«Диагностика и содержание логопедической помощи детям с артикуляционной диспраксией».
презентация по логопедии
Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
markova_dispraksiya_1.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В англоязычной литературе расстройства данного типа получили название «артикуляционной диспраксии развития» ( developmental articulatory dyspraxia , DAD, Morley M., 1972). В отечественной логопедической литературе эта категория расстройств как самостоятельное явление мало изучена и включается или в рамки дислалии, или в круг дизартрии (Гриншпун Б. М., 1989, Гуровец Г. В., Маевская С. И., 1978, Сизова Э. Я., Макарова Э. К., 1979). Также симптомы артикуляционной диспраксии описываются в работах И. И. Панченко (1975), Соботович Е. Ф. (1981), Е. М. Мастюковой , М. И. Лынской , Т. Г.Визель . А.Н.Корнев выделил группу детей, «промежуточное звено» между дислалией, дизартрией и алалией, которое в научной литературе получило название синдрома вербальной или артикуляционной диспраксии . Корнев А.Н. Соботович Е.Ф. Мастюкова М.И. Лынская М.И. Визель Т.Г. Панченко И.И.
« Д ис » - нарушение; «праксис» - способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Отклонение от нормы, называется « диспраксией ».
АФФЕРЕНТНАЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ
три типа артикуляционной диспраксии :
Дифференциальная диагностика Артикуляционная диспраксия Стёртая дизартрия Моторная алалия 1.Причины возникновения: Раннее резидуально – органическое поражение головного мозга, аномалии белого вещества головного мозга, генетические случаи (30-40%). 1. Связана с поражением определённых отделов центральной нервной системы. 1. Органическое поражение речевых зон коры головного мозга во внутриутробном, природовом или раннем периоде развития ребёнка. 2. Без особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата, может наблюдаться симптомы оральной апраксии при полной сохранности объема движений языка и губ. 2. Строение А\А без особенностей, нарушена иннервация мышц речевого аппарата, наблюдается расстройство мышечного тонуса, может наблюдаться гиперсаливация , скорость, сила, объём орально-артикуляционных движений ограничена, переключаемость с одного уклада на другой затруднена. 2. Строение А\А без особенностей, достаточное развитие артикуляторной моторики, нет нарушения непроизвольного орального праксиса, но в 10% случаев м.б. оральная апраксия. 3.Просодика речи не нарушена 3. Просодика речи нарушена: голос глухой, слабый, затухающий, нарушена мелодика речи и речевое дыхание. 3. Просодика речи не нарушена 4. Звукопроизношение Характерно : поиск позы, нестабильность искажений и замен звуков, зависимость качества воспроизведения слова от степени знакомства с ним. 4.Звукопроизношение: искажение сложных и простых звуков, для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение, 4.Звукопроизношение: многие звуки имеют одновременно нормальное и нарушенное произнесение (в разных словах звук произносится по разному),
Примерно у 25% детей резко преобладали искажения, у 34% — замены-упрощения, у 10% — нарушения слоговой структуры, а у 31% — сочетание всех перечисленных ошибок одновременно (Корнев А.Н.) Звуки легче ставятся, чем автоматизируются. замены преимущественно сложных звуков (постоянные, однообразные замены), пропуски артикуляторно -сложных звуков (постоянные). Преобладают искажения, общая смазанность и скованность произношения. Звуки ставятся и автоматизируются с трудом. одни и те же звуки то пропускаются, то искажаются, то заменяются. Преобладают непостоянные, разнообразные замены. 5 . Слоговая структура слова грубо нарушена. 5. Слоговая структура слова нарушена в сложных по структуре словах. 5. Слоговая структура слова нарушена, если наблюдается в структуре дефекта артикуляционная диспраксия . 6. ЛГ нарушения имеют лёгкую, кратковременную форму, относительно свободное программирование развернутого высказывания и его грамматического оформления; 6. Лексико-грамматические нарушения отсутствуют. 6. Лексико-грамматические нарушения присутствуют (грубо нарушены). 7 . Словарный запас приближен к возрастным нормам. 7 .Словарный запас зависит от общего недоразвития речи 7. Словарный запас: пассивный словарь значительно превышает активный. 8 .В общей моторике наблюдается неловкость в движениях. Частые спотыкания во время ходьбы, падения. Такие дети с трудом ловят мяч, н еумело стоят на одной ноге, ездят на велосипеде .. 9. Мелкая моторика рук нарушена. 8.Общая моторика нарушена. 9.Мелкая моторика рук формируется с большим опозданием. 8.Относительно сохранная (исключение – диспраксия в структуре дефекта). 9.Мелкая моторика рук относительно сохранна (исключение – диспраксия в структуре дефекта). 10. Нарушение моторного планирования. Нарушен одна из подсистем -фонетическая 10. Нарушается вся языковая система
Диагностика. Обследование речи ребёнка проводим по общепринятым правилам логопедической диагностики, но для того, чтобы дифференцировать артикуляционную диспраксию от других нарушений речи необходимо уделить особое внимание обследованию: • общей произвольной моторики; • кистевого и пальцевого праксиса; • орального праксиса; • мимической, губной, язычной мускулатуры; • обследованию состояния оптико – пространственной ориентации; • обследованию возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий; • обследованию произношения слов различной структурной сложности по Марковой К.А .
Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)
Примерный протокол обследования составлен по методике Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной .
Пирамида обучения.
Этапы и направления коррекционной работы:
В своём вебинаре по артикуляционной диспраксии Е. Б. Барыбина предлагает такие блоки в структуре занятия:
Особенности постановки звуков : Следуем за ребенком, закрепляем ту артикуляцию, которая появляется (часто спонтанно с опорой на звукоподражания в игре). При этом онтогенетический принцип появления звуков может быть нарушен. Важна уверенная ориентация в координатах ротовой полости, ( с опорой на зрительный контроль – рука вверх, язык вверх – рука вниз – язык вниз), слуховой контроль, навыки элементарного программирования (составления последовательности- из кубиков собираем слова)). Формирование звукопроизношения через опорные звуки простой артикуляции (гласные, «т»). Сложные артикуляционные позы («Чашечка», «Мостик») доступны в норме после 5 лет при нормальном тонусе и сохранной кинестетической коре.
Комплексный подход в коррекции артикуляционной диспраксии .
Литература и интернет-ресурсы Т.Г.Визель , «Основы нейропсихологии».//Учебник для студентов вузов, Москва В.Секачев 2017. Г.В.Бабина , Н.Ю.Сафонкина , Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, Москва: изд. «Книголюб» 2005. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учебное пособие.- Москва: Просвещение, 1989. - 528 с. А.Н.Корнев , Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей. // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции.-СПб, 1999,с.57-630 Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты. Изд. Речь Санкт Петербург 2005. Р.И.Лалаева , Л.Г.Парамонова , С.Н.Шаховская , Логопедия в таблицах и схемах. Москва: Изд. Парадигма 2009 М.А.Поваляева , Справочник логопеда. Ростов -на-Дону: «Феникс» 2002 Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976, С.59-96 https://www.defectologiya.pro/personal/kurs_kpk/?ukid=10704 https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-rechi-detei-s-verbalnoi-dispraksiei.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста
Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...
Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития
В статье раскрываются особенности функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития у детей раннего возраста с перинатальным пораже...
Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной алалией.
Моторная алалия....
Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.
Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....
Организация и содержание логопедической помощи в образовательных организациях
Предсталены нормативно- правовые документы, основные моменты организации, содержание логопедической помощи в образовательных организациях....