«Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий». Педагогический опыт.
статья

Кусаинова Светлана Викторовна
Статья - развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий. Педагогический опыт. 
 
1) Сборник "Педагогическая теория  и практика: актуальные идеи и успешный  опыт в условиях модернизации российского образования" (г. Москва)
Адрес интернет-публикации
20.04.2021 г.
 
2) Всероссийская педагогическая конференция имени В. А. Сухомлинского (г. Москва)
Секция: Дошкольное образование
15.05.2021 г.
 
3) Участие в педагогическом совете по теме: Пути формирования связной речи у дошкольников.
Сообщение из опыта работы.
16.04.2021 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий».  Педагогический опыт.

                        Воспитатель 1 категории Кусаинова С.В.

                   

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем".
Сухомлинский В. А.    

  У современных детей в настоящее время наблюдается снижение речевой деятельности. Не последнюю роль играет длительное взаимодействие ребенка с гаджетом. Последствиями такого общения могут быть недоразвитие воображения, логики, образного мышления, концентрации внимания, и как следствие происходит понижение речевой активности.   Он может назвать предмет, но при описании его сталкивается с трудностями.       

Эффективным инструментом  речевого и личностного развития таких детей могут служить инновационные технологии.

 Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Используя инновационные технологии, дети рассуждают и мыслят вслух, обобщают, делают самостоятельные выводы. Также расширяется словарь ребенка и увеличивается его познавательная активность.

               

Метод каталога.

   Обучает  детей творческому рассказыванию и сочинительству сказок - метод Каталога.

Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце.

Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Детям предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо
 книги. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Во время работы с книгой необходимо собирать  сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
По мере использования данного метода следует стремиться к тому , чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов ” и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и
«читает » на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты - сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.    
Данный метод очень хорошо развивает речь, мышление, внимание, что необходимо всем детям, а особенно будущим первоклассникам. 

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

1) Жил-был (кто?)

2) С кем он дружил?

3) Пришел злой кто?

4) Кто помог друзьям спастись?

Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:

1. Жил-был…

2. Умел делать что?.

3. Пошел путешествовать куда?

4. Встретил злого кого?

5. У нашего героя был друг? Он был…….

6. Но в это время жила-была…

7. Она была…

8. Однажды между ними случилось…

9. Им помогла…

10. Сделала она это, чтобы… и т.д.

11. Где наши друзья стали жить?

12. Чем они стали заниматься?

13.  И закончилась история…..

«Сочини сказку по картине»

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Длительное время в своей работе использовала арт-объекты насыщенной палитры  и для хромо-терапии, и для развития речи.

1) В кругу каждый ребенок придумывал 1 предложение по картине. Сначало – описание (кто, где, что вокруг находится), а потом уже, подключив фантазию, дети придумывают сюжет полноценного рассказа или сказки (почему в этом месте оказался герой, что с ним случилось). Можно пускать предмет по кругу, так легче и быстрее идет процесс.

Ребенок  самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывает начало и конец сюжета картины.

В итоге получается коллективный рассказ по вопросам педагога.

«Усеченная демо-версия методики Синквейн»

Долгое время в нашей группе пользуется успехом игра с чемоданом или волшебным ящиком, где лежат  различные предметы. Ребенок вытаскивает наугад с закрытыми глазами предмет из ящика- и с ним начинается игра.  Сначала придумываем слово-признак (или 2 слова). Передавая игрушку по кругу каждый проговаривает придуманное слово. Когда игрушка пройдет полный круг-задача меняется придумывают слово-действие. (1-2 слова).  И последняя задача- в кругу придумывают предложение с этим предметом.

Результаты после этой игры по-настоящему удивляют. Через некоторое время речь детей меняется-они активно начинают пользоваться прилагательными, проговаривать полные предложения- речь становится богатой, образной.

Безусловно вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитие связной речи дошкольников.

Таким образом, современные образовательные технологии по развитию речи позволяют создать условия для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.

Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению....

«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»

Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа пока­зало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче простран...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы....