Формирование кинетической и кинестетической основы речи на логопедических занятиях в ДОО
консультация по логопедии

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования кинетической и кинестетической основы речевой способности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kinesteticheskie.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Для правильного формирования речевых навыков у детей необходима база, состоящая из нескольких компонентов. Два из них, кинетическая и кинестетическая основы речи, являются фундаментом процесса порождения речи. Они тесно взаимосвязаны, но их следует различать.
Кинетическая основа речи является двигательным аспектом речи и включает в себя последовательность движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти и др.), необходимых для произнесения звуков, слогов и слов. В процессе речевого развития данная моторная программа совершенствуется и автоматизируется.

Кинестетическая основа речи связана с ощущениями и восприятием движений артикуляционных органов во время речи. Она обеспечивает обратную связь, позволяющую контролировать правильность артикуляции и, при необходимости, вносить поправки. Кинестетические ощущения формируются благодаря проприоцептивной чувствительности мышц речевого аппарата.

Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, мы можем выделить различия между кинестетической и кинетической основами речи:

1. Кинетическая основа - это сами движения, кинестетическая - ощущения от этих движений.
2. Кинетическая основа формируется раньше в онтогенезе, кинестетическая - позже, на базе кинетической.

3. Нарушения кинетической основы приводят к артикуляторным расстройствам (дизартрия, дислалия), кинестетической - к затруднениям в самоконтроле речи (алалии, артикуляционная диспраксия).
4. При коррекции нарушений звукопроизношения работают над кинетической основой через отработку артикуляционных укладов - опорных поз. Кинестетическую основу развивают с помощью логопедического массажа, артикуляционной гимнастики.

Тесная взаимосвязь этих основ необходима для плавной, автоматизированной речи. Логопедическая работа направлена на формирование и совершенствование как кинетической, так и кинестетической основ речи.

Особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает знание о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием (Ипполитова М. В., Кольцова М.М., Мастюкова Е.М.).

Известно, что при нормальном развитии овладение ребёнком звуковой стороны речи идёт одновременно с развитием общей и мелкой моторики. На практике доказано, что использование систематических упражнений, которые тренируют движения пальцев рук, общую моторику оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Далее приведены примеры игр и упражнений, способствующих формированию кинетической и кинестетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляционной моторики:

«В гости», «Домик», «Дружба», «Зайцы», «Замок», «Кот», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Пальчики здороваются», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Птички», «Пчела», «Человечек», специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).

Итак, основой движений является сложное взаимодействие кинестетического и кинетического механизмов. Для осуществления речевого акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, которая обеспечивает дифференцированный состав сложных движений, и лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков - кинетической структуры (Лурия А.Р.). Мозговые механизмы, обеспечивающие кинетическую и кинестетическую программы, создание схемы произвольного движения различны, при этом прослеживается тесная взаимосвязь между состоянием общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Список литературы:

  1. 1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Соцэкгиз, 1949. - 255 c
  2. 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.
  3. 3. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. - СПб.: Речь, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой...

Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях

Развитие связной письменной речи на логопедических занятияхПрактика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложно...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Развитие просодической стороны речи на логопедических занятиях

Актуальной проблемой у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи (силы голоса, темпа, ритма, интонации и выразительности).На своих занятиях я активно использую...

Развитие речи на логопедических занятиях (консультация для воспитателей)

Развитие речи на логопедических занятиях . консультация для воспитателей подготовительных групп...