Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий
проект по логопедии (старшая группа)
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Пальчиковым играм и упражнениям уделяем ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с
использованием инновационных технологий.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высокий.
Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинкам и пересказ текста своими словами. Дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольников плохо сформирован грамматический строй речи.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: дети не умеют использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Целью разработки проекта стало создание системы работы по развитию речи дошкольников через применение современных технологий речевого развития.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- создать систему речевого развития дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие»;
- совершенствовать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий по развитию речи;
- использовать инновационные и развивающие технологии по развитию речи дошкольников;
- оценить результативность реализации проекта;
- подготовить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;
- популяризировать инновационный опыт.
Реализация проекта проходит в несколько этапов по следующим направлениям:
- совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на речевое развитие дошкольников;
- создание информационно-методической базы по речевому развитию дошкольников;
- систематизация применения инновационных и развивающих технологий по речевому развитию;
- организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников.
Успех в речевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от многих условий: уровня профессиональной подготовки воспитателя, от его умения определить соответствующие приемы воздействия, обеспечить индивидуальный подход к ребенку с учётом его личностных особенностей, а также от правильной организованной образовательной среды группы. Свою работу я начинаю с изучения педагогической литературы по данной теме.
Создаю в группе соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка: центр речевого развития, картины, иллюстрации по темам, библиотеку художественных произведений.
Прежде чем приступить к планированию работы, произвожу анализ, систематизацию и обобщение информации по вопросам внедрения инновационных технологий в работу по развитию речи.
С целью выявления у детей уровня развития знаний по развитию речи мною был проведен мониторинг развития речи детей.
Изучила и использую в своей работе методику для обследования речи детей Ушаковой О. С., Струниной Е. М. Исходя из результатов диагностирования наметила:
- индивидуальную работу с детьми низкого уровня;
- работу по схемам – алгоритмам вне занятий;
- расширение диапазона дидактических игр, направленных на мышление.
Согласно ФГОС и ФОП ДО, развивающая предметно пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно-насыщенной, вариативной полифункциональной, доступной и безопасной.
Обоснование актуальности проекта
Дети — это любопытные и непредсказуемые существа, которые мыслят конкретно и стремятся войти в мир взрослых. Ключевым элементом для этого является речь.
Развитие речевых навыков — одна из главных задач в сфере дошкольного образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) указаны целевые ориентиры, которые отражают результаты освоения учебной программы. На этапе завершения дошкольного обучения малыш должен обладать достаточным уровнем устной речи, уметь выражать свои мысли и желания, а также различать звуки в словах. Речевое развитие играет важнейшую роль именно в дошкольный период жизни.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию программы.
Насыщая групповое пространство, нужно заботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.
Развивающая среда построена с учётом принципов и требований образовательной программы ДОУ: наличие центров активности, оснащение центров активности по теме согласно возрасту, их интересов и индивидуальным возможностям. Индивидуализация достигается за счёт учёта личного уровня развития каждого ребёнка и планирования соответствующих видов деятельности, которые в свою очередь, гарантируют каждому ребёнку возможность добиться успеха, реализовать потребность в признании.
Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Места для спокойных и шумных центров разделены таким образом, чтобы дети не мешали друг другу заниматься так как шум негативно влияет на уровень тревожности, изобретательность и способность концентрироваться.
Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … – заметила в своё время Елизавета Ивановна Тихеева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности была основной целью.
Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.
В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства со звуками и буквами, также книги, сказки, энциклопедии, настольные и дидактические игры по развитию речи. Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров.
В ходе проектной деятельности мною создана методическая база по речевому развитию. Она включает в себя диагностические карты по возрастам по речевому развитию, картотека пальчиковых и артикуляционных гимнастик, картотеку дидактических игр по речевому развитию, картотека мнемотаблиц, картотека речевых игр, копилка настольных и пальчиковых театров, сделанных своими руками.
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Сказкотерапия
- Мнемотехника
- Обучение составлению творческих рассказов
- Игры – драматизации, инсценировки
- Пересказ
- Рассказ по картине
- Составление описательного рассказа
- Логоритмика
- Синквейн
Здоровьесберегающие технологии – упражнения, направленные на здоровье-сбережение проводиться в течение 1–2 минут в середине занятия. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
- Дыхательная гимнастика
- Упражнения на развитие общей моторики
- Комплексы физкультминуток
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж, самомассаж
- Гимнастика для глаз
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Пальчиковым играм и упражнениям уделяем ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактические и речевые игры я используем на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе. С детьми мы учимся рассуждать, беседовать. При изучении звуковой культуры речи использую различные игры. Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, «Речевые тренинги», которые способствуют активизации речи, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок
- Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии
- Снижение уровня агрессивности и тревожности
- Развитие коммуникативных способностей
- Обучение преодолению страхов и трудностей
- Развитие способности к грамотному выражению эмоций
Много времени в своей работе уделяю мнемотехнике. Работу выстраиваю от простого к сложному. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
К ним относятся:
- Опорные картинки – предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания
- Схемы используются при заучивании стихотворений
- Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений
Обучение составлению творческих рассказов.
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.
Серьёзной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану. Рассказы могут быть описательными и сюжетными.
В связи с этим можно выделить 3 категории рассказов:
- Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа)
- Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа)
- Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
- – текст реалистического характера
- – текст фантастического характера
Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т. А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:
- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменного объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.
В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.
Виды творческих рассказов:
- Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети
- Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно
- Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли
- Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы руководства игрой:
1) Прямые:
- Выявление желания играть
- Беседа
- Распределение ролей
- Замечания и помощь в ходе игры
- Похвала, беседа в ходе игры
2) Косвенные:
- Экскурсии
- Чтение художественных произведений
- Беседа, рассказ воспитателя
- Работа с родителями (ст. гр.)
- Игры-занятия (дидактические игры и др.)
Условия возникновения игр:
- Интерес, игровые умения
- Знание произведения
- Атрибуты
- Подготовка детей к игре-драматизации:
- Чтение художественного произведения, беседа по его содержанию.
- Рассматривание иллюстраций.
- Просмотр диафильмов, видеофильмов.
- Повторное чтение художественного произведения в свободное время, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.
- Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.
- Прослушивание произведения аудиозаписи, просмотр различных видов театра
- Изготовление атрибутов к игре
- Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения
Прямые методы руководства игрой-драматизацией:
Показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет, не мешая другим.
С желающими детьми проводим беседу, в которой выясняем, знают ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше, чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; определяется место для игры-драматизации; размещение декораций, распределяются роли.
Воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход. Особых репетиций игра-драматизация не требует. В конце игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.
Пересказ
Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т. д.).
Первичное выразительное чтение произведения.
(Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)
Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.
Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
Пересказ произведения детьми (3–5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Синквейн
Одним из эффективных методов развития речи ребенка является дидактический синквейн – работа над созданием нерифмованного стихотворения.
Значимость и целесообразность использования нами объясняется тем, что, синквейн:
- способствует развитию всех компонентов речи
- происходит интеграция со всеми образовательными областями программы
- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
- даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала
- открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности
- способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности
- содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса
Организация работы по повышению педагогической компетентности родителей в речевом развитии дошкольников
Для достижения продуктивных и устойчивых результатов, больше внимания уделяем работе с родителями. Считаем важным сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, проводим анкетирование родителей. Проанализировав данные анкеты, определяем проблемное поле и составляем перспективный план работы с родителями, направленный на формирование речевого воспитания ребенка в семье.
Одной из форм работы с родителями в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей».
Уделялось внимание вопросу развития речи при реализации проектной деятельности. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, начинают осознавать свою значимую роль в нем.
В приемной группы размещены консультации по речевому развитию. Вниманию родителей представлены папки-передвижки, с постоянно сменяющейся информацией по развитию речи дошкольников «Игры на развитие речевого дыхания», «Картотека игр на развитие словарного запаса»; буклеты «Будем говорить правильно» и др.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Результативность опыта.
Результатом моей работы является то, что использование инновационных технологий служит уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка и очень важным аспектом в работе дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, систематическая работа по теме «Развитие навыков коммуникации и речи у дошкольников с использованием инновационных технологий» дала положительный результат. Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения.
У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Многие могут заметить ошибки сверстников и исправить их. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.
Приложение 1
Один раз в неделю занятия по развитию речи с применением мультимедийной презентации, интерактивной доски, компьютерных игр и мобильных приложений. Кроме того, в течение дня мы также использовали (в небольшой отрезок времени) информационно-коммуникационные технологии для развития речи детей. Так, в утренние часы в работе с детьми было использовано звуковое приложение «Алиса», с помощью которого задавались «Алисе» вопросы найти игру на произношение звуков [Р] и [Л]. Приложение помогало в данной работе и дети, играя, охотно произносили звуки.
В течение дня также использовалась звуковая азбука. Старшим дошкольником понравилась игра с кубиком «Колобок-лабиринт» («игра-ходилки»), при проведении которой была задействована интерактивная доска. Данная игра способствовала формированию связной речи через игровое действие. При этом решалась дополнительная задача – развитие мышления, памяти, воспитание интереса к русским народным сказкам.
В вечернее время, работая с подгруппой или двумя тремя детьми, я помогала им выполнять игровые задания на развитие речи с помощью мобильного приложения: например, игра «Вопросы и ответы» (целью данной игры является обучение детей поиску нужного предмета герою сказки, умению доказать обоснованность своего выбора). Дети выбирали сказочные предметы, соотносили с героем сказки и рассказывали, как будет этот предмет использоваться.
В процессе работы с дошкольниками мы обогатили их игровой центр цифровыми играми и игровыми технологиями: «Найди, что лишнее», «Мамы и детёныши», «Назови ласково», «Из какой сказки персонаж?», «Вопросы и ответы», «Ловушки», «Угадай-ка», «Найди недостающий элемент»,» Один-много», «Составь рассказ по картинке», «Колобок- лабиринт».
Приложение 2
Разговор по картинке
Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для детей от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книги, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у ребёнка не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается в том, что нужно увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты думаешь?", "А тебе встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.
Журналист
Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалогическую речь малыша.
Интервью
В игровой форме, с помощью игрушечных персонажей, организуйте телевизионное интервью. Например, заяц-журналист спрашивает кота, за которого отвечает дошкольник:
- Скажите пожалуйста, уважаемый Кот, какие у вас есть дома игрушки?
- А самые любимые какие? и т. д.
В зависимости от интересов ребенка взрослый заранее продумывает вопросы и строит игру таким образом, чтобы дошкольник в непринужденной форме проявил свою направленность на определенную деятельность, выявил увлеченность чем-то. Предложите ребенку поменяться с вами ролями и в своих ответах предоставьте широкий спектр интересов. Затем предложите ребенку научить новой игре кого-нибудь из товарищей, понаблюдайте за ходом интервью.
Завершение предложений
Предложите ребёнку незаконченные фразы. Пусть ребенок сам придумает, как их завершить. Спросите его: "Ты умеешь сочинять? Выдумывать? Фантазировать? Давай проверим! Я буду начинать фразу, а ты — продолжать. Ладно? Только надо это делать быстренько, не задумываясь надолго. Попробуем?" Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственные реакции. Они гораздо информативнее тех, которые возникают после долгих раздумий.
Создайте непринужденную обстановку. Объясните, что правильных или неправильных ответов в этой игре не бывает, все ответы верны. Главное, чтобы ребенок их придумывал как можно скорее. Начав работать, больше не торопите дошкольника. Просто фиксируйте время реакции, т. е. время между вашим чтением й продолжением им начатой фразы.
- Когда я вырасту, я буду...
- Мне скучно, когда...
- Не люблю, когда...
- Зимой лучше всего...и т. д.
Продолжи сказку
Задание направлено на активизацию творческого потенциала ребенка. Дошкольникам предлагается составить продолжение известных сказок («Дюймовочка», «Кот в сапогах», «Машенька и медведь» и др.); подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений. Некоторые повороты сюжета предлагаются педагогом и опосредованно содержат в себе задания для самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
Игра «Инопланетянин»
Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.
Игра «Рассеянный»
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.
Игра
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.
Слово заблудилось
Важно не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
Оля, одежда, шкаф, убрала, в… и т. д.
Узнай профессию
Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.
В ходе игры воспитатель описывает какую-нибудь профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.
Подбери то, что тебе нужно для работы»
Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Воспитатель называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех. В результате словарь детей обогатился профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.
Игра «Не пропусти профессию»
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, листок, шахтер, диктор, экскурсовод, учитель, сено, мама, кондитер, река, очки, продавец, тетрадь, фантазия, парикмахер, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, чайник и т. д.
Комментарий для педагога: для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие профессии журналиста (библиотекаря и т. д.) вы слышали?
Игра «Угадайте, какая профессия у человека»
Весы, прилавок, товар (Продавец)
Каска, шланг, вода (Пожарный)
Сцена, роль, грим. (Артист)
Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)
Поле, пшеница, урожай (Фермер, колхозники)
Доска, мел, учебник (Учитель)
Руль, колеса, дорога (Водитель)
Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)
Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналиста с опорой на план»
Как называется профессия? В чем она заключается? Какие качества нужны человеку этой профессии? Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.
Игра «Телевизор»
Цель: учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Выбирают одного ребенка (ведущий телепередачи); остальные дети делятся на 2 группы и уходят в другое помещение.
Воспитатель дает ведущему задание показать по ТВ (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Самый умный» и т. д.) пока он готовится, взрослый приглашает 1 группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны, телезрители по описанию угадывают, что за передача, и договариваются, как расскажут о ней 2 группе детей. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: закрепить знания детей об орудиях труда, развивать внимание, восприятие, мышление.
Оборудование: картинки с изображением предметов орудий труда.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки. Выбрать только те, которые необходимы в работе человека определённой профессии. Ребенок должен обосновать свой ответ.
Игра «Звукооператор»
Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности. Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например, подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др. Кроме того, необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказка о царевиче и драконе» она может начинаться так: В далекой – далекой сказочной стране жил был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из-под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом). Включайте магнитофон и приступайте к делу.
Игра «Создаем фильм»
Цель: воспитывать коммуникативные качества детей; развивать монологическую речь и ее интонационную выразительность; развивать творческую фантазию.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры.
Дети делятся по интересам на микрогруппы. Каждая группа превращается в киностудию.
Задания: подумать, пофантазировать и озвучить фильм. Дети (киностудия) выбирают сюжетные картинки и дают название будущему фильму. Ребята, на киностудии, как известно, работают художники, сценаристы, звукооператоры, поэтому я предлагаю вам самостоятельно распределить роли.
Художники на длинных белых листах рисуют кадры, то есть могут добавить к сюжетным картинкам (количество кадров у группы должно быть равным). Звукооператоры сочиняют текст к фильму и решают, как они будут рассказывать содержание фильма на ТВ Студии. Роль режиссера выполняет воспитатель, координируя действия всех. На подготовку дается 20 минут. Обсуждение фильмов и их оценка проходит на ТВ Студии, в которую могут входить специально приглашенные взрослые (родители); «кинокритики или журналисты». Лучшему фильму присуждается премия.
«Похвали автора»
Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу. После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.
Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.)
Комментированное рисование
Проведение комментированного рисования:
1.Создание мотивации.
Взрослый сообщает детям: «Придя на работу, воспитатель Мария Ивановна рассказала мне, что сегодня днём очень интересно прошла прогулка, все дети были дружные, играли в интересные игры и не хотели уходить с улицы. Мне так стало интересно, чем же вы сегодня занимались на прогулке. Расскажите мне? А чтобы представить то, чем вы занимались, я нарисую картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя…?
2. Моделирование образовательной ситуации.
Воспитатель обращается к одному из детей: "Витя, узнай у Ани, с кем она играла в…на прогулке? Ответ. Сережа, спроси, во что они играли?", " Марина, а нравится ей играть вместе с ….? Он ловко ловит мяч?", "А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?"
Так на доске (листе) возникают маленькие эпизоды, рассказывающие об играх детей на прогулке (размещая их равномерно по всей доске (листу)).
Рекомендации по проведению: Вполне естественно, если сначала дети будут давать неполные, односложные ответы. В диалоге это допустимо. Но взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его структурированным, грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым (сопряженно) или за ним (отраженно) все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным (ни в коем случае не резким, "рубящим" фразы и слова на части) движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.
3. Динамические паузы
Воспитатель предлагает детям "поиграть" с мячом, который существует только в воображаемом плане. Они разбиваются на пары, договариваются, в какую игру будут играть, тихонько сообщают об этом взрослому – и приступают к имитационной игре. Воспитатель подходит к одной из пар: "Витя, я никак не догадаюсь, чем ты занимаешься. Спроси у Сережи, может быть, он уже догадался? Нет? Тогда предложи детям отгадать"
В ходе динамических пауз продолжается стимулирование общения. Ребенку предлагают узнать "не хотят ли отдохнуть Стасик и Олег", "может быть, они возьмут другой мяч, для футбола», попросить научить его так ловко перебрасывать мяч через сетку пр. Хорошо, если детские обращения разнообразны не только по форме, но и по содержанию. Ведь в процессе таких диалогов дети много узнают, уточняют, делятся впечатлениями.
4. Рассматривание "картины" и составление по ней простого рассказа.
Воспитатель сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. Рассказ выглядит примерно так: "Это я. Я здесь взял лопату…дорожку чищу вот так (показывает). А это Витя. Он…катает шары, чтобы снежную бабу сделать… А это Аня и Олег. Они в мяч играют, пасуют". И так передают содержание всех эпизодов. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т. д.
Игровое упражнение «Бесконечное предложение». Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:
- светило солнце;
- ярко светило солнце;
- на небе ярко светило солнце;
- на небе ярко светило весеннее солнце;
- на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
- на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
Игры для развития эмоционально-речевой сферы.
“Шкатулка ласковых имен”
Дети придумывают ласковые имена своим товарищам. Придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, кто больше придумает ласковых имен.
“Рассмеши царевну-Несмеяну”
Один ребенок – царевна-Несмеяна. Все остальные дети подходят по очереди и пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических – щекотка). Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.
“Угадай настроение”
Назвать настроение каждого ребенка (зверюшки), изображенных на картинке и объяснить почему так думаешь.
“Я начну, а ты продолжи”
Когда у меня хорошее настроения, я…
Когда у меня плохое настроение, я…
Хорошее настроение помогает мне…
“Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Зеркало движений”
Детям предлагается без слов (жестами и мимикой) изобразить, где они побывали и что делали. Ситуации задает педагог. Один ребенок или подгруппа детей изображают действие, остальные отгадывают.
“Сказки наизнанку”
Кукольный или настольный театр по известной сказке. Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
“Веселые стихи”
Ребенку предлагается рассказать стихотворение представив себе, что он: старик, клоун, малыш, мышь, медведь и т. п.
“Нравится – не нравится”
Ребенку предлагается сказать, что нравится (не нравится) маме, папе, другу, собаке, кошке, дереву и т. п.
“Магнитофон”
Детям предлагается произнести фразу в соответствии со схемой: громко, тихо, во весь голос, шепотом, медленно, быстро, по слогам…
“Назови похожее”
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематичное изображение), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Игры способствующие развитию фантазии детей
“Оживление” предмета
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
“Перевирание” сказки
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Педагог говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры — трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры.) Педагог рекомендует детям продумать новый сюжет, а затем разыграть его.
Игра в “волшебника”
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка/ Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”
Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”
Прием “овеществления”
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек-сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети-сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры - холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т. д.)
“Салат” из сказок
Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т. д.
Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.
При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.
При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные 'предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.
Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок — цель подчиненная.
Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.
Игры в заданном ключе
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека-невидимку и т. д.
Сказка-калька
Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история:
“В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.
“Детектив”
Дети располагаются по кругу; в центре находится водящий (“детектив”). Каждый из участников выбирает роль какого-либо сказочного персонажа, “детектив” пытается отгадать выбранную роль, задавая наводящие вопросы: что герой любит? Чего он боится? Как он одет? Какие случаи с ним происходили? И т. д.
Участники игры не должны подсказывать водящему.
“Здравствуй — прощай”
Предварительная работа. Педагог разучивает с детьми варианты приветствий и прощаний. Варианты приветствий: здравствуй, привет, приветствую вас, рад тебя видеть, добрый день, доброе утро, добрый вечер и т. д. Варианты ответов на приветствия: прекрасно, все в порядке, хорошо, ничего, нормально, как всегда, неважно, так себе.
Варианты прощаний: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, счастливо, всего, пока, до встречи, в добрый час, счастливого пути. Игроки становятся в круг, в центре которого — водящий. Он бросает кому-то из детей мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок, возвращая мяч, произносит ответные фразы. Игра повторяется несколько раз. Затем выбирается новый водящий.
Вариант игры.
Педагог одному из игроков предлагает выбрать роль какого-либо сказочного персонажа. Остальные участники игры должны приветствовать и прощаться с ним в зависимости от особенностей выбранной роли (Айболит, Петрушка. Карлсон. Мальчик с пальчик, Баба Яга и т. д.)
Вопросы для беседы после игры.
Какие слова чаще говорят при встрече? При прощании?
Одинаково ли надо приветствовать Карабаса Барабаса и Буратино?
“Два зеркала”
Для игры выбираются: Королева (Король), два зеркала, Невидимый король (Невидимая королева).
Игроки располагаются следующим образом: перед Королевой стоят два ребенка, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый король. Остальные участники игры выстраиваются за его спиной.
Педагог объясняет Королеве: “Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной. Но тебе нельзя оглядываться! Смотри на зеркала! Одно зеркало ничего не говорит, но с помощью мимики и жестов изображает человека, которого нужно отгадать. Другое зеркало говорящее: оно дает описание этого человека, но не называет его имени. Как только Королева отгадает, кто стоит за ее спиной, Невидимым королем становится следующий ребенок, и игра продолжается”.
Аналогично проводится игра, если перед зеркалом стоит Король, а за его спиной — Невидимая королева.
Вопросы для беседы после игры.
Какое зеркало вам больше помогло отгадать Невидимого короля (Невидимую королеву)? Почему?
Развитие умения устанавливать контакт с собеседником
"Комплимент"
Дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.
"Как можно нас называть по–разному?"
Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
"Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
"Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
"Сравнения" - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на неэтичные высказывания детей.
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3, 2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.
Ситуации общения
“Я должен спросить маму” (младший дошкольный возраст).
Цель: учить вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, выражать свои мысли вербально.
Педагог разыгрывает перед детьми небольшую сценку: в руках у него куклы: зайчонок и бельчонок.
-Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять.
– Пойдем, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.
– Не могу, Зайчонок.
– Почему? – удивился Зайчонок.
– Эта полянка далеко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко гулять.
– Так спроси разрешения у своей мамы и пойдем! – не унимался Зайчонок.
– А моей мамы нет дома, – грустно ответил Бельчонок.
– Тогда пойдем так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернешься домой. Твоя мама даже не заметит. Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и никак не поддавался на уговоры друга.
Взрослый спрашивает у детей, правильно ли поступил Бельчонок, зачем нужно спрашивать маму; просит их предположить, что бы произошло, если Бельчонок ушел бы все таки без разрешения.
Выслушиваются ответы детей.
– Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем куда-нибудь пойти или что-нибудь сделать?
– О чем вы дома еще спрашиваете маму?
– Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?
В процессе беседы-диалога подводим детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребенка, она всегда подскажет, как правильно поступить, придет своему малышу на помощь. Вот почему нельзя расстраивать маму.
“Почему так говорят?” (старший дошкольный возраст).
Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их использовании.
Педагог предлагает детям отгадать загадки:
Что за дерево стоит
– Ветра нет, а лист дрожит?
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Ответ: осина.)
Далее педагог выясняет у детей, встречалось ли им когда-нибудь такое интересное выражение: “дрожит, как осиновый лист”. Предлагает вспомнить, когда так говорят, подумать и объяснить, почему так говорят: не кленовый, не березовый, а осиновый.
Педагог подводит детей к выводу: когда встречаются интересные выражения в книгах, в речи окружающих, надо постараться задуматься не только о том, что они означают, но и почему так говорят. Это нужно для того, чтобы в будущем употреблять эти выражения правильно.
Далее воспитатель рассказывает детям историю Незнайки, который пошел в школу веселых человечков. На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился Незнайка. Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые человечки долго смеялись.
Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал Незнайка, и объяснить, почему все смеялись и как нужно было сказать:
Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.
Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.
Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!
Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"
Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...
"Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.»
quot;Что такое "кейс-технологии" и как применять методы "кейс-технологии" на практике с дошкольниками"...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы....
«Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий». Педагогический опыт.
Статья - развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий. Педагогический опыт. 1) Сборник "Педагогическая теория и практика: актуаль...