Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
статья (средняя группа)
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teatr_afonina_l.n.docx | 464.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Афонина Людмила Николаевна, Бекташева Т.В., Сергеева А.О.
Воспитатели МБДОУ ДС №58 г. Белгород
«Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности.
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и стихотворений, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относится настольный театр игрушек, картинок, плоскостных фигур; стендовые игры: теневой театр, театр на фланелеграфе, магнитный театр. Здесь ребенок выступает в роли режиссера, создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Здесь ребенок примеряет на себя уже роль актера. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок.
Очень важно включать в занятия для детей с ТНР так называемые специальные игры, которые развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры мы используем при проведении физкультминуток и организационных моментов. Например, игры «Отгадай настроение сказочных героев», «Королевство эмоций» способствуют формированию представлений у детей о разных эмоциональных состояниях, учат понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению. С этой целью в нашей группе появилось волшебное зеркало «Зеркало кривляний», где ребенок может изобразить маленький этюд: ссора, обида, встреча, знакомство, просьба, радость, гнев, удивление и т.д.
Немаловажную роль при работе в группе компенсирующей направленности играют речевые игры и упражнения. Они направлены на развитие дыхания и речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Специальные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Н.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Хочется отметить и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности многогранны. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Фрагментарно элементы театрализованной деятельности (использование мимики, жестов, поз, различных интонаций и т.д.) присутствуют еженедельно в комплексах пальчиковой гимнастики, логоритмики согласно тематической неделе. Также элементы театрализации используются в системе занятий по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
На занятиях по изодеятельности, конструированию вносятся элементы драматизации с целью обыгрывания поделок, конструкций, что также способствует развитию интереса к театрализованной деятельности.
У нас в группе имеется несколько видов театров, такие, как настольный, пальчиковый, варежковый, плоскостной, би-ба-бо, теневой. Мы знакомим детей с правилами поведения в театре, рассказываем о каждом из видов театров. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. Ребята пытаются «оживить» кукол, сказочных персонажей. Для лучшего освоения театрализованной деятельностью в группе создана развивающая среда: наличие атрибутов, элементов декораций, ширм, импровизированных костюмерных, масок, украшений для игр драматизаций; наличие аудиосказок в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, аудиозаписей музыкальных программных произведений; наличие методической литературы по организации театрализованной деятельности детей; картотека театрализованных игр, сюжетно-ролевых, дидактических игр, сказок, сценариев театрализованных постановок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Мы поддерживаем интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, предоставляя им музыкальные инструменты, игрушки, пособия, обучая их способам самостоятельных действий. Даем задания, побуждающие к самообучению: «Спой колыбельную кукле», «Придумай танец зайчику» и т.д.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с основным видом музыкальной деятельности – восприятием. Восприятие включает в себя слушание высокохудожественных произведений классической, современной и народной музыки, слушание произведений для исполнительской деятельности и для развития слуховых дифференцировок.
Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.
Список литературы
1. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г. и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада// Логопед. – 2007. - № 4.
4. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников// Логопед. – 2006. - № 3.
5. Трошина О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития// Логопед. – 2006. - № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Конспект непосредственно-образовательной художественно-изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный возраст. Занятие соответствует ФГОС. Материал может быть полезен для педагогов ДОУ, молодых специалистов и студентов....
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
В содержании рабочей программы деятельности учителя-логопеда с детьми 4-5 лет группы компенсирующей направленности представлены цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к организации кор...
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик»
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитиюв средней группекомпенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик&raq...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...