Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей коррекционной группы
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей коррекционной группы
Успех коррекционно-воспитательной работы в коррекционной группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях коррекционной группы МДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:
- коррекционно-воспитательное;
- общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.
Функции логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Коррекция звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Устранение недостатков слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Отработка новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Консультация для воспитателей: "Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений"
В консультации даны рекомендации взаимодействия в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений у детей в логопедических группах....
«Содержание совместной работы учителя логопеда и воспитателей по коррекции речевых нарушений»
Консультация для воспитателей...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
laquo;Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели ...
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...