Статья "Использование биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"
статья по логопедии

Мауль Анна Петровна

В статье рассматриваются термины «биоэнергопластика», «биоэнергия», «пластика». Автором описан метод использования биоэнергопластики в работе специалиста, его преимущества и степень влияния на коррекцию звукопроизношения, а также раскрыты основные этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»

Мауль Анна Петровна

Учитель-логопед

8(960)7717252

annamaul_84@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются термины «биоэнергопластика», «биоэнергия», «пластика». Автором описан метод использования биоэнергопластики в работе специалиста, его преимущества и степень влияния на коррекцию звукопроизношения, а также раскрыты основные этапы работы.

Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, артикуляционная моторика, биоэнергопластика, моторика рук.

В настоящее время важнейшей проблемой является увеличение количества детей с речевой патологией. Нарушения звукопроизношения – наиболее типичный речевой дефект. Недостатки звукопроизношения могут явиться
причиной:

  • отклонений в развитии психических процессов;
  • сложностей в формировании коммуникативных навыков, в общении ребенка со сверстниками;
  • трудностей в овладении родным языком, в дальнейшем в овладении навыками чтения и письма.

Поэтому проблема профилактики нарушений дислексии и дисграфии у дошкольников в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Работа надформированием правильного звукопроизношения у детей – это
продолжительный процесс, неотъемлемой частью которого является артикуляционная гимнастика. Она способствует развитию и укреплению речевых мышц, что помогаетдлительному удержанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако ежедневное выполнение одинаковых упражнений снижает интерес детей к занятиям. Для достижения лучших результатов в работе по исправлению произношения можно использовать метод биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» -это соединение движений артикуляционного аппарата с движением рук, которая включает в себя два базовых понятия: «биоэнергия» и «пластика».

По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные движения тела, рук.

Использование данного метода способствует ускорению исправления дефектных звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями. Выполнение артикуляционных упражнений одновременно с движением кистью и пальцами во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, что способствует улучшению артикуляционной моторики, соответственно и улучшению звукопроизношения.Физиологи В. М. Бехтерева, М. М. Кольцова доказывают связь развития рук с развитием мозга.

Центры речи и движения в коре головного мозга расположены в одной проекции. Применениеартикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой синхронизирует работу полушарий головного мозга, активизирует развитие внимания, памяти мышления и других психических процессов.Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от воспитанника максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Использование такой гимнастики с биоэнергопластикой помогает длительно удерживать интерес ребенка, поддерживать положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия, повышать мотивационную готовность.Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняем с детьми ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики
предусматривает несколько этапов:

1-й этап диагностический. Обследование строения и подвижности органов артикуляции, нарушения звукопроизношения.   На этом этапе устанавливается структура дефекта и симптоматика, намечается план коррекционно – развивающей работы.

2-й этап эмоциональный. Устанавливается с ребенком эмоциональный контакт, при котором необходимо вызватьу ребенка интереск занятию.

3-й этап основной. Обучение детей выполнению упражнений артикуляционной гимнастики по стандартной методике, сидя перед зеркалом. Рука взрослого в упражнении не участвует.  

После того как ребенок освоит выполнение упражнения сопровождаем гимнастику движением своей ведущей руки. Рука ребенка в упражнения не вовлекается. Далее выполняем с ребенком артикуляционные   упражнения с подключением ведущей руки воспитанника.   Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение, одновременно сопровождая движением обеих рук.

4этап итоговый -подведение результатов работы.К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).

Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.Например:

  Артикуляционно-пальчиковая сказка.

1. Однажды язычок пошел в сад: тот-топ, топ-топ.

(Шагают указательный и средний пальцы.   Язык двигается вверх-вниз, упражнение «Качели»).

2. Вокруг сада забор, подошел язычок к забору.

(Ладони ребрами прижаты друг к другу.Зубы на зубы поставили, упражнение «Заборчик»).

3.Зашел в сад.(Развести руки в стороны.Язык двигается вправо-влево, упражнение «Часики»).

4.  В саду растут деревья. (Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти с раздвинутыми пальцами вверх.Язык держим «Чашечкой»).

5.На дереве растут вкусные сливы, сорвали сливу и съели.(Ладони с согнутыми пальцами вверх.Языком облизываем верхнюю губу, упражнение «Вкусное варенье»).

6. Под деревом стоит игрушечная лошадка.(Ладони с сомкнутыми пальцами поднимаются вверх-вниз.Язычок захотел покататься.Язык цокает, упражнение «Лошадка»).

7.Увидел язычок индюка, поговорил с ним.(Пальцы рук ритмично сжимаются-разжимаются.Язык бегает по верхней губе, упражнение «Индюк»).

8.Погулял язычок и вернулся домой.(Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком».Язычок присосать к небу, (крыша домика), упражнение «Грибок»).
         Таким образом, использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи. Биоэнергопластикаможет являться неотъемлемой частью коррекционной логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического равновесия и совершенства.

Литература:

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009;
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005;
  3. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2011;
  4. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. — СПб.: Речь, 2005;
  5. Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка дошкольника. — М.: 1995;





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!...

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда

В материале отражается использование технологии "Биоэнергопластика" в работе учителя-логопеда, а также традиционные и нетрадиционные методы, которые положительно влияют на психическое и физи...