Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей
материал по логопедии
Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визель Т.Г., Бабиной Г.В. и так далее. По своей сути артикуляционная диспраксия описана в каждом логопедическом учебнике, но как симптом моторной алалии. И действительно, они часто идут вместе, но....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_dispraksiya_kak_prichina_otsutstviya_rechi.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение учителей-логопедов
города Зеи
Тема выступления:
«Артикуляционная диспраксия, как причина отсутствия речи у детей»
Учитель-логопед МДОАУ д/с №12
Арькова Н.Г.
Зея, 2020 г.
Арткуляционная диспраксия, как причина отсутствия речи у детей.
Итак, для начала разберемся с терминами, которые нам понадобятся.
Гнозис - (греч. происх.) узнавание. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.
Праксис - (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).
Праксис формируется на базе гнозиса, также как и влияет на формирование последнего. Эти два процесса неразрывно связаны, поэтому и нарушаются чаще всего вместе. Но надо понимать, что возможны несколько вариантов развития:
▪️ и праксис, и гнозис нарушены достаточно сильно и приблизительно в одинаковой степени мешают ребёнка качественно овладеть речевой функцией;
▪️ нарушены оба компонента, но нарушение гнозиса значительнее затрудняет речевое развитие;
▪️ нарушены оба компонента, но праксис в большей степени мешает овладеть речью.
⠀
А теперь перейдем непосредственно к артикуляционной диспраксии, которая представляет собой нарушение речевого развития, проявляющееся в трудностях формирования артикуляционного уклада или переключения с одной артикуляционной позы на другую из-за нарушения моторного планирования, что проявляется в речи как нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слова.
⠀
Артикуляционную диспраксию можно разделить на:
▪️ афферентную (кинестетическую)
▪️ эфферентную (кинетическую)
⠀
Афферентная форма артикуляционной диспраксии подразумевает трудности формирования артикуляционного уклада из-за нарушения соматогнозиса (восприятия собственного тела), то есть ребёнок плохо чувствует свои органы артикуляционного аппарата, в следствие чего он просто не понимает куда ему поставить язык и как управлять губами (образно говоря). Такую же картину мы можем наблюдать при дизартрии. Отличие этих двух нарушений в наличии или отсутствии патологического тонуса мышц.
Эфферентная форма артикуляционной диспраксии подразумевает нарушение моторного планирования речевого потока. Это один из последних этапов речепорождения. Важно понимать, что праксис - это психическая функция. Планирование движений требует сформированности схемы тела, памяти, внимания, мышления, что обеспечивается накопленным опытом.
Само понятие «диспраксия» не ново. Раньше оно рассматривалось в рамках корковой дизартрии. Сейчас его начали выделять в отдельное…нельзя сказать что речевое расстройство, потому как в классической логопедии нет такого логопедического заключения, можно сказать, что его указывают в рамках механизма речевого нарушения.
В том числе и как одну из причин 1 уровня речевого развития у ребенка, то есть отсутствия речи. Корнев А. Н. говорит, что в этом случае артикуляционная диспраксия рассматривается как синдром речевого нарушения.
Общие симптомы при диспраксии:
- отсутствие чувства направления движения;
- наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
- трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
- потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
- трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
- сложности в тонкой моторике;
- неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
- неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
- нежелание осваивать новые двигательные навыки;
- замедленная автоматизация навыков.
Во время логопедического обследования у детей мы видим трудности переключения, моторную неловкость. В процессе коррекции таким детям тяжело даются переключения, например с «А» на «И». Даже артикуляционная гимнастика вызывает затруднения, особенно переход с одной артикуляционной позы на другую. При этом параличей и нарушения тонуса артикуляционного аппарата у ребенка нет. У ребенка нарушен, в разной степени, общий, кистевой, пальцевый и артикуляционный праксис.
Соответственно, исходя из наличия АД у неговорящего ребенка, стоит скорректировать маршрут коррекции, включая специальные упражнения для развития моторного планирования различных видов праксиса.
Список используемых источников:
- Инстаграм аккаунт @lesya_logoped
- А.Н.Корнев Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей. // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции.-СПб, 1999,с.57-630
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей
В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".
Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда. В качестве информации при подготовке к родительс...
Причины нарушения речи у детей старшего возраста
В помощь родителям, воспитателям и логопедам...
Статья "Причины нарушения речи у детей"
У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...
Что нужно знать родитетелям о причинах нарушения речи у детей
Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей....
Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста
ППочему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. ...
Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста
Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет....