Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда
консультация по логопедии (подготовительная группа)
В материале отражается использование технологии "Биоэнергопластика" в работе учителя-логопеда, а также традиционные и нетрадиционные методы, которые положительно влияют на психическое и физическое здоровье дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда
учитель -логопед Шацкая М.А.
На современном этапе идет увеличение количества детей с речевой патологией и это является важнейшей проблемой дошкольного детства. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).
Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Упражнения по биоэнергопластике:
1. Огород.
Мы лопатки свои взяли (артикуляционное упражнение: «Лопаточка» - удерживаем + выставляем руки ладонями вверх),
Быстро грядки раскопали («Лопаточка» + движения руками, имитирующие копание).
А потом мы грабли взяли (упражнение: «Маляр» + показали руки – «грабли» (согнув и растопырив пальцы)),
Свои грядки разровняли («Маляр» + загребаем «граблями» – руками).
Мы сажаем семена (Упражнение «Качели» + делаем щепотку из трёх пальцев – имитируем посадку семян),
Получим урожай сполна («Пузырик» - надуваем щеки + разводим руки в стороны).
2. Осень.
Ходим – бродим мы одни – осень – рядом. где – то («Качели» + указательным и средним пальчиками имитируем ходьбу по столу).
Жёлтый листик на воде – где ты, наше лето? («Лопатка» + руки ладонями вниз – делаем плавные движения),
В руки листик мы берём – вдруг – самый он последний? (Закусив кончик языка зубами – удерживаем его + тремя пальчиками, как – бы, берём листочек и делаем движения кистями рук – из стороны в сторону),
Принимаем осень в круг, здравствуй день осенний (высунув язык изо рта – делаем круговые движения + круговые движения кистями рук).
3. Урожай.
Радостно как, в огороде («Лягушка» - широкая улыбка + указательными пальчиками рук – показываем «улыбку» - (͜),
Поработать тёплым днём («Ленивый язычок» + сжимаем – разжимаем кулаки).
Яркий луч по грядкам ходит, чудно пахнет чернозём («Змейка» язычком + указательным и средним пальцами – имитируем ходьбу по столу).
Выросло всё и созрело («Катушечка» + поочерёдным движением пальцев рук (сверху – вниз) – имитируем рост растений),
Богатый будет урожай («Орешек» + разводим руки в стороны).
Для всех для нас – найдётся дело – собираем урожай («Качели» + имитируем руками срывание плодов с дерева).
4. Птицы.
Наши птички голодали (кусаем кончик языка и, одновременно, открываем – закрываем щепоть руки).
И повсюду корм искали («Часики + прямые ладони (от себя) – качаем ими из стороны в сторону – как маятником).
Вот так, вот так – и повсюду корм искали.
Зимовали, кочевали, всё летали, проверяли («Маляр + машем руками, как крыльями).
Вот так, вот так – с деревьев ягоды срывали (Улыбка – слоник + имитируем срывание ягод).
В чаще дерево долбили – насекомых находили («Дятел: д-д-д..+ кулачок о кулачок).
Вот так, вот так: насекомых находили.
Рядом с нами проживали («Орешек» + одна ладонь у груди, другая рука вперёд).
Дружно крошки доедали («Вкусное варенье» + щепоть, как клюв птиц – стучит по кормушке).
Вот так, вот так – дружно крошки доедали.
5. Ветры.
Высокие вершины, ветры еще спят («Грибочек» + поднимаем руки верх),
Только у деревьев листья шелестят («шипим» - шшш + раскрытыми ладонями делаем плавные движения),
Шепчутся тихонько, говоря друг с другом («Лягушка» - «Слоник» + щепотки рук соприкасаются друг с другом кончиками пальцев).
Льётся дождик звонкий, по веткам упругим («Орешек» + перебирая пальчиками рук – имитируем падение капель дождя).
6. Зима.
Весёлый хоровод ведут, белые снежинки («Лошадка» + на руках пальчики – вместе – врозь),
Вьюга по полям летит, широкою тропинкой («Часики» + ладонями делаем плавные движения из стороны в сторону),
Вышла из – за туч луна, круглая горбушка («Гармошка» + показываем указательным и средним пальцами рук - круг).
Высоко висит она, яркою игрушкой («Чашечка» + поднять руки вверх).
7. Шмель.
Славный я мохнатый шмель, пробудился я в апрель («Иголочка» + машем руками, имитируя движения крыльями),
Звонкими ручьями, яркими лучами (говорим «Динь – динь» + сжимаем – разжимаем кулачки – растопыривая пальцы рук, имитируя лучи солнца).
И летаю и жужжу, над лесочком я кружу («Часики» + машем ладонями – вверх – вниз),
Красный подберу цветок, выпью я душистый сок («Улыбка – слоник» + тремя пальчиками (щепоткой) обеих рук – «берём» цветок и подносим поочерёдно к губам).
Приложение.
Артикуляционная гимнастика.
«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, 15 секунд.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху (кончик и боковые края языка загнуть), 15 сек.
«Иголка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать его узким, 15 сек.
«Трубочка» -высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть, подуть в получившуюся трубочку, выполнять медленно 10-15 раз.
«Грибок» - раскрыть рот, присосать язык к небу, при этом сильно оттянуть нижнюю челюсть, 15 сек.
«Гармошка» - то же самое, но нижнюю челюсть то поднимать, то опускать, 10-15 раз.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком медленно и сильно, тянуть подъязычную складку, 10-15 раз.
«Часики» - высунуть узкий язык и тянуть его попеременно - то в правую сторону, то в левую в медленном темпе, 15-20 раз.
«Качели» - язык поднимаем за верхние и нижние зубы - попеременно - то к носу, то к подбородку, рот открыт, 10-15 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в рот, 15 раз.
«Змейка» - рот широко открыть, язык максимально высунуть, и напрячь, сделать его узким; выдвигать вперед и убирать в рот, медленно 10 раз.
«Катушечка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, широкий язык выкатывать вперед и убирать в рот, 15 раз.
«Ленивый язычок» - улыбаемся, показываем широкий кончик языка, не напрягая язык слегка покусаем его кончик, чтобы не ленился (можно от кончика языка к корню и обратно), 10 раз.
«Маляр» - улыбаемся, широко открываем рот, плавно двигаем кончиком языка вперед - назад, ласково гладя нёбо, 10-15 раз.
«Орешек» - сделать «уколы» кончиком языка в щеку, то в правую, то в левую сильно, медленно; рот при этом закрыт, 15-20 раз.
Литература.
- Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии [Текст] / Н. Н. Беляковская, Л. Н. Засорина, Н. Ш. Макарова. М. – Творческий Центр «Сфера», 2009. – 128 с.
- Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – С. – П.: Детство – Пресс, 2014, 96 с.
- Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Пожиленко Е. А. - C.- П. Каро, 2006 – 92 с.
- Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
- Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
- Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с.
- Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.-136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"
Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...
Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"
Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда» Подготовила учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...
Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!...
Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....
Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...
Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"
Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....
Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»
Семинар-практикумТема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»...