РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья по развитию речи
В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №!01
г. Владимира
Арменян А. С .– воспитатель
Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, и грамматической.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного, нравственного эстетического воспитания детей.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного , нравственного эстетического воспитания детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов объектах и явлениях природы. Создание различных видов творческих рассказов по сюжетным картинкам
Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок- все это способствует развитию связной монологической речи дошкольника.
Наши дети познают мир, развиваются и пополняют свой словарный запас лучше и эффективнее через игры. Ведь для них игра это основной вид деятельности. .Игра – это один из лучших способов развития речи и мышления дошколят. Она доставляет ему радость и удовольствие, а эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающие самостоятельную речевую деятельность. Все организационные игры , в том числе и пальчиковые сопровождаемые речью, превращаются, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых текстах встречаются незнакомые слова, что является поводом к обсуждению, уточнению , а также пополнению словарного запаса.
Я хочу, подробнее остановится на методе развития речи «СИНКВЕЙ». Это один из эффективных методов развитие речи, который позволяет быстро получить результат. Синквей переводится с французского- пять строк. Нерифмованное стихотворение из пяти строк. Правила составления синквейна.
Первая строка –одно слово , обычно существительное, отражающее главную мысль.
Вторая строка- два слова прилагательные, описание основной мысли.
Третья строка –три слова глагола, описывающее действие в рамках темы.
Четвертая строка –фраза из нескольких строк, показывающее отношение к теме.
Пятая строка- слово связанные с первым ,отражающим сущность темы.
Для того, чтобы правильно, полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения , расширения, самосовершенствования словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению, обрабатываются знания о частях речи о предложении, дети учатся соблюдать интонацию, значительно активируется словарный запас, совершенствуется навык использования в речи синонимов – антонимов, активируются и развивается мыслительная деятельность , совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.
Например: Снег
Пушистый, белый
Падает, кружится , летит
Я люблю лепить снежки
Зима
Щенок
Черный, пушистый
Играет, рычит, бегает
Он мой любимый питомец
Дружок
Елка
Зеленая, красивая
Блестящая, сверкающая, переливающаяся
Мне нравится петь и танцевать около елки
Новый Год
Технология ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач). Цель работы – научить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности . Триз для дошкольников – это система игр.
Основное средство работы – это педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, ребенок должен учиться находить истину. Если ребенок не задает вопрос , надо пригласить его к рассуждению наводящими вопросами, подвести к тому , чтобы ребенок сам нашел ответ. Работа по развитию речи с использованием Триз проводится в несколько этапов.
Первый этап –общение с детьми подводим к проблеме многофункционального использования объекта.
Например- как можно использовать стул. ( По прямому назначению- сидим, вместо стола, вместо лестницы и т. д.)
Второй этап- это тайна « двойного» или выявление противоречий в объекте (что-то хорошее, что-то плохое, что-то вредно, или мешает)
Следующий этап-разрешение противоречий.
Существует целая система игровых задач.
Например- как узнать глубокая ли лужа, если вода мутная ,или как остаться сухим во время дождя.
На этом этапе важно научить детей искать и находить свое решение.
Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в сообращение и придумывании что-то нового.
Например: придумайте новую игрушку, транспорт и т. д.
Следующий этап придумывание новых сказок. Можно сделать « салатик из сказок». Разных героев собрать в одной сказке. Придумать новый конец сказки или изменить сюжет. Очень эффективна игра « Ответ на лбу». Цель угадать предмет по описанию, такой же принцип «Закрытая картина»
Дидактические принципы ТРИЗ :
Принцип свободы выбора - в любом обучающем действии представлять ребенку право выбора .
Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеет единственно правильного решения)
И обязательно, обратная связь. К решению триз задач нужно переходить после определенной подготовки.
Например – подготовительные игры.
«На что похоже»
«Дорисуй»
«Хорошо- плохо»
« Наоборот»- Слова –перевертыши(антонимы)
Друдлы- картинки с изображением разных форм, иногда кажущимися довольно абстрактными. Надо придумать , что изображено на картине.
Скрайбинг- процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, зарисовка образов прямо во время передачи информации.
Скрайбинг не только в виде рисунка, но и в виде лепки , аппликации
Таким образом в формировании связной речи детей существенно увеличивается эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь и творческое воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-75789-1649609146.jpg)
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...
Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».
Тематический контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников». Цель: выяснить состояние раб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314308-1381589402.jpg)
Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые пр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672654-1443010709.jpg)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В первую очередь при рассмотрении данного вопроса, необходимо дать определение таким понятиям, как «язык» и «речь». Венгер Л.А. и Мухина В.С. пишут о том, что язык – система знаков. Язык как средство ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-721558-1642701960.jpg)
Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.
Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396868-1391354921.jpg)
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
В статье говорится о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-898509-1488003597.jpg)
презентация "Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольников"
В презентации представлен материал по использованию наглядного моделирования...