РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья по развитию речи

В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.  

 

    Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №!01
г. Владимира

             

                                                    Арменян  А. С .– воспитатель

Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической,  и грамматической.

     Полноценное овладение родным языком  в  дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного, нравственного эстетического воспитания детей.

Полноценное овладение родным  языком в дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного , нравственного эстетического воспитания детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является  совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов объектах и  явлениях природы. Создание различных видов творческих рассказов по  сюжетным картинкам

  Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок- все это  способствует  развитию связной монологической речи дошкольника.

   Наши дети познают мир, развиваются и пополняют свой словарный запас лучше и эффективнее через игры.  Ведь для них игра это основной вид деятельности. .Игра – это один из лучших  способов развития речи и мышления дошколят. Она доставляет ему радость и удовольствие, а эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающие самостоятельную речевую деятельность. Все организационные игры , в том числе и пальчиковые сопровождаемые речью, превращаются, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых  текстах встречаются незнакомые слова, что является поводом  к обсуждению, уточнению , а также  пополнению словарного запаса.

 Я хочу, подробнее остановится на методе развития речи «СИНКВЕЙ». Это один из эффективных  методов развитие речи, который позволяет быстро получить результат. Синквей переводится с французского- пять строк. Нерифмованное стихотворение из пяти строк. Правила  составления  синквейна.

Первая строка –одно слово , обычно существительное, отражающее главную мысль.

Вторая строка- два слова прилагательные, описание основной  мысли.

Третья строка –три слова глагола, описывающее действие в рамках темы.

Четвертая строка –фраза из нескольких строк, показывающее отношение к теме.

Пятая строка- слово связанные с первым ,отражающим сущность темы.

Для того, чтобы правильно, полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь лексический запас. Поэтому работа начинается   с уточнения , расширения, самосовершенствования словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует  его более глубокому усвоению, обрабатываются знания о частях речи  о предложении, дети учатся соблюдать интонацию, значительно активируется словарный запас, совершенствуется навык  использования  в речи синонимов – антонимов, активируются и развивается мыслительная  деятельность , совершенствуется умение высказывать  собственное отношение к чему либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.

 Например: Снег

                    Пушистый, белый

                    Падает, кружится , летит

                    Я люблю лепить снежки

                     Зима

                     Щенок

                     Черный, пушистый

                     Играет, рычит, бегает

                     Он мой любимый питомец

                     Дружок

                 

                     Елка

                     Зеленая, красивая

                     Блестящая, сверкающая, переливающаяся

                     Мне нравится петь  и танцевать около елки

                     Новый Год

Технология ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач). Цель работы – научить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов,  дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности . Триз для дошкольников – это система игр.

Основное средство работы – это педагогический поиск. Не надо давать детям готовые  задания, ребенок должен учиться находить истину. Если ребенок не задает вопрос , надо пригласить его к рассуждению наводящими вопросами, подвести к тому , чтобы ребенок сам нашел ответ. Работа по развитию  речи с использованием Триз проводится  в несколько этапов.

Первый этап –общение с детьми подводим к проблеме многофункционального использования объекта.

Например- как можно использовать стул. ( По прямому назначению- сидим, вместо стола, вместо лестницы и т. д.)

Второй этап- это тайна « двойного» или выявление противоречий  в объекте (что-то хорошее, что-то  плохое, что-то вредно, или мешает)

Следующий этап-разрешение противоречий.

Существует целая система игровых задач.

Например- как узнать глубокая ли лужа, если вода мутная ,или как остаться сухим во время дождя.

На этом этапе важно научить детей искать и находить свое решение.

Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в сообращение и придумывании что-то нового.

Например: придумайте новую игрушку, транспорт  и т. д.

Следующий этап придумывание новых сказок. Можно сделать « салатик из сказок». Разных героев собрать в одной сказке. Придумать новый конец сказки или изменить сюжет.  Очень эффективна игра « Ответ на лбу». Цель угадать предмет по описанию, такой же принцип «Закрытая картина»

Дидактические принципы  ТРИЗ  :

Принцип  свободы выбора - в любом обучающем действии представлять ребенку право выбора .

Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеет единственно правильного решения)

 И обязательно, обратная связь. К решению триз задач нужно переходить после определенной подготовки.

Например – подготовительные игры.

 «На что похоже»

 «Дорисуй»

«Хорошо- плохо»

« Наоборот»- Слова –перевертыши(антонимы)

Друдлы- картинки с изображением разных форм, иногда кажущимися довольно абстрактными. Надо придумать , что изображено на картине.

Скрайбинг- процесс  визуализации сложного содержания простым и доступным способом, зарисовка образов прямо во время передачи информации.

Скрайбинг не только в виде рисунка, но и в виде лепки , аппликации

Таким образом  в формировании связной речи детей существенно  увеличивается  эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь и творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Использование моделей оказы­вает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать слово­сочетания, распространять простые пр...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В первую очередь при рассмотрении данного вопроса, необходимо дать определение таким понятиям, как «язык» и «речь». Венгер Л.А. и Мухина В.С. пишут о том, что язык – система знаков. Язык как средство ...

Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.

Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....

Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

В статье говорится  о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...

презентация "Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольников"

В презентации представлен материал  по использованию наглядного моделирования...