2023. Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Пошипим и пожужжим. Дифференциация звуков Ш-Ж» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тюрина Оксана Владимировна

Занятие для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_logoped.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга", ул. Дружбы 33

Кулундинского района Алтайского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

индивидуального логопедического занятия по теме «Пошипим и пожужжим. Дифференциация звуков Ш-Ж»

 в подготовительной к школе группе

        Учитель-логопед:

Тюрина Оксана Владимировна

Кулунда, 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитие 

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» 

«Речевое развитие»

Тема занятия: «Пошипим и пожужжим. Дифференциация звуков Ш-Ж»

Вид занятия: коррекционно-развивающее занятие

Возрастная группа: подготовительная группа

Формы образовательной деятельности: индивидуальная

Цель: уточнение произношения и различения звуков Ш-Ж

Задачи

Коррекционно - образовательные: 

- закреплять умение различать звуки Ш-Ж, по акустическим признакам, сравнивать, различать, и правильно произносить звуки Ш-Ж на материале слов. произношении, в слогах, словах, фразах

- закреплять графические образы букв Ш и Ж, вырабатывать навык четкого произношения звуков Ш, Ж.

-учить определять позицию звука в слове

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, усидчивость, умение слушать

- воспитывать желание заниматься

- формировать положительные установки на участие в занятии

Коррекционно-развивающие: 

-закрепить навык выделения звука из ряда слов;

-развивать фонематический слух;

-развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук

-продолжать работу над развитием внимания, памяти;

Планируемый результат:

- осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам

Оборудование: графические образы букв Ж и Ш, схемы - профили артикуляции звуков, картинка – домик с пустыми окошками, карточки с буквами «Ш», «Ж», игровое поле с картинками-символами звуков, игровое поле с звуковыми домиками и соответствующие «картинки-жильцы», иллюстративная схема-загадка,

Содержание НОД:

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечания

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.Организационный этап

Мотивационный этап

Эмоциональный настрой.

Введение в тему занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Дыхательная гимнастика

- Здравствуй, я рада тебя видеть.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу пожелать тебе доброго утра и доброго дня!

Хочешь поиграть и узнать сегодня много нового?

 К нам в гости сегодня пришли две весёлые подружки-хохотушки, познакомься, это Шипелочка, а это Жужалочка (два графических образов букв Ж и Ш). Они очень рады, что ты научился правильно произносить звуки Ш и Ж, и они решили с тобой сегодня поиграть. А ведь сначала, эти звуки капризничали и не хотели правильно звучать в твоей речи. Но ты потрудился и теперь правильно произносишь [Ш] - [Ж] и не путаешь их в словах. Они принесли разные конверты с заданиями. Задание находится в красном конверте

Артикуляционные кочки»

Перед тобой кочки, но не простые, а артикуляционные. Необходимо перепрыгнуть все кочки и выполнить гимнастику для языка. «Бублик» «Хоботок»

«Лопата»

«Чашечка»

«Качели»

«Вкусное варенье»

«Маляр»

- Молодец! Второе задание находится в жёлтом конверте.

Развитие дыхания. «Футбол» «Ветерок»

- Возьми шарик из ватки и задуй его в ворота. Вспомни, как правильно мы выполняем дыхательную гимнастику? Хорошо! А теперь возьми кусочек ваты, и положи его себе на кончик носа, язычок высуни и подуй так, чтобы ватка взлетела вверх. Отлично!

Ответ ребенка

Ребенок, сидя перед зеркалом, под счет выполняет упражнения.  

Ребенок, набирает вдох через нос, и резко выдыхает через рот.

Эмоциональный настрой. Введение в тему занятия.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие дыхания, воздушной струи

  1. Основной этап.

1.Сообщение темы занятия

Актуализация знаний. Закрепление знаний. Выполнение действий по поставленным задачам.

  1. Сравнение артикуляции звуков

4. «Узнай звук»

5.«Пошипи или пожужжи»

  1. «Игра в прядки»

  1. Физкультминутка

  1. Игра «Кто неправильно поселился»

9. Игра «Загадки»

- Я сейчас открою следующий конверт (синий). Сравним эти два звука. Давай вспомним, как получается звук Ш (ребёнок, опираясь на схему, рассказывает)

А как мы произносим звук Ж? Ты уже догадался, чем отличаются эти звуки?

- Откроем следующтй конверт (зеленый) Давай научим Шипелочку и Жужалочку внимательно слушать и различать звуки (ш) и (ж), а заодно напомним им, как выглядят буквы «ш» и «ж». Когда услышишь звук «Ш», вставь карточку с буквой «ш» в окошко, а когда услышишь звук «ж», вставишь в окошко букву «ж».

Логопед предлагает ребёнку на слух звуковой ряд: н, г., р, б, ж, ш, т, п, ж, ж, л, н, ш, в, ж, ш. ш  

- Посмотри, что случилось? Жужалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Посмотри на картинку, пожужжи или пошипи, а Жужалочка и Шипелочка послушают.

- А сейчас мы откроем еще конверт (голубой). Давай поиграем в прятки, Жужалочка и Шипелочка решили спрятаться в словах, помоги мне их найти. Я буду произносить часть слова, а ты, договори нужный слог:

Кры(ша)., гру(ша), лу(жа), гара(жи), пиро(жок), фла(жок), кА(ша), гор(шок), ме(шок), реме (шок)

Если нравится тебе, то делай так:

- ша, ша – ша (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жа – жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

- жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).

- Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужалочке, кто живёт в этих домиках. Назови все картинки. Найди того. Кто попал не в свой домик. Кто это, назови.

-Шипелочка и Жужалочка придумали для тебя загадки. Попробуй их отгадать. Смотри внимательно на картинку и отвечай на вопросы полным предложением.

-Что находиться между шишками? Где находиться груша?

-Что находиться между пушками? Где находиться машинка?

-Что находиться между камышами? Где находиться лягушка?

-Что находиться между жирафами? Где находиться мышка?

-Что находиться между шкафами? Где находиться кушетка?

-Что находиться между кувшинами? Где находиться чашка?

-Что находиться между шлемами? Где находиться шляпа? 

- При звуке Ш,

Наши губы округляются, зубы немного приоткрыты, язычок в форме “чашечки”, кончик широкого языка смотрит вверх, воздух выходит теплый, голос не работает, звук глухой, согласный.

При звуке Ш – голос молчит, а при звуке Ж – работает. Звук Ш – глухой согласный, а звук Ж – звонкий согласный.

Ребёнок в окошечки вставляет соответствующую карточку-символ звука)

Ребенок называет картинку, четко произносит звук и проводит от буквы к нужным картинкам стрелочку.вкладывает в нужный домик.

Ребенок сначала слушает, а затем договаривает.

        Ребенок повторяет

Ребенок четко называет картинку, и определяет верно она находится в домике, или нет.

Ребенок отгадывает загадки, отвечает полным предложением.

Направлено на закрепление представления образа звука.

Дифференциация звуков на слух в звуковом ряду развитие буквенного гнозиса.

Изолированное произношение звуков

Развитие фонематического слуха.

Развитие внимания, слухового восприятия

Добиваться полного ответа от ребенка

  1. Итог занятия

Итог занятия.

Систематизация знаний.

8. Подведение итогов

- Тебе понравилось наше занятие? О чем мы сегодня с тобой говорили? Что делали?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Сегодня ты очень хорошо работал. Я очень рада тому, что ты справился почти со всеми заданиями Шипелочки и Жужалочки, помог им, правильно произносил слоги, слова, предложения. Молодец!

У тебя все получилось!

Ответ ребенка

Закрепление полученных знаний, умение делать вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков С- Ш» в подготовительной группе

Образовательные области: звукопроизношение, речевое развитиеИнтеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речев...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы в вазе» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ  НОДпо художественно-эстетическому развитию«Цветы в вазе» с  использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...