Артикуляционная диспраксия
статья по логопедии
Понятие артикуляционной диспраксии.Осрбенности работы с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_dispraksiya_v_praktike_logopeda.ppt | 623.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Речевая или артикуляционная апраксия (диспраксия) развития» Многочисленная группа детей с избирательными, негрубыми, но стойкими нарушениями звукопроизношения, которые могут сопровождаться легкими проявлениями иннервационной недостаточности мышц органов артикуляции.
Изучение проблемы: Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимова, 2015г. Б.М. Гриншпун 1989г.; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978г.; Э. Я.Сизова, Э. К. Макарова, 1979г.; И. И. Панченко 1975г.; Е. Ф. Собатович и а. Ф. Чернопольская 1981г.; Р. А. Белова – Давид 1969г.; Е. М. Мастюковой, 1985г.
Е. Ф. Собатович и А. Ф. Чернопольская: Выделили следующие виды дизартрии в зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляции : I . нарушение звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата; II . слабость, вялость артикуляции. эти две группы отнесли к стертой форме псевдобульбарной дизартрии. III . клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов. Эту группу авторы отнесли к корковой дизартрии. IV . дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности – отнесены к смешанным формам дизартрии.
Причины: Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с: внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде Мутации Недоношенность Наследственность. Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось . Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.
Симптомы: шаткость походки, сбивчивость очередности движений ног при ходьбе, нарушение серийности последовательных движений по заданию нарушение плавности, точности моторных движений в пространстве нарушение плавности, четкости мелкой моторики нарушение кинестетических ощущений, неточные проприоперцептивные ощущения раскоординированность зрительного анализатора и моторных движений (в особенности мелких движений пальцев, органов артикуляции) выраженные трудности автоматизации движений (чем мельче движения, тем более сложной становится автоматизация)
Особенности речи при артикуляционной диспраксии: замены фонем; трудности автоматизации звуков; пропуски согласных и гласных звуков, нарушение слоговой структуры; перестановки слогов; смешение освоенных фонем.
Формы дизартрии описанные Е. М. Мастюковой в разделе «корковая дизартрия»: кинетическая (затруднение переключения между артикуляционными позами) кинестетическая форма (оральная диспраксия)
Отличия от сходных состояний: Отличия от дизартрии: Ребенок постоянно ищет артикуляционную позу Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы (абсолютно освоены), то он произнесет его правильно с большей вероятностью (т.к. нет тонусных нарушений, синкинезии и прочего). Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. на фоне эмоциональной возбужденности ошибки в речи встречаются намного чаще. Отличия от моторной алалии : богатый словарный запас; правильное грамматическое оформление предложений, фраз; относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний; есть «чувство языка», способность играть со словами, например, составлять рифмы.
Лечение и коррекция Включает в себя точную диагностику неврологом, медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная диспраксия у детей
Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...
Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей
Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...
Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии
Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...
Конспект занятия для ребенка с афферентной артикуляционной диспраксией
Цель: развитие тактильных ощущений, изучение частей тела; развитие тактильной чувствительности, развитие артикуляционного праксиса....
Конспект занятия для ребенка с эфферентной артикуляционной диспраксией
Цель: развитие чувства ритма, механизма упреждающего синтеза, пространственного ориентирования; пальцевого праксиса...
Занятия по коррекции общей и артикуляционной диспраксии
Коррекция двигательных и когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
«Диагностика и содержание логопедической помощи детям с артикуляционной диспраксией».
Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом....