Выступление на ГМО учителей - логопедов "Использование методики Воробьёвой В.К. для развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи".
консультация по логопедии (старшая группа)

Шушпанова Екатерина Ивановна

Распространение опыта среди коллег по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_vorobevoy_v.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей-логопедов  с темой «Использование         методики Воробьевой В.К. для развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.»

ЦЕЛЬ: распространить опыт работы по данной методике среди коллег.

Ключевым моментом методики Валентины Константиновны Воробьевой является направленность на развитие связной повествовательной речи.

Основная суть методики Воробьевой

Главное отличие этой методики от других в том, что она направлена не на глобальное формирование монологической речи, а учит некоторым правилам, помогающим построить связное сообщение.

Основной принцип методики- от уха к речи. Делится на 3 раздела:  1.Подготовительный: формирование понятия рассказа и умение узнавать его.

  1. Знакомство детей с правилами строения рассказа.
  2. 3акрепление усвоенных правил самостоятельной речи детей. 

1 этап – формирование понятия рассказ и умения узнавать его

Дошкольники в действительности не совсем представляют, что такое рассказ. Поэтому первый раздел занятий по методике посвящен ознакомлению с его признаками, формированию представлений о нормативном образце речи, умению выделять события, как основу повествовательного текста, а также предмета, как основу описательного сообщения.

Итак, 1 раздел,  каковы же его цели: научить детей на слух узнавать образцы связной речи и отличать их от ошибочных вариантов.

Используются упражнения следующего типа:

1.сравнение рассказа с набором слов из него.

2.сравнение рассказа с отдельным предложением, которое начинается с местоимения (Он замерз и заблестел).

3.сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений. Одно предложение из рассказа и несколько из других рассказов.

4.сравнение рассказа с его деформированным вариантом.

5.сравнение рассказа с некомплектным вариантом (пропущенные некоторые предложения).

6.сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же рассказывается по- разному.

На этом этапе используются рассказы повествовательного характера. Объем рассказа 7-9 предложений.   Сначала  рекомендуются неправильные образцы, потом читается правильный  образец.

Методика работы в 1 разделе включает 2 этапа:

1.интуитивный,

2.логический.

На первом этапе учим находить образцы связной речи интуитивно, как получиться. Вместе с тем дать опору, т.е. помощь с опорой на наглядные карточки. 1 набор карточек: сравнение рассказа с набором слов: используются две карточки ( на  первой карточке событие,     вторая разделена      и в каждом квадрате предметная картинка, которая описывается в этом рассказе. Цель: показать, когда мы показываем отдельные карточки, рассказа не получается. Рассказ получается, только когда мы вспоминаем событие. С этого момента само понятие «событие» становиться учебным понятием.

2 набор карточек:     (событие)  и маленькие сюжетные картинки в каждой клетке,  но часть их к нашему сюжету не относится. Цель: показать, что рассказ получается, когда все события рассказывают об одном событии.

Использовать можно карточки с такими символами (поднимают если есть событие, и  также - рассказ). Работу рекомендуется   начинать со второго полугодия в старшей группе для детей с ОНР.

 Второй этап: логический, на этом этапе нужно показать, как устроен рассказ и что в рассказе есть предмет и что говориться о нем. Начинаем  с работы над предложением: а) с опорой на предметные картинки; б)самостоятельно. Например:  с опорой на картинки слово «бежит» и показываете картинки (ручей, собака, время и т. д ). и самостоятельно, когда вы спрашиваете (об одном предмете, что можно рассказать «кошка-сидит, ласковая и т.д).

Затем переходим к работе с парными загадками, например:  подбираете 2 загадки об одном и том же предмете (одна глагольная загадка, другая-прилагательные). загадываем, вывешиваем отгадку, и работаем с текстом загадки: решаем задачи

1. Развитие памяти глагольного словаря.

2.Формирование памяти на линейный ряд: какой глагол 1,2, 3. Аналогично работаем со 2 загадкой, только там прилагательные. Подводим итог, что в 2 загадках об одном и том же говориться по- разному и уточняем на какие вопросы отвечают.

2 Раздел: становление первичного навыка связной речи (знакомство с правилами строения рассказа) этот раздел включает

1 этап: развитие связной речи практическими методами без опоры на правила. Научить ребенка относительно длительному рассказыванию с опорой   на наглядный материал. Для этого используем следующие типы игр:

1.игры на восстановлении порядка серии картинок на основе чтения рассказа или по памяти к ранее читаемому, или распутать серию, убрать лишнюю.

2.эвристические(поисковые игры). Цель: найти недостающий элемент (например, восстановить серию картинок по одной картинке. Или найти неподходящее к рассказу слово или предложение.

3.игры на развитие замысла связного рассказа:

А) предлагается ряд предметных картинок, объединенных событием. Составляем рассказ, затем рассказываем об этом событии.

Б) из ряда предметных картинок выбрать только те, по которым можно придумать событие.

В) чтение как специальный прием: 1.различать на слух некоторые жанры: сказка, загадка, пословица, скороговорка. 2.учить, с опорой на часть рассказа, придумать продолжение события.

2 этап: непосредственное знакомство детей с правилами составления рассказа.

Бывают 2 вида правила:

1.смысловой дружбы предложен,

2.языковой дружбы (разными языковыми средствами прикрепляется одно предложение к другому (местоимения, словосочетания и т.д.)

Работу надо начинать с рассказа цепной организации (типа сказки «Колобок»)

Типы занятий с цепным текстом: 1 тип-цель познакомить детей с правилом смысловой дружбы предложений. Структура занятий следующая

-чтение небольшого рассказа с занятным сюжетом,

-работа над содержанием, предлагаются предметные картинки, часть относится к рассказу, часть-нет. Из этих картинок предлагается отобрать те, о которых говорится в нашем рассказе и разложить их в той же последовательности, как говориться в рассказе. Составляется картинно-графический план. Сначала рассматриваются картинки, потом говорим, что будем записывать рассказ на страничку книги. Спрашиваю, какие картинки относятся к первому предложению и т.д (пример) Картинки помогают дружить предложению. Если выбросить одно предложение, не будет дружбы.

2 тип занятий: показать детям те случаи, когда рассказа не получается. Это бывают три случая:

А) когда нарушается повторяемость картинки,

Б) когда исчезает предложение,

В) когда предложения «поссорились» ( нарушение последовательности.)

В каждое занятие вводят только один случай из 3. Проводить этот тип занятий на тех рассказах, которые знакомы. Структура этих занятий

1.самостоятельное составление картинно-графического плана по памяти

2. пересказ рассказа с опорой на план.

3 тип занятий: цель-накопление текстов глагольных синонимов на знакомом материале. Структура занятия:

1.построение картинно-графического плана к знакомому рассказу;

2.словарная работа:    фактически, это развитие памяти на линейный ряд глагола. К глагольному слову начинаем подбирать синонимы. Например:  3 синонима, а один не будет синонимом и дети находят неподходящее слово. И с каждым словом составляют предложение.

4 тип занятий: познакомить детей с правилами языковой дружбы предложений  ( соединение предложений между собой при помощи :

-личных местоимений;

-словосочетанием(мест+сущ);

-через словообразование;

-через синонимичную связь.

В одно занятие вводится только одно правило.

Методика работы с описательными рассказами:

Предлагаются следующие типы занятий:

1. Научить ребенка угадывать предмет по его описанию (загадка)

Структура:

А) чтение текста загадки;

Б) после чтения идет отгадывание и работа над содержанием, выявляем основные признаки предмета;

В) построение сенсорной программы (как узнали, что мягкий, круглый) погладить, пощупать.

2 тип занятий научить детей исследовать предмет:

А) рассмотреть предмет;

Б) построение сенсорного плана (нарисовать);

3 тип: показать, что может быть разный   план описания предмета.

4 тип: показать, что рассказ получается в том случае, если мы расскажем о всех признаках предмета. С этой целью подбираются 2 описательных рассказа: один с неполным набором признаков, другой- с полным набором признаков этого же предмета.

5 тип: научить детей по-разному соединять предложения в рассказе.

Третий раздел: Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Подведение детей к самостоятельному связному высказыванию. Использование в речи цепных повествовательных рассказов. Можно использовать   несколько типов упражнений:

1.тип научить детей составлять рассказы с опорой;

2.по готовому картинно-графическому плану;

3. с опорой на заголовок.

На знакомой типичной ситуации (весной ребята сделали скворечник.скворечник повесили на высокое дерево. На дерево прилетели скворцы. Они свили себе гнезда…) Заголовок должен быть  подходящие  для данной картинки и одно слово не походит, или сформулирован  полным распространенным глагольным предложением.

2 тип занятий: научить детей составлять самостоятельно   рассказ по нетипичной ситуации, но план картинно-графический готовый. (Один охотник поймал в лесу маленького медвежонка. Медвежонка отдал хозяйке. У хозяйке был петух. Петух клюнул медвежонка. Медвежонок убежал в конуру.)

3 тип занятий: научить детей распространять предложения рассказа с опорой на готовую программу (нарисовать картинно-графический план).

За счет введения в предложений прилагательных, наречии и т. д)

Способы введения: 1.предлагаю из ряда слов, которые дала

 выбрать, слова подходящие для данной картинки и одно слово не походит. 2. Мы сами говорим за ребенка: какое дерево? А если наречие то, как?. Научить детей самостоятельно придумывать элемент рассказа с опорой на картинно-графический план (летом ребята жили у бабушки в деревне. В деревне протекала ….речка..у речки проходит…..тропинка ..

4 тип занятий: научить детей самостоятельно придумывать содержание рассказа и составлять картинно-графический план из предложенного наглядного материала.

Описание предмета нужно давать через проблемную ситуацию. Например, вносите фото собаки. И говорите, что собака потерялась, нужно написать объявление и описать собаку или другой вариант, вносите много фото разных и начинаете описывать какую-то из них, дети отгадывают.

Предметно-графические схемы, упражнения, разработанные автором, помогают детям лучше запоминать услышанный рассказ, составлять пересказ, собственный связный текст. Одновременно ребенок учится правильно произносить звуки, автоматизируя их не только в словах, но и в предложениях, рассказе.

Список литературы:

Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьёва. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

Постановка проблемы нарушения связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Под системным недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприят...

"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Коснпект НОД по развитию связной речи у детей с недоразвитием речи....