Артикуляционная диспраксия у детей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Елена Николаевна

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптоматику и характерный для нее тип динамики на протяжении онтогенеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

                      Артикуляционная диспраксия у детей 

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптоматику и характерный для нее тип динамики на протяжении онтогенеза. 
В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности: 
* в подборе правильной артикуляционной позы; 
* знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки; 
* в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например: при ответе у доски). 
Существуют следующие виды артикуляционной диспраксии: 
* Динамическая артикуляционная диспраксия (в чистом виде встречается довольно редко). 
Отличительными признаками являются: пропуски слогов, пропуски согласных звуков, перестановки слогов, а также единичные ошибки других типов. 
* Дисфонетическая артикуляционная диспраксия проявляется в виде искажений исключительно согласных позднего онтогенеза. 
Искаженное произнесение не зависит от фонологического контекста и наблюдается как при повторении изолированных звуков, так и в потоке речи. 
Как правило, у детей при дисфонетической артикуляционной диспраксии не наблюдается нарушение слоговой структуры слова, а также большинство детей не замечает дефектов собственного произношения, но обноруживали их, если им давали прослушать запись собственной речи. 
* Дисфонологическая артикуляционная диспраксия. 
При такой форме диспраксии, наиболее частыми ошибками являются замены-упрощения и пропуски согласных звуков, а остальные ошибки наблюдаются в незначительном количестве. 
Также выделяют: 
Афферентную и артикуляционную диспраксию. 
* При афферентной артикуляционной диспраксии ребёнок будет испытывать трудности в поиске нужного артикуляционного уклада: положить язык на верхнюю губу, поставить язык за нижние зубы... 
При эфферентной артикуляционной диспраксии ребёнку будет сложно переключиться с одного движения на другое (при выполнении динамической артикуляционной гимнастики), повторить ритм, правильно выполнить моторную программу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Коррекционная работа с неговорящим ребенком при артикуляционной диспраксии

Рассмотрим основные этапы формирования речи при АД...

Конспект занятия для ребенка с афферентной артикуляционной диспраксией

Цель: развитие тактильных ощущений, изучение частей тела; развитие тактильной чувствительности, развитие артикуляционного праксиса....

Конспект занятия для ребенка с эфферентной артикуляционной диспраксией

Цель: развитие чувства ритма, механизма упреждающего синтеза, пространственного ориентирования; пальцевого праксиса...

Занятия по коррекции общей и артикуляционной диспраксии

Коррекция двигательных и когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

«Диагностика и содержание логопедической помощи детям с артикуляционной диспраксией».

Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом....

Артикуляционная диспраксия

Понятие артикуляционной диспраксии.Осрбенности работы с ней....