«Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий». Педагогический опыт.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной монологической речи у дошкольников с использованием инновационных технологий». Педагогический опыт.
Воспитатель 1 категории Кусаинова С.В.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем".
Сухомлинский В. А.
У современных детей в настоящее время наблюдается снижение речевой деятельности. Не последнюю роль играет длительное взаимодействие ребенка с гаджетом. Последствиями такого общения могут быть недоразвитие воображения, логики, образного мышления, концентрации внимания, и как следствие происходит понижение речевой активности. Он может назвать предмет, но при описании его сталкивается с трудностями.
Эффективным инструментом речевого и личностного развития таких детей могут служить инновационные технологии.
Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Используя инновационные технологии, дети рассуждают и мыслят вслух, обобщают, делают самостоятельные выводы. Также расширяется словарь ребенка и увеличивается его познавательная активность.
Метод каталога.
Обучает детей творческому рассказыванию и сочинительству сказок - метод Каталога.
Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце.
Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Детям предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
По мере использования данного метода следует стремиться к тому , чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов ” и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и
«читает » на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты - сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Данный метод очень хорошо развивает речь, мышление, внимание, что необходимо всем детям, а особенно будущим первоклассникам.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:
1) Жил-был (кто?)
2) С кем он дружил?
3) Пришел злой кто?
4) Кто помог друзьям спастись?
Примерная цепочка вопросов для детей 5-7 лет:
1. Жил-был…
2. Умел делать что?.
3. Пошел путешествовать куда?
4. Встретил злого кого?
5. У нашего героя был друг? Он был…….
6. Но в это время жила-была…
7. Она была…
8. Однажды между ними случилось…
9. Им помогла…
10. Сделала она это, чтобы… и т.д.
11. Где наши друзья стали жить?
12. Чем они стали заниматься?
13. И закончилась история…..
«Сочини сказку по картине»
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
Длительное время в своей работе использовала арт-объекты насыщенной палитры и для хромо-терапии, и для развития речи.
1) В кругу каждый ребенок придумывал 1 предложение по картине. Сначало – описание (кто, где, что вокруг находится), а потом уже, подключив фантазию, дети придумывают сюжет полноценного рассказа или сказки (почему в этом месте оказался герой, что с ним случилось). Можно пускать предмет по кругу, так легче и быстрее идет процесс.
Ребенок самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывает начало и конец сюжета картины.
В итоге получается коллективный рассказ по вопросам педагога.
«Усеченная демо-версия методики Синквейн»
Долгое время в нашей группе пользуется успехом игра с чемоданом или волшебным ящиком, где лежат различные предметы. Ребенок вытаскивает наугад с закрытыми глазами предмет из ящика- и с ним начинается игра. Сначала придумываем слово-признак (или 2 слова). Передавая игрушку по кругу каждый проговаривает придуманное слово. Когда игрушка пройдет полный круг-задача меняется придумывают слово-действие. (1-2 слова). И последняя задача- в кругу придумывают предложение с этим предметом.
Результаты после этой игры по-настоящему удивляют. Через некоторое время речь детей меняется-они активно начинают пользоваться прилагательными, проговаривать полные предложения- речь становится богатой, образной.
Безусловно вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитие связной речи дошкольников.
Таким образом, современные образовательные технологии по развитию речи позволяют создать условия для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Психолого-педагогические проблемы развития связной монологической речи у дошкольников.
Связная монологическая речь - элемент сформированности готовности к школьнму обучению....
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путаница"
Занятие №2...
«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»
Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче простран...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы....
- Мне нравится (1)