Сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда в создании РППС комбинированной группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Творческий подход к созданию РППС для коррекции речи, позволяет сделать сопровождение детей с ТНР интересным и увлекательным для них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда в создании РППС комбинированной группы
В нашем детском саду 3 компонованные группы в которых обучаются 12 детей с ОВЗ.
Успех совместной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей.
Выстраивать взаимодействие мы начинаем на этапе диагностики и формирования комбинированной группы.
Затем мы составляем образовательный маршрут ребенка и начинаем совместную работу. Работа строится в соответствии с тематическим планированием ДОУ. Воспитатели продолжают начатую работу логопеда по автоматизации постеленных звуков, по развитию грамматического строя речи, обогащению словаря, развитию связной речи и обучению грамоте.
Для того, чтобы помочь воспитателям наполнить эту работу нужным содержанием, мною подобраны игры по тематическим неделям на все стороны речи. Для помощи в создании РППС я ежегодно провожу семинары-практикумы по наполнению речевых центров. Кроме этого провожу матер-классы, практикумы в форме Мирового Кафе и киноклуба, на которых рассказываю педагогам о методах и приемах коррекционной работы.
Творческий подход к созданию РППС для коррекции речи, позволяет сделать сопровождение детей с ТНР интересным и увлекательным для них. Чтобы коррекционная работа охватывала все стороны речи предметная среда в группе строится по следующим направлениям:
- Совершенствование артикуляционной моторики, становление звукопроизношения;
- Развитие речевого дыхания и силы голоса;
- Формирование фонематических функций, слоговой структуры слова;
- Обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи;
- Развитие связной речи;
- Совершенствование психических функций;
- Совершенствование мелкой и общей моторики.
РППС в группе меняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для воспитателей средних, старших и подготовительной групп, подобраны игры на развитие всех сторон речи по темам недель. Опираясь на них, воспитатели наполняют речевые центры предметными и сюжетными картинками по теме недели, которые используются для автоматизации звуков, развития фонематического слуха, обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи и развития связной речи.
Вместе с детьми старшей группы мы выполняем на логопедических пятиминутках артикуляционные упражнения используя небольшие сюжеты, а детям подготовительной группы предлагаю вместе с воспитателем рассказать артикуляционные сказки по темам недели. Я стараюсь подобрать по темам недели игры на автоматизацию поставленных звуков, с которыми мы играем с детьми как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и в группе закрепляя полученные навыки. С некоторыми играми дети могут поиграть и дома, для этого у каждого ребенка есть папка с заданиями, в которой размещаются предложенные им игры.
Для развития речевого дыхания воспитатели используют дыхательные тренажеры, подбирая их к теме. Они изготовить их с детьми, предложить детям свои варианты тренажеров или воспользоваться тренажерами, расположенными в логопедическом кабинете. Силу голоса мы развиваем в играх, в которых подражаем голосам разных героев или рассказывая стихотворения.
Для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова, кроме картинного материала, мы используем игры на дифференциацию и формированию слоговой структуры слова, которые сначала разбираются с ребенком на занятиях логопеда, потом используются воспитателем для закрепления. На занятиях по обучению грамоте мы тоже разбираем разные задания по звуковому и слоговому анализу слова, которые тоже закрепляются воспитателем, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. У детей подготовительных групп есть папки с заданиями по обучению грамоте, которые они могут выполнять как в группе, так и дома.
Для обогащения словарного запаса воспитателям предлагается проводить игры, подобранные к теме недели, использовать картинный материал, находящийся как в группе, так и в логопедическом кабинете.
Развивая связную речь, кроме сюжетных картин, мы используем разные мнемотаблицы, игры для составления описательных и сюжетных рассказов и сказок.
Коррекция речевого развития тесно связана с совершенствованием психических функций, поэтому воспитатели обязательно располагают группе игры на развитие внимания, памяти, мышления, побуждая детей не просто выполнять задания, а объяснять свой выбор.
Для развития общей и мелкой моторики воспитатели подбирают игры по темам недели.
Отрабатывая навыки детей, полученные на занятиях логопеда мы используем материалы, которые меняются в зависимости от темы недели. Разнообразие материалов помогает поддерживать интерес детей во время коррекционной работы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия эффективной коррекционно-развивающей работы : творческий профессиональный контакт учителя-логопеда с воспитателем; чёткое понимание цели коррекционно-развивающего обучения, общих и частных задач систематической работы; отслеживание динамики речевого и общего развития обучающихся с ТНР; решение целого комплекса задач на материале каждой лексической темы (словарь, словообразование, словоизменение, типы предложений, развитие психический функций и т. д.)
Выстраивание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
Результаты В ДОУ созданы благоприятные условия для развития детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. Обеспечена методическая и психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) в вопросах образования детей с ОВЗ. На должном уровне обеспечено комплексное сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. Обеспечена успешная социализация детей с ОВЗ через организацию и проведение различных мероприятий, в том числе и дополнительных.
Направления работы по развитию речи: Совершенствование артикуляционной моторики, становление звукопроизношения Развитие речевого дыхания и силы голоса Формирование фонематических функций, слоговой структуры слова Обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Совершенствование психических функций Совершенствование мелкой и общей моторики
Зимние артикуляционные сказки Зимние игры на автоматизацию звуков Совершенствование артикуляционной моторики, становление звукопроизношения
Развитие речевого дыхания и силы голоса о звучивание героев сказок ; д ыхательные тренажеры р азучивание стихотворений .
Формирование фонематических функций, слоговой структуры слова и гры на дифференциацию звуков ; и гры по обучению грамоте; и гры на деление и составление слов на слоги.
Обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи ф разовые конструкторы ; а льбомы с зимними иллюстрациями; г рамматические ступеньки .
Развитие связной речи с южетные картинки по теме недели; мнемотаблицы . с ерии сюжетных картинок;
Совершенствование психических функций и гры на развитие внимания, памяти, мышления ; г рафо моторные игры . к оммуникативные игры ;
Совершенствование мелкой и общей моторики а трибуты для подвижных игр; к онструкторы, мозаики, шнуровки . м атериалы для детского творчества ;
Проведение мастер- классов для родители ; для педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль по теме: «Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов в развитии речи детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности 5-6 лет №1,№2, 6-7 лет №1, №2 МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»
Тематический контроль по теме: «Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов в развитии речи детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности 5-6 лет №1,№2, 6-7 лет №1, №2 МБ...
Тематический контроль по теме: «Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов по развитию речи детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности"
Тематический контроль по теме: «Организация взаимодействия воспитателей и учителей-логопедов по развитию речи детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности"...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
Сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда
Сотрудничество воспитателя и учителя-логопеда:проект "Женский день"проект "Игровой самомассаж"проект "Мой любимый город Смоленск"проект "Птицы"...
«Взаимодействие воспитателя и учителя–логопеда в организации работы по речевой деятельности с детьми ТНР в старшей комбинированной группе, посредством технологии ТИКО-конструирования»
Образовательная практика для детей старшего дошкольного возраста комбинированной группы (ОВЗ–ТНР)....
«Взаимодействие воспитателя и учителя–логопеда в организации работы по речевой деятельности с детьми ТНР в старшей комбинированной группе, посредством технологии ТИКО-конструирования»
Целью нашей практики является развитие речи у детей комбинированной группы, при помощи использования технологии ТИКО- конструирования. Ключевые задачи: включить ТИКО конструирование в коррекционное и ...
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи в подготовительной группе по теме «Весна. Прилет птиц».
Конспект интегрированного занятия...