бумажный мяч
- одноразовые стаканчики
А самое главное – это Ваше терпение, Ваше пристальное внимание к ребенку и его действиям, Ваш доброжелательный, но строгий контроль, особенно при работе с ножницами, Ваша уверенность в успех ребенка, умение видеть и радоваться вместе с ним малейшему достижению!
Ход мастер-класса
Практическая часть:
В дополнение к общепринятым артикуляционным, дыхательным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
- Мимические упражнения
Упр. 1. Сложить лист бумаги А4 пополам, ножницами с тупым концом
вырезать любой узор. Напомнить о правилах обращения с ножницами. Развернуть лист бумаги, в получившееся красивое «окошечко» улыбнуться, глядя в зеркало, затем соседу слева, справа. Зарядить друг друга хорошим веселым настроением, поднять брови, глаза счастливые, и так же можно предложить другие варианты мимический упражнений (нахмурься, покажи, как ты грустишь), используя, только что созданную детьми бумажную рамочку, «окошечко».
- Статические артикуляционные упражнения
Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом:
Упр.1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Педагог пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 сек.
Упр. 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Упр. 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
- Дыхательные упражнения
Упр. «Крокодил». Широко раскрывать(вдох) и закрывать (выдох) рот в
сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт – руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.
Упр. «Геометрические фигуры». Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.
Упр. «Воздушный шарик». Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар»). Задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА-ХА-ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»). Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!).
Упр. «Бумажный мяч». Медленный глубокий вдох через нос, рука, в которой бумажный мяч, делает круговое движение. Задержать дыхание. Выдохнуть резко, кинув мяч вперед (ХА!)
- Упражнения для развития тонкой моторики
Все упражнения выполняются на столе.
Упр.1. Мешать воду (крупу, песок и т.п.) каждым пальцем
поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).
Упр.2. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно прижаты к столу.
Упр.3. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктанта используется бумага в крупную клетку и ножницы с тупыми концами. Выполняется диктант при строгом контроле взрослого и четком описании правил безопасности при работе с ножницами. При выполнении диктанта обязательно соблюдение трех условий: - четкое следование инструкции педагога; - чередование вертикальных и горизонтальных «шагов»; - размеры «шагов» соответствуют четному количеству клеток (например: 4,2,8 и т.д.) После окончания работы рассматривается вырезанная фигура.
Упр.4. «Пальцедром» - тренажер, который помогает воздействовать на активные точки. «Ум и речь ребенка находятся на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский. Каждому ребенку предлагается картон, с пришитыми пуговицами по 8 шт. в каждом ряду. Ребенок нажимая указательным пальцем, сначала одной, потом другой руки, поочередно на каждую пуговицу сначала одного ряда, потом другого, проговаривает речевой материал для автоматизации поставленного звука. Доходят до последней пары пуговиц, возвращается обратно в том же порядке.
- Упражнения для развития внимания, фонематического
восприятия, общей координации движений, с элементами кодирования
Упр.1. Взрослый произносит слоги со звуком Р и Л. Если ребенок слышит слог со звуком Р, рисует на листочке большую палочку, точку, квадратик, и т.п., а если слышит слог со звуком Л – рисует маленькую палочку, кружочек и т.п. Такое упражнение можно предложить для различения звуков с-ш, з-ж, и т.д. в словах. Предварительно дав обозначение каждого звука.
Упр.2. Детям дается установка на запоминание этих обозначений:
А – хлопок в ладоши перед собой; О – хлопок обеими руками по коленкам; У – удар кулаком о кулак; И – хлопок в ладоши над головой; Ы – хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга; Э – хлопок в ладоши за спиной.
Сначала произносить по два, затем три, четыре звука (АУ, ИО,ООА,ОАУ,ОАО,УУА,УАО,УАОИ,АОИУ,ОАОИ и т.д.)
Упр.3. Кодирование обратных слогов типа АК,ОП,ЫК,АШ,ИМ,УФ,ИР,ОТ и т.д. Взрослый передает гласный звук условным сигналом ,а согласный отчетливо произносит. Дети (ребенок) отгадывают и называют задуманный взрослым слог.
Упр.4. Кодирование и отгадывание детьми (ребенком) прямых слогов типа НА, ПО,ЗУ,ВЫ,ГЭ,ЖУ.
Упр.5. Взрослый и дети (ребенок) меняются ролями: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги. То же самое можно предложить и со словами, т.е. усложняя задание.
- Игры для развития пространственной ориентировки
Игра «Команды». Инструкция: «Я буду отдавать команды, а вы их
выполняете».
Встаньте со стула. Поднимите руки вверх. Отведите в стороны. Опустите вниз. Повернитесь вправо, влево, кругом. Укажите на соседа слева. Укажите на соседа впереди. Укажите на соседа справа. Укажите на соседа сзади. Сели на стулья. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?
Игра «Путешествие по телу». Инструкция: Я буду вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности дошкольника и расширяются границы возможностей его мозга.
Использованная литература:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные
приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.
2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.
3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Необходимость формирования фонетически правильной речи....
Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. Для успешной коррекц...
Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые в работе с детьми дошкольного возраста
Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые в работе с детьми дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....
Семинар - практикум для педагогов ДОО Выступление на тему:«Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста»
Игровой комплект «Пертра» -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством пед...
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Целью игровых технологий в лоопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому я...
Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»
Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...